И «Безопасность жизнедеятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И «Безопасность жизнедеятельности»



(СИЛЛАБУС)

по кредитной технологии обучения

 

для студентов всех специальностей и всех форм обучения

ПАВЛОДАР 2010год

УТВЕРЖДАЮ

Директор Инженерно-технической академии

 

Д.В.Н., профессор Е.Б.Никитин _____________

“___” _______________ 2009 г.

 

 

Автор:магистр, ст. преподаватель кафедры «Химия и эклогия»

___________Н.И.Матвеева

 

Кафедра «Прикладная экология»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

для студентов специальности 050731 «Безопасность жизнедеятельности и

защита окружающей среды», 050608 «Экология» и других специальностей,

для всех форм обучения

на базе среднего, средне-специального и высшего образования.

 

 

Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта ГОСО РК 3.08.323.-2006 г. (Астана, 2006) и типовой учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (Алматы, 2006) для специальности 050731 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», 050608 «Экология», также по всем специальностям и направлениям как межфаковская дисциплина

 

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Прикладная экология»

 

Протокол №1 от 28.08.2010г.

Зав. кафедрой, К.П.Н., доцент __________Ш.Ш. Хамзина

 

 

Утвержден на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендован к изданию

 

Протокол № 1 от 14.09.2010г.

Председатель НМС ИА

К.т.н., проф ___ ПВ.Дубровин

 

Согласовано:

Начальник ИМО,

К.п.н., проф. __________Н.М. Ушакова

Структура силлабуса учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 Пояснительная записка
2 Календарно-тематический план курса (Таблица 1)
3.Тематический план выполнения и сроки сдачи заданий по СРС
4 Тематический план выполнения и сроки сдачи заданий по практическим занятиям
5 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену
6 Опорный конспект лекций
7 Рекомендуемая литература Основная Дополнительная
8 Виды и формы контроля знаний и умений студентов (Таблица 5)
9 Шкала выставления рейтинга студентов (Таблица 6)
10 Общая шкала оценки знаний, навыков и умений студентов (Таблицы 7)
 

Контактная информация

Ф.И.О Время и место проведения Контактная информация
Лекции практические e-mail, тел.
Затварницкая Татьяна Евсеевна Каб. 408 Каб. 408 Корпус 1- Ломова 45 Тел. 57-10-33-к.408

 

Данные о дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Группа БЖД и ЗОС Эология межфак
Курс  
Семестр  
Лекции  
Практические занятия  
СРС/СРСП  

Пререквизиты дисциплины: анатомия и физиология человека, общая физическая география, экологии человека, биология

Постреквизиты: охрана труда, техника безопасности, экология, основы радиационной, химической и биологической безопасности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание дисциплины: катастрофические последствия природных катаклизмов и стихийных бедствий представляют серьезную угрозу жизни человека и поэтому проблема защиты его от опасностей в различных условиях обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества такая опасность исходила от разрушительной силы природных явлений, а также от представителей биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, создаваемые самим человеком. Развитие науки и техники, с одной стороны, способствовало развитию средств и способов ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, но, с другой – привело к необычайному росту возможных масштабов аварий и катастроф из-за огромной концентрации потенциальной энергии в отдельных энергетических комплексах, повышенных скоростей движения и других причин.

Если стихийные силы природы не подвластны человеку и могут заблаговременно прогнози-роваться только в некоторых случаях, то чрезвычайные ситуации, причиной которых является сам человек, можно избежать благодаря продуманному походу при проектировании и эксплуатации сооружений, технологических процессов, машин и оборудования. Так, борясь с бесконтрольным выбросом в окружающую среду вредных промышленных отходов, мы тем самым способствуем сохранению экологического равновесия в природе или, соблюдая правила пожарной безопасности во время пеших походов или отдыха на природе, исключаем возможность возникновения лесных и степных пожаров.

Любая деятельность сопряжена с различного рода опасностями: природными, техногенны-ми, антропогенными, биологическими, социальными. Поэтому безопасность деятельности является одной из важнейших сторон существования человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился и будет стремиться обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности проблемы безопасности еще более обострились, и для решения многих ее задач в настоящее время требуется, как правило, комплекс специальных знаний.

«Основы безопасности жизнедеятельности» является общеобразовательной дисциплиной, изучающей опасности и защиту человека от них. Основные положения ее базируются на том, что деятельность человека потенциально опасна; опасности, реализуясь в пространстве и во времени, причиняют вред человеку, проявляющийся в нервных потрясениях, травмах и других. БЖД решает задачи идентификации опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях чрезвычайных ситуаций (в связи с остаточным риском часть опасностей может реализоваться с определенной вероятностью). Значительную часть дисциплины занимают вопросы гражданской обороны. Гражданская оборона является составной частью общегосударственных мероприятий по обеспечению национальной безопасности в области защиты населения, экономики и территории республики от поражающих факторов современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Цели курса:

Формирование теоретических знаний, навыков мыслительной деятельности, коммуникативных умений работать в команде по достижению общей цели.

Задачи курса:

применять известные методы познания для разрешения профессиональных проблем и непрерывного самообразования, анализировать и критически осмысливать накопленные теоретические материалы.

Структура курса:

В результате изучения курса студенты должны:

Знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Уметь: применять известные методы познания для разрешенияпрофессиональных проблем, работать в команде по достижению общей цели; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, диагностировать различные поражения, оказывать первую медицинскую помощь и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Приобрести практические навыки: владеть современными методами и средствами контроля и анализа, развития и управления безопасными системами.

Содержание курса: курс состоит в основном из 6ч лекций, 4 ч практических занятий и 60ч СРС. К каждой теме предлагаются вопросы, на которые необходимо отвечать, используя рекомендованную основную и дополнительную литературу. Программа курса базируется на знаниях анатомии и физиологии человека, общей физической географии, экологии человека. Эти знания послужат основой для более углубленного изучения таких дисциплин как валеология, техника безопасности и охрана труда, основы радиационной, химической и биологической безопасности, экологии.

Календарно-тематический план дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

К-во Модулей Название Темы Вид занятия Содержание занятия К-во Ча совсов часов
Модуль №1   Введение.ЧС, причины возникновения, следствия, анализ. Очаги поражения. Лекция Общая характеристика дисциплины. Законодательные акты в области ЧС и ГО. Концепция Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Деятельность ООН в области защиты человека от ЧС. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины возникновения, последствия. Очаги поражения. Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций (ЧС)  
      Практ. занятие СРС Задание1 Задание 2   Задание 3     Задание 4   Задание 5 Решение задач по радиационной обстановке.   Составить глоссарий основных терминов и понятий. Антропогенное воздействие на природную среду.   Концепция Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество в области ЧС и ГО Опасности территорий и населения республики Казахстан.      
  2. Человек в мире опасностей Лекция Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, возможные на территории РК. Современная техносфера в РК. Источники техногенных ЧС. Вторичные негативные факторы. Экологические ситуации, созданные военными полигонами. Организация и ведение ГО, ее структура, задачи.  
      Практ. занятие   СРС Задание1   Задание2     Задание 3   Задание 4     Задание 5 Прогнозирование масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) при авариях на химически опасных объектах (ХОО) и транспорте. Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Основные принципы и способы предупреждения ЧС природного и техногенного характера.   Силы Гражданской обороны, их состав, предназначение и порядок применения. Определение масштабов зоны ЧС при взрыве газовоздушной смеси. Решение задач Определение размеров зон наводнений при разрушении плотин и гидродинамических сооружений        
Модуль2   Основные способы и средства защиты населения. Устойчивость функционирования объектов экономики.     Лекция     СРС Задание 1   Задание 2   Задание 3     Задание 4   Задание 5   Факторы влияющие на устойчивость работы экономики. Создание республиканских государственных и казенных предприятий для обеспечения безопасности работ в различных отраслях хозяйствования. Обеспечение безопасности людей: принципы защиты, порядок защиты в ЧС. Комплексный подход к определению способов и средств защиты.     Основные принципы и способы защиты населения. Инженерная защита населения. Расчет вместимости убежища. Решение задач. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий ЧС. Основная задача формирований при ликвидации последствий. Порядок и способы проведения спасательных и неотложно-восстановительных работ. Безопасность и экологичность технических систем. .        
  Итого: лекций – 15ч Практических занятий- 15ч СРС-\СРСП 30ч  
   
               

График проведения и содержание практических занятий.

 

Содержание заданий для практических занятий Форма контроля Количество часов Сроки сдачи
 
  Модуль №1      
  Тема №1. Решение задач по оценке радиационной обстановки.   Отчет о выполнении практического задания   1-4 неделя
1) Определение возможных доз облучения людей в условиях радиоактивного заражения местности: а) при ядерных взрывах; б) при авариях на АЭС. 2) Определение возможного времени пребывания на РЗ местности в различных условиях.
  Модуль 2      
 
  Тема №2.Прогнозирование масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) при авариях на химически опасных объектах (ХОО) и транспорте.   Контрольная работа   5-8 неделя
  1. Прогнозирование зоны заражения при разрушении единичной емкости со СДЯВ. 2) Прогнозирование масштабов заражения при разрушении химически опасного объекта с запасами СДЯВ.

 

Тематический план



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.012 с.)