Роман о Граале» Робера де Борона. Место в системе жанров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман о Граале» Робера де Борона. Место в системе жанров



Роман о Граале» Робера де Борона. Место в системе жанров

Робер де Борон (Робе́рт де Боро́н, фр. Robert de Boron, XIIXIII века) – французский поэт, уроженец деревни Борон во Франш-Конте.

В романе «Иосиф Аримафейский», известном также под названием «Роман об истории Грааля», Робер де Борон упоминает, что он служил у Готье де Монбельяра, лорда Монфокона, участника Четвертого крестового похода. Он принял крест и отправился в поход вместе с другими крестоносцами в 1202 году из Марселя, а через десять лет умер в Святой земле.

Автор трилогии рыцарских романов о поисках Грааля (они написаны восьмисложным стихом). Первый из них – «Роман о Граале» (у этого произведения есть и другое название – «Роман об Иосифе Аримафейском»). Две другие части трилогии Робера не сохранились. От второго романа, «Мерлин», дошли лишь первые 502 стиха, от третьего, «Персеваль»,– ни строчки. Но книги Робера де Борона были в своё время столь популярны, что мы располагаем, и в большом количестве списков, прозаическими вариантами этих произведений (были созданы неизвестными авторами в тринадцатом веке), что позволяет в некоторой степени судить об общем замысле романиста.

Принято считать, что Робер написал артуровские романы после того, как монахи аббатства Гластонбери, по их утверждениям, нашли могилу короля Артура и Гвиневры в 1191 году. Поэт ассоциировал Грааль с «долинами Авалона», который, видимо, находился в Сомерсете.

Робер не просто циклизовал кельтские легенды о короле Артуре, его Круглом Столе, о возникновении и упадке идеального артуровского королевства. Робер эти легенды в значительной степени переосмыслил в христианском духе, под сильным влиянием цистерцианских идей (цистерциа́нцы – католическиймонашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена).

«Роман о Граале» (1190-1210 гг.) – рыцарский романРобера де Борона, созданный на рубеже XII–XIII веков.

Именно Робер де Борон фактически дал дорогу Граалю, связав его с сосудом Тайной вечери, куда Иосиф Аримафейский собирал кровь Иисуса Христа.

Автор излагает предысторию Грааля: Иосиф Аримафейский, один из ближайш. учеников Христа, сохранил чашу Тайной вечери, и когда легионер пронзил копьем бок Христа, собрал в нее вытекавшую кровь. Затем к Иосифу, замурованному в темнице и обреченному на голодную смерть явился Иисус и передал ему Грааль, который поддерживал силы Иосифа вплоть до его освобождения. После этого Иосиф с единомышленниками уплыл в Британию и основал там общину для хранения св. Грааля (сейчас то, что считается чашей Грааля, хранится в главн. соборе Валенсии).

Книга отчетливо членится на три неравные части. Первая, основываясь на кратких упоминаниях в канонических Евангелиях и на более подробном рассказе из апокрифического «Евангелия от Никодима», повествует о страстях Господних, о подвиге Иосифа Аримафейского, о его пленении и вызволении из тюрьмы. Здесь нашлось место и для краткого рассказа о грехопадении Адама, о библейских патриархах, о земной жизни Иисуса Христа, предательстве Иуды, Голгофе, нисхожднии Христа во ад и т. д.

В романе можно отметить небольшой, но значительный в идейном плане фрагмент, который описывает первое появление Святого Грааля, появление во всем его блеске и чудесном могуществе. Иосифу открываются и сила святой чаши, и связанная с нею благодать.

Вторая часть рассказывает об освобождении Иосифа, завоевании и разрушении Иерусалима войсками императора Веспасиана, о излечении императора от проказы. Освобожденный Веспасианом, отомстившим за смерть Христа, Иосиф отправляется в дальние неведомые земли, чтобы проповедовать там христианство.

Потомки Иосифа (у этого библейского персонажа, согласно церковной легенде, не могло быть прямых потомков, поэтому Робер придумал ему племянника Лионна) попадают в Англию, где складывается братство Грааля.

У Робера братство хранителей Грааля – это сообщество причастных священной тайне. Даже самым избранным не дано проникнуть в таинство Грааля. Тайну эту Иосиф открывает лишь будущему хранителю святыни.

Место в системе жанров

«Роман о Граале» Робера де Борона был вызван к жизни христианскими легендами. Входит в бретонский цикл романов. Связан с традицией рыцарского романа.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оттоновское Возрождение

«Оттоновское Возрождение» – краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии – Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся учёный монах Герберт (950-1003) – человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ, математик, музыкант, астроном. Он оставил ряд математических, философских, литературных и исторических сочинений, был учителем Оттона III, архиепископом; в 999 г. император возвёл Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999–1003).

Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская (вторая половина X века). При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

Деятели периода Оттоновского Возрождения:

1) Хросви́та Гандерсгеймская (938973) – немецкая святая христианская монахиня, поэтесса периода «Оттоновского возрождения», автор драматических произведений на латинском языке, назидательных комедий, насыщенных религиозными мотивами и символикой. Считается первым европейским драматургом со времён Античности. «Легенды» Росвиты – это поэтически оформленные предания о святых. Особый интерес среди них вызывают две. Первая – о святом Пелагии, где изображаются не только страдания испанского мученика, но и дается представление о жизни страны под мавританским владычеством. В другой – о Феофиле – впервые в истории литературы возникает сюжет договора человека с дьяволом.

2) Хильдегарда Бингенскаянемецкаямонахиня, настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине. Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей», которая посвящена теме борьбы за Душу человеческую между 16 Добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути «Ряд добродетелей» является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге. Среди других трудов Хильдегарды: «Гимн о Святом Духе», «Гимн о Деве Марии», «Секвенция о Святом Руперте», «Секвенция об 11 тысячах дев», «Песнопение хора девственниц». Также у нее имеются 29 религиозных стихотворений. Хильдегарда была очень популярна: у нее порой просили совета даже государи.

3) Гертруда Великая (Хельфтская) (1256 - 1302) – католическая святая, немецкий мистик. С пяти лет находилась в цистерцианском Хельфтском монастыре, в Саксонии. В 1281 году, по её уверениям, получила мистический опыт и откровения от Иисуса Христа, в частности утверждала, что сочеталась с Иисусом духовным браком через Его сердце. Её видения подготовили культ Святого Сердца Иисуса в католической церкви. Автор мистических и богословских сочинений «Откровения» и «Духовные упражнения». Книгу «Откровения» называли «Вестник любящий благости Божией», поскольку Гертруда подчеркивала, что старалась исправить свои грехи не из страха справедливого гнева Божия, а ради нежности Его любви.

Другие деятели: Метхильда Мальдебургская (1210-1271), Метхильда Хакибонская (1241-1299)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Периодизация

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

а) Ранее Средневековье (476 г. – IX вв.)

Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Росло исламское влияние. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

б) Высокое (классическое) Средневековье (X – XIII вв.)

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавиюхристианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуковПалестины. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха Высокого Средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого Княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

в) Позднее Средневековье (XIV – XV вв.)

В XIV–XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Существует и другой, более подробный вариант периодизации:

1-й период – IV-VI вв. – переход от Античности к Средневековью

2-й период – VI-VIII вв. – «темные века» или эпоха варварских королевств

3-й период – IX-XI вв. – эпоха раннего феодализма

4-й период – XI-XIII вв. – эпоха зрелого феодализма или Высокое Средневековье

5-й период – XIV-XV вв. – кризис феодализма, закат Средневековья.

А конкретно по странам: Италия: XIV-XV вв., XVI в. – кризис, в остальных странах: XV-XVI вв., XVI в. – расцвет.

От античности сохранили литературные памятники, поэтику и стиль произведений (литература на латинском языке, а кое-где античные мотивы встречаются даже в эпосе – см. ирландские саги). Обращение раннесредневековых писателей к Цицерону, Вергилию, Овидию и др.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сюжеты и персонажи

Саги о Кухулине составляют своеобразную легендарную биографию героя. Кухулин – сын Дехтире, сестры Конхобара, и бога света Луга. По другой версии предания, его прижил сам Конхобар с Дехтире.

Облик и характер Кухулина насыщены мифическими чертами. Он обладает целым рядом чудесных свойств и способностей. Когда он приходит в боевую ярость, то необычайно вырастает и весь искажается. На конце каждого его волоска выступает капля крови. От его тела исходит необыкновенный жар. Он может, воткнув копье в землю, влезть на вершину его и встать ногой на наконечнике. Он почти обладает способностью летать. В трудных случаях он пускает в ход «рогатое копье» (с разветвленным наконечником), которое мечет не рукой, а пальцами ноги, стоя в воде, чтобы враг не знал, откуда будет удар.

В образе Кухулина воплотился идеал доблести и нравственного совершенства. Он великодушен к врагам, отзывчив ко всякому горю, утонченно вежлив со всеми женщинами, всегда – защитник слабых и угнетенных. Ни один из его подвигов не был вызван корыстью или эгоизмом. Он самоотверженно один отстаивает грудью свою родину против врагов («Угон быка из Куалнге»). Он безутешен, когда его рукой сражен друг его юности (Фердиад). Характерно, что в саге о своей смерти он становится жертвой собственного великодушия, когда соглашается поесть с ведьмами собачьего мяса (а ведь Кухулин – Пес Кулан, его тотемное животное - собака).

По сравнению с Кухулином другие персонажи цикла значительно бледнее. Но все-таки: Фергус – добродушный простак, Брикрен – язвительный, злокозненный, грубый, свирепый (в монографии о Локи написано, что Брикрен – его ирландский двойник), Найси – нежный и смелый.

Сила враждебного Уладскому королевству Коннахта воплощается в королеве Медб, могучей и жестокой, и ее мужа Айлиля. Они окружены верными бойцами – Фергусом, Фердиадом и другими. На ее стороне также выступает мудрец Муман и Лугайд. Этой коалиции противостоит Конхобар, Кухулин, Конал Победоносный, Лойгайре Сокрушитель, которые все живут в столице уладов – Эмайн-Махе.

Краткое содержание

Ирландские саги разделяются на саги героические (цикл о Кухулине – уладский, плюс цикл о Финне) и саги фантастические. Группа сказаний о Кухулине открывается сагой о его рождении. Король Конхобар (дядя Кухулина) находился в Эмайн-Махе (столице Улада). Налетели птицы. Конхобар и его сестра Дехтире решили перебить птиц. Но все птицы скрылись, кроме трех. В погоне за птицами наступила ночь. Для ночлега нашли маленькую лачугу, где по таинственной причине поместились все со своими конями и колесницами. В доме жена хозяина родила мальчика, и его взяла воспитывать Дехтире, но он умер. Подали ей чашку с питьем, она выпила ее вместе с каким-то зверьком в чашке. Она заснула, и ей приснился мужчина, который сказал ей, что она от него зачала. Это он побудил их гнаться за птицами и соорудил дом, создал женщину, мучившуюся родами, принял облик мальчика и потом умер. Он – Луг Длинной Руки, и от него у Дехтире родится ребенок. После этого к беременной Дехтире посватался Суалтам. Дехтире было стыдно, и она стала бить себя, пока ей не показалось, что она освободилась от плода. Но потом она родила ребенка, он был величиной с трехлетнего. Приемным отцом стал Кулан-кузнец. Мальчик убил пса Кулана и отслужил за это. Стали его звать Кухулином, от «Ку-Хулайн», что означает «Пес Кулана».

« Сватовство к Эмер ». Кухулин был самым ловким мужем в доме Конхобара, который назывался Красная Ветвь Конхобара. Был Кухулин прекрасен (представления о красоте были своеобразными). 7 зрачков было в его глазах, 4 в одном глазу и 3 в другом. 7 пальцев на каждой руке и ноге. Он обладал даром мудрости, пока им не овладевал боевой пыл, даром подвигов, игры, счета, пророчества, проницательности. 3 недостатка: слишком молодой, смелый, прекрасный. Решили воины найти Кухулину невесту, потому что слишком его любили женщины. Кроме того, они боялись, что он погибнет в бою, не оставив наследника. Но нигде они не нашли достойной его. Тогда Кухулин сам отправился на поиски и нашел Эмер. Она обладала 6 дарами: красоты, пения, сладкой речи, шитья, мудрости и чистоты. Пришел свататься. Стали они говорить. Диалог их ведется в замысловатом стиле с аллегориями, что делается, чтобы показать свою ученость и скрыть смысл речей от окружающих. Чем-то похоже на кеннинги. Эмер согласна выйти за него замуж, но ставит условие: Кухулин должен убить 100 воинов у брода, убить трижды девять мужей одним ударом, да так, чтобы оставить в живых по одному в середине каждой девятки, побиться на поединке с Бенд Суайном. Кухулин обещал исполнить все. Форгал Хитрый, отец Эмер, решил препятствовать браку. Когда стали восхвалять Кухулина, он сказал, что этот воин был бы лучше, если прошел обучение у Домнала Воинственного и Скатах (практически загробный мир). Форгал решил, что там Кухулин погибнет. А Кухулин научился новым боевым приемам - влезать по копью, воткнутому в землю и стоять одной ногой на его острие. Чтобы попасть к Скатах, Кухулин прошел Равнину Несчастья и Опасную Долину и по Мосту Срыва. Оба конца моста опускались книзу, а середина вздымалась. Когда наступали на один конец, другой поднимался вверх, и человека отбрасывало назад. Но Кухулин использовал свой «фирменный» прием: пришел в боевую ярость и изменился чудесным образом. Он сделал геройский прыжок лосося и попал на середину моста. У Скатах он научился другим приемам. Кухулин повоевал с племенем женщины Айфе, потом она родила ему сына, а еще она ему предсказала, что 30 лет он проживет. Потом Кухулин спас еще одну девушку, которая тоже согласилась выйти за него, но он испил ее крови, а, значит, не мог жениться на ней, и отдал ее своему другу Лугайду Кровавых Шрамов. Потом он выполнил все, как сказала Эмер и женился на ней, и жили они счастливо.

Сага «Угон быка из Куалнге». Начинается с семейной ссоры. Соседи уладов, в королевстве Коннахт, семейная чета Айлиля и Медб ссорится по поводу того, кто богаче. Всего у них оказалось поровну. Тогда Медб приказала найти такого быка, какой есть один во всей Ирландии, чтобы он принадлежал ей, хотя бы на время. Был такой у Даре, улада, и звали быка Бурый из Куалнге. Даре вначале согласился отдать быка, но потом рассердился и раздумал. Медб объявила войну уладам. Самый значительный эпизод войны – битва Кухулина с Фердиадом. Этот Фердиад когда-то учился с ним вместе у Скатах, Кухулин прислуживал ему, но Медб обещала ему свою дочь замуж, если он убьет Кухулина, и он купился. Кухулин говорит Фердиаду, что не раз уже обещали эту девицу 50 разным воинам замуж, и все они гибли. Три раза бились Кухулин с Фердиадом, и расходились с поля боя, как друзья, но в третьем поединке Кухулин его убил. Сцена проникнута чувством скорби по утерянной дружбе.

Сага «Болезнь Кухулина». Раз в год все улады собирались вместе на праздник Самайн. Любимым делом воинов было хвалиться своими подвигами. Все показывали языки, отрезанные у врагов. Те, у кого было мало языков, приносили языки зверей, но брехню всегда можно было вычислить: острие меча обращалось против воина. Однажды, во время праздника, у озера появились птицы. Жены стали спорить, кто из мужей их наловит. Тогда Леборхам пошла к Кухулину и попросила его наловить всем женам птиц. Аргументировала она это тем, что Кухулин – виновник кривизны уладских женщин. «Три ущерба постигли уладских женщин: горбатость, заикание и кривизна. Именно все те из них, что были влюблены в Конала Победоносного, горбились; те, что были влюблены в Кускрайда Заику из Махи, говорили заикаясь; те же, что были влюблены в Кухулина, кривели на один глаз ради сходства с ним, из любви к нему». Кухулин согласился. Он трижды стрельнул из пращи и промахнулся. После этого заснул он, и приснилось ему, что две женщины избивают его. Проснулся он совсем больной. Болел он долго, пока не посоветовали ему идти к камню, где он увидел первое видение. Там он увидел женщину, вместе с которой посетил тот свет, бился с бессмертными и видел много чудес, после чего вернулся домой.

Сага «Смерть Кухулина». Сыны Калатина стали с войском вокруг Эмайн-Махи. Кухулин бросается защищать уладов. Но все против него. У него из рук вываливается пряжка и ранит ему ногу. Конь его, Серый из Махи, не хочет впрягаться в колесницу, потому что чует недоброе. Он роняет кровавые слезы. По дороге на битву увидел он трех старух, кривых на левый глаз. Они ели собачье мясо. У Кухулина был зарок – не отказываться от пищи, если предлагают. Но был и другой зарок – не есть собачьего мяса. И тут старухи сказали: «Посети нас, о Кухулин!» Ему пришлось есть собачье мясо, и левая рука, которой он брал собачье мясо, и левая ляжка, под которую он клал кости, потеряли свою силу. После битвы, в которой гибнет его возница Лойг и Серый из Махи, он умирает.

Что касается фантастических саг, то они объединены одним мотивом: любви феи-сиды к смертному и его посещения волшебной страны Эмайн. Такова, например, сага « Плавание Брана, сына Фебала ». Бран услышал чудесную музыку и заснул. Проснулся с серебряной ветвью в руке. В королевском доме он встретил женщину, которая стала рассказывать ему обо всех чудесах своей страны. Это идеальное место. Потом, пропев, она ушла и унесла с собой ветвь из драгметалла (в ломбард пошла, стерва). На другой день Бран, привлеченный рассказом, сел в ладью и пустился в море с товарищами. В море он увидел мужа, который назвался Мананнаном. Это что-то вроде короля страны сид. Бран видит остров, где увидел толпу людей, хохотавших и разинувших рот (Остров Радости). Когда на остров ступил один из людей Брана, он тоже начал хохотать и забыл о своих спутниках. Они поплыли дальше и вскоре достигли Страны Женщин. Некоторое время они жили там, но потом захотели домой. Женщина сказала им, что они пожалеют, и чтобы они остерегались коснуться ногой земли. Приплыли они домой, а там о них все забыли. Кто такой Бран, не знают, но в их старинных повестях рассказывают о Плавании Брана. И тогда Бран рассказал им обо всем, что видел. Тот же мотив, что в этой саге, встречается в сагах «Любовь к Этайн», «Приключения Кормака в обетованной стране» и «Плавание Майль-Дуйна».

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

История создания

Вершину испанского народного эпоса образуют сказания о Сиде.

Руй Диас, прозванный Сидом, является историческим лицом. Он родился около 1040 г. Его прозвище – слово арабского происхождения, означающее «господин» («сеид»); это титулование нередко давалось испанским сеньорам, имевшим в числе своих подданных также и мавров: Руй –сокращенная форма имени Родриго. Сид принадлежал к высшей кастильской знати, был начальником всех войск короля Кастилии Санчо II и ближайшим его помощником в войнах, которые король вел как с маврами, так и со своими братьями и сестрами. Когда Санчо погиб во время осады Саморы и на престол вошел его брат Альфонс VI, проведший молодые годы в Леоне, между новым королем, благоволившим к леонской знати, и этим последним установились враждебные отношения, и Альфонс, воспользовавшись ничтожным предлогом, в 1081 г. изгнал Сида из Кастилии.

Некоторое время Сид служил со своей дружиной наемником у разных христианских и мусульманских государей, но затем благодаря чрезвычайной своей ловкости и мужеству стал самостоятельным властителем и отвоевал у мавров княжество Валенсию. После этого он помирился с королем Альфонсом и стал действовать в союзе с ним против мавров.

Несомненно, что еще при жизни Сида начали слагаться песни и сказания о его подвигах. Эти песни и рассказы, распространившись в народе, вскоре стали достоянием хугларов (авторов и певцов-исполнителей поэм), один из которых около 1140 г. сложил о нем поэму.

«Песнь о Сиде», содержащая 3735 стихов, распадается на три части. Однако самое начало «Песни» утеряно. Оно должно было излагать причины изгнания Сида королем. По указаниям хроник, прияины эти заключались в следующем: по поручению Альфонса IV Сид едет собирать ежегодную дань в Севилью. Он не только собрал ее, но и захватил в плен графа Гарсиа Ордоньеса, сражавшегося в союзе с маврами. Однако, когда Сид вернулся ко дворцу Альфонса, враги оклеветали его перед королем в присвоении части добычи. Альфонс, уже таивший злобу на Сида (Сид осмелился требовать от короля присяги в том, что он не причастен к убийству брата своего Санчо), приговорил его к изгнанию (1087 г.). С удалением Сида в изгнание и начинается сохранившаяся часть песни.

В первой из сохранившихся песен (называемой исследователями «Песнью об изгнании») изображаются первые подвиги Сида на чужбине. Сначала он добывает деньги для похода, заложив евреям-ростовщикам под видом фамильных драгоценностей сундуки, наполненные песком. Затем, собрав отряд в шестьдесят воинов, он заезжает в монастырь Сан-Педро де Карденья, чтобы проститься с находящимися там женой и дочерьми. После этого он едет в мавританскую землю. Прослышав о его изгнании, люди стекаются под его знамена. Сид одерживает ряд побед над маврами и после каждой из них отсылает часть добычи королю Альфонсу.

Во второй части («Песнь о свадьбе дочерей Сида») изображается завоевание Сидом Валенсии. Видя его могущество и тронутый его дарами, Альфонс мирится с Сидом и разрешает его жене и детям перебраться к нему в Валенсию. Затем происходит свидание Сида с самим королем, который выступает сватом, предлагая Сиду в зятья знатных инфантов де Каррион. Сид, хотя и неохотно, соглашается на это. Он дарит зятьям два своих боевых меча и дает за дочерьми богатое приданое. Следует описание пышных свадебных торжеств.

В третьей части («Оскорбление в лесу Корпес») рассказывается следующее. Зятья Сида оказались ничтожными трусами. В бою за них сражались слуги, а их прикрывали. Не стерпев насмешек Сида и его вассалов, они решили выместить обиду на его дочерях. Под предлогом показать жен своей родне они снарядились в путь. Доехав до дубовой рощи Корпес, зятья сошли с коней, жестоко избили своих жен и оставили их привязанными к деревьям. Несчастные погибли бы, если бы не племянник Сида Фелес Муньос, который разыскал и привез их домой. Сид требует мщения. Король созывает кортесы, чтобы судить виновных. Сид является туда, завязав свою бороду, чтобы кто-нибудь не оскорбил его, дернув за бороду. Дело решается судебным поединком («божий суд»). Бойцы Сида побеждают ответчиков, и Сид торжествует. Он развязывает свою бороду, и все дивятся его величавому виду. К дочерям Сида сватаются новые женихи – принцы Наварры и Арагона. Поэма кончается славословием Сиду.

 

В соответствии с бытовыми мотивами подобного рода видную роль играет семейная тематика. Дело не только в том, какое место занимают в поэме история первого замужества дочерей Сида (они были просватаны за знатных вельмож, которые их не любили, а женились – из расчета, т.к. Сид сулил дочерям богатое приданое) и яркая концовка картины второго, счастливого брака их, но и в том, что семейные, родственные чувства со всей их задушевной интимностью постепенно выступают в поэме на первый план.

В Сиде, который идеализирован автором, народ видел преданного королю вассала, борца за освобождение родины от мавров и одновременно врага феодальной знати.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Источники

Рассказы о Лисе восходят одновременно к устной народной традиции и литературным источникам.

1) Народные традиции - многие эпизоды «Романа» встречаются в фольклоре индо-европейских народов (лисица выманивает сыр у вороны, ворует рыбу, прикинувшись мертвой; волк лишается хвоста, удя рыбу, и т.д.)

2) Клерикальная литература на латинском языке:

- Romulus - средневековые сборники басен;

- Ecbasis captivi - животный эпос (X-XI вв), в котором домашние животные спасают теленка, похищенного волком;

- Gallus et Vulpes (XI в.) - рассказ о том, как петух пытался спастись от лиса.

- Disciplina clericalis (начало XII века; автор - Пьер Альфонс) - сюжет этого произведения лежит в основе четвертой и девятой ветвей «Романа»;

- Ysengrinus (XII век; автор - фламандский монах Нивард) - главные герои носят имена Рейнард и Изенгрин (как в «Романе»); основные эпизоды «Романа» также во многом перекликаются с сюжетом этого произведения.

3) Светская литература - многие эпизоды "Романа о Лисе" являются пародией артуровских романов, лэ Марии Французской, французских эпосов разных циклов.

Одновременно авторы романа использовали также различные книжные источники, восходящие к греко-римской басенной традиции. На это указывает хотя бы наличие в романе экзотической фигуры царя зверей льва, отсутствующий в европейских народных сказках о животных.

Авторы

«Роман о Лисе» не является творением одного автора. Над ним трудились много поэтов, но нам известны только трое:

1) Пьер из Сен-Клу - автор древнейших ветвей (II, V);

2) Священник из Croix-en-Brie - автор девятой ветви;

3) Ришар де Лизон - автор двенадцатой ветви.

Ветви

Всего лису Ренару и его приключениям посвящено более 100 000 строк. Ветви «Романа о Лисе» можно разделить на две главные группы. Первая объединяет древнейшие ветви, написанные между 1174 и 1205 годами. Они носят, главным образом, развлекательный характер. В позднейших ветвях, созданных в XIII в., чувствуется острая сатирическая направленность.

Животный эпос

Главное место уделено отношениям между животными, хотя действующими лицами бывают и люди. В центре - лис Ренар: его часто обманывают звери, более слабые, чем он, но он всегда торжествует над сильнейшими. Общество животных является параллелью общества людей:

1) У каждого зверя есть имя:

а) собственное: лис Ренар, волн Изенгрин, лисица Эрмелина, волчица Эрсан, медведь Брён, осер Бернар, барсук Гримбер;

б) отражающее отличительную черту данного зверя: лев Нобль (благородный), львица Фьер (гордая), петух Шантеклер(звонкоголосый), заяц

Куар (трусливый), бык Брюян (шумный), баран Белен (блеющий), улитка Тардиф (медлительная);

2) У персонажей есть семья:

- Ренар женат на Эрмелине и растит трех сыновей;

- Изенгрин - муж Эрсан и брат Примо;

- Шантеклер - супруг курицы Пинты и отец многочисленного семейства.

3) Каждый персонаж принадлежит к определенному слою феодального общества:

- во главе социальной пирамиды стоит король, лев Нобль, и его супруга, Фьер;

- крупными феодалами являются волк Изенгрин, лис Ренар, медведь Брён;

- ниже феодалов в иерархии находятся петух Шантеклер, кот Тибер, барсук Гримбер;

- в низу социальной лестницы - улитка Тардиф, заяц Куар, сверчок Фробер.

4) Некоторые звери занимают определенную должность:

- король Нобль командует войском и вершит правосудие;

- волк Изенгрин – коннетабль (военный советник) короля;

- медведь Брён - королевский гонец;

- осел Бернар – архиепископ;

- лань Бришмер – сенешаль;

- улитка Тардиф - знаменосец королевской армии;

5) Несмотря на то, что звери часто ведут себя, как люди (скачут на конях, сражаются на мечах), они не теряют и присущих им повадок:

- кот Тибер греется на солнце, играет хвостом, царапается, взъерошивается;

- ворон Тьеслин любит приглаживать клювом перья;

- лис Ренар, ложась спать, сворачивается в клубочек;

- петух Шантеклер скребет землю когтями, спит, открыв один глаз и поджав лапу.

Лишь в позднейших ветвях звери начинают во всем походить на людей.

Пародийный принцип, пронизывающий “Роман о Ренаре”, заключается в систематическом «переодевании» животных в людские одежды, в первую очередь - в одежды рыцарства. Так, волк Изенгрим имеет звание коннетабля, а олень Бришемер - сенешаля; собаки, гонящие Лиса, все сплошь - бароны, имеющие к тому же либо сарацинские, либо христианские имена с намеком на эпических героев (Оливье и т. п.). Животные-бароны собираются при блестящем дворе Нобля, где обсуждают вопросы войны и мира, устраивают суды и состязания, пиры и праздники. В самом Нобле легко узнать черты эпических владык - Карла Великого, Артура, а в Ренаре - короля Марка. Жена Нобля напоминает королеву Гениевру, страдающую от того, что ей приходится делить ложе со старым супругом; Ренар же, на манер куртуазных героев, любит свою жену Эрмелину «тонкой любовью». Ренар и Шантеклер видят вещие сны, подобные сну Карла Великого перед Ронсевальской битвой, а перепалка медведя с быком и обезьяной пародийно воспроизводит спор Роланда с Ганелоном. Эпизод с Ренаром, попытавшимся захватить королевский престол - это откровенный намек на Иоанна Безземельного, покусившегося на владения Ричарда Львиное Сердце. Роман переполнен военными эпизодами, поединками, турнирами, осадами замков; в нем пародируются эпические формулы, эпические приемы перечисления и т. п.

Основные жанры и персонажи

Трубадуры воспевали любовь в численно преобладающем и наиболее важном по своему значению жанре куртуазной песни, или кансоны.

Провансальская кансона обычно сдержит в себе 5-7 строф, замыкаемых одной или двумя посылками (торнадами). Посылки состоят из 3-4 стихов, повторяющих метрическую структуру и рифмы заключительной строфы. В них обычно содержится указание на адресата песни, часто зашифрованного условным именем (это называется сеньяль – зашифрованное имя того, кому посвящена поэма).

Однако трубадуры воспевали не только любовь и дам. В своих произведениях они откликались на все актуальные вопросы современности: писали о политических событиях, вопросах морали, высмеивали своих политических или религиозных противников, проповедовали крестовые походы, прославляли доблесть и щедрость своих покровителей и друзей, оплакивали их смерть. Все это можно было сделать в жанре сирвенты. В сирвентах было принято пользоваться метрическими схемами и музыкой уже существующих кансон.

Целая серия политических сирвент принадлежит знаменитому трубадуру Бертрану де Борну. Он и известен в основном своими сирвентами, сквозной мотив которых – любовь к войне, к которой он постоянно призывает королей и баронов. Трубадуры могли обмениваться сирвентами, но чаще они вдвоем писали одну сирвенту (или один за двоих). Получался подвид сирвенты – прения.

Существовало две основных разновидности поэтического дебата: тенсона и джок партит, или партимен. Тенсона допускала свободное развитие диалога. Партимен предусматривает, что трубадур, открывающий прения, задавал тему, сводимую к дилемме, которая и будет обсуждаться в песне, причем собеседники должны придерживаться противоположных взглядов.

К диалогическим жанрам относится также жанр пасторелла (любовный спор между крастьянкой и вельможей, который хочет соблазнить ее).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.09 с.)