По проведению основных видов учебных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению основных видов учебных занятий



Методические рекомендации по чтению лекций

 

Общие положения

Чтение лекций - один из наиболее широко используемых методов обучения в высшем образовании. Техника проста: преподаватель объясняет (и иллюстрирует, участвует в демонстрации, и т.д.), а студенты должны получать знания, запоминать, и использовать самые важные факты лекции позднее - чаще всего на опросе или экзамене.

Чтение лекций - эффективное использование времени лектора. Хорошая лекция может повторяться из семестра в семестр, что позволяет не так часто заниматься написанием планов лекций и приготовлениям к ним.

Чтение лекций непостоянно. Оно может использоваться с большими или малыми группами учащихся, для любого предмета программы, и может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Лектор имеет полное представление о содержании курса. При чтении лекций лектор может контролировать уровень подачи материала.

Чтение лекций допускает большую плотность материала, чем в книгах. Например, результаты только что оконченных научно-исследовательских работ, которые еще не опубликованы, могут быть представлены студентам на лекции.

Метод лекции может использоваться как добавление или упорядочение содержания курса. Материал, который является особенно важным или трудным для студентов при изучении его посредством Интернета или учебника, может быть лучше объяснен на лекции.

Метод лекции дает возможность гибко изменять подачу материала. Лектор может контролировать и тестировать прямо на лекции уровень понимания студентами материала и изменять лекцию соответственно.

Лекции могут быть индивидуализированы. Лектор может подстраивать лекции под индивидуальные уровни и интересы студентов.

Лекции могут мотивировать студентов. Они могут видеть и слышать энтузиазм лектора, и он будет передаваться им.

 

Подготовка текста лекции:

1. Использование специальной научной литературы по теме лекции.

2. Тема лекции определяется учебной программой.

3. Составление развернутого плана лекции с подразделениями на пункты, соблюдая логическую и методическую стройность и последовательность в расположении материала.

4. Каждый подпункт и даже каждое основное положение пишется на отдельном листке бумаги, на одной ее стороне, чтобы удобно было, если потребуется, переставить этот лист целиком или отрезать от него какую-либо часть.

5. Ознакомление с источниками. Вначале - беглый просмотр учебника, книги, статьи. Затем из просмотренных материалов делаются нужные выписки со всеми замечаниями.

6. Саморедактирование текста лекции:

- вычитка текста лекции, исправление неточных, неверно использованных слов и выражений;

- разъяснение сложных терминов и понятий, целесообразна их замена более ясными;

- избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний;

- поиск нешаблонных слов и выражений;

- целесообразность включения в текст риторических фигур.

7. Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению.

8. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов.

9. Подготовленный текст лекции следует отрепетировать, т.е. прочитать лекцию для себя, с контролем по времени.

II. Методика чтения лекции.

1. Речь лектора должна быть четкой, выразительной, логичной, достаточно громкой, с вариациями тембра и интонаций.

2. Организация и активизация восприятия излагаемого материала студентами (школьниками) путем следующих приемов: за счет краткости изложения, использования освежающих отступлений, использование наглядной информации.

3. К речевым средствам активизации внимания относятся следующие:

- использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

- использование разностильной, экспрессивной лексики;

- художественность изложения: речевые аналоги, контрасты, парадоксы, афоризмы;

- интонационная выразительность: перемена тона, темпа, тембра;

- внутренняя диалогичность.

4. Психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса:

- проблемный ввод в лекцию;

- вопросно-ответный ход рассуждения;

- рассмотрение проблемных ситуаций в лекции;

- выделение основных положений;

- приемы установления первичного контакта;

- использование личностных установок;

- доводы от авторитета, от личности;

- опора на контрольные группы для обратной связи;

- укрепление рабочих контактов на всех этапах чтения лекции.

5. Целям мобилизации внимания слушателей лекции служат также следующие приемы:

- прием новизны;

- прием взаимодействия интересов;

- прием персонофикации;

- прием соучастия.

6. К аудиовизуальным средствам активизации внимания, памяти, инереса относятся:

- структурно-логические схемы;

- таблицы, графики;

- картины, плакаты;

- кинофильмы, диафильмы;

- звукозаписи.

7. Внимание аудитории нужно не только завоевать, но и удержать.

Рекомендации:

- не доказывать очевидного и не опровергать невероятного;

- не доказывать большего, когда можно ограничиться меньшим;

- отбросить все посредственные и ненадежные выводы;

- не спорит против несомненных доказательств и верных мыслей противника;

- не договаривать, когда факты говорят за себя;

- главное - избегать однообразия.

8. Не рекомендуется заискивать перед аудиторией и не говорить с нею свысока.

9. Лектор влияет на аудиторию и своим внешним видом - одеждой, прической, которые должны быть аккуратными, чистыми, модными.

10. Жесты и мимика должны иметь смысл, должны быть в согласии со значением слов и чувством говорящего.

11. Нельзя во время лекции расхаживать по аудитории, забавляясь часами, кольцом или другими предметами.

12. По ходу лекции и в конце ее можно задавать вопросы: "Всем ли понятно?", " Все ли успели записать?".

 

Существуют классификации лекций по различным основаниям:

· месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

· преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

· частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);

· степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.

Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.

 

Рекомендации по выбору вида лекции:

Лекцию на тему «Предмет и система нотариального права» рекомендуется выстраивать по образцу вводной или обзорной лекции.

В качестве проблемных следует позиционировать те лекции, которые посвящены дискуссионным, не нашедшим должную апробацию, темам. В большей степени это относится к теме «Нотариат в международном обороте».

Лекция-диалог является оптимальной формой подачи знаний по темам, схожим по своему характеру с теми вопросами, которые были изучены студентами в рамках спец. дисциплины «Нотариат в РФ». В их числе, например, «Понятие и задачи нотариата».

По усмотрению преподавателя, с учетом уровня подготовки студентов, допускается использование лекции с заранее объявленными ошибками, а также лекции с участием практического работника.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.015 с.)