Рабочая программа. Технология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа. Технология.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ТЕХНОЛОГИЯ.

5-6 неделимые классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по направлению «Технология» для неделимых классов составлена для учащихся 6 классов на основе следующих документов:

· Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • Письмо Министерства образования РФ от 17.06.1997 г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»;
  • Закон РФ «Об образовании» (статьи 19,21);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

 

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ. всего на изучение курса «Технология» отводит на этапе общего образования в 6 классах, для неделимых классов, выделяется 68 ч. по 2 часа в неделю.

Преподавание предмета «Технология» осуществляется на основе перечня программ образовательной области «Технология» в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году» (№822, от 23 декабря 2009г): Программа основного общего образования по направлению «Технология.» для неделимых классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она позволяет учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Национальный региональный компонент изучается в разделах: Кулинария, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, Художественные ремесла, Технологии ведения дома, Творческие проекты

Она имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить обучающихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

С учетом материально – технических возможностей школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности был предложен ряд объектов труда.

Предметная область «Технология» включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

Основными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов, моделирование, конструирование, диагностическое тестирование обучающихся, экскурсии, конкурсы, олимпиады.

В реализации программы должное место отводиться методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, технологических ситуаций.

В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были введены раздел: «Металлопластика». Чем привлекательна декоративная обработка материалов? А тем, что в процессе обучения школьников декоративной обработке материалов, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для обучающихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.

Апробация программы продемонстрировала ее жизнеспособность, она разработана с учетом психолого-педагогических основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации обучающихся к современным социально – экономическим условиям.

Базовыми для программы по направлению «Технология.» являются разделы «Художественные ремесла» и «Металлопластика». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома»,

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для обучающихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для обучающихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения следует, организовывать технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения используется метод проектов и кооперированная деятельность обучающихся.

В течение года каждый обучающийся выполняет два проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям обучающегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Охрана здоровья обучающихся

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче­ских процессов.

Обучающихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо­ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельно­сти. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у уча­щихся культуру труда и делового общения.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Программа по «Технологии» составлена в соот­ветствии с утвержденным минимумом содержания обучения в основ­ной школе и предназначена для учащихся 6 классов общеобразо­вательных школ.

Ц е л и и задачи учебного предмета:

 

освоение технологических знаний; основ культуры по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, безопасными приёмами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

развитие технического мышления, познавательных интересов; пространственного воображения; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;

воспитание мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Й КЛАСС

Вводное занятие (2 ч)

Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изу­чения. Санитарно-гигиенические требования и правила внут­реннего распорядка при работе в школьных мастерских. Орга­низация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и после­довательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средства­ми обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5-х неделимых классов, библиотечка кабинета. Элек­тронные средства обучения.

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ (14 ч)

Санитария и гигиена (2 ч)

Основные теоретические сведения. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и сто­ловой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение сани­тарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пи­щевых отравлений.

Правила мытья посуды ручным способом и в посудомо­ечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблю­дения температурного режима и длительности тепловой кули­нарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостя­ми. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ

Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в по­мещении кабинета кулинарии.

Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.

Физиология питания (2 ч)

Основные теоретические сведения. Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пище­вых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слю­ны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.

Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.

Физиологические основы рационального питания. Совре­менные данные о роли витаминов, минеральных солей и мик­роэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и мик­роэлементах.

Прак­тические работы

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам раци­онального питания.

Составление меню из малокалорийных продуктов.

Варианты объектов труда. Плакаты, таблицы.

Основное содержание программы

Й КЛАСС

Элементы машиноведения(4 ч)

Основные теоретические сведения

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Определять неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами иглы или неправильной установкой. Правила ухода за швейной машиной. Виды передач, зубчатые передачи. Условные и графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач.

Практические работы

Регулировать качество машиной строчки. Соблюдать ТБ. Ухаживать за швейной машиной (чистка, смазка). Читать кинематические схемы.

Металлопластика (15ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Виды металлопластики и чеканок. Инструменты и материалы для выполнения металлопластики. Составление технологической карты выполнения карты. Способы перевода рисунка на металл. Выдавливание рисунка по контуру. Виды и способы оформления готового изделия.

Практические работы

Знать технику выполнения изделия. Перевод рисунка на металл. Композиционный характер составления рисунка. Технология изготовления декоративно-прикладного изделия.

Кулинария(9ч.)

Основные теоретические сведения

Знакомство с физиологией питания человека. Общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Питательная ценность и химический состав молока. Кулинарное значение молока и молочных продуктов.

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Содержание в рыбе белков, жиров. Углеводов, витаминов. Технология разделки и приготовления блюд из рыбы.

Виды макаронных изделий, круп и бобовых. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких, жидких каш.

Значение изделий из теста в питании человека. Первичная обработка муки, виды теста. Изделия из жидкого теста. Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков. Технология выпечки.

Практические работы

Рассчитать суточную потребность минеральных солей. Определять качество молока. Готовить молочный суп. Проводить разделки рыбы. Определить доброкачественность рыбы. Срок хранения. Технология приготовления блюд. Готовить рыбный суп. Готовить блюда из макаронных изделий, круп и бобовых. Готовить блины. Готовить выпечку из жидкого теста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Технологии» обучающийся должен знать:

• правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;

• технологию приготовления и требования к качеству готовых блюд, правила подачи к столу;

• виды декоративно-прикладного искусства, различные материалы и приспособления, применяемые в художественных ремёслах;

• основные свойства волокон и тканей из них;

• основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

• виды санитарных работ, оборудования; принципы ухода за одеждой и обувью;

• пути экономии электрической энергии в быту, правила работы с электроприборами; каково, влияние электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ТЕХНОЛОГИЯ.

5-6 неделимые классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по направлению «Технология» для неделимых классов составлена для учащихся 6 классов на основе следующих документов:

· Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • Письмо Министерства образования РФ от 17.06.1997 г. №760/14-12 «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология»;
  • Закон РФ «Об образовании» (статьи 19,21);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

 

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ. всего на изучение курса «Технология» отводит на этапе общего образования в 6 классах, для неделимых классов, выделяется 68 ч. по 2 часа в неделю.

Преподавание предмета «Технология» осуществляется на основе перечня программ образовательной области «Технология» в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году» (№822, от 23 декабря 2009г): Программа основного общего образования по направлению «Технология.» для неделимых классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она позволяет учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Национальный региональный компонент изучается в разделах: Кулинария, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, Художественные ремесла, Технологии ведения дома, Творческие проекты

Она имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить обучающихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

С учетом материально – технических возможностей школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности был предложен ряд объектов труда.

Предметная область «Технология» включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

Основными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов, моделирование, конструирование, диагностическое тестирование обучающихся, экскурсии, конкурсы, олимпиады.

В реализации программы должное место отводиться методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, технологических ситуаций.

В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были введены раздел: «Металлопластика». Чем привлекательна декоративная обработка материалов? А тем, что в процессе обучения школьников декоративной обработке материалов, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для обучающихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.

Апробация программы продемонстрировала ее жизнеспособность, она разработана с учетом психолого-педагогических основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации обучающихся к современным социально – экономическим условиям.

Базовыми для программы по направлению «Технология.» являются разделы «Художественные ремесла» и «Металлопластика». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома»,

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для обучающихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для обучающихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения следует, организовывать технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения используется метод проектов и кооперированная деятельность обучающихся.

В течение года каждый обучающийся выполняет два проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям обучающегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Охрана здоровья обучающихся

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче­ских процессов.

Обучающихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо­ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельно­сти. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у уча­щихся культуру труда и делового общения.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Программа по «Технологии» составлена в соот­ветствии с утвержденным минимумом содержания обучения в основ­ной школе и предназначена для учащихся 6 классов общеобразо­вательных школ.

Ц е л и и задачи учебного предмета:

 

освоение технологических знаний; основ культуры по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, безопасными приёмами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

развитие технического мышления, познавательных интересов; пространственного воображения; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;

воспитание мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.087 с.)