Содержание книги

  1. Тактический прием - основное структурное понятие криминалистической тактики
  2. Тактические операции и тактические комбинации
  3. Тактика проведения иных видов следственного осмотра
  4. Понятие и виды следственного эксперимента
  5. Тактика проведения и фиксация результатов экспериментальных действий
  6. Обыск в структуре тактической операции и тактической комбинации
  7. Понятие контроля и записи телефонных и иных переговоров
  8. Контрольно-исполнительский и заключительный этапы контроля переговоров
  9. Контроль и запись иных переговоров
  10. Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших
  11. Поисково-исследовательский этап
  12. Тактические особенности проведения других видов опознания
  13. Понятие и виды судебных экспертиз
  14. Организация и процедура назначения экспертизы
  15. Производство судебных экспертиз
  16. Сущность криминалистической методики расследования преступлений.
  17. Методика расследования убийств
  18. Криминалистическая характеристика убийств, совершаемых по найму
  19. Криминалистическая характеристика бандитизма
  20. Выдвижение и проверка версий о бандитизме
  21. Последующие этапы расследования
  22. Проверка заявлений и сообщений об изнасиловании
  23. Первоначальный этап расследования изнасилований
  24. Особенности последующих этапов расследования изнасилования
  25. Криминалистическая характеристика краж чужого имущества
  26. Криминалистическая характеристика вымогательств
  27. Криминалистическая характеристика мошенничества
  28. Проверка заявлений и сообщений о совершении мошенничества
  29. Организация расследования на последующих этапах
  30. Мошеннические действия сотрудников банка с использованием системы электронного платежа способом внедрения в компьютерные программы.
  31. Типовые (обобщенные) данные о личности мошенника, совершающие преступления в сфере экономики.
  32. Способы совершения хищений чужого имущества, вверенного виновным лицам.
  33. Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования хищений
  34. Основы методики расследования коррупционных преступлений
  35. Проверка заявлений и сообщений о совершении коррупционных преступлений
  36. Особенности возбуждения и первоначального этапа расследования
  37. Производство отдельных следственных действий
  38. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
  39. Основные направления и методы оперативно-розыскной деятельности
  40. Особенности тактики и методики отдельных следственных действий
  41. Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия
  42. Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций
  43. Уголовно-правовая характеристика преступлений террористической направленности
  44. Групповая криминалистическая характеристика преступлений террористической направленности и особенности возникновения типовых следственных ситуаций
  45. Криминалистическая характеристика террористических актов
  46. Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки
  47. Криминалистическая характеристика захвата заложников
  48. Тактические особенности осмотра места происшествия
  49. Тактические особенности производства судебных экспертиз
  50. Оперативно-розыскные возможности освобождения заложников


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций



 

В простых ситуациях следователю уже при выез­де на место происшествия в общих чертах известно, что произошло, какие последствия наступили. В подобных случаях объективная ин­формация поступает от участников происшествия, очевидцев и извле­кается при осмотре следов преступления. После возбуждения уголов­ного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, ме­дицинского освидетельствования предполагаемых виновников удается получить необходимые сведения и доказательства о фактических об­стоятельствах расследуемого события.

Следственная ситуация на первоначальном этапе может существен­но усложниться гибелью одного из участников события; отсутствием на месте происшествия очевидцев события; заявлением водителя ава­рийного транспортного средства об участии в дорожном происшествии еще одного субъекта, которого не оказалось к моменту прибытия сле­дователя. Общим для сложных следственных ситуаций является воз­никновение условий, благоприятных для оказания виновными проти­водействия расследованию. В то же время возможности следователя по проверке объяснений противодействующей стороны существенно уменьшаются. В частности, подозреваемые нередко заявляют, что при­чиной происшествия были неправильные действия погибшего участни­ка события, и дают о его поведении ложные показания. В этой ситуа­ции нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельст­ва исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспер­тиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказа­тельств, следственного эксперимента и т.д. Полученные в результате этих действий данные сопоставляются с утверждениями подозреваемо­го, а на выявленные противоречия ему указывается при проведении допроса. Иногда, чтобы доказать необъективность версии подозревае­мого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте проис­шествия или к производству следственного эксперимента.

Эффективным средством проверки версии об участии в происшест­вии неизвестного субъекта является автотехническая экспертиза. Пу­тем расчета механизма движения транспортных средств и сопоставле­ния результатов исследования с предполагаемым положением и дейст­виями в пространстве дороги «третьего» участника эксперт может под­твердить или исключить объективную возможность дорожной обста­новки, на которой настаивает предполагаемый виновник события. Кро­ме того, следователь должен принять все необходимые меры поиска следов и других доказательств участия в событии неустановленных машины и пешехода. Неустановление этих следов существенно умень­шает или опровергает утверждения действительных виновников проис­шествия.

В следственной практике встречаются случаи, когда после совер­шенного преступления водитель скрывается, оставляя на месте проис­шествия машину. Подобным образом поступают лица, совершившие угон автотранспорта, или водители, хотя и правомерно владеющие ма­шиной, но пытающиеся выиграть время для оказания противодействия. Последние в ряде случаев также выдвигают версию об угоне у них ав­тотранспорта, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знако­мых, родственников, обращаются в милицию с заявлением об угоне. В рассматриваемых ситуациях первоочередной становится задача уста­новления лица, находившегося за рулем в момент автопроисшествия. К разрешению этой задачи следует приступить уже в ходе осмотра места происшествия. С учетом повреждений кабины, положения води­тельского кресла после аварии можно представить, каким образом во­дитель вышел из поврежденной машины, где могли остаться следы рук, крови, если у него было кровотечение. Если в салоне имеются по­вреждения деталей, которые могли образоваться от удара тела водите­ля, необходимо попытаться найти там следы рук, крови, части и во­локна одежды. На одежде и обуви водителя могут иметься следы кон­такта с объектами, находящимися на месте происшествия. Кроме того, следует установить лиц, которые видели водителя до, в момент и по­сле происшествия. Первые допрашиваются о том, сообщал ли предпо­лагаемый виновник, куда направляется, в каком направлении двигался, в каком состоянии были его одежда и управляемый им автотранспорт. Свидетелям, которые видели водителя после аварии, задаются вопросы о том, где они его встречали, откуда он шел, в каком состоянии нахо­дился, какие повреждения имелись у него на теле и одежде, не расска­зывал ли допрашиваемому о случившемся. Особенно важную инфор­мацию обычно получают при допросе свидетелей, которые видели по­дозреваемого за рулем в момент аварии и когда он покидал место про­исшествия. Если водитель машины, обнаруженной на месте происше­ствия, обращался с сообщением об угоне, изымаются его заявление и все материалы по проверке. В заявлениях, объяснениях, показаниях подозреваемого и лжесвидетелей могут быть противоречия, которые используются при допросе этих лиц.

На первоначальном этапе расследования нередки ситуации, когда с места происшествия скрывается водитель вместе с машиной, участво­вавшей в аварии. При наличии очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся, у них выясняются индивидуальные и групповые признаки автотранспорта, приметы водителя, находивше­гося за рулем. При осмотре места происшествия по следам колес, от­делившимся от транспорта деталями, повреждениям окружающей об­становки также могут быть определены тип и марка автомобиля, уча­ствующего в аварии.

С учетом полученной информации организуется преследование ав­томобиля и проведение заградительных мероприятий по пути возмож­ного следования автомобиля. Эти меры могут быть приняты еще до начала осмотра и корректироваться по мере получения информации о разыскиваемых транспортных средствах и их водителях. При получе­нии сведений о возможном выходе разыскиваемой машины за пределы «закрытого» района или при возникновении такой опасности должны быть организованы поисково-заградительные мероприятия в границах соседних административно-территориальных единиц.

Информация о разыскиваемом транспорте может быть получена и при производстве экспертиз частей стекла, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомашины, грузов, выпав­ших из нее и обнаруженных на месте происшествия. В этих же целях организуется проверка и обход предприятий по ремонту транспорта, гаражей, автостоянок и проверка силами ГИБДД автомобилей, движу­щихся по дорогам. Если установлено назначение груза, машина может быть найдена после выявления грузоотправителей и грузополучателей.

Для выявления свидетелей рекомендуется проведение обхода жи­лых домов, организаций и предприятий, находящихся не только на прилегающих к месту происшествия территориях, но и по пути следо­вания разыскиваемого транспорта. Целесообразно также проведение опроса граждан, бывающих в названных местах и находившихся в них во время, предшествующее аварии и после нее. Если проведенные ме­роприятия в течение нескольких дней не дают положительных резуль­татов, возможно обращение к гражданам через средства массовой ин­формации. При обнаружении скрывающегося транспорта и его водите­ля следует помнить, что факт оставления места происшествия сам по себе не является доказательством виновности. В практике встречаются случаи, когда к подобным мерам прибегают лица, не виновные в со­вершении автотранспортного преступления. На данном этапе расследо­вания проводятся действия по идентификации найденных транспорта и водителя как участников дорожного происшествия. Большую роль в этом играют различные криминалистические экспертизы, в том числе, проводимые с целью установления целого по частям, когда для идентификации используются отделившиеся от транспорта узлы и детали, осколки стекла, частицы краски и т.д.

В процессе осмотра транспорта и последующих экспертиз могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, потерпевшими, дру­гими объектами на месте происшествия. Даже после проведения ремонтных работ за облицовкой, под крышкой капота, на днище и в ходо­вой части автомашины могут быть обнаружены следы крови, микро­частицы одежды потерпевшего, грунта и растений, краски от столк­нувшейся машины, вещества, из которого состоят иные препятствия. Если подозреваемый продолжает отрицать свое участие в происшест­вии, при его допросе следует использовать приемы предъявления дока­зательств, разоблачения лжи и сговора с лжесвидетелями. При допросе предполагаемых виновников могут быть использованы и приемы воз­действия на эмоциональную сферу допрашиваемого: обращение к луч­шим качествам, обострение чувства сострадания к потерпевшему, же­лание облегчить переживания собственных родственников и близких.

Довольно сложные ситуации складываются, когда подозреваемый (обвиняемый) признает участие в происшествии, но отрицает свою ви­ну в нарушении правил безопасности движения транспорта. Основным доводом допрашиваемых является то, что они не имели возможности своевременно обнаружить опасность и потому не могли предотвратить происшествия.

Подобные показания могут быть проверены с участием обвиняемо­го на месте происшествия. При проведении этого следственного дейст­вия следователь должен занимать активную позицию. Еще на стадии подготовки следует прогнозировать поведение допрашиваемого и по­добрать контраргументы его утверждениям. В самих показаниях обви­няемого также могут быть противоречия, на которые ему должно быть указано.

После проверки показаний на месте происшествия возможно про­ведение следственного эксперимента, а затем и автотехнической экс­пертизы для получения ответа на вопрос о наличии у водителя техни­ческой возможности предотвратить происшествие.

При выдвижении версии о том, что причиной происшествия была неисправность транспорта, которую водитель своевременно обнару­жить не мог, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие повреждения в указанной детали, узле автомашины. Они осматривают­ся, а затем подвергаются криминалистической и автотехнической, ли­бо комплексной экспертизе для установления причин и времени разру­шения детали и возможности своевременного обнаружения поврежде­ния. Эти показания проверяются допросами подозреваемых, отвечаю­щих за техническое состояние транспорта. Кроме того, изымаются и осматриваются документы о ремонте транспорта и установке дефект­ной детали, а также приказы и должностные инструкции об обязанно­стях лиц, отвечающих за выпуск машины на линию, ремонт и обслу­живание автомобиля.

Некоторые подозреваемые (обвиняемые) оспаривают достоверность установленных следствием данных об обстоятельствах маневрирова­ния машиной, скорости движения транспорта или пешехода, а также утверждают, что нарушение правил безопасности движения было до­пущено другим участником происшествия.

Подобного рода показания тщательно проверяются в ходе повтор­ного осмотра, следственного эксперимента, автотехнической эксперти­зы, допросов свидетелей и участников происшествия. Необходимо так­же проанализировать объективность суждений допрашиваемого и вы­водов следствия. При этом оцениваются достоверность исходных дан­ных об оспариваемых фактах, полнота и правильность их исследова­ния. Пристальное внимание должно уделяться проверке правильности определения фактических показателей механизма дорожного происше­ствия: экспериментальные данные о тормозном пути транспорта, оцен­ка показателей реакции водителя и скорости движения участников происшествия. Тщательному анализу подвергаются математические расчеты и обоснованность выводов экспертизы. Другими словами, в процессе вышеописанной деятельности проводится поиск возможных ошибок в построении выводов следователя и подозреваемого (обви­няемого).

В большинстве ситуаций подозреваемые (обвиняемые) признают свою вину и дают соответствующие показания об обстоятельствах рас­следуемого события. Подобное положение успокаивает некоторых сле­дователей, и они не анализируют показания обвиняемых, не прогнози­руют возможность изменения этими лицами своей позиции при обна­ружении ими неполноты расследования или других благоприятных ус­ловий для оказания противодействия.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предель­но детализировать и конкретизировать показания названных субъектов о фактической стороне возникновения и развития дорожного происше­ствия, об обстоятельствах обнаружения ими опасности, об ответных действиях, а также о технических приемах и средствах, которые ис­пользовал водитель для предупреждения вредных последствий. При анализе и оценке показаний подозреваемых (обвиняемых), признаю­щих свою вину, уточняется: соответствуют ли их показания установ­ленным расследованием обстоятельствам; правильно ли допраши­ваемый оценивает эти обстоятельства, свои действия и поведение дру­гих участников происшествия. Рассматриваемые показания, как и вся­кие другие, должны проверяться при производстве иных следственных действий, сопоставляться с материалами уголовного дела.

В постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого в обвини­тельных заключениях необходимо детализировать установленные об­стоятельства преступного события, раскрывать их объективное содер­жание, составляющее преступное нарушение правил безопасности дви­жения, учитывать действия других участников происшествия.

 

Глава 36

Расследование преступлений террористической направленности [49]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.62 (0.009 с.)