Год хиджры по солнечному календарю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год хиджры по солнечному календарю.




 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Символы и названия Священного Корана

Божественное Слово – Священный Коран – нарекают самыми разнообразными названиями и символами, которые упоминаются и в самом Священном Коране. Среди этих названий есть несколь­ко пользующихся наибольшей известностью, с чем единодушно соглашается большинство ученых в области коранических наук. Их можно воспринимать как непосредственные названия Корана, а они таковы: Кур’ан, Фуркан, Китаб, Зикр, Танзил.[2]

Кур’ан (Чтение). Это название в Коране упоминается в пятидесяти восьми эпизодах. Например: «Иннаху ла Кур’анун карим»[3] («Во­истину это – Благородный Коран»), «Фа иза кара’та-л-Кур’ана фа ста‘из би-л-Лахи мин аш-шайтани-р-раджим»[4] («Когда читаешь ты Коран, ищите убежище у Аллаха от шайтана, изгнанного (побиваемого камнями)»). О значении слова «Кур’ан» («Чтение») и корне его происхождения среди ученых нет единого мнения, а существуют различные точки зрения. Аш-Шафи‘и утверждает: «Слово «Кур’ан» произошло не от какого-то корня, а возникло изначально вдруг, экспромтом, для обозначения Божественного Слова и потому не восходит к корню «кара’а» («читать»). Иначе все, что можно читать, мы именовали бы «Кораном».

Аз-Заджадж и аль-Лихйани считают, что слово «Кур’ан» произ­водится с хамзой с той лишь разницей, что аз-Заджадж говорит: «Слово «Кур’ан» произведено от корня «кар’» в смысле «собирать», «объединять», и потому слово «кар’» в выражении «Кара’ту-л-маа фи-л-хаузи»(«Я собрал воду в бассейн») использовано именно в этом смысле. А поскольку Коран является вместилищем плодов предшествующих небесных книг, то потому его так и назвали». Кaтада также придерживался этого мнения.[5] Однако аль-Лихйани тоже убежден в том, что слово «Кур’ан» происходит от корня «кар’», но в значении «читать», «приводить последовательно», «декламиро­вать». Поскольку чтец Корана в процессе чтения его как бы после­довательно произносит друг за другом буквы и слова его, оттого он и назван Кораном. Поэтому слово «Кур’ан» является причастием страдательного залога и означает «читаемый», «читанный», подобно тому, как слово «китаб» («книга») означает «написанное». В таком случае слово «Кур’ан» тоже может означать «читаемое». Это мнение поддерживает и Ибн Аббас.[6] Аль-Аш‘ари говорит: «Слово «Коран» происходит от корня «карн», означающего «добавлять», «присоединять», «сближать». Поскольку буквы, слова, айаты и суры Корана сочетаются друг с другом и каким-то особым образом соединены и связаны между собой, то потому его и назвали Кораном».

Аль-Фарра высказывается так: «Слово «Коран» есть производ­ное от слова «кара’ин», являющегося формой множественного числа слова «карина» («сопряженная», «близкая»), а в силу того, что каждый из коранических айятов сопряжен и скреплен про­чной связью с другими айатами, его и именуют Кораном. По этой причине, исходя из двух последних мнений, слово «Коран» не должно произноситься с хамзой».[7]

Фуркан (Различение). Это слово употреблено в Коране в семи местах, где два раза под ним подразумевается Книга Моисея (Тора), в двух других местах имеется в виду Коран, когда, например, говорится: «Табарака-л-лази наззала-л-Фуркана ала абдихи ли йакуна ли-л-аламина назиран»[8] («Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров»). В остальных эпизодах оно имеет другие значения. Поскольку Коран является разделительной линией между исти­ной и ложью и четко определяет эти два понятия, то потому и прозван «Фурканом» («Различением»). Этот вариант толкования данного слова Ибн Аббас считает наиболее приемлемым и рациональным.[9] Некоторые другие полагают, что Коран потому назы­вают Фурканом, что эта небесная книга дарует человеку спасе­ние и удачу и айат «Йа айюха-л-лазина Аману, ин таттаку-л-Лаха, йадж‘алу лакум Фуркана»[10] («О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать [истину и ложь]») служит тому подтверждени­ем, ибо слово «Фуркан» в этом айате употреблено в смысле «спа­сать».

Китаб (Книга). Слово «Китаб» («Книга») употреблено в Коране двес­ти пятьдесят пять раз и в преобладающем большинстве случаев под ним подразумевается Благородный Коран. Основным значе­нием слова «китаб» в арабском языке является «собирать вместе», «группировать», и любое письмо потому называют «китаб», что буквы, слова в нем как бы собраны вместе, нанизаны друг на дру­га. По этой же причине Коран назван «Китаб», ибо всевозможные айаты, легенды и умозаключения следуют последовательно и соб­ранно одни за другими. Напомним в качестве примера один айат, в котором употреблено слово «китаб», подразумевающее Священный Коран: «Алиф, лам, ра. Тилька айат аль-китаби ва Кур’анун мубин»[11] («Алиф. Лам. Ра. Это – аяты Писания и ясного Корана»). Необходимо отметить, что в числе первоисточников исламс­кой теологии Коран чаще упоминается как Книга. Так, например, говорят, что источниками исламского богословия является Книга (Коран), сунна, иджма и акль.

Зикр (Напоминание). Это слово, являющееся исконни арабским, использова­но во многих местах в Коране, и в ряде случаев под ним имеется в виду Священный Коран. Например: «Инна нахну наззална-з-зи-кра ва инна лаху лахафизун»[12] («Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»), «Хаза Зикрун мубарак»[13] («Это – благословенное Напоминание»). Слово «Зикр» употреблено в Коране также и в смысле «упоминание». Например: «Ва лакад анзална илайкум китабан фихи зикрукум»[14] («Мы ниспослали Книгу вам, (о, люди!), в нем упоминание о вас»). Причина прозвания Корана Зикром заключается в том, что Всевышний Господь своими речами напо­минает рабам своим об их обязанностях и о своих предписаниях им.[15]

Танзиль (Ниспослание). Это слово чисто арабского происхождения неод­нократно употреблено в Коране, как, например, в этом айате: «Ва иннаху латанзилун рабби-л-аламин»[16] («Воистину, это – Ниспослание от Аллаха миров»). Коран поэтому прозван этим именем, что айаты его низводились до Пророка Аллаха[17] постепенно путем Откровения. Слово «танзиль» в большинстве случаев говорит о последовательном и постепенном нисхождении Корана, тогда как исходящее из того же корня слово «инзал» чаще означает едино­временное нисхождение Корана.

Таковы наиболее известные и распространенные названия и символы Корана. Однако одна группа ученых считает, что число их гораздо больше. Шейх Тахир аль-Джаза’ири в своей книге «Ат-Тибйан» отмечает, что Харалли[18] насчитывает более девяноста этих названий Корана. Ас-Суйути со ссылкой на книгу «Аль-Бурхан» аз-Заркаши пишет: «Кади Шайзала[19] упоминает пятьдесят пять названий Корана,[20] включающих следующие: Китаб (Книга), Мубин (Ясный), Кур’ан (Коран), Карим (Благородный), Нур (Свет, Луч), Худа (Праведный путь), Рахма (Милость), Фуркан (Разли­чение), Шифа (Исцеление), Мав‘иза (Назидание), Зикр (Намина­ние), Мубарак (Благословенный), Марфу‘ (Высокородный), Алий (Высочайший), Хикма (Мудрость), Хаким (Мудрый), Хабл (Вервь), Мутаххар (Очищенный), Сират (Путь), Мустаким (Прямой), Кайим (Драгоценный), Кавл (Сказ), Фасл (Разделение), Наба’ (Весть), Ахсан аль-хадис (Лучшее из сказаний), Масани (Святые стихи), Муташабих (Иносказательный), Танзиль (Ниспослание), Рух (Дух), Вахй (Откровение), ‘Араби (Арабский), Баса’ир (Знамение), Сухуф (Свитки), Байан (Разъяснение), ‘Илм (Знание), Хакк (Истина), Макрума (Благость), Хади (Ведущий), ‘Аджаб (Изумительный), Тазкира (Напоминание), ‘Урват ал-вуска (Прочная связь), Сидк (Правда), ‘Адл (Справедливость), Амр (Ве­ление), Мунади (Призывающий), Бушра (Радующий, Отрадный), Маджид (Преславный), Башир (Приносящий радостную весть), Назир (Предостерегающий), Азиз (Непоколебимый), Балаг (Уведомление), Касас (Повествование).[21]

Без сомнения, все эти символы не могут быть названиями Корана, ибо в большинстве своем они являются его эпитетами, которые Казий Шайзала и иже с ним спутали с названиями и именами, символизирующими Коран. Разумеется, все эти эпитеты употреблены применительно к самому Корану, но одно лишь их использование еще не может свидетельствовать о том, что они являются названиями Корана.

Какими бы словами и выражениями ни именовали Коран, он состоит из божественных слов и айатов, являющихся по сути чудо­действенными и ниспосланными Пророку ислама (Да будет благословенен он и род его) путем Откровения, собранными в свитки и тетради и доведенными до нас в определенной последователь­ности. Нынешний Коран есть то самое Божественное Слово, которое люди чтят, читают и руководствуются его предписаниями. И никогда какие-либо извращения и искажения, добавления и сокращения, усечения и исправления не находили к нему дороги и не допускались. В этом определении Корана единодушны все исламские ученые.


 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Божественное откровение

Семантический смысл откровения (Вахй). Ранее мы уже говорили, что Коран был низведен Пророку ислама (С) посредс­твом откровения (Вахй). Но поскольку слово «вахй» в Коране или в других книгах имеет множество различных значений, то мы постараемся дать короткое пояснение его семантического значе­ния.

1. Природный инстинкт человека. Примером его является инстинкт, которым наделил Господь мать Моисея (Мир ему!), кормившую его своим молоком, но без колебаний поместившую его в сундук и столкнувшую его в море и спасшую тем самым его от злодейства фараона, охотившегося за младенцами сынов израилевых. На это происшествие есть указание и в Священном Коране, где с использованием глагола, произведенного от слова «вахй» говорится: «Ва авхайна ила умми Муса ан арзи‘ихи ва алкихи фи-л-йамми»[22] («Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку»).

2. Врожденное свойство животного. Примером этого являет­ся Богом данная пчеле способность строить свой улей. Как ска­зано в Коране: «Ва авха раббука ила-н-нахли ан иттахизи мин аль-джибали буйутан ва мин аш-шаджари ва мима йа‘ришун»[23] («Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях»).

3. Вскользь сделанный таинственный знак. Так, Господь сказал о пророке Захарийи (Мир ему!) следующее: «Фа хараджа ала кавмихи мин аль-михраб фа авха илайхим ан саббихуху букра-тан ва ‘ашиййан»[24] («Он вышел из святилища к своему народу и дал им понять: «Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!»). По поводу данного айата пишут, что Захарийа, даже не обращаясь с какой-нибудь речью к своему народу, сумел донести до него свою цель и свое желание.

4. Указание жестами и мимикой. Так сказал некий поэт:

 

Назарту илайха назратан фа тахаййарат

Дакаику фикри фи бади'и сифатиха.

Фа авха илайха-т-тарфу инни ухиббуха

Фа асара зака-л-вахйу фи важнатиха [25].

 

Я бросил на нее один лишь только взгляд, и она, изумившись,

Застыла на несколько минут, а мысль моя была о прелестях ее.

Взгляд мой дал понять ей о том, что я полюбил ее,

И это внушение глаз нагнало на нее румянец смущения.

 

5. Происки и проделки сатаны. В этом значении слово «вахй» употреблено в Коране в следующем айате: «Ва казалика джа'ална ли кулли набиййин адувван шайатина-л-джинни ва-л-унси йувхи ба'зухум ила ба'зин зухруфа-л-кавли гуруран»[26] («И так установили Мы для каждого пророка врагов – шайтанов из людей и джиннов, и те внушают обольщение друг другу красой пустых незначащих речей»). Или в другом месте Корана гово­рится: «... Ва инна-ш-шайтина лайувхуна ила авлийаихим ли йуджадилукум...»[27] («Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами»). Разумеется, Откровение Всевыш­него Аллаха пророкам (Мир им!) не относится ни к одному из приведенных значений, ибо Откровение (вахй) есть воплощение тайной и скрытой связи пророка с Господом, благодаря которой Всевышний ведает об истинном положении в миру и средь лю­дей, а божьи пророки доводят Его веления до паствы.

6. Веление чего-либо ангелам, дабы те спешили исполнить его. О таком повелении в Священном Коране говорится: «Из йув-хи раббука ила-л-малаикати анни ма'акум, фа саббиту-л-лазина аману...»[28] («Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!»)

Обычно возложение исполнения какого-то поручения или при­каза на кого-либо в той форме, в какой оно звучит в Коране, по­добно возложению на архангела Гавриила высочайшего повеления передать Пророку (С) знамения небесных книг, что и выражено по­нятием «вахй», более близкого по смыслу Откровению Всевыш­него Аллаха, доводимого непосредственно им самим до Пророка. В обоих случаях, то есть доведения Всевышним Откровения пос­редством Гавриила или непосредственно самим Всевышним без чьего-либо посредства, предполагается возложение некоей задачи и выполнение некоей миссии, то есть ангел уполномочен правиль­но довести до Пророка Божественное Откровение, а Пророк обя­зан верно донести его до людей. Именно это и подчеркивает айат «Фа авха ила абдихи ма авха»[29] («Он внушил Его рабу откровение»), ибо он говорит, что Гос­подь велит слуге своему Гавриилу (Мир ему!) - верному хранителю Откровения - передать Пророку то, что Он внушил и велел ему. Понятие «вахй» в данном айате неотделимо от понятия «танзиль» («низведение», «ниспослание») в следующем айате: «Ва иннаху ла-танзилу рабби-л-аламин назала бихи ар-Рух аль-амин ала калбика ли такуна мин ал - мунзирин»[30] («Воистину, это – Ниспослание от Аллаха миров Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает»).

7. Обращение Аллаха к Пророкам. В самом Коране гово­рится, что обращение Всевышнего к людям и общение с ними не может осуществляться кроме как посредством Откровения: «Ва ма кана ли башарин ан йукаллимаху Аллах илла вахйан»[31] («Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения»).

Мы не должны упускать из виду то, что основное семантичес­кое значение слова «вахй» – это «быстрый тайный знак». По­койный ныне Мухаддис Куми пишет: «Слово «вахй» в арабском языке означает ситуацию, при которой человек поверяет какое-либо свое желание другому человеку неким тайным знаком, и потому «вахй» означает тайное или скрытое обращение и вну­шение. Позднее этим словом стали обозначать любую информа­цию, тайно и скрытно передаваемую другому человеку, да так, чтобы о ее содержании не проведали иные лица».[32]

Этот момент, составляющий первооснову понятия «вахй», имеет отношение к каждому из значений в вышеприведенных примерах. Говоря другими словами, семантика слова «вахй» не чужда ни одному употребленному в Коране или, вообще, в речи арабов варианту, подразумевающему краткий и скрытый намек или знак, ибо именно это заложено во всех иных вариантах, где употреблено данное слово. Таким образом, приходим к выводу, что тайная и невидимая связь, установившаяся между Господом Богом и избранными Им созданиями, то есть пророками или ан­гелами, – в какой бы форме она не осуществлялась - называется «вахй», то есть Откровением. Эта связь не ограничивается толь­ко ниспосланием небесных книг и писаний пророкам, а произво­дится тремя нижеследующими способами:

1. Внушением идеи и цели сердцу пророка без посредства ан­гела Откровения.

2. Беседой с пророком из-за завесы, подобно тому, как Господь говорил с Моисеем (Мир ему!) из-за дерева, и Моисей слышал Божественный глас.

3. Повелением ангелу Откровения донести Божественное От­кровение от имени Аллаха одному из пророков; ангел же должен донести и сообщить вверенное ему откровение в том же неизмен­ном и достоверном виде, в каком оно было ему изложено; более того, ангел этот может предстать перед пророком в образе чело­века или каком-то другом образе. И вот это сообщение ангела тоже называется «вахй».

Указывая на эти три способа, Господь говорит: «Ва ма кана ли мин башарин ан йукаллимаху илла Аллах вахййан, ав мин вараи хиджабин, ав йурсила расулан фа йувхийа би изнихи ма йаша'у, иннаху алийун хаким»[33] («Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый»).

О низведении Откровения. Пророк ислама, – да благословит Аллах его и род его! – н е был первым пророком Божьим, которо­му низведено было Откровение. До него были и другие пророки, которым тоже низводилось Божественное Откровение. По этому поводу Всевышний в Священном Коране говорит: «Инна авхайна илайка Кама авхайно ила Нухин ван - набийина яшн бадихи ва авхайна ила Иброхима ва Исмаила ва Исхака ва Йакуба ва - л - асбати, ва Иса ва Аййуба ва Йуниса ва Худа ва Сулаймана, ва атйна Давуда Забуран, ва русулан кад касаснахум алайка мин каб-лу ва русулан лам наксусхум алайка, ва каллама - л - Лаху Муса таклиман».[34] («Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь). Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)».

Конечно же, в этих двух айатах упомянуты имена целого ряда известных пророков племени израилева (Мир им!), а в целом в разных местах Корана приведены имена двадцати шести пророков,[35] которым было ниспослано Откровение. Однако были и дру­гие пророки, имена которых в Коране не упомянуты. Как видим, в вышеприведенных двух айатах Господь рассказывает, что подобно тому, как откровение ниспосылалось Пророку ислама (С) оно так­же низводилось и другим пророкам. Между Откровением, ниспо­сылавшимся предшествовавшим пророкам, и Откровением, низводившимся Пророку ислама (С), в смысловом аспекте никакого различия не существовало. Однако ниспосылание Откровения Пророку ислама (С) происходило в большинстве случаев через архангела Джабраила (Мир ему!), тогда как другие пророки полу­чали Откровение либо во сне, либо из-за некоей завесы, а иногда через ангела Откровения.

Однажды, когда иудеи спросили Пророка Божьего о том, кто же ниспослал ему этот Коран, он ответил: «Джабраил». Они ска­зали: «Мы с Джабраилом – враги, потому что он причинил нам много лишений и мучительных страданий и тяжелых невзгод. А поскольку мы враждуем с ним, то не уверуем в Писание, которое он доставил».

В этом айате «Кул ман кана адувван ли Джибрила фа иннаху наззалаху ала калбика би изни - л - Лахи»[36] («Скажи: «Кто был врагом Джабраилу... Ведь он низвел его [Коран] на твое сердце с Господнего соизволенья»). Господь говорит своему Пророку: «Скажи иудеям о том, что всякий, считающий себя врагом Джабраила, должен знать, что он низвел Откровение в его сердце по велению и с ведома Всевышнего Аллаха, а не по своей воле».[37]

В Священном Коране имя Джабраила иногда встречается в форме «Джибрил», как мы уже видели, а иногда он именует­ся Духом верным, как в этом случае: «Назала бихи - р - рух ал - амин ала калбика»[38] («Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце»). Иногда же он зовется Достойным вестником как в этом айате «Ва иннаху ла кавлу расулин карим»[39] («Это – слова благородного посланца»).

Относительно того, как низводилось откровение Пророку ислама (С), мы можем услышать из уст его самого. Этот рас­сказ Пророка Господнего приводится в версиях хадисов, переда­ваемых как шиитами, так и суннитами, и, согласно ему, Харис ибн Хишам как-то спросил досточтимого Пророка (С): «Каким образом низводится до Вас Откровение?» Он сказал: «Иногда до моего слуха доносится звук, похожий на звон колокольчика, и От­кровение, снисходившее на меня таким образом, было трудным и тяжелым. Затем эти звуки прекращались, и я запоминал то, что говорил мне Джабраил. Нередко Джабраил являлся мне в образе некого человека и разговаривал со мной, а я усваивал и запоми­нал его речи наизусть».[40] В этом хадисе высокочтимый Пророк рассказывает о двух особенностях нисхождения ему Откровения, одна из которых заключалась в том, что его слух заполняли какие-то непрерывные звуки, сравниваемые им со звоном колокольчи­ков, а другая состояла в том, что Джабраил представал перед его взором в облике обычного человека. В первом случае Откровение воспринималось им довольно тяжело, отчего Всевышний и сам характеризует в Коране такие Откровения, как «кавлун сакиль», то есть «весомые, тяжелые слова»: «Инна санулки ‘алайка кавлан сакилан»[41] («Мы непременно ниспошлем тебе весомые слова»). Однако во втором случае Откровения звучали более или менее, легче и мягче, и до слуха Пророка (С) уже не до­носились те странные, незнакомые и несколько пугающие звуки. Напротив, Джабраил (Мир ему!) представал его взору в образе простого заурядного человека, видимо, для того, чтобы Пророк (С) успокаивался при виде его и в него не вселялись всевозмож­ные страхи, опасения.

Следует отметить, что вместе с тем восприятие Откровений в обоих случаях для досточтимого Пророка (С) было делом не из легких, ибо в те минуты, когда ему снисходило Откровение, в любое время года лоб его обильно покрывался потом, лившимся ру­чьем. Он и сам говорил о своем состоянии: «Фа ма мин марратин йувха илаййа илла зананту анна нафси тукбаду»[42] («Ни разу не было так, чтобы на меня нисходило Откровение и у меня не воз­никало бы впечатления, что душа моя вот-вот будет забрана»).

Некоторые современные, да и предшествующие ученые, ос­новываясь на различных научных методах, пытались решить и истолковать проблему нисхождения Откровения, хотя это – про­блема неземная, метафизическая. Любые такого рода попытки, по мнению автора этих строк, бессмысленны и бесплодны, ибо они недоступны человеческому пониманию, так как лежат вне сферы человеческого сознания. Поиски объяснения этой проблемы мо­гут внести только сумятицу в людские умы и путаницу в мышле­ние, не развязав ни одного узла проблемы. Поэтому целесообраз­нее воздерживаться от таких, казалось бы, глубокомысленных, но бесплодных изысканий и дискуссий.

Этим кратким изложением вопросов, касающихся Открове­ния, мы и ограничимся, отсылая всех интересующихся подобного рода вопросами к соответствующим источникам и исследовани­ям на эту увлекательную тему.[43]

Краткий рассказ о нисхождении Откровения Пророку ис­лама (С). Первоначально напомним, что до начала выступления со своей миссией Пророк преимущественно старался избегать общения с людьми и сторонился их, укрываясь от них в тихих и укромных местах, например, в пещере Хира. Периоды его уе­динения и пребывания в этой пещере были разными, иногда это – одна ночь, а иногда – целый месяц в году, причем он брал с собой лишь небольшие легкие припасы. На протяжении многих лет в периоды пребывания в этой пещере он переживал какие-то удивительные состояния, одухотворенность и какие-то очень светлые чувства захватывали все его тело целиком, и он сам как бы излучал невидимый свет. В такие часы он горел особым жела­нием вершить добро и благодеяния. Пишут, что когда он удалялся от всякой мирской суеты в пещеру, ночами в ее тиши и покое, он погружался в созерцание своего внутреннего мира, в собствен­ные раздумья и мысли о мироздании. Проливая под сводами пе­щеры слезы в плаче, он, прежде всего смог воспарить над мирами, углубиться в таинства сотворения души и вселенной, представить их реально в своих видениях, что привело его в итоге к плучению откровения.

Об истории выступления с пророческой миссией этого благородного человека пишут, что в понедельник семнадцатого дня меся­ца рамадан или двадцать седьмого месяца раджаб[44] (за двенадцать лет до своей эмиграции в Медину), равного шестому августа или первому февраля 610 года нашей эры, когда по лунному календа­рю ему исполнилось сорок лет, шесть месяцев и восемь дней, а по солнечному календарю – тридцать девять лет, три месяца и во­семь дней, он достиг степени пророчества. В один из таких дней уединения и затворничества, приходящихся на упомянутые даты, к Пророку Господнему (С) спустился Джабраил и прочел ему Бо­жественное послание. Об этом историческом событии, ставшем повторным пунктом в истории человеческого общества, мы знаем из уст самого достославного Пророка (С), который рассказывал: «Пребывал я однажды во сне в пещере Хира, как вдруг предо мной явился Джабраил и, показав листок из шелковой бумаги, на которой было что-то написано, молвил: «Читай!» Я сказал, что не умею читать. Джабраил, сжав и вновь отпустив меня, еще раз велел: «Читай!» Это повторялось трижды. И в последний раз он сказал мне: «Читай!» Я спросил: «А что мне читать?» Он ска­зал: «Икра би исми раббика-л-лази халака, халака-н-инсана мин алакин, икра ва раббука-л-акраму-л-лази аллама би-л -калам, ‘алламал-л-инсана ма лам йа'лам»[45] («Читай во имя твоего Аллаха, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал»). Затем Джабраил уда­лился и исчез из виду. А я, проснувшись, почувствовал, что слов­но некая книга начертана на моем сердце. Я вышел из пещеры и спустился было до половины пути по горной тропинке, как мне послышался некий голос, говоривший мне: «О Мухаммад! Ты отныне – Посланник Божий, а я Джабраил». Я продолжил свой путь, но каждый мой шаг сопровождался теперь страхом. Так я дошел до дома».

Хадиджа – супруга Пророка (С) рассказывала: «Когда Пророк вошел в дом, он выглядел бледным, растерянным и усталым. Я спросила его: «Почему ты так бледен?» Досточтимый поведал супруге о случившемся. Хадиджа попросила объяснить тайную сущность этого происшествия Вараку ибн Науфаля – человека мудрого и прозорливого. Варака сообщил ей отрадную весть, сказав, что муж ее отныне является Пророком этого народа. Он попросил ее передать досточтимому слудующее: «Крепись и будь стоек!»

Пишут также, что когда достославный Пророк (С) вернулся из пещеры Хира, то откровения на некоторое время прекратились.[46] Между тем время шло, а откровения не поступали ему. Об этом есть хадис, который передает Джабир ибн Абдуллах, утвержда­ющий, что Пророк (С) как-то рассказывал: «После некоторого времени пребывания в уединении в пещере Хира, я оставил ее и направился в долину. С неба мне послышался голос, и я уви­дел в небе того самого ангела, с которым встречался накануне. Я испугался и поспешил к дому. Когда я пришел домой, то ска­зал домашним: «Укройте меня!» [Эту просьбу Пророк повторил трижды]. Я лег и меня укрыли. И в этот момент мне снизошли эти айаты: «Йа аййуха-л мудассиру кум фа анзир, ва раббука фа каббир, фа сийабака фа таххир ва-р-руджза фа ахджур»[47] (О завернувшийся! Встань и увещевай! Аллаха своего величай! Одежду свою очищай! Мерзости избегай!»). И отныне откровения стали нисходить беспрерывно и до самого конца жизни досточтимого Пророка (С) ему низводились знамения Священного Корана.[48]


 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Нисхождение Священного Корана

История начала нисхождения Корана. Несмотря на то, что выше мы вкратце уже упомянули эту тему, здесь хотелось бы раскрыть ее несколько шире и подробнее. Среди мусульманских ученых существуют разные и порой противоречивые суждения о том, в какой день и в каком месяце состоялось нисхождение первых откровений Корана. Такие же разные мнения бытуют среди историков и исследователей и по поводу даты начала проро­ческой миссии Благородного Пророка (С)[49]. Ниже мы рассмотрим суждения и высказывания мусульманских ученых относительно начальной даты нисхождения Корана.

Некоторые комментаторы убеждены, что именно на середину месяца ша‘абан приходится дата начала нисхождения Корана, и заявляют, что неопровержимым свидетельством тому служит выражение «лайлатин мубаракатин» («благословенной ночью») в айатах «Инна анзалнаху фи лайлатин мубаракатин, инна кунна мунзирин, фиха йуфраку куллу амрин хакимин»[50] («Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела»), где речь идет об одной из ночей в середине месяца ша‘абан.[51]

Большинство мухаддисов и комментаторов Корана придержи­вается того мнения, что начало нисхождения Корана относится к месяцу благословенного поста – рамадану.[52] Некоторая их часть даже определенно говорит о конкретном дне или ночи недели, ког­да произошло нисхождение, а другая часть тоже согласна с этой датой, но не говорит ничего ни о ночи, ни о дне нисхождения.

Следует отметить, что в соответствии с ясным указанием айата «Инна анзалнаху фи лайлати-л-кадри» («Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)») несомнен­но, низведение Корана началось в ночь Всемогущества (Лайлат аль-Кадр). Однако и о том, что эта за ночь и на какой месяц она приходится, звучат самые разные мнения.[53] Некоторые утверж­дают, что ночь Всемогущества – это ночь самой середины меся­ца ша‘абан. Другие, которых большинство, заявляют, что ночь Всемогущества – это одна из ночей месяца рамадан. Их доводом служит айат «Шахру рамадан ал-лази унзила фихи-л-Кур’ан».[54] («В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей»). В то же время эти самые же ученые не имеют единого мнения в определении какой-либо одной ночи месяца рамадан в качестве ночи Всемогущества. Поэтому одни из них говорят, что такой ночью является семнадцатая по счету ночь рамадана, имея в виду то, что выражение «йавма-л-Фуркан» («день Различения») в айате «Ин кунтум амантум би-л-Лахи ва ма анзална ала абдина йавма-л-Фуркан, йавма-т-така ал-джам'ан»[55] («если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два войска») указывает на семнадцатый день рамадана, а ведь Пророк (С) в пятницу утром семнадцатого дня месяца рамадан встретился ли­цом к лицу с язычниками и сражался с ними.[56]

Ат-Табари пишет: «Коран был ниспослан Пророку (С) тогда, когда уже минуло восемнадцать ночей рамадана».[57] Поэтому вре­менем начала нисхождения Корана должна считаться девятнадцатая ночь рамадана. Однако, по мнению большинства шиитских богословов, ночью Всемогущества является одна из ночей пос­ледней декады месяца рамадан,[58] которая, по наибольшей веро­ятности и свидетельству множества преданий, должна совпадать с двадцать третьей ночью рамадана, и именно ее следует считать ночью Всемогущества, когда впервые был ниспослан Коран.

Ас-Суйути также приводит весьма любопытный рассказ по этому поводу. Он пишет: «Со слов Ваиля ибн Аска передают, что Пророк (С) рассказывал: «Тора была низведена шесть дней спустя после начала рамадана, Евангелие – до тринадцатого дня рамадана, Псалтырь – до восемнадцатого дня рамадана, а Коран – до двадцать четвертого дня месяца рамадан». Согласно сведе­ниям некоторых других преданий, свитки Ибрахима низведены в самом начале месяца рамадан». Этот хадис он подкрепляет айатом «Шахру рамадана-л-лази унзила фихи-л-Кур’ан»[59] («И месяц рамадан, есть тот, который Господом Коран ниспослан») и айатом «Ва инна анзалнаху фи лайлати-л-кадри»[60] («Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)»).

Исходя из изложенного ночь Всемогущества, по всей вероят­ности, – это та самая двадцать третья ночь месяца рамадан, когда Коран враз был ниспослан на дольние небеса, а затем на двадцать четвертый день был низведен на землю и началом его стало ве­ление «Икра би исми раббика...»[61] («Читай [и возгласи] во имя Бога твоего...»). Но тут возникает одна проблема, ибо, согласно убеждению приверженцев суннизма, Пророк (С) выступил впер­вые со своей пророческой миссией в месяце раби‘ аль-аввал, а это расходится с датой начала нисхождения Корана в месяце рамадан. Разрешение этой проблемы можно найти в том, что Пророк в месяце раби‘ аль-аввал, то есть в месяц своего рождения, в своем сне и видении был призван на пророчество, а по истечении шести месяцев – в месяце рамадан – ему уже наяву было ниспослано Откровение.[62]

Нисхождение небесных книг пророкам и нисхождение Свя­щенного Корана. Прежде чем приступить к рассмотрению темы постепенного и последовательного нисхождения айатов Корана, полагаем необходимым предварить ее кратким изложением воп­роса низведения небесных книг предшествовавшим пророкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.046 с.)