Инновационная деятельность в туристских компаниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная деятельность в туристских компаниях



 

На развитие инновационной деятельности туристских компа­ний оказывают влияние следующие факторы:

экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

политические, правовые (политическая нестабильность, кри­миногенная обстановка, ограничения, вводимые законодатель­ным путем);

организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласо­вания интересов участников инновационных процессов, преоб­ладание вертикальных потоков информации);

социально-психологические и культурные (сопротивление нов­шествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопреде­ленности).

Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятель­ности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При анализе состояния внешней среды особое внимание сле­дует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность насе­ления;

действия исполнительных органов власти по поддержке разви­тия туризма, требования законодательного и регулирующего ха­рактера как общегосударственного, так и регионального значе­ния, касающиеся туризма;

интенсивность и масштаб конкуренции;

состояние коммуникационных сетей (возможности использо­вания Интернета, других альтернативных способов связи);

возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами турист­ского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

период времени, требующийся для продвижения новинок ком­пьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновацион­ные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это:

политика и стратегия туристской компании;

наличие в коллективе работника-инициатора;

безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;

всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;

использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;

наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;

необходимый уровень финансовых возможностей;

развитые коммуникационные системы;

организационно-техническая готовность к реализации новшества.

При разработке нового или усовершенствованного туристско­го продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.

В качестве примера возьмем анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) развитию туризма во Вла­димире, проведенный в 1999 г. фирмой Ernst & Young.

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

 

Достопримечательности — Неразвитость инфраструктуры туризма.

Объекты мирового наследия, внесен- Плохое качество гостинниц и низкий уро-

ные в список ЮНЕСКО. вень услуг.

Уникальные музеи.Владимиро-Суздальс- Недостаточная оснащенность для обслу-

кий музей-заповедник в 1988 г. Удостоен живания иностранных туристов.

диплома ''Особая похвала-признание'',во- Проблемы транспортного обслуживания

шел в число 10 лучших музеев Европы. туристов.Отсутствие средств на реконс- Сильные музыкальные традиции,ремесла трукцию исторического ядра города.

Отсутствие стратегии продвижения Вла-

димира как туристского центра.

 

. Плохое состояние дорог, улиц, парков низ-

кий уровень благоустройства иторического

фольклор. ядра.

Золотое Кольцо –известная торговая мар- Нет туристского путеводителя по городу и

ка.Поддержка со стороны администрации информационных центров.

города,крепкие международные связи.

Близость к Москве,являющейся крупней-

шим источником туристских потоков.

Суздаль, отмеченный ЮНЕСКО как выда-

ющийся туристический объект, расположен

в 30 км от Владимира.

Отремонтирована автомобильная дорога

Москва-Владимир,пущен скоростной

електропоезд.

Квалифицированные кадры.

 

Возможности (Opportunities) Опасности(Troubles)

Развитие туризма во Владимире на осно- Конкуренция со стороны других городов

ве исторических, религиозных и природных Центральной России.

достопримечательностей является потенци- Недостаток информации о городе приво-

дит к отвлечению внимания потенциаль-

ально крупным источником доходов для го- ных туристов.

рода и может существенно улучшить его Недостаток собственных финансовых ре-

репутацию. сурсов, направляемых на ремонт досто-.

Развитие туризма может инициировать примечательностей.

экономическое развитие города. Разрушение исторического наследия.

Проведение фестивалей, ярмарок, кон-

ференций и спортивных мероприятий.

. Продвижение города и привлечение

городов-партнеров, расширение сотруд-

ничества Владимира и соседних городов

в развитии туризма.

Использование природного потенциала

региона.

Установление контактов с туристически-

ми агенствами России, СНГ и других стран.

Привлечение инвестиций малого и сред-

Него бизнеса в туристическую индустрию.

Этот анализ способствовал разработке и утверждению муни­ципальной целевой программы развития туризма во Владимире на 2001-2005 гг.

Одним из примеров целенаправленной инновационной дея­тельности может служить компания «Капитал Тур», организован­ная в середине 2003 г.

«Капитал Тур» не занимается продажей своих туров на рынке индивидуальным клиентам. Она является туроператором, поэтому сотрудничает с розничными компаниями. «Капитал Тур» зараба­тывает, создавая новые возможности для развития бизнеса своих региональных партнеров и даже конкурентов.

Продвигая и популяризируя свой бренд, компания руковод­ствуется оптимальным балансом трех показателей: цена — каче­ство — ассортимент.

Отказавшись от практики уполномоченных агентств, «Капи­тал Тур» открыл за пределами Москвы собственные представи­тельства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Саратов), кото­рые обеспечивают информационную и рекламную поддержку мест­ных агентств, консультируют их по всем вопросам продаж, организуют обучающие программы, упрощают взаиморасчеты и об­мен документами между компанией и ее партнерами.

Ближайшие цели компании — освоение региональных рынков высокими темпами. С учетом того, что региональные компании интересует не только широкая география поездок, но и комплек­тация предлагаемого продукта (одним нужны программы с выле­тами из Москвы, другим — только наземное обслуживание без услуг перевозки, третьи хотят включить в пакет туристских услуг местную авиаперевозку), «Капитал Тур» активно использует раз­личные инновации.

На массовых направлениях туризма с зарубежными принима­ющими структурами создаются совместные предприятия. В Тур­ции создано такое предприятие с управляющей компанией по услугам онлайнового размещения Hotelbeds, которое входит в груп­пу First Choice Holidays PLC и имеет сильные позиции на всех курортах страны. В результате «Капитал Тур» получил на рынке Турции значительные конкурентные преимущества: специальные тарифы, возможность оперативно увеличивать квоты мест, вклю­чать в предложения новые отели. В Тунисе в совместное предпри­ятие «Капитал Тур Тунис» вошла компания Aquasun, которая имеет собственный автопарк (автобусы, микроавтобусы, легковые ма­шины), штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные кон­тракты с гостиничной сетью Iberostar Occidental.

Кроме новых возможностей в секторе массовых поездок, «Ка­питал Тур» обеспечивает партнерам доступ в еще слабо освоен­ную в регионах нишу делового туризма. Это обеспечивается путем подключения к международной системе бронирования, осуще­ствляемой Gullivers Travel Agency по специальным тарифам, ко­торые обычно на 30—45 % ниже тарифов, объявленных публично. Особое внимание обращает на себя совместный проект «Капи­тал Тур» с Транспортной клиринговой палатой (ТКП). В октябре 2004 г. «Капитал Тур» интегрировал свою базу данных в распреде­лительную систему, через которую ТКП бронирует билеты для перевозки пассажиров на 130 авиакомпаниях России и стран СНГ. В результате все профессиональные компании, занимающиеся продажей билетов, получили доступ к продукту «Капитал Тур» в режиме реального времени. Речь идет о внедрении на российский рынок системы complete travel service, когда розничным компа­ниям предлагается полный спектр туристского продукта — от бро­нирования перевозок до продажи пакета услуг. Эта система позво­ляет использовать для бронирования пакетов специальный канал связи, что явится альтернативой глобальной распределительной сети в тех городах, где есть сложности с Интернетом.

Стыковку ресурсов ТКП и «Капитал Тур» проводила компа­ния «Мегатек», что позволило 5 000 аккредитованным агентам ТКП (более 11 тыс. точек продаж по России) бронировать продукты

туристской компании в режиме реального времени и выдавать туристам подтверждение на бланках ТКП. Это удобно для безви­зовых направлений — турист приходит в агентство только один раз, а пакет документов на поездку получает в аэропорту.

Механизм реализации нововведений зависит от вида иннова­ций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (про­граммисты, специалисты по обслуживанию системы бронирова­ния), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также на качество пользования, безус­ловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие фи­лиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализа­ции нововведений для фирм — разработчиков технологий пред­полагает наличие программы выхода инноваций на рынок, т. е. их оформление в патентной форме и получение лицензии.

Для туристских фирм-пользователей экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; по­вышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов.

Для анализа эффективности внедрения инноваций в турист­ской фирме используются как общие методы оценки эффектив­ности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной деятельности спо­собствует повышению экономической эффективности.

Контрольные вопросы

 

1. Назовите инновационные цели компании и средства их достижения.

2. Охарактеризуйте динамическое моделирование бизнеса.

3. Кто заинтересован в проведении инноваций? Дайте характеристику внешних и внутренних заинтересованных лиц.

4. Перечислите основные нелинейные механизмы, влияющие на ин­новационные процессы.

5. Как «петли взаимного усиления» влияют на развитие туризма?

6. Пути привлечения сотрудников компании к участию в инноваци­онных процессах.

7. Управление знаниями как новое направление в схеме руководства компаниями.

8. Комплексный подход к планированию внедрений новшеств в компании.

9. Назовите способы создания новшеств. Использование латерального маркетинга в туристской деятельности.

10. Дайте характеристику компаний по типу инновационного поведения.

11. Какими характерными чертами отличается инновационная дея­тельность в туристской компании?

 

ГЛАВА 6 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Человеческий фактор

 

Пункт 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации устанавли­вает, что «...каждому гарантируется свобода литературного, худо­жественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется зако­ном». Статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «В случаях и порядке, установленных настоящим Кодек­сом и другими законами, признается исключительное право (ин­теллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуа­лизации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.). Исполь­зование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

Под творчеством, творческим процессом понимают умствен­ный труд, направленный на создание новых вещей, которые ни­когда прежде не существовали. Психологи считают, что творче­ской личности необходимы воображение, вдохновение, ориги­нальность мышления, умение напряженно работать и размыш­лять, аналитические способности и др. Сегодня творческий по­тенциал человека формируют личные способности, информати­ка, программно-целевые методы и инновационные технологии.

В настоящее время несколько подзабыты уже упоминавшиеся исследования Й.Шумпетера о роли человеческого фактора. Он разработал сложную модель человеческого поведения и считал, что предпринимательская функция выполняется индивидами в определенном общественно-ситуативном контексте. Согласно его социологическому подходу, в рамках институционального инди­видуализма человеческая деятельность частично ограничена и ча­стично свободна.

При разработке новых видов продукта и бизнеса их институци­ональными правами являются патенты, предоставляющие соб­ственнику монополию на коммерциализацию определенной тех­нологии в определенной области в течение установленного вре­мени. Другие права на интеллектуальную собственность связаны с авторством и его разновидностями.

Питер Ф.Друкер пришел к заключению: «Работники умствен­ного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове. Это абсолютно «пор­тативный» и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Посколь­ку работники умственного труда владеют своими средствами про­изводства, они очень мобильны. Фигурально выражаясь, работ­ники физического труда больше заинтересованы в работе, чем работа в них. Возможно, не обо всех работниках умственного тру­да можно сказать, что они нужны работе больше, чем работа им. Но в подавляющем большинстве случаев взаимоотношения ра­ботников интеллектуального труда с организацией, обеспечива­ющей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени».

По мнению П.Друкера, производительность работников ум­ственного труда определяется шестью факторами: ясностью производственного задания; личной их ответственностью и независимостью; включением инновационной деятельности в умственную рабо­ту и производственное задание;

постоянным приобретением знаний и обучением коллег; качеством умственного труда, а не его количеством; желанием работать на свою организацию и предпочтением этой работы всем другим.

Видимо, последующее развитие цивилизации на нашей плане­те пойдет в интеллектуально-гуманистическом направлении. Это обусловлено ограниченностью материальных и сырьевых ресур­сов Земли для удовлетворения возрастающих потребностей уве­личивающегося населения в условиях экологической безопасности. Существует неразрывная связь инновационных процессов и творчества. Так как знание является основным ресурсом в конку­рентной борьбе, то и обучение, поддерживающее его долгосроч­ную эффективность, превращается в одну из главных забот хо­зяйствующих субъектов.

Новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания и уникальные возможности каждого отдельного работни­ка, получила название «индивидуализированной корпорации». Она действует и развивается, опираясь на творчество одаренных лич­ностей, которым создаются условия для раскрытия и повышения творческого потенциала. В таких корпорациях превалирует обста­новка доверия, исключающая жесткое регламентирование, которое гасит творческие порывы. Дисциплинирующим фактором яв­ляется ответственность творческой личности за свои действия. Рас­ширение круга полномочий и увеличение степени свободы работ­ников порой приводит к отдельным ошибкам, но считается, что издержки этих ошибок меньше просчетов, неизбежных при жест­ком командном управлении.

Интеллектуальный продукт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.3 (0.036 с.)