Конфиденциальная информация для клиента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфиденциальная информация для клиента



Вы должны играть роль здравомыслящего, хитроватого 45-летнего муж­чины. Вы должны сообщать только те сведения, о которых вас прямо спра­шивает юрист.

Вы ехали в автобусе 5-го маршрута домой (на ул. Грибоедова) вечером 15.09.99 г. Вы сидели на одном из сидений в задней части автобуса. Вдруг вы услышали какой-то шум впереди. Приглядевшись (было уже не очень светло), вы увидели, что пьяный мужчина пристает к девушке. Поскольку вы посчитали нужным вмешаться в происходящее, то прошли в переднюю часть автобуса. В пьяном мужчине вы узнали своего соседа Гладкова, ко­торый постоянно злоупотребляет спиртными напитками. Он предлагал де­вушке пойти с ним и, несмотря на ее сопротивление, тянул ее за руку к вы­ходу. Вы взяли его за плечо и, развернув к себе, сказали, чтобы он успокоился и отстал от девушки. В ответ вы услышали нецензурную брань. Кроме того, он попытался ударить вас рукой по лицу. Поскольку вы владе­ете приемами карате, вы болевым приемом вывернули руку Гладкова и вытолкнули его на улицу (автобус в этот момент стоял на остановке). Глад­ков упал и ударился головой о металлическую урну. На днях вы узнали от


соседей, что Гладков получил сотрясение мозга 1 -й степени и обрашлся в милицию. С Гладковым у вас уже случались стычки, так как он проживает в соседнем доме. Он даже как-то раз приставал на улице к вашей жене Вы­талкивая его на улицу из автобуса, вы сознательно применили большую силу чем это было необходимо. Но обо всем этом вы не спешите расска­зывать адвокату, поскольку хотите, чтобы ваши действия были оценены как пресечение хулиганства и при этом не всплыло бы ваше личное неприяз­ненное отношение к Гладкову.


1 О правилах проведения ролевой игры, технике комментирования см. гл. 3 "Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики)".


Глава 6 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

С

реди профессиональных навыков юриста навык консульти­рования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни рабо­тал юрист, какую бы должность он ни занимал, в какой бы сфере ни практиковал - ему всегда приходится консультировать "неюри­стов" по вопросам права. Сама профессия юриста располагает граждан обращаться к нему за разъяснениями правовых вопро­сов, просить у него консультации.

Что же представляет собой этот навык профессиональной дея­тельности?

С точки зрения психологии консультирование можно определить как процесс общения между юристом и "неюристом " по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер. Однако подоб­ное общение происходит и при интервьюировании. Чем же различа­ются эти навыки и вообще есть ли необходимость их различать?

Консультирование следует рассматривать как относительно самостоятельный навык профессиональной деятельности, отлич­ный от навыка интервьюирования. Причем определяющим в этом различии, как уже отмечалось в предыдущей главе, является раз­личие в целях. Попытаемся сопоставить цели интервьюирования и консультирования.

Цели интервьюирования Цели консультирования

• Получить от • Дать клиенту исчерпывающую информацию

клиента наиболее но интересующему его вопросу.

полную информа- • Разъяснить клиенту все возможные варианты

цию. имеющую решения его проблемы,

правовое значение • Показать возможные правовые и неправовые

для разрешения последствия каждою варианта решения,

его проблемы. • Помочь клиенту выбрать наиболее приемле-

мый для него вариант решения. • Помочь клиенту в реализации избранного варианта решения путем определения стратегии и тактики, юридических действий и выполнения их в интересах клиента.


Теперь можно уточнить понятие консультирование и опреде­лить его как процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненной проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта.

Консультирование включает комплекс навыков и умений.

Для успешного осуществления консультирования юрист дол­жен уметь:

• анализировать фактическую информацию, с тем чтобы вы­
делять в ней юридически значимые обстоятельства, разгра­
ничивать главное и второстепенное в ней;

• ориентироваться в нормативном материале и находить пра­
вовую основу для дачи консультаций и решения проблемы;

• анализировать нормы права и судебную практику;

• выявлять альтернативы действий клиента для достижения его
целей;

• четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу
его проблемы и возможных решений;

• прогнозировать последствия действий клиента, в том числе
не только правовые, но и иные, как положительные и полез­
ные, так и негативные;

• прогнозировать последствия своих консультаций на случай
правильного и неправильного восприятия их клиентом.

Учитывая, что консультирование - это общение, взаимодей­ствие людей, немаловажными для этой деятельности являются и различные коммуникативные навыки, которые здесь проявляют­ся также несколько иначе, чем при интервьюировании.

Как отмечалось, для успешного интервьюирования особое зна­чение имеет умение установить контакт с клиентом, разговорить его, вызвать у него доверие к себе и создать все необходимые ус­ловия, чтобы клиент преодолел стеснение, робость, замкнутость, недоверие, чтобы он поведал незнакомому человеку (юристу) о своих проблемах и правдиво изложил всю юридически значимую информацию.

В ходе интервьюирования источником фактической информа­ции является клиент и взаимодействие между юристом и клиен­том состоит в передаче информации от клиента к юристу. В про­цессе же консультирования коммуникативные роли изменяются. Теперь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю нужную ему информацию о правовых ас-


пектах его проблемы. Но сделать это следует так, чтобы, во-пер­вых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы, чем грозят или сулят ему. Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, так как консультиро­вание предполагает обсуждение проблемы с клиентом.

Следовательно, разъясняя правовые вопросы клиенту, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в процессе беседы прове­рять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.

Выстраивая свои взаимоотношения с клиентом в процессе кон­сультирования, юрист должен быть психологически готов к рабо­те с разными людьми. В соответствии с этим по-разному строятся взаимоотношения юриста и клиента. Некоторые ситуации взаи­моотношений повторяются и становятся стереотипными для юри­ста, некоторые бывают из ряда вон выходящими.

Из числа повторяющихся ситуаций складывается своеобраз­ная типология психологических портретов клиентов, и, наверное, каждый практикующий юрист может рассказать о подобных кли­ентах и даже предложить образные обозначения их различных типов.

Например, одни клиенты очень напоминают доверчивого ре­бенка. Они не хотят вникать в суть разъяснений юриста и уж тем более вместе с ним обсуждать варианты, последствия, возмож­ные действия и шаги. Они отгораживаются от проблемы слова­ми: "Я все равно в этом ничего не понимаю. Яне знаю, как лучше. Делайте, как вы сами считаете нужным" и т.п.

В качестве примера приведем следующую ситуацию.

В юридическую консультацию обратилась гражданка Николаенко. Она заняла родственнику значительную сумму денег, но письменно договор зай­ма не был оформлен. Часть долга родственник отдал, но значительную часть не возвращал, так как все свои деньги вкладывал в бизнес. На протяжении нескольких месяцев она просила вернуть деньги, скандалила, угрожала, но долг не был возвращен.

Юрист, изучив ситуацию, пришел к выводу, что правовых средств ре­шения этой проблемы нет, и объяснил это клиентке.

Однако Николаенко еще неоднократно приходила к юристу: "Ну что мне делать? Ну сделайте что-нибудь! А может быть, вы с ним поговорите?" Эти и подобные высказывания убедительно показывали, что клиентка, пони­мая безнадежность ситуации, пытается переложить решение проблемы на юриста. Сама она при этом пытается занять позицию "доверчивого ребен­ка", чтобы вынудить юриста действовать вместо нее.


Встречаются клиенты-скептики, которые нуждаются в помо­щи и просят о ней, но при этом не верят в успех, сомневаются в любом из предложений юриста, совершенно не верят в собствен­ные силы. Их излюбленные позиции в диалоге: "Все бесполезно'" или: '"'Я же говорил, что ничего не получится".

Рассмотрим пример.

В юридическую клинику обратился офицер в отставке Заречный с просьбой помочь написать кассационную жалобу. Его не включали в спи­сок лиц на получение государственного жилищного сертификата ввиду от­сутствия справки о сдаче квартиры по прежнему месту жительства Мини­стерству обороны. Переписка с разными инстанциями, жалобы, судебные тяжбы по этому вопросу вконец измучили его, превратили в унылого, поте­рявшего всякую надежду человека. Обратившись в клинику, Заречный сразу заявил, что знает, что ситуация безнадежная, что все равно ничего не полу­чится, что все усилия бесполезны, так как он уже выполнил все, что от него требовали чиновники, но эту справку он никогда не получит, потому что в квартире живет жена, брак с которой уже расторгнут. Естественно, он не может сдать эту квартиру, и надежды на получение сертификата у него нет.

Выслушав такие заявления, юрист (а им оказалась студентка юриди­ческой клиники) поддалась влиянию клиента и в растерянности сообщила своему руководителю, что вряд ли сможет чем-то помочь Заречному.

И только вмешательство более опытного юриста заставило студентку все же провести интервью, собрать соответствующие документы и присту­пить к изучению проблемы и подготовке консультирования.

Каково же было изумление студентки, когда она установила, что ту зло­получную квартиру Заречный в свое время получал не как военнослужа­щий, а как обычный очередник. Следовательно, никаких обязательств пе­ред Министерством обороны по поводу этого жилья и его сдачи для получения жилищного сертификата он не нес. Он не обязан был сдавать эту квартиру и соответственно не обязан был представлять требуемую от него справку.

Появились основания для принесения кассационной жалобы. Студент­ка получила хороший урок: юристу не следует поддаваться пессимисти­ческим настроениям клиента.

Иногда юристу приходится работать с невероятно упрямыми клиентами. Все доводы и объяснения юриста буквально разбива­ются об их упрямство; они требуют только то, что им кажется справедливым или правильным, не считаясь ни с фактами, ни с юридическими аспектами своей проблемы.

Очевидно, практикующие юристы смогут продолжить типо­логию психологических портретов клиентов. Лучшим же для юри­ста является клиент, готовый и способный к сотрудничеству.

Юрист, как правило, не выбирает клиента, хотя в известных случаях адвокат может отказаться от оказания юридических ус­луг в силу прямого предписания закона (например, ст. 67' УПК РСФСР). Некоторые юристы позволяют себе выбирать "выгод­ные" дела, которые сулят им легкий выигрыш в суде, или обеспе-


чивают высокий гонорар, или принося! известность, однако, вы­бирая выгодное дело, юрист также не застрахован от трудного клиента.

Поэтому профессиональное мастерство юриста при проведе­нии консультирования помимо прочего включает еще и умение добиться сотрудничества от любого клиента, несмотря на особен­ности его личности, характера, типа поведения.

Консультирование рассматривается как особый вид интеллек­туального и практического взаимодействия юриста и клиента.

Изучив проблему, выявив возможные варианты ее решения и просчитав возможные последствия каждого из них, юрист разъяс­няет все это клиенту. Клиент прилагает встречные интеллекту­альные усилия, пытаясь понять, уяснить себе объяснения юриста о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов. Он сам просчитывает возможные для него выгоды или потери и также прилагает волевые усилия, выбирая один из возможных вариан­тов, оценивая его оптимальность, исходя из своих субъективных устремлений.

Выбрав необходимый вариант решения проблемы, клиент и юрист продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен для этого совершить.

Безусловно, основу консультирования составляют профессио­нальные юридические знания. Вся та теоретическая база, кото­рая закладывается в память и сознание юриста в процессе акаде­мических учебных курсов, находит реализацию и воплощение в процессе консультирования. При отсутствии знаний, неполных или неверных знаниях юрист не может дать клиенту правильный ответ и помочь в разрешении его проблемы. Поэтому в процессе консультирования четко проявляется органическая связь знаний, умений и качеств, о которых шла речь в главе, посвященной про-фессиограмме юриста.

В практике консультирования сложились два подхода (прин­ципа) к выстраиванию взаимоотношений между юристом и кли­ентом.

Один из них может быть определен как опора юриста на соб­ственный профессионализм. Суть этого подхода заключается в том, что юрист считает необходимым и готов предложить клиен­ту наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональ­ных знаний и опыта. Мнение же клиента при этом игнорируется или просто не учитывается. Рассмотрим пример такого подхода.


В юридическую клинику обратился Воробьев. В ходе беседы с ним сту­денты выяснили следующие обстоятельства. Воробьев работал инженером в проектном институте, где на протяжении нескольких месяцев ему зани­жали оплату труда, не оплачивая фактически выполненный объем работ. После того как Воробьев обратился несколько раз с жалобами к руковод­ству института и в комиссию по трудовым спорам, его вообще уволили из института. При этом увольнение было оформлено "по собственному жела­нию", хотя Воробьева фактически вынудили написать соответствующее за­явление, пригрозив, что в противном случае его уволят за нарушение тру­довой дисциплины.

Студенты под руководством преподавателя разобрали эту ситуацию, выявили все возможные варианты решения определившихся проблем и пришли к выводу, что для Воробьева целесообразнее всего требовать че­рез суд признания увольнения вынужденным и восстановления на работе. После этого он сможет потребовать от администрации пересмотра произ­веденной оплаты труда.

Однако Воробьев, выслушав такую консультацию, отказался следовать этой рекомендации. Восстановление на работе не входило в его планы и он не захотел идти предложенным путем.

Из этого примера видно, что у юриста и клиента могут быть разные представления о пользе. То, что юристу кажется лучшим, для клиента может оказаться вообще неприемлемым.

Поскольку задачей консультирования является не демонстра­ция юристом своих профессиональных знаний, а правовая помощь клиенту в разрешении его проблемы, то более правильным следу­ет признать иной подход к взаимоотношениям юриста и клиента.

Суть этого подхода состоит в том, что юрист выстраивает свои отношения с клиентом, опираясь на его интересы. Такой подход получил название "опора на клиента".

Опора на клиента требует от юриста выяснения не только сути правовой проблемы клиента, фактических обстоятельств, поро­дивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устрем­лений клиента.

Например, в описанном выше деле Николаенко клиентка хоте­ла не только вернуть долг, но и сохранить добрые отношения с родственником. Поэтому предложение обратиться в прокуратуру с заявлением о мошенничестве она отвергла, мотивируя: "Это лее

родственник]"

Вместе с тем опора на клиента не означает, что юрист должен идти на поводу у него. Клиент не знает права и самостоятельно без помощи юриста не сможет найти лучший для себя вариант решения проблемы. Но и юрист не может вместо клиента опреде­лить, какой из возможных вариантов окажется лучше именно для данного клиента. Выбор может и должен сделать сам клиент.

Если бы студенты, консультировавшие Воробьева, руководство-


вались принципом опоры на клиента, они провели бы консул^ а~ цию иначе. Прежде всего они исходили бы из целей клиента. 0°' робьев в интервью говорил им, что не хотел бы снова идти на работу в тот же коллектив с тем же начальником. Он хотел ^ь1 только взыскать недоплаченную ему зарплату. Поэтому студеИ^1"1 должны были предложить Воробьеву несколько вариантов. И Как минимум хотя бы в одном из них следовало обсудить возможно^ гь достижения именно той цели, к которой стремился Воробьев. Е£-Г1И восстановление на работе было "кратчайшим путем" к полу*^е" нию невыплаченных сумм, следовало объяснить это клиенту, по^а~ зав, что юристы не только помнят, но и учитывают его пожеланий-

Технологически консультирование включает несколько этап*70' Чтобы научиться организовывать и проводить консультированИе' необходимо иметь представление об этих этапах.

Этапы консультирования

1. Подготовка к консультированию.

2. Встреча с клиентом и разъяснение порядка проведения консультации.

3. Разъяснение клиенту возможных вариантов решения и анализ возмож­
ных последствий каждого из них.

4. Помощь клиенту в выборе оптимального решения.

5. Определение стратегии и тактики реализации принятого решения.

1-й этап - подготовка к консультированию. Это обязатеЛь~ ный переходный этап между интервьюированием и консультир0' ванием. По времени он может занимать от нескольких минут fl° нескольких дней, недель, а может быть, и месяцев; может разл^' чаться и объемом необходимой работы: например, воспроизвес'Ги в памяти текст статьи закона или изучить множество фактов, ]Х°" кументов, нормативных актов. Но бесспорно - без этого этапа коН' сультирование невозможно!

По времени осуществления 1-й этап предшествует консультИ" рованию и в то же время как бы находится за его пределами. ЭТ° своеобразный "нулевой", предварительный этап, но основа коН" сультирования закладывается именно здесь.

Подготавливаясь к консультированию, юрист должен еще р^з резюмировать все известные факты, полученные им в процесс6 интервью, при изучении документов. Он должен обратиться к нор' мативным актам: уточнить и уяснить текст законов и содержаний правовых норм, выбрать из них необходимые, соответствующИс*


фактам и требованиям клиента; определить пределы их действия и последствия их применения и т.п.

Необходимо определить возможные процедуры по реализации правовых норм применительно к ситуации клиента; просчитать возможные материальные, временные и иные затраты; требуемые действия и усилия.

Следует подумать и о том, когда, где, в какой форме (устно или письменно) целесообразно провести предстоящую консультацию, какие вспомогательные материалы предложить.

Для иллюстрации навыков интервьюирования в гл. 5 был дан анализ собеседования адвоката Любомирова с клиентом Сеняки-ным. Что необходимо было сделать адвокату Любомирову при подготовке к консультированию клиента? Ему необходимо было внимательно изучить и проанализировать всю информацию, по­лученную от клиента в процессе интервьюирования. После этого он должен был обратится к гражданскому законодательству, ре­гулирующему вопросы перехода права собственности на недви­жимость.

Одним из возможных приемов, при котором юрист анализиру­ет правовые последствия с точки зрения их достоинств и недо­статков, исходя из интересов клиента, является составление схем.

В приведенном в гл. 5 примере для анализа правовых послед­ствий адвокат Любомиров выбрал такие сделки, как завещание, дарение и рента. Он обдумывал еще и возможность использова­ния договора купли-продажи, но потом решил, что не будет пред­лагать клиенту для обсуждения этот вариант, так как из беседы с Сенякиным понял, что реальных денег на покупку квартиры у внука нет. В практике в подобных ситуациях иногда заключают так называемые притворные сделки. Для Сенякина такая сделка имела бы один плюс: если внук станет впоследствии плохо к нему относиться, у Сенякина будет возможность в судебном порядке признать эту притворную сделку недействительной. Однако та­кая же возможность может появиться и у дочери Сенякина после его смерти. Тогда внук не сможет получить всю квартиру, а вы­нужден будет вступать в долю наследования, причитающуюся ему по закону. Кроме того, этот вариант показался адвокату неприем­лемым и по этическим соображениям. Поэтому он не счел воз­можным обсуждать с клиентом вариант оформления притворной сделки.

Итак, адвокат подготовил к обсуждению три схемы сделок: завещание, дарение и ренту.


           
   
 
   
 
 


1-й вариант: завещание квартиры внуку
Плюсы Минусы
1. Квартира передается внуку в собственность по истечении срока вступления в наследство. 2. Возникновение права собственно­сти произойдет на безвозмездной основе. 3. В завещании можно прямо указать о лишении дочери наследства в части наследования квартиры. 4. Собственность на квартиру сохраняется за С. до смерти. 5. Право С. распоряжаться кварти­рой любым иным способом. 6. Право С. в любой момент отменить или изменить завеща­ние. 1. Как любая сделка, завещание может быть признано недействи­тельным по основаниям, предус­мотренным в законе. Дочь может воспользоваться ст. 177 ГК РФ (сделка, совершенная граждани­ном, не способным понимать значение своих действий ируководить ими) и оспорить завещание в суде. 2. Если квартира будет оценена свыше 850 МРО Г, то при вступ­лении в наследство внук обязан будет заплатить налог на имуще­ство, получаемое в результате наследования. 3. Платная регистрация права собственности. 4. В случае если к моменту откры­тия наследства дочь окажется нетрудоспособной по возрасту или болезни, она станет обяза­тельным наследником и независи­мо от воли наследодателя получит право на наследование 2/3 доли, которую она наследовала бы по закону. 5. Внук может под чьим-либо воздействием отказаться от принятия наследства, и квартира будет унаследована дочерью, С. ничего не сможет изменить.
2-й вариант: дарение
Плюсы Минусы
1.Внук получит квартиру безвоз­мездно. 2. Если внук откажется от дара под чьим-то влиянием, дед узнает об этом своевременно и сможет принять соответствующие меры. 3. В договор можно внести условия об отмене дарения, если дед переживет внука. 4. Рхли внук произведет покушение на жизнь или здоровье деда. 1. Сделка может быть признана недействительной по основани­ям, предусмотренным в законе, в течение 1 года в случае призна­ния ее оспоримой или 10 лет в случае признания ее ничтожной. 2. Внук вправе произвести отчужде­ние квартиры, которая имеетдля деда большую имущественную ценность.

 

близких родственников, то дед вправе отменить дарение кварти­ры. 5. Дед сохранит за собой право пользования квартирой как член семьи. 3. Стороны обязаны дважды оплачивать государственную регистрацию сделки с недвижи­мостью: 1) договор дарения квартиры: 2) переход права собственности (внук). 4. Дед теряет право собственности и соответственно право распоря­жаться квартирой с момента государственной регистрации перехода права собственности.
3-й вариант: рента
Постоянная Пожизненная рента рента 1.Деньги или 1. Ограничена иное возмезд- сроком ное предостав- жизни С. ление. 2. Размер 2. Передается и платежей и наследуется. СРОКИ выплаты т.е. может могут быть перейти к оговорены, дочери. 3. Рентные 3. Может быть платежи только бесплатной. в денежной форме. 4. Квартира обременена рентой на случай отчуждения. Пожизненное содержание с иждивением (только для недвижимости, в том числе жилья) Плюсы 1. Предназначена для ситуаций с наличием фидуциарных (лично доверительных) отношений. 2. Передача под рентные выплаты только недвижимого имущества. 3. Любое отчуждение, залог или иное обременение (наем) возмож­ны только с согласия получателя ренты (С). 4. Обеспечивает постоянное удовлетворение личных потребно­стей получателем ренты (С): уход, питание, потребность в жилье, одежде, лекарствах и т.п. 5. Договор заключается на срок жизни иждивенца (после его смерти бесспорно переходит только к внуку, никто не может оспорить этот договор как при жизни С, так и после его смерти). 6. Более широкий (по сравнению с 1-м и 2-м вариантами) круг оснований к прекращению договора: 1) смерть: 2) существенное нарушение плательщиком ренты своих обязательств. 7. Случайная гибель квартиры не освобождает плательщика ренты от исполнения договора и содержания С.

       
   
 
 

  Минусы 1. Собственность перехолит в момент регистрации права собственности. 2. Договор не может быть расторгнут по мотивам неприязненных отноше­ний. 3. Для прекращения договоратрудно доказывать "Отсутствие предостав­ления надлежащего содержания в неденежной форме".

2-й этап - встреча с клиентом и разъяснение порядка про­ ведения консультации. В этот момент определяются и формиру­ются психологические и организационные основы консультиро­вания. При интервьюировании клиента юрист уже получил определенные представления о характере клиента, уровне его об­разования и культуры, способностях и манере поведения. С уче­том всего этого должна строиться встреча клиента, установление с ним необходимого для консультирования контакта.

Продолжим пример, приведенный в гл. 5.

Адвокат Любомиров так начал свою консультацию при новой встрече с Сенякиным:

А.: Здравствуйте, Сергей Николаевич, рад видеть Вас в добром здра­вии.

К.: Здравствуйте.

А.: Сергей Николаевич, я надеюсь, что у Вас ничего не изменилось и мы продолжим с Вами работу, которую так успешно начали прошлый раз.

К.: Слава Богу. Да и времени прошло всего ничего. Спасибо, что не по­забыли про меня, старика.

А.: Что вы, что вы, Сергей Николаевич, разве можно! Надеюсь, Вы по­мните на чем мы прошлый раз закончили нашу беседу?

К.: Помню, конечно, мы достаточно подробно поговорили с Вами в про­шлый раз.

А.: Тогда, Сергей Николаевич, сегодня мы поработаем следующим об­разом. Я объясню Вам те варианты, которые я нашел для решения Вашей проблемы. Если Вам будут непонятны мои объяснения, Вы можете зада­вать мне вопросы, я уточню. Мы обсудим их. Только Вам придется меня внимательно слушать. Дело в том, что Ваши пожелания передать свою квар­тиру внуку Алексею можно осуществить по-разному. Поэтому давайте до­говоримся: я Вам подробно расскажу о всех возможных путях передачи квартиры, а потом мы с Вами вместе обсудим, что Вам больше всего под­ходит. Начнем?

К.: А нельзя ли поговорить немножко иначе. Я ведь в праве-то не силен. Вы мне сейчас все подряд расскажете, а я могу все перепутать. Может нач­нем по очереди, по одному? С того, что попроще мне понять?

А.: Воля ваша, Сергей Николаевич. Начнем с чего попроще.


Очень важный момент начала консультирования - это опреде­ление порядка проведения консультации. В нашем примере адво­кат при проведении интервьюирования не случайно задал клиен­ту вопрос о времени. Организуя консультацию, следует также точно определить: сколько времени может потратить на нее юрист (у него могут быть и иные дела, запланированные на этот день) и каким временем располагает клиент; достаточно ли этого време­ни для спокойного и всестороннего обсуждения всех необходи­мых вопросов. Учитывая характер клиента, следует сразу огово­рить и порядок обсуждения этих вопросов. Юрист может предложить клиенту перечислить и разъяснить все возможные ва­рианты, после чего обсуждать каждый из них или только те, кото­рые заинтересуют клиента. Но он может проводить обсуждение и по каждому варианту в отдельности и только после этого выби­рать наиболее подходящий для клиента. Можно предложить сна­чала обсудить варианты и только потом способы и средства их реализации или делать это одновременно, чтобы при выборе ва­рианта клиент учитывал сразу и те усилия и затраты, которые по­требует реализация каждого варианта.

Короче говоря, установление порядка обсуждения позволяет юристу провести консультирование более организованно, не тра­тя время на ненужные повторения, не отвлекаясь на споры и об­суждение посторонних предметов. Если порядок консультирова­ния заранее оговорен с клиентом, юрист имеет возможность прервать отвлеченные рассуждения и в любой момент напомнить клиенту о необходимости придерживаться установленного порядка.

3-й этап - разъяснение клиенту возможных вариантов ре­ шения и анализ возможных последствий каждого из них.

Ясно, что это центральный, наиболее важный этап консульти­рования. К нему следует предъявлять особые требования.

Во-первых, разъяснения юриста должны быть ясными и по­нятными. Как вы думаете, будет ли понятным Сенякину объясне­ние, данное в следующих терминах:

"Договор пожизненного содержания с иждивением предназначен для ситуаций с наличием фидуциарных отношений и поэтому удачно подходит к вашей ситуации".

Умение говорить ясно и понятно необходимо для юриста, но зависит оно не только от его собственной грамотности, богатства его лексического запаса, но и от способности "подстроиться" под уровень клиента. Ведь разъяснения даются клиенту, и он, клиент, должен понять юриста. Проблема понимания друг друга уже об-


суждалась при изложении темы "Интервьюирование" и еще не раз будет обсуждаться в этой книге (см. гл. 9 "Допрос в суде" и раздел "Переговоры" в гл. 11 "Альтернативные способы разреше­ния споров'1).

Во-вторых, юрист должен назвать клиенту все возможные ва­рианты решения проблемы, в том числе и такие, которые могут не понравиться клиенту, огорчить его. Юрист должен сохранять объективность и своевременно предупреждать клиента о возмож­ных неудачах.

В-третьих, предметом разъяснения должны быть не только ва­рианты решения проблемы, но и прогноз возможных последствий. Причем при обсуждении последствий клиенту принадлежит не­маловажная роль, так как он может знать о каких-то обстоятель­ствах, неизвестных юристу. Например, юрист не обсуждал с кли­ентом его семейные отношения, так как в данном деле они не имели правового значения. Для клиента же важно, как будут от­носиться к нему его родственники до, во время и после разреше­ния спорного вопроса.

В-четвертых, необходимо разъяснить способы и возможные зат­раты для реализации обсуждаемых вариантов, роль самого кли­ента в реализации каждого из них. Клиент должен четко предста­вить себе, каких усилий и затрат потребует реализация каждого варианта как для юриста, так и лично для него.

Вот как разъяснял адвокат Сенякину один из возможных вари­антов решения его проблемы.

А.: Вы наверняка знаете о том, что квартиру свою можете подарить.

К.: Так ведь это наверное сложно. Ведь не простая вещь - квартира. Документов одних сколько надо оформить.

А.: Сергей Николаевич, Вы же сами попросили начать с самого просто­го. А до документов мы с Вами еще дойдем. Я Вам все подробно объясню.

К.: Ну хорошо, давайте говорить про дарение.

А.: Прежде всего, Сергей Николаевич, чтобы подарить квартиру внуку, Вы должны быть уверены, что он на это согласится.

К.: Как же не согласится? Это же я ему подарок делаю.

А.: Вы уже обсуждали с ним этот вопрос?

К.: Пока еще нет. Я хочу посоветоваться сначала, а уже потом и с ним обсуждать.

А.: Именно поэтому я и задал Вам вопрос о согласии внука. Дело в том, что насильно подарить квартиру нельзя. Для дарения нужно заключить до­говор о том, что один свою собственность дарит, т.е. передает другому, а этот другой согласен ее принять. Если Алексей будет против, чтобы Вы по­дарили ему квартиру, то сделать такой подарок ему Вы не сможете.

К.: Ну ладно, вряд ли внук будет возражать против этого.

А.: Ну что же. Дарение квартиры может, с одной стороны, иметь для Вас положительные стороны, а с другой - наоборот. Чем дарение может Вас устроить? Ну, во-первых, я думаю, потому что внук получит эту квартиру от


Вас в подарок, без всякой оплаты, а Вы при этом так и останетесь жить в этой квартире и не только потому что это Ваше желание, но и Ваше право, так как Вы и внук живете одной семьей. Насколько я помню, это и были Ваши основные условия по передаче квартиры внуку?

К.: Да, все это так, но не может тут быть каких-нибудь осложнений?

А.: Как говорится, Сергей Николаевич, все мы под Богом ходим. И не дай Бог, конечно, но вдруг что нехорошее случится с Вашим внуком. Вот на этот случай в договор дарения, я думаю, надо внести специальные условия о том, что договор этот отменяется, если вдруг случится так, что Вы пере­живете своего внука.

К.: Что Вы! Что Вы! И думать об этом не хочу.

А.: И не надо об этом думать. А вот условие такое в договоре ни Вам, ни Вашему внуку вреда принести не может.

К.: Ну не сегодня же этот договор составлять будут. А вот что плохого только мне может быть, если я подарю квартиру внуку?

А: Жизнь - штука сложная, и множество неожиданных поворотов бы­вает в ней. Вот, например, женится Ваш внук, а с женой его у Вас отноше­ния не заладятся. Могут возникнуть ссоры, и так все может закрутится, что Вам и места в этой квартире не будет. Сделать же Вы уже ничего не сможе­те, потому что квартира будет принадлежать внуку. Жить в ней Вы право иметь будете, но придется терпеть любые обиды. Кроме того, у внука бу­дет право продать эту квартиру, разменять ее, квартирантов пустить. Жил­площади Вы при этом не лишитесь, но останетесь ли Вы жить именно в этой квартире, никто Вам гарантировать не сможет. А ведь Вы говорили, насколько я помню, что хотели прожить остаток своих дней именно в этой квартире, в том месте, где Вы были счастливы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.074 с.)