Сура 111 «пальмовые волокна» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сура 111 «пальмовые волокна»



بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ (1) Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул.

مَا أَغْنَى عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ (2) Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрел.

سَيَصْلَى نَارًا ذَاتَ لَهَبٍ (3) Он попадет в пламенный Огонь.

وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ (4) Жена его будет носить дрова,

فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ (5) а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон.

 

Аль-Бухари сообщил от ибн 'Аббаса,

что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на равнину аль-Батхаа, поднялся на холм и прокричал: «О люди! Немедленно идите сюда!». Курейшиты собрались вокруг него, и он спросил их: «Если бы я всем вам сказал, что враг собирается атаковать вас утром, или вечером, вы все поверили бы мне?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Поистине, я увещеватель, посланный к вам перед наступлением суровых мучений».

И Абу Лахаб сказал: «Ты что для этого собрал нас всех? Пропади ты пропадом».

И тогда Аллах ниспослал: ﴿ تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул» и до конца суры.

В другой передаче утверждается, что он стоял, тряся руками, и сказал: «Да чтоб ты сдох

до конца этого дня! Ты что, из-за этого нас всех сейчас собрал?». Тогда Аллах ниспослал:

﴿ تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ ﴾ «Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул»

 

Первая часть - это мольба против него, а вторая - сведения о нем.

Абу Лахаб был одним из дядей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах

и приветствует). Его настоящее имя 'Абд аль-'Узза ибн 'Абд аль-Мутталиб.

Он часто причинял вред Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

он ненавидел его и презренно относился к нему и к его религии.

 

Имам Ахмад передал от Абу аз-Зинада, что человек по имени Раби'а ибн Аббад из племени ад-Диль, который был из людей эпохи невежества и потом принял ислам, сказал ему:

«Я видел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во времена (моего) невежества на рынке Зу аль-Маджаз и он говорил: «О люди! Скажите, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и тогда вы преуспеете». Вокруг него собрался народ. А стоявший позади него мужчина с румяным лицом и с двумя косичками сказал: «Он лжец!». Этот человек преследовал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), куда бы он ни пошел. Я спросил, кто это, и мне сказали, что это его дядя - Абу Лахаб».

Мухаммад ибн Исхак передал слова Раби'а ибн 'Аббада:

«Я был с отцом и видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ходил по разным племенам и говорил: "О такое-то племя! Поистине, я - Посланник Аллаха и повелеваю вам, поклонятся Аллаху и не придавать Ему сотоварищей.

Поверьте мне и защищайте меня, пока я не исполню миссию, возложенную на меня Аллахом". Все время за ним следовал один мужчина, румянолицый с шевелюрой, который вслед за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) говорил им: "О такое-то племя! Этот человек хочет, чтобы вы перестали поклоняться ал-Лату и аль-Уззе и общаться к вашим союзникам из джиннов. Он хочет чтобы, вы не впадали в нововведения

и заблуждение. Не слушайте его и не следуйте за ним". Тогда я спросил своего отца:

"Кто это?" Он сказал: "Это его дядя, Абу Лахаб"» [44]

﴿ تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ ﴾ «Да отсохнут руки Абу Лахаба» означает, что он пропадёт

и сразу же в конце аята говорит: ﴿ وَتَبَّ ﴾ «и пропал» - что указывает на то,

что между желанием и действием Аллаха нет преграды[45].

﴿ مَا أَغْنَى عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ ﴾ «Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрел».

Ибн 'Аббас прокомментировал: ﴿ وَمَا كَسَبَ ﴾ «И не приобрел» - сыновей.

Это значит, что они не помогут ему. Сообщается, что когда Посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) призывал народ к вере, Абу Лахаб говорил: «Даже если мой племянник говорит правду, я выкуплю себя от мучительных страданий

в Судный день своим богатством и детьми». И тогда Аллах ниспослал:

﴿ مَا أَغْنَى عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ ﴾ «Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрел».

 

Слов Аллаха: ﴿ سَيَصْلَى نَارًا ذَاتَ لَهَبٍ ﴾ «Он попадет в пламенный Огонь»

означают, что в Аду есть зловещее и пылающее пламя.

 

﴿ وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ ﴾ «Жена его будет носить дрова».

 

Его жена, Уму-ль-Джамилюн, была знатной женщиной из племени курайш.

Ее имя было Аура` бинт Харби ибну Умаййа, и она была сестрой Абу Суфьяна.

Она помогала своему мужу в неверии и противодействии пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В Судный день она будет в огне Геены помогать ему в его наказании,

и об этом Аллах сказал: ﴿ وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ ﴾ «А его жена – носильщица дров».

 

 

«Жена его будет носить дрова» - т.е. она будет подносить дрова

и подбрасывать их своему мужу, чтобы усилить пламя, к чему она уже готова.

﴿ فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ ﴾ «А на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон».

 

'Икрима и ибн Джарир сказали: ﴿ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ ﴾ «Носильщица дров»,

так обычно называют женщину, которая переносит злые сплетни и клевету на других, «чтобы разжигать пламя вражды между людьми».

Муджахид истолковал, что это огненные пальмовые волокна.

Ад-Даххак и ибн Зайд сказали, что она разбрасывала колючки и шипы на пути

следования пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а ибн Джарир говорил:

«Она позорила и срамила пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Са'ид ибн аль-Мусейб сказал: «У нее было дорогое ожерелье. И она сказала:

«Я потрачу его на вражду с Мухаммадом». Поэтому Аллах повесит на ее шею в Судный день огненную веревку из пальмовых волокон». Другие комментаторы говорили,

что это ожерелье из огня в семьдесят локтей в длину.

Муджахид сказал, что на ее шее будет железный ошейник.

 

Саид ибн Мусайиб сказал:

«У нее было ожерелье, средства от которого она пообещала использовать на борьбу с Мухаммадом, (за что) Аллах сделает на ее шею веревку из огненных пальмовых волокон».

От ас-Саури передано: «Это будет ожерелье из огня, высота которого 70 локтей».

 

Ибн Абу Хатим сообщил от Асмы бинт Абу Бакр, которая сказала: «Когда было ниспослано: ﴿ تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ ﴾ «Пусть сгинут обе руки Абу Ляхаба, да и он сам сгинул»,

Умм Джамилюн шла к пророку с камнем в руке, произнося: «Мы отвергли этого

(музаммам) поруганного, его религию и не подчинимся его приказу». В этот момент посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел с Абу Бакром в мечети. Когда Абу Бакр увидел ее, он сказал: «О, посланник Аллаха, вот она приближается,

и я опасаюсь, что она увидит тебя». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах

и приветствует, сказал: «Она не увидит меня», - и прочитал, полагаясь на Аллаха, 45 аят суры «Перенос ночью»: ﴿ وَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ جَعَلْنَا بَيْنَكَ وَبَيْنَ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ حِجَابًا مَسْتُورًا

«И когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную». Когда она подошла и остановилась около

Абу Бакра, не видя посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «О Абу Бакр, мне сообщили, что твой друг высмеивал меня в стихах?

Абу Бакр сказал: «Нет, клянусь Господом этого Дома, он не сочинял про тебя ничего.

Она повернулась и сказала: «Курайшиты знают, что я - дочь их вождя».

И Ум Джамиль споткнулась о свое платье, когда она делала обход вокруг Каабы,

и сказала: "Да будет проклят музаммам"» [46]

 

Некоторые ученые относительно слов: ﴿ فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ

«а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон» сказали,

что на ее шее будет веревка из огненной Геенны, за конец которой ее будут поднимать,

а потом бросать на самое дно Геенны, и так будет продолжаться вечно.

 

Ученые сказали, что в этой суре явное чудо и бесспорное доказательство пророчества. Ниспослав три последних аята этой суры, в которых сообщалось, что Абу Лахаб

и его жена непременно будут брошены в Геенну, и будут подвергаться страданиям,

Аллах предсказал, что они никогда не примут ислам ни явно, ни скрыто.

И действительно, все произошло так, как об этом поведал Господь, Ведающий

сокровенное и явное, и это было самым веским и ярким аргументом пророчества.

 

 

СУРА 112 «ОЧИЩЕНИЕ (ВЕРЫ)

Причина ниспослания этой суры и ее достоинства Убейя ибн Ка'аб передает,

что идолопоклонники сказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):

«Мухаммад, расскажи нам родословную (или происхождение) твоего Господа».

И Аллах ниспослал: ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَداللَّهُ الصَّمَدُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ

«Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный.

Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

(Ахмад, Тирмизи и ибн Маджа).

Ибн Джарир и ат-Тирмизи добавили: «﴿ الصَّمَدُ ﴾ Самодостаточный

- значит, не рождал и не был рожден, потому как нет ничего из того, что рождается,

что не вкусило бы смерть, и нет ничего из того, что умирает, что не оставило бы после себя наследие. Поистине, Сущность Аллаха является постоянной, вечной и безначальной. Аллах не умирает и не оставляет Он никому после себя наследство. Атрибутом этой сущности является абсолютное совершенство, присущее ей всегда и во всем.

﴿ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾ «И нет никого, равного Ему» - означает,

что нет никого подобного Ему, ни равного Ему и вообще нет ничего похожего на Него».

Аль Бухари передал со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

«Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил одного

мужчину во главе одного похода, и он читал молитву, будучи имамом для своих товарищей

и (всякий раз) заканчивал чтение сурой: ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾ «Скажи: «Он – Аллах Единый».

Когда они вернулись, то рассказали об этом Пророку, да благословит его Аллах

и приветствует, и он сказал: «Спросите его, почему он поступает так».

Они спросили его, и он ответил: «В ней – описание Милостивого, и я люблю читать ее»,

Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сообщите ему, что Всевышний Аллах любит его».

В «Книге молитвы» аль-Бухари сообщает от Анаса (да будет доволен им Аллах):

«Один человек из ансаров возглавлял намаз в мечети Куба. Когда он начинал читать суру

в намазе, он всегда начинал с чтения ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾ "Скажи: "Он - Аллах Единый..."

а потом читал другую суру и делал это в каждом ракате. Об этом с ним решили

поговорить сподвижники. Они сказали: "Ты начинаешь молитву с этой суры.

Ты считаешь, что для тебя этого недостаточно, пока ты не прочтешь еще одну суру?

Так, тебе следует либо читать ее, либо оставить ее и читать другую суру". В ответ он сказал: "Я не оставлю этого. Если вы хотите, чтобы я и далее продолжал руководить вами в намазе, я буду продолжать делать это. И если вам всем не нравится это, я перестану руководить вами". Сподвижники считали его одним из лучших имамов и не хотели, чтобы кто-то другой руководил ими во время намаза. Когда к ним пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и они рассказали ему об этом, он сказал: "О такой-то, что тебе мешает исполнить то, что говорят тебе твои сподвижники, и что заставляет тебя придерживаться этой суры в каждом ракате?" Он ответил: «Я люблю эту суру». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Твоя любовь к ней привела тебя в Рай"»

Приводится у Бухари Со слов Абу Са'ида

(да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников:

«Сможет ли кто-нибудь из вас прочитывать треть Корана за ночь?»

Это показалось им затруднительным, и они стали говорить:

«Кто же из нас способен на такое, о, Посланник Аллаха!?»

Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾ «"Скажи: "Он - Аллах Единый..."» - это и есть треть Корана!»

 

Ахмад сообщил со ссылкой на Убейя ибн Ка'аба,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто прочитал "Скажи: "Он, Аллах, Один...", тот прочитал треть Корана»

 

Абу ад-Дардаа передал,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Есть ли среди вас тот, кому не по силам прочитать треть Корана за одну ночь?»

Они сказали: «Да, о Посланник Аллаха, это поистине трудно». На что он сказал:

«Аллах разделил Коран на три части. ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾ "Скажи: "Он - Аллах Единый..."

(до конца суры) – одна (часть) из трети Корана»

(Передал Ахмад, Муслим и ан-Насаи).

 

Абдулла ибн Хабиб сказал:

«Мы стали испытывать жажду и стало темно, пока мы ждали Посланника Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он руководил нами в молитве. Потом, когда он вышел, он взял меня за руку и сказал: ﴿ قُلْ ﴾ "Скажи". Потом он помолчал и снова сказал: ﴿ قُلْ ﴾"Скажи". Я спросил: "Что сказать?" Он ответил: ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾ "Скажи: "Он - Аллах Единый..." и две суры защиты ("Рассвет" и "Люди") трижды, когда ты застигнешь вечер или утро. Для тебя будет достаточно повторять их дважды в день"» (Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

 

Сахль ибн Му'аз ибн Анас аль-Джухани передал со слов своего отца,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто прочитал: ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾"Скажи: "Он, Аллах, Один..." (112:1-4) до конца десять раз, тому Аллах построит дворец в Раю». Умар сказал: «Тогда мы будем читать ее часто». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Аллах Наибольший и Наилучший» (Передали Ахмад и ад-Дарами).

 

Хадис о достоинстве этой суры и «Аль-Муавизатайн» (двух сур защиты):

'Укба ибн 'Амир сказал: «Я встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах

и приветствует), взял его за руку и спросил: "О, Посланник Аллаха! В чем спасение

верующего?" Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О 'Укаба держи свой язык (не говори лишнего), оставайся дома и оплакивай свой грех (раскаивайся за свои грехи) ". В следующий раз меня встретил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах

и приветствует), поприветствовал меня, взял за руку и спросил: '"Укба ибн 'Амир, научить тебя трем самым лучшим сурам, ниспосланным в Торе, Евангелие, Псалмах

и Священном Коране?" Я сказал: "Да". И он процитировал мне: «"Скажи: "Он, Аллах, Один..."» (112:1-4), "Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета..." (113:1-5) и "Скажи: "Прибегаю к защите Господа людей" (114:1-6)». Затем он сказал мне: "Не забывай их, 'Укаба, и не ложись спать, пока не прочитаешь их". И я ни разу не забывал их с того момента, как он сказал мне не забывать их, и не ложился спать, не прочитав их. Потом я снова встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), взял его руку и сказал: "О, Посланник Аллаха, поведай мне о том, какие дела являются наиболее достойными". Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«'Укба налаживай связь с тем, кто порвал её с тобой, благодетельствуй тому,

кто лишил тебя или не дал, и прощай того, кто притеснил тебя "»

(Передали Ахмад и ат-Тирмизи).

 

Хадис об исцелении с помощью этих сур:

аль-Бухари передал со слов 'Аиши, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед тем как лечь спать каждую ночь ставил друг к другу свои ладони, дул на них и читал над ними.- «Скажи: "Он, Аллах, Один..."» (112:1-4), «Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета..."» (113:1-5) «Скажи: "Прибегаю к защите Господа людей"» (114:1-6).

А потом растирал все свое тело этими ладонями, насколько это было возможно,

начиная с головы и лица, затем переднюю часть тела. И он делал это три раза

 

 

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ (1) Скажи: «Он - Аллах Единый,

اللَّهُ الصَّمَدُ (2) Аллах Самодостаточный.

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (3) Он не родил и не был рожден,

وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ (4) и нет никого, равного Ему».

 

'Икрима сказал:

«Когда иудеи сказали: "Мы поклоняемся 'Узейру, сыну Бога", христиане сказали:

"Мы поклоняемся Христосу, сыну Бога", а зороастрийцы сказали: "А мы поклоняемся Солнцу и Луне", идолопоклонники тоже сказали: "Мы поклоняемся идолам". И Аллах ниспослал Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует): ﴿ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾«Скажи: "Он - Аллах Единый"», означающее, что он Один и Единственный, который не имеет ни сообщника, ни помощника, ни соперника, ни равного и никто несравним с Ним,

так как Он Совершенен в Своих атрибутах и действиях».

﴿ اللَّهُ الصَّمَدُ ﴾ «Аллах Самодостаточный» - т.е.

все творения зависят от Него в своих нуждах и потребностях. Он Вечный, и к Которому устремляются, и без позволения, которого не совершается ни одно дело.

Ибн 'Аббас сказал: «Он - Властитель, и Господин, Который совершенен в Своем

Единовластии, Наипочтенный, Который совершенен в Своем почете, Великолепнейший, Который совершенен в Своем великолепии, Терпеливый, Который совершенен в Своем терпении, Всезнающий, Который совершенен в Своем знании, Мудрый, Который совершенен в Своей мудрости, и Он совершенен во всех смыслах Своего Величия и Единовластия.

Он - Аллах, и вся хвала надлежит только Ему. Нет ничего подобного и равного Ему.

Слава Аллаху, Единому, Неодолимому».

Аль-А'маш сказал: ﴿ الصَّمَدُ ﴾ «Самодостаточный (или извечный) значит Обладающий абсолютной властью». Аль-Хасан сказал: «Аллах Вечносущный, Который остается Один после смерти всех Его созданий». Ар-Раби' ибн Анас сказал: «Он - Тот, Кто не порождал

и не был рожден». Муджахид истолковал: «Это значит, что Аллах Неделимый,

не имеющий пустот». Комментарий аш-Ша'би: «Не ест и не пьет».

Абу аль-Касим ат-Табарани подытожил все эти толкования:

«Все эти высказывания верные и они описывают атрибуты Всемогущего и Великого

нашего Господа. От него зависят все нужды, Он обладает абсолютной властью,

Он бестелесный, не имеющий пустот, не ест и не пьет, Он Вечный».

﴿ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾ «Он не родил и не был рожден,

и нет никого, равного Ему"». Он не имеет никакого ребенка, родителя или жены.

Муджахид сказал: ﴿ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ «"и нет никого, равного Ему" значит,

что у Него нет супруги». Подобно этому Аллах сказал в другом месте Корана:

﴿ بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَنَّى يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُنْ لَهُ صَاحِبَةٌ وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

«Он - Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын,

если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем» (6:101).

Иными словами, Он - Властелин и Создатель всего сущего, так как может быть среди Его творений подобный Ему? Аллах Пречист от всего такого. Аллах сказал:

﴿ وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَانُ وَلَدًا لَقَدْ جِئْتُمْ شَيْئًا إِدًّا ﴾ «Они говорят: "Милостивый взял Себе сына". Этим вы совершаете ужасное злодеяние» (19:88-89)

﴿ وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَانُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَلْ عِبَادٌ مُكْرَمُونَ لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُمْ بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ

«Они говорят: "Милостивый взял Себе сына". Пречист Он! Они же - почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (21:26-27).

В «Сахихе» аль-Бухари сообщается: «Нет никого более терпеливого в отношении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.185 (0.088 с.)