Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу



Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

Предмет надзора

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

ГАРАНТ:Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей см. указание Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49

Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов) см. приказГенеральной прокуратуры РФ от 8 августа 2011 г. N 237

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона

 

Полномочия прокурора

Информация об изменениях: Федеральным законом

от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 1 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

 

Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

45 Особенности надзора за исполнением законов судебными приставами

Статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и относительно надзора за исполнением законов судебными приставами.
Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться.
Согласно закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:
- судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
- судебные приставы-исполнители.
Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.
Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам "О судебных приставах", "Об оружии", инструкции "О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда..." (см. список нормативных актов в конце главы), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:
- надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
- надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
- надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.
В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.
При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку; о принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.
Вопросы, которые предстоит выяснить входе проверки, можно разделить на несколько групп:
- соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;
- наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя
совершения активных действий;
- соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
- иные вопросы деятельности службы судебных приставов.
В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.
Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:
- возбуждения исполнительного производства;
- направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного
производства;
- установленных должником для добровольного исполнения;
- совершения исполнительных действий;
- рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.
Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:
- выполнение требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;
- соблюдение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
- соответствие исполнительного документа требованиям закона;
- соблюдение требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
- вынесение постановления об окончании исполнительного производства;
- соблюдение очередности удовлетворения требований взыскателей;

- соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи
имущества, его изъятия, передачи на хранение), наложении ареста или обращения взыскания на вновь
поступающие на счет должника денежные средства;
- способы оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях
специалистов;
- законность действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других
органов;
- обоснованность изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания
исполнительного производства;
- решение вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение,
выселение, восстановление на работе и др.).
Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:
1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их
представителей;
2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные
обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:
- не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;
- своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места
жительства или работы должника;

- выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли
письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;
- соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам
неимущественного характера;
- обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о
восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением,
утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении определения о выплате работнику среднего
заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного
прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника
по день исполнения исполнительного документа.
Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:
- допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение
законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства Российской
Федерации об исполнительном производстве;
- правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
- является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе
гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного
пристава или к месту совершения исполнительных действий;
- утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения
закона при доставлении этого лица.
Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве", а не КоАП РФ, и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности. Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.
Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:
- отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;
- формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого
использования.
Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:
- журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
- книга учета исполнительных документов;
- алфавитные указатели учета взыскателей;
- зональные книги учета исполнительных производств;
- реестр дел;
- журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних
детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
- журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами-исполнителями при исполнении
судебных решений;
- книга учета депозитных сумм;
- книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
- журнал регистрации жалоб и заявлений;
- отчетно-статистическая документация.
Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.
При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.
Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.
Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.

Вопросы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции. Поддержание государственного обвинения.

УПК РФ устанавливает обязательное участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве дел публичного и частнопубличного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

Согласно УПК РФ государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.

Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве – необходимое условие реализации конституционного принципа состязательности. Освобождение суда от обвинительной функции связано с возложением ответственности за доказывание обвинения на прокурора. Прокурор участвует в суде как представитель государства. Поддержание государственного обвинения в суде должно быть объективным, предполагающим выявление как уличающих, так и оправдывающих подсудимого обстоятельств.

В силу принципа процессуальной самостоятельности государственного обвинителя его позиция в суде не связана с выводами обвинительного заключения или обвинительного акта. Прокурор поддерживает обвинение лишь в меру его доказанности.

Участие прокурора в судебном заседании. В подготовительной части судебного заседания прокурор вправе заявить обоснованное ходатайство об отводе составу суда или кому-либо из судей о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании или исключении доказательств. Высказывает мнение относительно ходатайств, заявленных иными участниками судебного разбирательства, а также о возможности судебного разбирательства в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства. В начале судебного следствия государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение.

Государственный обвинитель первым представляет доказательства, он же определяет очередность их исследования и участвует в их исследовании. Только после исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства стороны защиты. Государственный обвинитель излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

По ходатайству государственного обвинителя подсудимый может быть допрошен в отсутствие другого подсудимого. По ходатайству государственного обвинителя в случаях, предусмотренных УПК РФ, допускается оглашение показаний подсудимого, потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве по делу.

При допросе свидетеля со стороны обвинения первым задает вопросы свидетелю обвинения государственный обвинитель.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения.

Прения сторон начинаются обвинительной речью прокурора. Государственный обвинитель не вправе отказаться от участия в прениях сторон.

После выступления в прениях сторон прокурор согласно УПК РФ может выступить еще раз с репликой, то есть с замечанием относительно сказанного в речах других участников прений. Реплика —необязательный элемент судебных прений.

В соответствии с УПК РФ по окончании прений сторон, но до удаления суда в совещательную комнату обвинитель вправе представить суду в письменном виде формулировки решения по вопросам, подлежащим разрешению судом в совещательной комнате при постановлении приговора.

Государственный обвинитель в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания вправе заявить ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания и изготовлении его копии. Замечания на протокол судебного заседания государственный обвинитель может принести председательствующему в течение 3 суток со дня ознакомления.

УПК РФ предусмотрен особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного следствия по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

Если государственный обвинитель возражает против постановления приговора без проведения судебного разбирательства, то уголовное дело рассматривается в общем порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, он отказывается от обвинения, изложив суду мотивы принятого решения. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет прекращение уголовного дела и уголовного преследования полностью или в соответствующей части по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.019 с.)