Базовый показатель
| Значение показателя в отчетности
тыс.руб.
| Уровень существенности, %
| Сумма уровня существенности, тыс.руб.
|
Балансовая прибыль
| 357,3694
|
| 10,7
|
Валовый объем реализации (без НДС)
| 1187,114
|
| 59,4
|
Валюта баланса
| 1476,58608
|
| 29,5
|
Собственный капитал
|
|
|
|
Уровень существенности 3%.
Сумма уровня существенности 10,7 тыс.руб.
Определение аудиторского риска
ПАР = ВХР*РК*РН;
ПАР - приемлемый аудиторский риск; ВХР - внутрихозяйственный риск;
РК - риск контроля;
РН - риск необнаружения.
ВХР составляет 80 %; РК составляет 60 %; РН составляет 20%.
ПАР = 0,8* 0,7* 0,3 = 9,6
Приложение 4
Примерная методика проверки
Расчетного, валютного и других счетов в банках
При проверке расчетного, валютного и других счетов в банкахпроверяется:
– тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета по операциям по расчетному, валютному и другим счетам в банке;
– правильность оформление первичных учетных документов;
– наличие штампа банка на первичных документах, приложенным к выпискам;
– наличие документов, подтверждающих остатки денежных средств на расчетных, валютных и других счетах на конец отчетного периода;
– наличие документов, подтверждающих записи в выписках банка и учетных регистрах;
– полнота оприходования полученных в банке денежных средств;
– своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с движением денежных средств на расчетном и других счетах в банке;
– соответствие назначения и характера платежа условиям договора, нормативным актам;
– проверка бухгалтерских операций, отражаемых на счете 57 “Переводы в пути“;
– своевременность отражения в учете выручки от реализации продукции (работ, услуг) на основании выписок из банка;
– полнота оприходования полученной в банке валюты;
– своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с движением денежных средств на валютных счетах;
– своевременность представления платежных поручений на продажу валюты;
– полнота и своевременность зачисления валютной выручки на валютный транзитный счет в уполномоченном банке;
– имеются ли факты наличия счетов в иностранных банках, открытых без разрешения ЦБ РФ;
– правильность использования собственной валютной выручки, сохранность материальных ценностей приобретенных за иностранную валюту;
– правильность отражения в учете курсовых разниц;
– правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты;
– выполнение требований по обязательной продаже валюты;
– целевое использование приобретенной валюты;
– правильность составления бухгалтерских записей по операциям в банке.
Приложение 5.
Тестовые вопросы для проведения первичной оценки системы
внутреннего контроля при планировании аудита
Кредитов и займов
№ п/п
| Разделы тестирования
| Ответ
(баллы)
|
1.
| Общие организационные аспекты
|
|
1.1.
| Разработана и утверждена схема общей организационной
структуры фирмы с указанием управленческих связей и подчиненности подразделений
|
|
1.2.
| Разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности
|
|
1.3.
| Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными
исполнителями
|
|
1.4.
| Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. Система защиты от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей предусмотрена.
|
|
2.
| Распределением функций и ответственности
|
|
2.1.
| Разработаны и утверждены должностные инструкции для бухгалтерии и службы внутреннего контроля
|
|
2.2.
| Установлен круг лиц, уполномоченных контролировать операции по получению и реструктуризации кредитов, по начислению процентов
|
|
2.3.
| Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя
|
|
3.
| Внутренний контроль
|
|
3.1.
| Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по кредитам и займам, совершенных в предыдущем месяце, и наличия первичных документов
|
|
3.2.
| Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете кредитных операций осуществляются по направлениям: - контроль полноты отражения операций в учете и соблюдение графика документооборота; - контроль соблюдения установленного порядка проведения
|
|
| операций по кредитам и займам и отражения их в учете;
контроль правильности составления бухгалтерских проводок и
своевременности отражения операций по кредитам и займам на
счетах бухгалтерского учета;
арифметическая проверка правильности бухгалтерских
записей;
контроль правильности оформления первичных документов
|
|
3.3.
| Функционирует служба внутреннего контроля: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по кредитам и займам
|
|
3.4.
| Результаты проверок тщательно документируются
|
|
4.
| Кадровая политика
|
|
4.1.
| Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию и честность персонала
|
|
4.2.
| Сотрудники периодически проходят повышение квалификации с учетом специфики занимаемой должности
|
|
5.
| Право доступа и сохранность документации
|
|
5.1.
| Определен круг лиц, имеющих право доступа к документации по кредитам и займам
|
|
5.2.
| Порядок хранения бухгалтерский документов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации
|
|
Приложение 6.
Вопросник для проверки кассы и расчетного счета
№ п/п
| Вопрос
| Вариант ответа
| Информация или документ, который следует затребовать
| Назначаемая аудиторская проверка
|
1.
| Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера
|
| Образец подписи главного бухгалтера
| Проверка наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера
|
2.
| Кому предоставлено право подписи расходных кассовых документов в качестве руководителя организации
|
| Образец подписи руководителя
| Проверка наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи руководителя организации
|
3.
| В каком размере банком установлен лимит денег в кассе
|
| Лимит остатка денег в кассе организации, установленный банком
| Проверка соблюдения установленного банком лимита остатка кассы
|
4.
| Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности
|
| Договоры с кассирами о полной материальной ответственности
|
|
5.
| Производит ли организация реализацию услуг, товаров населению за наличные
|
|
|
|
6.
| Имеются ли в организации контрольно - кассовые машины
|
| Карточка учета основных средств на ККМ и платежные документы
|
|
7.
| Зарегистрированы ли контрольно - кассовые машины в налоговых органах
|
| Карточка регистрации ККМ в налоговых органах
|
|
8.
| Ведется ли в организации кассовая книга
|
| Кассовая книга
| Проверка совпадения входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день; проверка итогов кассовых отчетов
|
9.
| Имеется ли в организации список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом
|
| Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды
|
|
10.
| При выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается ли срок, на который они выдаются
|
|
| Проверка своевременности расчетов сотрудников по средствам, выданным на хозяйственные нужды
|
11.
| Организация имеет один расчетный счет
|
| Договор с банком, выписки банка, первичные документы
| Проверка полноты банковских выписок по расчетному счету и документов к ним
|
Приложение 7
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОГРАММЫ ПРОВЕРКИ
РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
№ п/п
| Содержание вопроса
| Вариант ответа
| Примечание
|
|
| Да
| Нет
| Нет ответа
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям
|
1.
1.1.
1.2.
1.3. 1.4.
| Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава:
Личные карточки на работающих (ф. № Т-2) Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6)
Приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5)
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф.№Т-8)
|
+
+
|
|
-
-
|
|
2.
| Ведутся ли на работающих трудовые книжки
|
| -
|
|
|
3.
| Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании
| +
|
|
|
|
4.
| Ведутся ли в цехах (отделах) табели рабочего времени
| +
|
|
|
|
2. Учет и начисление повременных и других видов оплат
|
5.
| Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени
| +
|
|
|
|
6.
| Проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат
| +
|
|
|
|
7.
| Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы
|
| -
|
|
|
3. Расчеты удержании из заработной платы физических лиц
|
8.
8.1 8.2
8.3
| Проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний:
Налога на доходы физических лиц
Удержания по исполнительным листам
Прочие удержания
|
+
|
|
-
-
|
|
14.
| Применяются ли ПК для расчета удержаний
|
| -
|
|
|
9.
| Проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по подоходному налогу на доходы физических лиц
|
|
|
|
|
4. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний)
|
10.
10.1
10.2
| Какие ведутся документы по аналитическому учету:
Расчетно-платежные ведомости Расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих
|
+
+
|
|
|
|
11.
| Применяются ли ПК для ведения аналитического учета
|
| -
|
|
|
12.
| Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими
|
| -
|
|
|
5. Сводные расчеты по заработной плате
|
13.
| Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости
|
| -
|
|
|
14.
| Применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда
|
| -
|
|
|
15.
| Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда
|
| -
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Приложение 8
Фрагменты некоторых форм рабочих документов
Таблица 1