Третий этап консультативной беседы: Оказание воздействия. Подэтапы: коррекция установок, коррекция поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап консультативной беседы: Оказание воздействия. Подэтапы: коррекция установок, коррекция поведения.



25. Основные навыки выслушивания клиента.

26. Типы вопросов, их значение для продуктивной беседы

27. Невопросительные формы.

28. Навыки наблюдения за клиентом

29. Директива как метод воздействия.

30. Перефразирование как метод воздействия

31. Конфронтация, ее ограничения

  1. Особенности консультирования тревожных клиентов
  2. Консультирования при реакциях страха и фобиях.
  3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
  4. Консультирование в ситуации тяжелой болезни.
  5. Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.
  6. Типы консультативных групп.
  7. Руководитель группы как личность.
  8. Компетентность группового консультанта.
  9. Права участников консультативной группы.
  10. Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.
  11. Основные акценты в психологическом консультировании психодинамического направления
  12. Основные акценты в консультировании с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода

44. Типы проблемных ситуаций. Отличие критической ситуации от кризисной.

. 45 Перенос и контрперенос в психологическом консультировании

. 46. Сущность и специфика психологического консультирования

***

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «Психологическое консультирование»

ВАРИАНТ 1.

  1. Дайте характеристику понятия «субъективное» и его значение в работе с клиентом.
  1. Сделайте разбор предложенной ситуации

Родители Аркадия имеют высшее образование и занимают очень престижные долж­ности. Аркадий - их первенец, с которым у них были связа­ны большие надежды. Уже в младших классах музыкальной школы он выделялся среди маленьких скрипачей особой музыкальностью и «взрослым звуком». Рано начал сочи­нять музыкальные миниатюры. Ему все больше стало нра­виться уважительное удивление, которое он читал в глазах окружающих.

Часто родители тревожились по поводу здоровья маль­чика: в дошкольном возрасте у него было сотрясение голов­ного мозга - упал с крыши сарая, когда гостил в деревне у деда. С тех пор он был огражден от всех возможных опасностей. Их квартира напоминала огромный аквариум, а Ар­кадий - драгоценную рыбку, которая вызывала восхищение и зависть... Атмосфера взаимоотношений со старшими в обеих школах была продолжением этого аквариума.

Но вот после 8-го класса Аркадий поступил в музыкаль­ное училище. Здесь все было другим. Самым непривычным было то, что никто уже не видел в нем исключительности. Мало того, его понуждали делать что-то, что ему совершен­но не нравилось. Преподаватель по специальности не при­нимал всерьез его суждений, его интерпретации музыкаль­ного произведения.

Не за горами был экзамен. Отношения между препода­вателем и учеником приняли откровенно конфликтный ха­рактер. Аркадию был предъявлен ультиматум: или он при­мет и учтет все указания преподавателя, или не будет допу­щен к экзамену... Это после стольких лет сплошного триум­фа! Дома он объявил, что большее не намерен терпеть «эту бездарность», «этого безмозглого тупицу»... Короче - он за­явил, что ноги его больше не будет в музучилище, что он предпочитает «самое захудалое ПТУ этому бедламу».

Мать Аркадия хорошо понимала, что без училища раз­веется ее мечта о великом музыкальном будущем сына, о консерватории. Ее попытка повлиять на педагогов не увен­чалась успехом, тогда она переключилась на сына. Но Арка­дий был достаточно проницателен и уличил мать в лицеме­рии и тщеславии. Он изрыгал хулу на всех.

Отец не выдержал и впервые в жизни побил своего 15-летнего сына. Аркадий с горящими от ненависти глазами проклял родителей и заперся в своей комнате. Когда его выкрики за дверью прекратились, родители испугались и высадили дверь. Подросток торопливо укладывал что-то в рюкзак, игнорируя их вопросы.

    • Кто из действующих лиц этой ситуации нуждается в психологической помощи? Какие психологические пробле­мы они имеют?
    • Какие нарушения в личностной сфере имеет подросток и в чем их причины? Попытайтесь сфор­мулировать предварительный психологический диагноз.
    • Какую помощь в сложившихся обстоятельствах может оказать психолог?

***

  1. Проанализируйте, какое из высказываний на первом этапе интервью принадлежит квалифицированному. психологу, а какое — неквалифицированному.

Высказывания психологов:

1) У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает

2) Я обязательно помогу вам изменить себя.

3) Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.

4) Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5) Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит

6) Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.

7) Трудно начинать работу при таком сопротивлении с Вашей стороны.

8) Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.

9) Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.

10) Вы уже разочарованы! Чем?

***

4. Проанализируйте, какое из высказываний психо­лога ориентировано на

• воздействие,

• манипулирование,

• управление,

• формирование.

Используйте для анализа этих высказываний сле­дующее представление о содержании этих понятий:

1. Воздействие — это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых пере­живаний и качеств. Предполагает ценность другого чело­века как меру изменения психической реальности.

2. Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека.

3. Управление - изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.

4. Формирование — изменение психической реальности че­ловека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.

 

1. Надо разобраться вам с ним — кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?

2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!

3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее на­гружаете взрослыми проблемами?

4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преуве­личение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание...

7. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...

9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне про­стого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.

***

ВАРИАНТ2.

1. Дайте характеристику межличностному давлению и его формам в консультативной беседе.

2. Сделайте разбор консультативного случая

В консультативный центр обратилась женщина с жа­лобами на дочь Таню 8 лет. По словам матери, Таня без­ответственна и безвольна. Мама полагала, что отсут­ствие этих качеств может свидетельствовать о психиче­ской патологии, и просила обследовать девочку.

Приходя из школы домой, Таня играла в игрушки и ела сладости, вместо того чтобы обедать и делать уроки. Затем, по маминому плану, Таня должна была идти гу­лять. Мама приходила с работы к 19 ч. Таня весь день на­ходилась дома одна. Мама часто звонила ей с работы и пыталась контролировать, но безуспешно. Указания по телефону девочка не выполняла, одна дома не обедала и уроков не делала. Борясь с безволием и безответственностью, мама убрала все ее игрушки, краски и цветные карандаши. То­гда Таня начала царапать клеенку на кухонном столе. За­подозрив у девочки психическое заболевание, мама об­ратилась за помощью.

Сама мама закончила школу с золотой медалью. Она росла в большой семье в провинциальном городе, в до­ме всегда были люди. "Со мной никто не занимался, я все делала сама", — говорила она.

Психологическое обследование Тани никакой пато­логии не выявило. Оказалось, что она обладает повы­шенным уровнем тревоги.

· Сформулируйте психологическую гипотезу относи­тельно причин поведения девочки.

· Какую роль в возник­новении психологических трудностей сыграли ложные уста­новки матери?

· Какая консультативная помощь возможна и целесообразна в данной ситуации? Стоит ли ограничиться лишь консультированием?

***

3. Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи от­ветственности, за разрешение ею ситуации, на психо­лога:

  • Мне так много хорошего о вас говорят, что вы всем помогаете...
  • Я буду платить столько, сколько вы скажете, только помогите...
  • Это последняя наша надежда.
  • Мы уже были у психологов, но что-то ничем не по­могли...
  • Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет...
  • С ней никто не может справиться, никто, понима­ете.

· Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то проис­ходит...

  • Нас же никто не учил психологии, никто, понимае­те, и никогда.

 

4. Проанализируйте, какое из высказываний психо­лога ориентировано на

• воздействие,

• манипулирование,

• управление,

• формирование.

Используйте для анализа этих высказываний сле­дующее представление о содержании этих понятий:

1. Воздействие — это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых пере­живаний и качеств. Предполагает ценность другого чело­века как меру изменения психической реальности.

2. Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека.

3. Управление -изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.

4. Формирование — изменение психической реальности че­ловека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.

 

1. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом пред­примем новую попытку.

2. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопро­сах?

3. Хорошо, больше ничего не говорите, я сам вас буду обо всем спрашивать.

4. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

5. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?

6. Это был желаемый для вас ребенок? А?. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?

7. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.

8. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хо­рошо знакомы с вашей девочкой?

9. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче гово­рить.

10. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последова­тельно.

***

ВАРИАНТ 3.

1. Дайте характеристику особенностям п сихологического консультирования по проблемам переживания расставания с партнером.

2. Сделайте разбор консультативного случая:

Из рассказа коллеги по работе:

"Дочь моих знакомых, ученица 2-го класса, по натуре очень бойкая девочка, юла. Естественно, из-за ярко вы­раженного темперамента ей очень тяжело высидеть 45 минут урока. И очень странно, что образованный пе­дагог — учитель со стажем, не может этого понять. В ре­зультате девочка каждый день в течение четверти прино­сила в дневнике неудовлетворительные оценки по пове­дению — "1" или "2". Сначала девочка болезненно пере­живала это, много плакала, но постепенно она привыкла и перестала обращать на эти оценки внимание. Учитель­ница утратила авторитет в глазах ребенка. Родителям не понятно, чего хочет добиться этим учительница, ведь по­влиять на характер девочки таким образом вряд ли удастся. Что делать родителям в такой ситуации?"

1. Насколько обоснованной кажется вам эта жалоба в устах родителей девочки?

2. Какие психологические пробле­мы имеет девочка? Как это проверить? Как помочь ей впи­саться в новую деятельность?

3.0 чем бы вы говорили с учи­тельницей, случись разговор об индивидуальных особеннос­тях этой девочки?

4. На что ориентировать ее родителей?

 

3. Определите, какой из вопросов пси­холога к высказыванию в большей степени отражает назначение обратной связи как метода воздействия в процессе интервью: «Мой ребенок всегда действует необдуманно».

Вопросы психологов:

• Почему вы так считаете?

• Почему вы так решили?

• Как вы думаете, это его реакция на поступок?

• Он сам сожалеет об этом?

• Давайте вместе поглядим, в чем это проявляется.

• Может быть, вы ошибаетесь?

• В каких ситуациях это проявляется?

Вы не заметили, как к этому относятся окружающие?-

• Могли бы вы вспомнить ситуацию, когда он действует необдуманно?

• А какие действия вы имеете в виду?

• В чем, вы считаете, это проявляется?

• Вас тревожат последствия этих действий?

• В чем это выражается?

• Что вы чувствуете, когда видите необдуманный поступок ребенка?

***

4. Определите, к какому методу воздействия можно отнести следующие высказывания психолога во время интервью.

1. Вы думаете, что ваш сын не уважает вашего мнения?

2. В моей практике такие случаи были достаточно часто.

3. Я чувствую, что вы не хотите говорить об этом случае.

4. Вы очень точно передали свои переживания в этот мо­мент...

5. Если я правильно вас поняла, вас огорчает отсутствие внимания.

6. Если он будет постоянно звонить вам, вы будете думать как-то иначе...

7. Я не могу принять вашу точку зрения, но...

8. Моя жизнь приносила мне такие переживания...

9. Мне тоже бывает страшно, когда я думаю о похожем.

10. Вы смогли понять, что отношения с сыном определяютсявашим отношением к себе.

***

ВАРИАНТ 4.

1. Сделать теоретичнское сообщение по теме «Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса».

2. Провести разбор консультативного случая:

К психологу обратился классный руководитель 5-го класса с жалобой на ученика Ростислава О., который систематически пропускает уроки по неизвестным при­чинам. Встретиться с мальчиком в школе психологу не удалось — его не было на уроках с начала недели. Пси­холог решил вместе с классным руководителем посе­тить Ростислава дома.

Две попытки оказались безрезультатными: они его не застали. Один раз был лишь отец, объясниться с ко­торым было трудно, потому что он был подвыпившим. Удалось лишь выяснить, что Ростик часто ездит в приго­род к своей бабушке — матери отца. Бабушку мальчик очень любит, считает самой родной, помогает ей по хо­зяйству. Вот и сейчас он там. Отец с сыном живут в поло­вине двухкомнатной квартиры. Вторая половина кварти­ры принадлежит маме мальчика, которая с младшим сы­ном Богданом — братом Ростислава, перебралась к сво­ему новому мужу. Родители Ростислава в разводе. Пони­мая, что причиной пропусков мальчика являются не ка­кие-то школьные проблемы, а сложные семейные обсто­ятельства, психолог решил сначала поговорить с мате­рью.

Через Богдана, ученика 4-го класса этой же школы, мать пригласили к психологу. Появилась она лишь после третьего вызова и очень извинялась, что была "страшно занята". Мать — маленькая худощавая женщина интро-вертированного типа, с виду нерешительная и замкну­тая. Она жаловалась на напряженный рабочий график, домашние хлопоты, что ежедневные контакты ее сильно утомляют. Попытки наладить свою пошатнувшуюся лич­ную жизнь стоят этой женщине огромного труда, и те­перь она всеми силами старается использовать улыб­нувшийся ей шанс.

Мать рассказала, что развелась с первым мужем не так давно, но фактически отношения порвали несколько лет назад. Сейчас она выходит замуж за другого челове­ка. Живут в его однокомнатной квартире вместе с млад­шим сыном — Богданом. "Забрала бы и Ростика, да ме­ста там мало, — сообщила мать. — Вот когда мы обменя­ем свое жилье на общую двухкомнатную квартиру — обязательно заберу и старшего. А сейчас оставила его с отцом. Мальчик очень привязан к его матери, они ездят туда вместе. Вот только у отца лишь выпивка в голове, за сыном не смотрит. Потому тот и пропускает". Пообеща­ла сама следить за Ростиком, даже водить его в школу, если нужно.

3. Переделайте содержание психологической информации для сообщения ее клиенту (см. таблицу)

Содержание психологической информации Варианты сообщения
акцентуация характера  
функциональное недоразвитие  
идентификация  
конформность  
тревожность  
аутичность  
агрессивность  

***

4. Какой из вариантов самораскрытия психолога вы считаете профессионально необходимым, а какие, по вашему мнению, превышают меру профессионального воздей­ствия психолога?

· В моей практике встречались похожие ситуации...

· Я знаком со многими психологическими теориями, но ближе всего мне такие идеи...

· Я долго размышлял над вашей ситуацией, думаю, что могу вам предложить следующее...

· Ваш рассказ вызвал у меня противоречивое впечатление, я хотел бы уточнить следующее...

· Мне показалось, что вы не всегда искренне рассказывали о своем сыне...

· В моей жизни также были случаи, когда я не мог спра­виться со своими чувствами...

· Мне кажется, что я чувствую, как вам трудно выразить это.

· Я бы не стал так делать, если бы была на вашем месте, это ничего не дает, так как...

· Я не вижу логики в ваших словах, по-моему, было не­сколько иначе, так...

· Вы хотите, чтобы я вас пожалел, да, я вам сейчас сочувствую, потому что вы искренне страдаете, а не притворяетесь.

· Не пугайте меня, я вас не боюсь..

· Я хочу вас понять, а не осудить..

ВАРИАНТ 5

1. Уровень общения как параметр анализа консультативной беседы.

2. Сделайте разбор консультативного случая:

На консультации супруги Александр и Антонина Т. Обоим по 33 года. Обратились в связи с нарушениями в поведении их 14-летних сыновей-близнецов. Речь шла о побегах из дома, в результате которых подростки по не­скольку дней отсутствовали. Во время одного из побегов они не были дома целую неделю и были возвращены до­мой работниками транспортной милиции. В ходе кон­сультации оказалось, однако, что основная проблема, волнующая супругов, иная. Речь шла о переживаемых обоими супругами, в особенности мужем, субдепрес­сивных состояниях.

Нарастание этих состояний — вялости, скуки, сниже­ния интересов — супруги связывают с периодом, когда семья в основном справилась с многочисленными проб­лемами, с которыми столкнулась в первые годы семей­ной жизни: квартирный вопрос, завершение учебы, сложные отношения с родителями жены, рождение де­тей и уход за ними. "Пока было плохо, трудно, — рассказала жена, — пока приходилось бороться за каж­дую копейку, мы, как ни странно, жили душа в душу. А сейчас живем так, как мечтали, все устроилось, устоя­лось и надо же — недовольны, ссоримся, нам неинте­ресно друг с другом, с детьми проблемы. Мы сорвались в первые годы, как Мартин Иден у Джека Лондона".

Психологическое обследование выявило другую При­чину: супруги — энергичные люди, однако с довольно уз­кой системой жизненных ценностей, концентрирован­ных в основном на материально-бытовом устройстве се­мьи. Пока жизнь была неустроенной, борьба за улучше­ние ее наполняла их жизнь смыслом. Достижение же этих целей поставило семью перед весьма трудной для нее задачей — поиска новых целей. Даже нарушения по­ведения подростков явились своеобразной реакцией на ситуацию в семье — они "вносили оживление", ставя их перед необходимостью волноваться, принимать всевоз­можные меры по розыску и т.д.

1. Дайте психологический анализ семейной ситуации. В чем причины психологических трудностей семьи в насто­ящее время? Каковы перспективы изменения сложившегося положения?

2. Какие варианты психологической помощи можно предложить семье в данном случае?

3. Сформулируйте открытые вопросы вместо закрытых

Открытые вопросы Закрытые вопросы
  Не могли бы вы рассказать об этом подробнее7
  Обо всех ли последующих событиях вы рассказали?
  Не могли бы вы рассказать о своих чувствах?
  Делаете ли вы что-то?
  Может быть, вы рассказали бы об этом еще?
  Расскажите подробнее о том, повторяли ли вы это.
  Приехал ли кто-то?
  Не могли бы вы делать это не так медленно?
  Все ли вы сказали?
  Как вы это узнали?

 

4. Перескажите для передачи другому человеку и письменно оформите смысл приведенных ниже отрывков:

«Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с идеями как всего лишь беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руководстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, кото­рый что-то означает и сам по себе. С вами считаются постольку, поскольку вы являетесь «хорошим родите­лем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы делаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем является ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас определяется че­рез другого и не является индивидом, обладающим са­моуважением и самодостаточностью»

 

ВАРИАНТ 6

1. Уровень критических обстоятельств в отношениях психолог-клиент

2. Сделайте разбор консультативного случая:

В консультацию обратились супруги по поводу сына 15 лет, который не желает ничего слушать, упрям, пытается пить, курить, грубить. Сладу с ним нет. Сразу же выяснилось, что сына привести родители не смогут. Запрос: "Что нам делать? Нам стыдно за сына, мы же интеллигентные люди, а сын — хулиган". С первых слов стала видна не только несогласованность родительских позиций, но и взаимное недовольство супругов. Жена активна, постоянно прерывает мужа, доказывает, что он не прав, не так все понимает, упрекает мужа в том, что он ничего не делает. На все обвинения муж досадливо морщится и замолкает, все реже высказывает свое мне­ние, несмотря на поддержку психолога.

1. Сформулируйте психологическую гипотезу относи­тельно причин семейных конфликтов.

2. Каким образом вы построили бы консультативную работу в данном случае?

***

Перескажите для передачи другому человеку и письменно оформите смысл приведенных ниже отрывков:

 

1.«Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрос­лых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происхо­дит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием»

 

2.«Когда была создана общая теория относительности, многим показалось, что наука отбросила последние ос­татки наглядности, что она занялась не столько явле­ниями, сколько отношениями, которые ставятся на место явлений. А эти отношения выражаются форму­лами, которые ничего не говорят чувствам. Хотя, кто так говорил, поторопились: надо было сначала спро­сить самих ученых, эту задачу выполнил Жак Адамар.

***

3. Определите, какая директива принадлежит ква­лифицированному психологу, а какая — неквалифи­цированному, обоснуйте свое мнение, основываясь на понятии о задачах психологического консультирова­ния.

· Вам обязательно нужно провериться у психиатра.

· Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая».

· Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.

· Никогда не поздно начать все сначала. Вам об этом надо подумать...

· Вы уже должны чувствовать себя иначе, ведь вы столько всего передумали...

· Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится...

· Хотелось бы предложить вам следующее...

· Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее...

· Ваши чувства должны немедленно измениться...

· Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а само­изучением...

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.146 с.)