Раздел: психология ощущения и восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел: психология ощущения и восприятия



РАЗДЕЛ: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Ощущение и восприятие: свойства и классификации.

План:

Определение ощущений.

Свойства ощущений (Титченер)

Классификация ощущений (Вундт, Шеррингтон, Хэд, Бернштейн)

Определение восприятия

Феномены восприятия (Олпорт)

Различные представления о стимуле

Виды образных явлений (Хольт).

Определение ОЩУЩЕНИЯ.

это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, которое возникает при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы.

– непосредственный, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода они относятся к осознанному знания о качестве и характеристических признаках окружающих нас предметов, являясь результатом воздействия простого, изолированного раздражителя. (Шиффман)

– это простой осознанный опыт, связанный с воздействием некоторого стимула. (Корен)

 

Логвиненко подчеркивает две ипостаси ощущения:

· ощущение как элемент чувственного образа

· ощущение как образ элементарного стимула

 

Леонтьев: филогенетическая основа ощущений – элементарная раздражимость низших организмов по отношению к биотическим раздражителям, имеющим для них прямое биологическое значение.

 

Свойства ощущений (Титченер):

1. Специфичность энергии стимула (модальность).

2. Интенсивность ощущения зависят от интенсивности стимула (громкость звука)

3. Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве (световой круг – большой, маленький)

4. Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции (звук короткий, звук длинный)

5. Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида.

 

Классификация ощущений:

По модальности. Зрительные, слуховые ощущения, ощущение вкуса и запаха, кожные ощущения, проприоцептивные ощущения (мышцы, сухожилия). Полимодальные: кинестетические, органические (сдвиги внутри).

Вундт: на основе вида энергии раздражителя и вида фиксирующего рецептора: механорецепторы (кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной), хеморецепторы (вкусовая, обонятельная, органическая), фоторецепторы (зрительная).

Шеррингтон: проприоцептивная – мышцы, сухожилия, суставы. Экстероцептивная – дистантная (слух, зрение, обоняние) и контактная (осязание, вкуса). Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.

Х.Хэд: Эпикритическая (точная локализация объекта в пространстве, установка точного прикосновения). Протопатическая (аффективная окрашенность, диффузность, субъективные состояния) (филогенетически более древняя). В одном процессе обычно присутствуют обе ипостаси.

Н.А. Бернштейн – по функциям рецепторов: сигнально-пусковая и контрольно – коррекционная. По порядку возникновения различных видов чувствительности в филогенезе: протопатическая, эпикритическая.

Определение ВОСПРИЯТИЯ.

–процесс формирования образа целостных сцен и событий внешнего мира, возникающие при непосредственном воздействии внешних объектов на рецепторы (конструктивистский подход)

–процесс извлечения информации об окружающей среде для организации действий с окружающими объектами (как я могу действовать с этим объектом) (экологический подход)

– включает по Шиффману систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочивания ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира.

это «осознанный опыт связанный с воздействием предметов и отношений между предметами». (Корен)

Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.

Образ – обобщающий термин для осознанных представлений, имеющих квазисенсорный, но не перцептивный характер (Хольт).

Образ – это чувственная форма психических явлений, однако их содержание может иметь не только чувственную основу.

Перцептивный образ образ, формирующийся под действием реально присутствующего объекта.

Виды образных явлений (Хольт).

Образы, классифицирующиеся по яркости.

· Галлюцинации обладают всеми свойствами перцептивного образа, у них нет лишь одного – реальной сенсорной основы.

· Псевдогаллюцинации отличаются от галлюцинаций тем, что субъект понимает, что все это происходит у него в сознании, но реагирует на них эмоционально так, как будто они есть на самом деле.

· Мысленные образы – образы памяти и воображения.

· Бессознательные образы – был осознанным, но вытеснился.

Образы, классифицированные по условиям формирования.

· Гипногогические образы возникают во время засыпания, а гипнопомпические появляются во время пробуждения.

· Образы сновидения

· Психоделический образ – прием ЛСД, а также бред при высокой температуре, истощении, во время транса. Начинается с флюоресцирующих цветов, знание с выше, величавые существа.

· Обратный кадр – повторение воспринятого в прошлом; образы, формирующиеся во время наркотика, могут быть пережиты после окончания приема наркотиков (даже через длительное время).

· Проблесковый образ – состоит из быстрой последовательности образов, вторгающейся в сознание и с трудом подающихся запоминанию, после стресса.

Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

План работы:

А) Структуралистская (Вундт, Титченер)

Б) Гештальт (Вертгаймер, Коффка, Келер)

В) Экологическая (Гибсон)

Г) Теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц)

Д) Теория категоризации (Брунер)

Подходы

  Объектно-ориентированный подход Субъектно-ориентированный подход
Предмет Свойства стимуляции, воздействующие на органы чувств Целеполагающий субъект
Функция восприятия Отражение видимого мира Построение видимого мира
Чем детерминировано восприятие Внешнее воздействие Цель, мотивы субъекта
Свойства восприятия Пассивность наблюдателя Активность наблюдателя
Парадигмы исследования восприятия 1. Связь между дистальным и проксимальным стимулами. 2. Психофизическая зависимость: отношение между чувственной тканью и проксимальным стимулом. 3. Связь между чувственной тканью и содержанием образа (семантика перцептивного образа). 4. Отношение между дистальным стимулом и предметным содержанием образа.
Пример теории Структуралисты, гештальт, Гибсон Конструктивисты (Гельмгольц, Брунер, Канеман, Найсер).

ТЕОРИИ

Гештальт.теория восприятия

Берлинский университет, начало 1910-х гг. (Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка).

Восприятие – целостная структура образа, гештальт.

Принцип изоморфизма

Гештальтпсихологами выделялось две реальности и два мира:

1. Мир физических объектов и мир ощущений.

2.Физическое воздействие отражаются в мире ощущений двояко: физиологической реальности мозговых процессов, и феноменальной, или психологической реальности.

Связь физиологических процессов и психических образов связано отношениями изоморфизма (взаимно-однозначное соответствие мозговой нейродинамики содержанию нашего восприятия). Перетекание токов.

Виды сил:

1) связывающие силы

2) сдерживающие силы.

Интенсивность связывающих сил в соответствии с квазиколичественными законами:

  1. Чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними
  2. Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы.
  3. Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы
  4. Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.

Открыли фи-феномен (мнимое движение).

Закон Фигура-Фон

Отличие фигуры от фона:

  1. У фигуры строго очерченный контур, а у фона формы как бы нет.
  2. Фон имеет более выраженный «субстанциональный», а фигура вещный, предметный характер
  3. Кажется, что фигура расположена к нам ближе, она более локализована в пространстве, чем фон, который не имеет строгой локализации на заднем плане.
  4. Фигура выглядит ярче по сравнению с фоном, она лучше запоминает и оказывает на нас большее впечатление.

Плотность энергии в области мозга, соответствующей фигуре, всегда выше, чем в области фона, и электрический ток также концентрируется преимущественно в первой области, а не во второй.

Схема перцептивного цикла

КОГНИТИВНАЯ СХЕМА à направляет à ИССЛЕДОВАНИЕ à выбирает à ОБЪЕКТ à модифицирует à КОГНИТИВНУЮ СМЕХУ à …

Новорожденные младенцы

Грегори

Сначала эти люди могли видеть лишь немногие, будучи не в состоянии назвать или различить даже простые предметы и формы. Иногда проходил длительный период тренировки, прежде чем они начинали пользоваться своим зрением; многие люди так этого и не достигали. Некоторые из них бросали свои попытки и возвращались к жизни слепого, часто после периода тяжелых эмоциональных переживаний. Однако другие сразу же после прозрения видели довольно хорошо, к ним относились главным образом интеллектуально развитые и активные личности, которые получили хорошее образования во период слепоты.

Случай С.Б. С.Б. – человек 52 лет, в период слепоты был активным. Мог ездить на велосипеде со своим другом, который поддерживал его за плечо и направлял его, он мог обходиться без обычной палки, прогуливаясь иногда между стоящими машинами и фургонами. Всю жизнь он мечтал о том дне, когда он сможет видеть, хотя его ситуация считалась безнадежным, но операция прошла успешно.

Когда повязки были впервые сняты с его глаз, и он больше не был слепым, он повернулся на голос хирурга, но, повернувшись он ничего не увидел, кроме расплывчатых очертаний.

Однако спустя нескольких дней он уже достаточно эффективно мог пользоваться своим зрением. Он мог ходить по коридорам больницы без помощи осязания, смотреть сколько времени на стенных часах, постоянно следил из окна за проходящими машинами.

Однако он воспринимал мир темным и расплывчатым и тусклые краски огорчали его. Ему нравились яркие краски, он был недоволен, когда наступали сумерки. Разочарование усиливалось, постепенно он перестал вести активный образ жизни и через 3 года скончался.

Депрессия после прозрения характерна для всех случаев.

Феномены:

· Своеобразное восприятие расстояния: смотря из окна, ему казалось, что он может ногами дотянуться до земли, хотя окно находилось на расстоянии 10-12 метров, с другой стороны, он мог точно оценивать размеры и расстояния до знакомых предметов, с которыми он знаком через осязание.

· Очень редко показывал свое удивление, искренне удивила луна.

· Не научился читать глазами, но сразу мог узнавать заглавные буквы (оказывается в школе для слепых его учили читать только заглавные буквы), но научился читать только простые слова. Установлен факт зрительного узнавания букв, заученных на ощупь.

· Ряд изображений автобуса показывает его неспособность нарисовать что либо, о чем раньше не знал через осязание. Отсутствовала передняя часть автобуса.

· Непосредственно использовал свой тактильный опыт и в течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он знал.

· Появилась боязнь к уличному движению.

· Сложность заключить какой это предмет без предварительного осязания, особенно знакомство с новым предметом происходит через ощупывания первоначально.

М. Зенден

Каким видит только что прозревший человек:

1.В самом начале человек не воспринимает организованный зрительный мир таким, каким его видят нормальные люди. Вначале он чрезвычайно смущен потоком незнакомых зрительных стимулов.

2.Однако не и полного хаоса, так как он сразу видит целостные фигуры, отделенные от фона.

3.Он сразу же способен фиксировать объекты и рассматривать их, а также следить глазами за движущимися фигурами.

4.У этих людей отсутствует предметность восприятия, поскольку они не могут определить характер различия между предметами и категоризовать их.

5. У них есть способность оценки пространственной удаленности объектов, но она весьма несовершенна.

Описания изложения сообщений русских хирургов об аналогичных случаях в общем совпадают с фактами Зендена. Однако был замечен интересный факт: зрительное восприятие у ослепших детей (в районе 3-5 лет) восстанавливается быстрее, чем у слепорожденных.

 

Эксперименты с цыплятками.

На только что вылупившихся цыплят крепили призмы, которые искажали восприятия пространства таким образом, что предметы казались ближе. Цыплятки обладают врожденной способностью клевать зерна.

Результат: цыплята промахивались и клевали воздух

Вывод: нормальные птенцы должны воспринимать расстояниядо зерен на земле, в противном случае они были бы не в состоянии управлять своими клевательными движениями.

Э.Гибсон и Р.Уока

Животное или младенец располагался в центре большого стеклянного листа на непрозрачной площадке.

Часть стекла покрывала текстурованную поверхность, а вторая часть стекла нависала над полом. Участия принимали разные зверята, младенцы и зверята, выращенные в темноте, у всех наблюдалось похожая реакция.

Результаты: животные избегают «глубокую» сторону, где расположен зрительно обрыв.

Выводы: врожденное восприятие глубины.

Лешли и Рассел:

Крысят выращивали 100 дней в темноте. Пространственная ориентировка (восприятие удаленности): точность прыжка с одной платформы на другую (сила толчка). Расстояние между платформами варьировалось.

Результаты: сила толчка у крыс «дневных» и «ночных» была одинакова, что служит свидетельством о врожденной способности воспринимать удаленность.

Выводы по животным:

Врожденно: 1) восприятие формы, объемности и размера; 2) глубины и удаленности.

Врожденной константности восприятия размера нет.

ПЕРЦЕПТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

Перцептивное развитие – любое изменение, происходящее с воспринимающими системами в процессе их роста.

Перцептивное научение – любое прижизненное приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное средой, а не наследственными механизмами.

Эксперимент Э. Гибсон

Гипотеза дифференциации.

Вэксперименте принимали участие 3 группы: взрослые, дети старшего возраста (между 8,5 и 11 годами), младшие дети.

Испытуемому зрительно предъявляли объект в виде «спирали» и просили узнать его при включении в серию похожих объектов. Был составлен набор из 17 спиралей, которые при первой попытке нельзя было отличить от эталона, а 12 других, отличаемых от эталона. Всего было 30 карточек вместе с эталоном. Перетасованная колода лежала рядом с эталоном, а самой колоде в 4 случайных местах находились точные копии эталона.

Испытуемому в течение 5с показывали эталон и говорили, что некоторые карточки будут точно такими же.

Затем 3 раза подряд предъявлялся набор из 34 карточек, испытуемого просили сказать, которая из них является копией эталона. Испытуемому не говорили правилен ответ или нет. Записывались не только ответы идентификации, но также любые спонтанные описания, даваемые испытуемым. Процедура продолжалась пока испытуемый не давал 4 правильных ответа идентификации в одной пробе.

Результаты: в этом эксперименте научение состоит в уменьшении числа объектов, вызывающих данный ответ.

Для взрослых число неразличаемых объектов было невелико с самого начала (средняя=3,0), и потребовалось лишь несколько проб (в среднем 3,1), чтобы этот класс сократился до объекта-эталона. Задача была настолько легкой для этой группы испытуемых, что получить какую- либо информацию о процессе научения в ней было трудно.

Была и другая крайность: младшие дети "узнавали" почти все спирали с первой пробы (в среднем 13,4), иными словами, класс неразличаемых объектов был у них очень большим. Количество проб, необходимых для сведения этого класса к эталону, было настолько велико, что с большинством испытуемых нельзя было довести эксперимент до конца. Плохие результаты младших детей не могли быть только "невниманием:" они понимали, что должны отбирать только фигуры, в точности соответствующие эталону.

Для старших детей результаты были промежуточными между этими крайностями. Для них данная задача и данные объекты были не слишком трудны и не слишком легки. Среднее число неразличаемых объектов в первой пробе у них составляло 7,9 и после приблизительно 4,7 пробы все дети смогли свести его до одного.

Спонтанные описания, даваемые испытуемыми, как ответы называния, так и ответы классификации разделялись экспериментатором не специфичные и неспецифичные. Примером специфичного может служить реплика – эта тоньше и круглее, а неспецифичного - другая завитушка. Среднее число специфичных вербальных ответов при первой пробе составило 45%, а в последней пробе – 97%. Это означает, что по мере возрастания специфичности ответа на один объект растет специфичность ответов на другие сходные объекты.

Выводы:

Повторение или тренировка необходима для совершенствования образа, но нет доказательства того, что он вбирает в себя следы памяти. Наблюдатель видит и слышит больше, но не потому, что он больше представляет, больше умозаключает, больше предполагает, а потому, что больше различает. Он становится более чувствительным к переменным стимуляции. По-видимому, способность аккумулировать образы памяти является по отношению к перцептивному научению случайной, а способность дифференцировать стимулы - основной.

Подпороговое восприятие

Конечно, более точно необходимо говорить о подпороговом воздействии или процессах переработки неосознаваемой информации. Ситуации, относящиеся к данному феномену:

1) испытуемый реагирует на стимул, который ниже порога восприятия.

2) испытуемый чувствует стимульное воздействие, но не имеет понятие о характере этого воздействия.

3) может быть зарегистрирована реакция на стимул, о котором испытуемый ничего не знает.

4) у испытуемого имеется определенная информация о стимуле, но отсутствует какая-либо реакция на него.

5) испытуемый знает о стимуле и своей реакции на него, но не находит между ними связи.

Экспериментальные исследования установили, что отдельные подпороговые воздействия способны оказать на человека определенное влияние, но говорить о переработке им сложной подпороговой информации вряд ли следует (пример с похудением Мерайкл и Скейнс, рекламист Вайкери и кока-кола).

 

Закон Фехнера:

Постулат 1: интенсивность ощущений нельзя измерить непосредственно. Фехнер рассуждал так: мы не можем измерить ощущение, мы можем удостоверить, если одно ощущение больше, меньше или равно другому ощущению.

Постулат 2: отношение Вебера является постоянной величиной.

∆ I/I=K

Где I- интенсивность стимула, а ∆ I- разностный порог, а K – константа, зависящая от модальности.

Постулат 3: едва заметное различие – это самое слабое из всех возможных приращений (увеличение) интенсивности ощущения ∆S относительно его исходной (уровня ощущения) величины S.

∆S= k (2) Введение ∆S следует рассматривать как заключение Фехнера о равенстве между собой всех минимальных приростов ощущений (∆S).

Постулаты 2 и 3 позволяют записать равенство ∆S=c*∆I/I, где с – константа пропорциональности (Основная формула Фехнера).

А дальше дифференцируем, интегрируем и получаем: S=c*log(е)I+C, где С – постоянная интегрирования, а е – основание натуральных логарифмов.

Посулат: Ощущение равно 0 в точке нижнего абсолютного порога, т.е. S=0 при I=Iо (Iо - абсолютный порог)

S=c*logI/Iо

Шум и сигнал.

При воздействии некого сигнала на рецепторы возникают потенциалы действия в нейроне, однако при полном отсутствии внешних раздражителей и для сенсорных система, и для мозга, характерна спонтанная нейронная активность. Эта спонтанная сенсорно-нейронная активность частично является результатом неупорядоченного возникновения потенциалов действия, ее сравнивают с шумовым фоном в радиоприемнике, считая некой формой постороннего фонового шума (Ш) в сенсорной системе.

Хотя этот шум и не является частью внешнего раздражителя, или сигнала, который нужно обнаружить, возникая в неоднозначной ситуации, он способен существенно повлиять на обнаружение слабого сигнала. В типичном эксперименте по обнаружению сигнала при каждом его предъявлении наблюдатель пытается понять, являются ли испытываемые им ощущения только результатом воздействия фонового шума (Ш) или на фоне шума он воспринимает и сигнал.

Сенсорный процесс описывается как двухступенчатый: процесс отображения физической энергии стимула в интенсивность ощущения и процесс принятия решения.

Распределение уровней сенсорной активности, вызванной распределением Ш и С. Средний сенсорно-нейронный эффект С выше, чем средний эффект Ш благодаря распределением Ш+С. Однако видно, что сенсорные эффекты Ш и С перекрываются. То есть они вместе влияют на сенсорную систему таким образом, что при попытке определить, присутствует ли слабый сигнал, наблюдатель должен решить, является ли данный конкретный уровень активности его сенсорной системы реакцией только на Ш или же на С+Ш.

Критерий – задание, выполняемое наблюдателем в эксперименте, связанном с обнаружением сигнала, заключается в том, чтобы определить, является ли испытываемое им ощущение, определяемое уровнем активности, результатом действия сигнала или только шума. Наблюдатели, решая это вопрос, разрабатывают для себя некий «проходной балл», или ВНУТРЕННИЙ КРИТЕРИЙ (b).

Метод: «да-нет». В соответствии с критерием наблюдатель ответит «Да» (подтверждая присутствие сигнала), если уровень сенсорной активности превышает эту точку, и «Нет». Если сенсорный эффект ниже ее. В обоих случая наблюдатель может ошибиться. Он может ответить утвердительно, когда на самом деле сенсорный эффект является лишь результатом воздействия одного только шума Ш (неправильный положительный ответ) и наоборот.

Чтобы охарактеризовать деятельность испытуемого в данном опыте, принято представлять результаты эксперимента в виде оценок условных вероятностей вероятностей того, что испытуемый ответит правильно (неправильно) при условии, что был предъявлен стимул значащий или пустой.

Что влияет на критерий:

В соответствии с ТОС способность обнаружить слабые сигналы изменяется во времени, поскольку на поведение наблюдателя влияют несколько относительно не зависящих друг от друга факторов:

1)изменение уровня шума в самой сенсорной системе.

2) ожидания, связанные с присутствием сигнала. На ожидание появления сигнала в определенный момент эксперимента можно повлиять, варьируя вероятность, или частоту, с которой сигнал предъявляется наблюдателю.

3) мотивация получения конкретного результата, например заинтересованность наблюдателя в последствиях его ответа. Используется платежная матрица.

Вид платежной матрицы при формировании решительного (либерального) критерия.

стимул Ответ ДА Ответ НЕТ
Сигнал Правильное попадание +20 -5 пропуск
Шум -3 Ложная тревога +5 Правильное отрицание

Жесткий консервативный критерий – сдвиг критерия направо.

Либеральный критерий – сдвиг налево.

Кривая РХП.

ТОС исходит из того, что нельзя определить величину абсолютного порога. Однако можно оценить чувствительность наблюдателя по отношению к предъявляемому сигналу. Информация о влиянии этого параметра может быть получена из анализа связи между относительным количеством попаданий и относительным количеством ложных тревог, которое зависит от критерия. На ординате откладываются относительное количество попаданий, а на абсциссе – относительное количество ложных тревог. Получающиеся при этом кривые, названные рабочими характеристиками приемника (РХП), иллюстрируют связь между относительными количествами попаданий и ложных тревог при постоянной интенсивности сигнала.

 

Чем выше значение отклонения, тем более чувствителен наблюдатель к действию сигнала данной интенсивности.

Выводы по ТОС:

· ТОС рассматривает процесс обнаружения как активный процесс, а не пассивный процесс.

· Процесс обнаружения носит статистический характер.

· Возможно, измерить чувствительность системы без введения понятия «порог».

· ТОС объясняет наличие ложных тревог и пропусков.

· Несенсорные факторы (мотивация, ожидания) влияют на процесс обнаружения.

А) Неметрические: наименований, порядка

Б) Метрические: интервалов, отношений.

Методы измерения ощущений

А) Прямого шкалирования

Б) Косвенного шкалирования

ПСИХОФИЗИКА – это наука о количественных зависимостях между внешней стимуляцией (физическим параметром) и ощущением (психологический параметр).

Типы шкал.

Тип Эмпирические отношения Допустимые преобразования со шкальными значениями: x’=f(x) Примеры шкал
Наименований Отношения равенства (эквивалентности):=, ≠ Любое взаимно-однозначное преобразование Результаты классификации: шкала основных цветов, номера телефонов
Порядка Отношения порядка: >или< Любая монотонно-возр функция Твердость минералов по шкале Мооса. Академ. успеваемость учащихся. Рейтинги популярности.
Интервалов Установление равенства интервалов или разностей Линейное преобразование: x’=ax+b, а – единица измерения, b – начало шкалы Шкала температур (по Цельсию и Фаренгейту). Календарные даты. Стандартизованные оценки в тестах на достижение.
Отношений Установление равенства отношений Умножение на константу: x’=ax, а – единица измерения на шкале Длина, вес, плотность. Психофизич шкалы громкости, тяжести и пр.

Неметрические шкалы (наименований и порядка) – они не дают количественного выражения измеряемых величин.

Шкала наименований (номинальная). Самая простая и самая слабая. Предназначена для классификации объектов как отличающихся друг от друга. Числа используются в качестве ярлыков, меток для обозначения или наименования одинаковых или разных категорий объектов на основе их общих характеристик. Вместо чисел могут использоваться слова или буквы. На множестве эмпирических объектов устанавливается только 1 отношение – эквивалентности или равенства (неравенства).

Шкала порядка. В психологических измерениях получается в результате использования процедуры ранжирования. Отражают порядок явлений, объектов по степени выраженности определенного качества. Устанавливаются отношения больше - меньше, включающие в себя отношения эквивалентности. Но порядковая шкала ничего не может сказать о расстояниях, разделяющих точки на шкале. Получаются в результате обработки данных, полученных методами: числовых и графических балльных оценок, ранжирования, соотнесения стандартной шкалой и др.

Метод ранжирования (метод качественного упорядочения).

Метод ранжирования приводит к построению шкалы порядка. Процедура состоит в том, что испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявляемое число образцов. Так получают один ранговый порядок. Одни и те же образцы упорядочиваются несколько раз, обычно разными наблюдателями и для каждого образца подсчитывается средний ранг. Этот метод очень удобен, когда мы имеем дело с большим количеством образцов.

Одной из первых работ, связанных с методом ранжирования, была работа Кеттела с уточнениями и дополнениями его учеников (Самнера, Торндайка, Уэллса, Стронга, Холлингворта). Тем временем Спирман показал, как использовать порядковые ряды при измерениях корреляции – важный вклад в метод.

Кеттел воспользовался методом ранжирования для определения лидеров любой естественной науки в оценке их коллег. Он предложил 10 психологам проранжировать 200 американцев, которые претендовали на звание психолога, при этом десять судей работали независимо друг от друга. Затем Кеттел подсчитал среднее всех 10 рангов, определенных для каждого психолога.

Допустим, что мы имеем 10 весов, каждый из них очень хорошо отличается от другого, и просим дюжину наблюдателей упорядочить их. Каждый наблюдатель упорядочивает их одним и тем же образом, средними рангами будут 1,2,3…10. Но допустим, что мы проводим тот же эксперимент с 10 равными весами: каждый наблюдатель упорядочивает их в свой, отличающийся от других, ряд, и все средние ранги будут приблизительно одинаковыми. Теперь пусть веса немного отличаются друг от друга так, что каждый наблюдатель будет склонен сделать несколько ошибок: средние ранги будут лежать между двумя упомянутыми экстремумами и будут точно соответствовать ряду объективных весов. В этом-то и заложен полезный принцип. Предлагая достаточному количеству компетентных судей ранжировать некоторые образцы, получаем почти равные средние ранги там, где образцы почти равны, и сильно отличающиеся, когда образцы заметно неравны; короче, средние ранги будут правильно соответствовать образцам и в порядке, и в пространстве.

Метрические шкалы (интервалов и отношений).

Шкалы интервалов. Задается единица измерения, т.е. вводится мера оцениваемого качества, поэтому на множестве эмпирических объектов могут быть установлены более сложные количественные отношения: на сколько больше или на сколько меньше. Два свойства шкалы интервалов: 1) условность нулевой точки на шкале и 2) наличие единицы измерения. Интервальные измерения не позволяют оценивать отношения между шкальными значениями, т.е. измерять во сколько раз одно значение больше или меньше другого. Это ограничение является следствием условности нулевой точки на шкале. В психофизике получаются методами: парных сравнений, равных сенсорных расстояний, категориального шкалирования.

Метод парных сравнений: испытуемый сравнивает 2 образца в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит все образцы. Это сокращенным метод постоянных раздражителей, метод ранжирования тоже сводится к нему.

Шкалы отношений. Эмпирические операции, соответствующие шкале отношений, включают не только эквивалентность, ранговый порядок, равенство интервалов, но и равенство отношений. Это шкала с естественным или абсолютным нулем. Допустимые преобразования на шкале – преобразования подобия (сжатия или растяжения). Для построения шкал отношений существуют методы прямой оценки. Примеры: общие измерения длины, веса, скорости, плотности; психофизические шкалы прямых оценок Стивенса. Существование равных единиц и действительного ноля делает возможным сравнение отношений: км\ч. Можно сказать, во сколько раз одно больше другого. Стивенсовские методы в психофизике: оценки отношений, установления заданного отношения (фракционирование и мультипликация), оценки величины, воспроизводства заданной величины.

Косвенное шкалирование.

Три метода измерения порогов Фехнера:

1 ) Метод границ (минимальных изменений): какие минимальные изменения стимула вызывают различие в ощущениях.

При определении абсолютного порога стандартный стимул испытуемому не предъявляется и его задача состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул или. Здесь определяются 2 величины: величина раздражителя, впервые ощущаемая испытуемым при применении ряда раздражителей возрастающей интенсивности, и величина раздражителя, впервые им не ощущаемая при убывающем по интенсивности порядке раздражителей. За абсолютный порог принимается среднее значение величины абсолютных порогов каждого столбца.

Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящих рядах и ответ «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения имеет противоположный характер. Связана с ожиданием перемены – сменой ответа на противоположный.

При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать <, = или > переменный стимул по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующее смене категории ответа. Для определения значений L рекомендуется в нисходящем ряду учитывать только 1ый переход от + к = (L+, верхний разностный порог) и 1ый переход от = к – (L-, нижний разностный порог). В восходящем ряду учитывается 1ый переход от – к = и 1ый переход от = к +. Интервал неопределенности (ИН) – где чаще всего встречаются оценки =. ИН охватывает зону величиной в 2 разностных порога или е.з.р.: от – до = и от = до +. Разностный порог = ИН/2.

2) Метод установки (средней ошибки): стимул подравнивается до тех пор, пока он не будет субъективно соответствовать эталону.

При определении разностного порога испытуемый, как правило, сам подстраивает сравниваемый стимул, который может непрерывно изменяться, к стандарту, т.е. устанавливает такое значение переменного стимула, при котором он кажется равным стандарту. Эта процедура повторяется несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значений подравниваний (установок) является прямым показателем ТСР (точки субъективного равенства), а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, м.б. использована для вычисления разностного порога.

При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое, по его мнению, является самым низким среди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

Разность между ТСР и установкой наблюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО), которая измеряется по среднему квадратичному отклонению.

3) Метод констант (сравнение пар стимулов, один из которых является постоянным для всех пар).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.114 с.)