для российского туристского бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

для российского туристского бизнеса



 

Принятие России во Всемирную торговую организацию вызо­вет необходимость руководствоваться ее основными документа­ми, в том числе Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

Этот документ устанавливает:

иностранные поставщики услуг и сами услуги пользуются тем же режимом, что и национальные:

должен соблюдаться режим наибольшего благоприятствования (Most favoured nation treatment), т.е. международно-правовой ре­жим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим ли­цам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предо­ставит в будущем любому третьему государству;

необходимо обеспечить открытую публикацию всех норматив­но-правовых актов, административных распоряжений, а также дру­гой информации, касающейся регулирования торговли услугами;

должна обеспечиваться постепенная либерализация всей сфе­ры услуг.

ГАТС содержит принципы, на которых основывается много­сторонняя международная правовая система, регулирующая тор­говлю услугами и влияющая на развитие национального законо­творчества. Соглашение распространяется на все виды услуг за исключением поставляемых при исполнении функций государ­ственной власти и содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также конкретные перечни обязательств по отдельным видам услуг, принимаемые странами — членами ВТО по доступу на их национальные рынки.

Одним из основных положений ГАТС, обязательных для всех стран — участниц ВТО, является применение национального ре­жима — правового положения, согласно которому на иностран­ных юридических и физических лиц распространяются все права и преимущества, которыми пользуются местные юридические и физические лица.

В соответствии с ГАТС государства могут взять на себя специ­фические обязательства по доступу на их рынок иностранных ус­луг и их поставщиков, а также по предоставлению им националь­ного режима. Каждый член ВТО может ограничить действие наци­онального режима. Эти специфические обязательства фиксируют­ся государствами в национальном списке обязательств и изъятий. Если в нем никаких исключений не сделано, считается, что госу­дарства отказываются от ограничительных мер.

Для предпринимателей, занятых в туристском бизнесе, при­менение ГАТС означает, что туристские фирмы, гостиничные предприятия и другие компании одной страны могут без всяких ограничений осуществлять свою деятельность в других странах; в гостиничном секторе иностранные компании могут управлять го­стиницами и продавать свои услуги в тех объемах и на тех же усло­виях, как и местные, пользуясь при этом всеми правами на госу­дарственную поддержку и получение льгот; туристские компании могут направлять свой персонал для работы в зарубежные страны и размещать его там без ограничений; компаниям, связанным с туризмом, разрешается осуществлять международные переводы и платежи по текущим сделкам без ограничений.

Торговля услугами (их поставка) осуществляется четырьмя ос­новными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):

а) трансграничная поставка — с территории одной страны на территорию другой страны — члена ВТО (распространена в сек­торе финансовых услуг — страхование, кредитование, услуги пла­тежных карточных систем и др.);

б) потребление услуги за рубежом — передвижение потреби­теля в страну, где предоставляется услуга (распространено в турист­ском бизнесе);

в) коммерческое присутствие на территории другого члена ВТО любого типа предпринимательской деятельности путем учрежде­ния, приобретения или использования юридического лица, а также путем создания или использования отделения, представительства на территории страны — члена ВТО в целях поставки услуг;

г) перемещение физических лиц одной страны, производящих и продающих услуги для их реализации на территории другого государства — члена ВТО (консультанты, врачи, адвокаты и др.).

Как видим, ГАТС регулирует не только трансграничную тор­говлю услугами, но и торговлю ими на национальной территории.

Перечисленные условия торговли услугами нашли свое отра­жение в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Закон (статья 34) определяет содержание нацио­нального режима в отношении внешней торговли услугами.

В статье 33 этого закона определены способы осуществления внешней торговли услугами:

1) с территории Российской Федерации на территорию ино­странного государства;

2) с территории иностранного государства на территорию Рос­сийской Федерации;

3) на территории Российской Федерации иностранному заказ­чику услуг;

4) на территории иностранного государства российскому за­казчику услуг;

5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерче­ского присутствия на территории иностранного государства, пу­тем присутствия его или уполномоченных действовать от его име­ни лиц на территории иностранного государства;

6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммер­ческого присутствия на территории Российской Федерации, пу­тем присутствия его или уполномоченных действовать от его име­ни иностранных лиц на территории Российской Федерации;

7) российским исполнителем услуг путем коммерческого при­сутствия на территории иностранного государства;

8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого при­сутствия на территории Российской Федерации.

Если сравнить способы торговли услугами, установленные ГАТС, и нормы внутреннего законодательства России об осуще­ствлении внешней торговли услугами, можно увидеть их полное соответствие.

ГАТС не содержит строгого определения понятия «услуга», од­нако это соглашение впервые в мировой практике определяет, что торговля услугами осуществляется посредством их поставки, а понятие «поставка услуги» включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.

Разработан Секторальный классификационный лист услуг (Services Sectoral Classification List), который подразделяется на 12 секторов и включает 161 вид услуг (в скобках дано количество видов услуг в секторе): деловые (46), связи (25), строительные и инжиниринговые (5), дистрибьютерские, в том числе в оптовой и розничной торговле (5), в области образования (5), по защите окружающей среды (4), финансовые (страховые, банковские) (17), в области здравоохранения и социального обеспечения (4), в области туризма и путешествий (4), в организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (5), транспортные (33), прочие услуги.

В секторе услуг, связанных с туризмом и путешествиями, име­ется, четыре подсектора: услуги гостиниц и ресторанов (включая общественное питание), услуги туристских агентств и туропера­торов, услуги гидов, прочие (без перечисления). Классификация туристских услуг может быть дополнена и усовершенствована. Так, такие услуги, как аренда автомашин, компьютерное резервиро­вание, поездки на лечение и другие, могут быть включены члена­ми ВТО в перечень других секторов, поскольку они тесно связаны между собой.

ГАТС имеет восемь приложений, в том числе по авиатранспорт­ным, финансовым (страховым), телекоммуникационным и дру­гим услугам.

Приложение по авиатранспортным услугам устанавливает, что ГАТС применяется только к мерам, затрагивающим ремонтное и эксплуатационное обслуживание (за исключением текущего); про­дажу и маркетинг авиатранспортных услуг; компьютерную систе­му резервирования, содержащую информацию о расписаниях пе­ревозчиков, наличии, тарифах и правилах резервирования и про­дажи билетов.

Приложение по телекоммуникациям было принято с учетом того, что этот сектор имеет свою специфику. Это приложение ка­сается доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования, и не применяется к мерам, затрагивающим кабель­ное или вещательное распределение радио- или телепрограмм.

В приложении устанавливается, что каждое государство-член ВТО обеспечивает в соответствии с межгосударственными стан­дартами доступ к телекоммуникационным сетям и услугам обще­го пользования для информации о тарифах и условиях предостав­ления услуг.

Вступление России в ВТО повлечет за собой признание и не­обходимость исполнения действующих документов Международ­ной организации по стандартизации. Условия, на которых наша страна вступит в ВТО, непосредственным образом затронут инте­ресы российских предпринимателей, действующих в сфере про­изводства и предоставления туристских услуг на международном и внутреннем рынках.

Практика нового туризма

 

Изменяются характер и структура туризма. Новые технологии дают возможность гибко и сегментированно организовать проведе­ние отпуска, конкурентоспособного с традиционным предложе­нием. На смену массовому, стандартному и комплексному туризму приходят его новые виды, сделанные на заказ, исходя из спроса.

На практику нового туризма влияют такие факторы, как де­мографические изменения (старение населения), стиль жизни, характер работы, частота и продолжительность отпусков. Люди стремятся к новым и нестандартным путешествиям. Их растущая осведомленность, новые потребности стимулируют туристский бизнес, побуждают к инновациям и нововведениям. Большинство инновационных туристских продуктов имеют свои ниши на ры­ночном пространстве (например, экологический, приключенчес­кий, экстремальный туризм). Устойчиво популярен и культурно-познавательный туризм, в котором появились инновационные продукты.

Туристские предприятия всегда были и сейчас являются ак­тивными сторонниками новых технологий. Как уже отмечалось, современные достижения в области телекоммуникаций и элект­ронного маркетинга обеспечивают новые возможности для турист­ского бизнеса и существенно воздействуют на его модели.

Новейшие технологии способствуют внедрению е-туризма (е-tourism) и е-путешествий (e-travel) и туристских информацион­ных систем.

Е-туризм — это онлайновая служба, обеспечивающая прямые продажи туристских услуг конечным потребителям и объединяю­щая производителей, турагентов и посредников (Ь2Ь).

Е-путешествия — это онлайновая информационная служба, кон­сультирующая по всем вопросам, которые могут возникнуть при планировании туристских поездок и путешествий.

Туристские информационные системы обслуживают и оказыва­ют информационную поддержку организациям, которые занима­ются е-туризмом и е-путешествиями. Информация, получаемая из этих источников, может служить исходной точкой для плани­рования путешествий, сопоставления цен и динамической ком­поновки туров.

Динамическая компоновка тура (пэкидж-тур) дает возможность в масштабе реального времени составлять, по требованию потребителя или агента, продающего услуги, различные комбина­ции поездки с единой ценой на весь пакет услуг, включенных в тур. Путешественники могут составлять свою поездку, выбирая предпочтительные виды транспорта и рейсы, гостиницы, набор экскурсий, единовременно оплачивая весь пакет заказанных услуг.

Возможность создавать пэкидж-туры по заказу привела к появ­лению тенденции постоянного роста продаж услуг, объединен­ных в один пакет. В 2004 г. удельный вес онлайновых покупателей, которые использовали динамическую компоновку тура, достиг 33%, при этом число онлайновых потребителей, покупавших за­ранее подготовленные пэкидж-туры, сократилось до 13%.

В настоящее время в мире действует альянс The Travel Industry's Leading Specifications Publication Organization (OTA), в который входят 150 организаций из всех секторов туристской сферы. Аль­янс является некоммерческой организацией, которая работает над созданием единого электронного языка для использования при обмене туристской информацией. Недавно альянс заключил со­глашение с Всемирной туристской организацией об объединении усилий и взаимодействии.

Системный подход в развитии туризма проявился в выборе направлений поездок — дестинаций. Дестинация — это место (тер­ритория) посещения, привлекающее туристов своими специфи­ческими природными и рекреационными ресурсами, достопри­мечательностями, историческим и культурным наследием.

Дестинаций могут быть различных размеров, начиная от тер­ритории всей страны и заканчивая маленьким городком или по­селком (например, Великий Устюг — родина Деда Мороза). Услу­ги, предлагаемые дестинациями, являются общественными ре­сурсами, включая охраняемые ландшафты, это могут быть заказ­ники земель для сельскохозяйственного использования и др. Мест­ный колорит придает им ярко выраженную привлекательность, а специфические аттракционы и достопримечательности — уникаль­ность.

Путешественники выбирают то направление поездки, которое, наиболее подходит для удовлетворения их потребностей. Они го­товы платить за предоставляемые им блага, причем готовность платить растет в зависимости от уникальности места пребывания.

Судьба дестинаций зависит от многих условий. Это местона­хождение и потенциал рыночных ресурсов, транспортная доступ­ность, уровень цен и их сезонные колебания и т.д. Дестинаций имеют свой жизненный цикл, зависящий от упомянутых усло­вий, традиций, моды на определенные виды отдыха и туристских услуг. Типичным примером жизненного цикла дестинаций явля­ются Альпы. Эта туристская зона была весьма популярна после Второй мировой войны и до 1980-х гг., когда вошел в моду скоро­стной спуск на лыжах, вызвавший развитие комплексной туристской индустрии. Однако жизненный цикл скоростного спуска на лыжах практически завершается. Развитие новых ниш туристского рынка, таких, как катание на сноубордах, привело к потере зна­чительной доли рынка скоростного спуска, появились новые со­временно оснащенные центры разнообразного зимнего отдыха. Кроме того, в наше время турист может выбирать между зимним спортом в Альпах и дайвингом в Южном полушарии, и часто пред­почтение отдается последнему.

Будущее традиционных дестинаций во многом зависит от ту­ристской политики, ориентированной на инновации. Такая поли­тика должна помочь расширить жизненный цикл туристских про­дуктов и услуг и достичь постоянных показателей роста.

Страны традиционного туризма потратили последние 50 лет на развитие индустриальных методов, чтобы справиться с расту­щим туристским спросом, его интернационализацией и появле­нием новых конкурентных регионов.

Инновации в туризме часто состоят из серии мелких шагов, которые ведут к постепенному развитию и являются процессом с обратной связью. В передовых туристских компаниях инновации программируются и являются стандартной составляющей при принятии решения о дальнейшем развитии. Для того чтобы не быть застигнутыми врасплох неожиданными инновациями на рын­ке, компании выделяют часть своего бюджета на исследования и развитие. Инновационный процесс становится предсказуемым.

Контрольные вопросы

 

1. Как влияют процессы глобализации экономики на развитие турист­ской деятельности?

2. Охарактеризуйте стратегические альянсы как формы делового парт­нерства.

3. Как влияют нововведения в политической, экономической и соци­альных сферах на инновационные процессы в туризме?

4. В чем заключается системный подход к продвижению туристского продукта на рынок?

5. Что такое электронный бизнес?

6. Каковы причины создания и внедрения в туристский бизнес «клу­бов продукта»?

7. Какова роль Всемирной туристской организации во внедрении нов­шеств в туризм?

8. Назовите и охарактеризуйте принципы устойчивого развития ту­ризма.

9. Охарактеризуйте вспомогательный счет туризма (ВСТ) как метод оценки роли туризма в экономике страны.

10. Какие положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) обязательны для исполнения в туристском бизнесе России?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Туристский бизнес — это производственная деятельность, ре­зультатом которой является совокупность товаров разного вида (длительного и краткосрочного пользования) и услуг (транспорт, размещение, питание, развлечения и т.д.), которые представля­ются временным посетителям стран, регионов, городов, курор­тов, достопримечательных мест.

Туризм постоянно развивается несмотря на различные препят­ствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных пере­довых технологий, непрерывно изменяет формы и способы пред­ложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.

На развитие туризма влияют технологические уклады экономи­ки, социальное и культурное состояние общества, новые знания, приобретаемые людьми. В наше время туризм превратился в веду­щую экономическую отрасль, он прямо или косвенно связан со многими отраслями производства. И не только связан, но и актив­но влияет на их развитие, причем это влияние приносит экономи­ческую выгоду, намного превышающую прямые доходы от туриз­ма. Вот почему базовой инновацией, внедряемой сейчас во многих странах мира по инициативе Всемирной туристской организации, является система комплексной оценки экономического эффекта от туристской деятельности — вспомогательный счет туризма.

Туризм является и социальным явлением, поскольку отражает улучшение качества жизни людей, их стремление к познанию исторического и культурного наследия стран и народов, сохране­нию окружающей среды.

В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнооб­разного толка под влиянием как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.

Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в об­ществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представ­ляет значительный и практический научный интерес.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Авторское право — право на владение, использование и распоряже­ние результатами литературного и художественного творчества (литера­турные и музыкальные произведения, изобразительное искусство) и объектами научно-технической сферы (программное обеспечение, то­пологии интегральных микросхем, базы данных).

Аутсорсинг — передача сторонней специализированной организации функций по выполнению определенных задач (подбор кадров, ведение бухгалтерского учета и др.), дающая возможность руководству компании сосредоточиться на управлении основной деятельностью.

Бенчмаркинг инноваций — изучение и анализ лучших методов веде­ния бизнеса в других организациях в целях выявления возможностей раз­работки собственных инноваций.

Большие циклы экономической конъюнктуры — открыты Н. Д. Кондрать­евым. Это циклы научно-технического прогресса, связанные с периоди­чески возникающей для общества необходимостью адаптироваться к но­вым ситуациям, вызванным изменениями природных, демографических, экологических, экономических, геополитических и иных условий. Конд­ратьевские циклы обусловливают периодическое (1 раз в 45—60 лет) об­новление и перестройку хозяйственной системы и материальной основы производства (технологическая база, производственный аппарат).

Венчурный капитал (рисковый капитал) — основная форма финансо­вого обеспечения создания и внедрения инноваций, капитал, вкладыва­емый в проекты, имеющие повышенный уровень риска.

Венчурные организации — организации, проводящие научные иссле­дования и разработки, создающие и внедряющие инновации, в том чис­ле по заказам крупных коммерческих организаций и государства.

Вспомогательный счет туризма (ВСТ) — радикальная инновация ме­тода оценки экономической эффективности туризма как в отдельной стране, так и в мировой экономике в целом. Этот метод основан на сборе и анализе огромного числа статистических данных, которые ранее не принимались во внимание при оценке вклада туризма в экономику. После одобрения Статистической комиссией ООН в 2000 г., является полно­ценным статистическим инструментом для оценки экономического зна­чения туризма. В настоящее время осваивается многими странами мира.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) — основной документ Всемирной торговой организации (ВТО), который содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также прин­ципы, составляющие основу многосторонней международной правовой системы, регулирующей торговлю услугами и влияющей на развитие национального законотворчества. Соглашение распространяется на все виды услуг, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функ­ций государственной власти.

Глобальные распределительные системы (ГРС) — холдинги, объеди­няющие компьютерные системы бронирования, в которых участвуют представители различных сфер бизнеса. ГРС имеют прямой доступ в ре­жиме реального времени к базам данных авиакомпаний, железных до­рог, судоходных компаний, гостиничных цепей, туристских фирм, ту­ристских центров, компаний по прокату автомашин и других.

Государственная инновационная политика — деятельность, связанная с формированием органами государственной власти стратегических целей развития инновационных процессов в стране, механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и созданием благоприятного эко­номического, правового и социального климата для внедрения инноваций.

Государственное регулирование инновационной деятельности — воз­действие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и ры­ночную конъюнктуру в целях обеспечения необходимых условий для эф­фективной инновационной деятельности коммерческих и некоммер­ческих организаций.

Грант — вид субсидии; предоставляется организацией или частным лицом (как правило, в результате конкурсного отбора) для осуществле­ния конкретных проектов в области науки, культуры и образования.

Дестинация (туристское направление) — место (территория) посе­щения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием.

Диверсификация — разностороннее развитие хозяйственной деятель­ности (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.), а также внедрение в новые сферы деятельности, находя­щиеся за пределами основного бизнеса.

Динамическая компоновка тура — комбинация различных элементов путешествия с установленной ценой, которые составлены и оценены в режиме реального времени в ответ на запрос потребителя или турист­ского агента.

Динамическое моделирование бизнеса — процесс, который является инструментом управления знаниями, позволяет углубить понимание динамики событий, происходящих на инновационной арене, базируясь на анализе бизнес-процессов, позиции компании на рынке и возмож­ностей персонала. Динамическое моделирование бизнеса облегчает фор­мирование общей модели инновационного процесса.

Е-путешествия — это онлайновая служба, которая содержит новости о путешествиях, информацию и консультацию по вопросам, которые могут возникнуть при планировании путешествия.

Е-туризм — это онлайновая служба, которая является платформой, дающей возможность прямых продаж, легкой оплаты услуг конечным потребителем, развитию бизнеса между производителем, турагентами и посредниками.

Жизненный цикл инноваций — период времени от момента внедрения нововведения в производство до его повсеместного распространения. Цикл включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и превращения в традицион­ный продукт.

Заинтересованные лица — все субъекты (потребители, поставщики, конкуренты, органы власти, акционеры, сотрудники), на положение или деятельность которых влияют или могут потенциально повлиять инновации.

Инжиниринг инноваций — вид деятельности по предоставлению ком­плекса работ и услуг производственного, коммерческого и научно-тех­нического характера (консультации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации), включающего в себя со­здание, реализацию и диффузию инновации.

Инновация — конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, с помощью которой разрабатываются, внедряют­ся или продвигаются на рынок новые, существенно отличающиеся от прежних благ, более полно удовлетворяющие потребности, открываются и осваиваются новые рынки или достигаются другие конкретные цели.

Инновации в туризме — результат действий, направленных на созда­ние нового или изменение существующего туристского продукта, осво­ение новых рынков, использование передовых информационных и теле­коммуникационных технологий, совершенствование предоставления ту­ристских, транспортных и гостиничных услуг, создание стратегических альянсов для осуществления туристского бизнеса, внедрение современ­ных форм организационно-управленческой деятельности туристских пред­приятий.

Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для по­лучения результата, который широко востребован в обществе. Иннова­ционную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новше­ства. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура — совокупность организаций (науко­грады, особые экономические зоны, специальные финансовые структу­ры, технопарки и тому подобные организации), способствующих осу­ществлению инновационной деятельности

Инновационная политика — комплекс мер, направленных на разви­тие инновационной деятельности, на формулирование конкретных це­лей разработки и внедрения инноваций, основное направление страте­гического планирования.

Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по осво­ению и распространению принципиально новых видов продукции и тех­нологий.

Инновационная стратегия — определение наиболее эффективных пу­тей развития, системы отбора и реализации нововведений, базирующе­еся на долгосрочном прогнозировании, учете внутренних и внешних факторов и ресурсных ограничениях.

Инновационная сфера — часть системы экономических отношений в процессе производства, распределения и потребления новшеств, основанных на участии в инновационной деятельности частных предприни­мательских структур и государства. Это совокупность хозяйственных от­раслей и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, но производящих потребитель­ные стоимости особого рода, необходимые для развития материального производства.

Инновационное предпринимательство — вид коммерческой деятель­ности, характеризующийся развитостью и гибкостью своей функцио­нальной структуры, широкими адаптационными возможностями и ис­пользованием венчурного (рискового) капитала.

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления процессами инновационной деятельности, организа­ционными структурами и их персоналом. Одно из основных направле­ний стратегического менеджмента.

Инновационный потенциал — совокупность материальных, финансо­вых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов, необхо­димых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный проект — комплекс взаимосвязанных программ, обес­печивающих эффективное достижение конкретной инновационной цели, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям и докумен­тально оформленных. Включает формы управления и процесс осуществ­ления инновационной деятельности, комплект документов с обоснова­нием и характеристикой этих мероприятий.

Инновационный процесс — совокупность последовательных действий, необходимых для превращения идеи в продукт (товар). Инновационный процесс обеспечивает коммерциализацию изобретений, новых видов продуктов, услуг и технологий, решений производственного, финансо­вого, административного или иного характера и других результатов ин­теллектуальной деятельности. Основной характеристикой инновацион­ных процессов является нелинейность.

Инновационный риск — риск, связанный с добровольным вложением капитала в создание и реализацию новых продуктов и технологий в це­лях получения сверхприбыли.

Инновационный цикл — совокупность всех этапов деятельности в пе­риод от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения. Включает две составляющие: период создания нова­ции и жизненный цикл инновации. Это обусловлено тем, что инноваци­онный процесс не является линейным — новшество может использо­ваться для создания инноваций неоднократно, иногда даже в отраслях, не связанных со сферой появления новации.

Интеллектуальная собственность — исключительное право физичес­кого или юридического лица на владение, пользование, распоряжение идеальными объектами, выраженными в каких-либо объективных фор­мах, воплощающих научно-техническое, литературное и иное творче­ство индивидуальных или коллективных субъектов.

Информационные технологии — процессы, использующие совокуп­ность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, про­цесса или явления. Информационные технологии носят всепроникающий характер, способствуют более эффективной работе рынков, обла­дают глобальным характером и ускоряют инновационные процессы.

Концессионное соглашение — договор, на основании которого кон­цессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать недви­жимое имущество и осуществлять его эксплуатацию (объект концесси­онного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат конце­денту, если иное не установлено договором.

Латеральный маркетинг — это процесс, который при приложении к существующим товарам или услугам дает в результате инновационные товары или услуги, которые удовлетворяют потребности целевых потре­бителей или ситуации, не охваченные в настоящее время.

Научно-исследовательская деятельность — это деятельность, направ­ленная на получение и применение новых знаний.

Научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологичес­ких, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обес­печения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Национальная инновационная система (НИС) — совокупность госу­дарственных, частных и общественных структур и механизмов их вза­имодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созда­нию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Обеспе­чивает объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предприниматель­ского сектора экономики в интересах ускоренного использования дос­тижений науки и технологий в целях реализации стратегических нацио­нальных приоритетов страны.

Национальный режим — правовое положение, согласно которому на иностранных юридических и физических лиц распространяются все пра­ва и преимущества, которыми пользуются в данной стране юридические и физические лица.

Нелинейные механизмы — влияют на непредсказуемую динамику ин­новационного процесса и определяют общее поведение бизнес-системы. К ним относятся: петли взаимного усиления; петли ограничения; меха­низмы запирания; временные задержки; механизмы отбора; механизмы создания инноваций и внесения в них корректив.

Нововведение (инновация) — результат внедрения достижений чело­веческого ума (новшества) в целях получения экономического, соци­ального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом.

Новшество (новация) — оформленный результат исследований, раз­работок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности. Новшества оформляются в виде: откры­тий; изобретений; патентов; ноу-хау; документации на технологию, уп­равленческие процессы, стандарты, результаты маркетинговых исследо­ваний и т.п.

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федера­ции, на которой действует особый режим предпринимательской деятель­ности. Особые экономические зоны подразделяются на: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.

Передача инновации — акт распространения (диффузии) на коммер­ческой или некоммерческой основе, в различных формах, разными спо­собами и по разным каналам инноваций.

Период создания новации — включает стадию зарождения (возникно­вение идеи, осознание возможности инноваций), становления (разра­ботка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).

Планирование инноваций — заключается в разработке основных на­правлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с определенными целями и стратегией развития, возможностями ресурс­ного обеспечения и спросом на рынке. Планирование включает в себя разработку мер и мероприятий, методы достижения целей, обеспечение основы для принятия управленческих решений.

Поставка услуги — согласно ГАТС торговля услугами осуществляется посредством их поставки, которая включает в себя производство, рас­пределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.

Предпринимательство — инициативная деятельность в коммерческой или административной области независимо от сферы бизнеса, направ­ленная на систематическое получение доходов или прибыли. Осуществ­ляется предпринимателем на свой риск и под свою имущественную от­ветственность. Определяется тремя элементами: организационными дей­ствиями, инициированием изменений и денежным доходом.

Промышленная собственность — права на изобретения, промышлен­ные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальную информацию.

Радикальные нововведения — связаны с наукой, научными открыти­ями, с появлением заметных изобретений, которые обладают опреде­ленной независимостью от общественных потребностей. Внедрение ра­дикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенден­циями, открывает новую концепцию (технологическую, экономическую, организационно-управленческую) дальнейших усовершенствований.

Риск — неопределенность, связанная с принятием решений, реали­зация которых происходит только с течением времени, и которая может привести к непредсказуемым результатам в процессе создания и внедре­ния инноваций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.078 с.)