Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных



Инновации в туризме

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие.................................................................................................3

Глава 1. Предпринимательство и инновации..............................................6

1.1. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности..........................................................................................6

1.1.1. Возникновение и сущность предпринимательства....................6

1.1.2. Развитие российского предпринимательства.............................9

1.2. Цикличное развитие экономики. Исследования Н.Д.Кондратьева, теория инновационных процессов Й.Шумпетера.............................11

1.2.1. Исследования Н.Д. Кондратьева о цикличном развитии экономики.............................................................................................П

1.2.2. Теория инновационных процессов Й.Шумпетера...................13

1.2.3. Технологические уклады развития.............................................15

1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах.........................18

1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере..................22

Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности....................28

2.1. Содержание понятия «инновация»......................................................28

2.2. Виды инноваций...................................................................................30

2.3. Инновационные процессы...................................................................32

2.4. Жизненный цикл и функции инноваций...........................................35

2.5. Инновационная деятельность в туризме.............................................37

Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития........39

3.1. Национальная инновационная система..............................................39

3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов..............................................................................................41

3.3. Регулирование инновационной деятельности

в промышленно развитых странах......................................................43

3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации..................................................48

3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований.......48

3.4.2. Направления инновационного развития России......................49

3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности

в туризме...............................................................................................52

Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности...........55

4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий..............55

4.1.1. Государственная инновационная стратегия..............................55

4.1.2. Инновационная стратегия предприятий...................................56

4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты.....................58

4.2.1. Принципы планирования...........................................................58

4.2.2. Содержание инновационного проекта......................................59

4.2.3. Виды проектов.............................................................................60

4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов............................61

4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных процессах................65

4.4. Риски в инновационной деятельности................................................71

Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании.............73

5.1. Организация инновационной деятельности.......................................73

5.1.1. Цели инновационной деятельности...........................................73

5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса.....................................76

5.1.3. Управление инновациями...........................................................82

5.1.4. Управление знаниями.................................................................85

5.2. Создание нововведений и их внедрение.............................................86

5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения..............................................................................................89

5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях.....................97

Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных

процессах.....................................................................................102

6.1. Человеческий фактор..........................................................................102

6.2. Интеллектуальный продукт................................................................104

6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность.......................104

6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар............................106

6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность

в сфере туризма..................................................................................109

6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности.........................119

6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности............................................................................119

6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности...........................................................................122

Глава 7. Нормативно-правовое регулирование.........................................126

7.1. Правовые акты Российской Федерации............................................126

7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации

и применения новейших технологий................................................132

Глава 8. Влияние научно-технических нововведений

на развитие туризма....................................................................138

8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения.........................................................................................138

8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта......................138

8.1.2. Железнодорожный транспорт...................................................143

8.1.3. Развитие морских круизов........................................................145

8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе.........................................147

8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы..............................................................148

8.2.1. Информационные технологии, их внедрение

в производственные процессы.................................................148

8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов..........153

8.2.3. Применение информационных технологий в туризме...........156

8.2.4. Глобальные распределительные системы................................158

8.2.5. Электронная коммерция...........................................................160

Глава 9. Инновационные процессы в туризме..........................................164

9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма.........164

9.1.1. Глобализация — путь перемен..................................................164

9.1.2. Глобализация экономики и туризм.........................................165

9.1.3. Деловое партнерство..................................................................169

9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер

на инновационные процессы в туризме...........................................170

9.3. Инновационные процессы в продвижении

и коммерциализации туристского продукта....................................172

9.4. Роль Всемирной туристской организации

в стимулировании и распространении инноваций.........................174

9.5. Принципы устойчивого развития туризма.......................................176

9.6. Вспомогательный счет туризма (ВСТ)..............................................181

9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) — инновация для российского туристского бизнеса................................................................................................185

9.8. Практика нового туризма...................................................................189

Заключение................................................................................................192

Словарь терминов......................................................................................193

Список литературы...................................................................................201


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инно­вационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации — это ничто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в техноло­гии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в орга­низациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям эко­номического развития. Это касается и туристского бизнеса, кото­рый согласно Федеральному конституционному закону «О Пра­вительстве Российской Федерации» относится к социальной сфе­ре. Более того, туризм является частью социально-экономической системы общества, и не случайно в некоторых странах индустрию туризма включают в производственную деятельность.

Сфера обслуживания — совокупность отраслей и видов дея­тельности, связанных с удовлетворением нематериальных потреб­ностей человека в виде услуг. Согласно определению, приведен­ному в ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и опреде­ления», «услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности клиента», а обслу­живание — это деятельность исполнителя услуги при непосред­ственном контакте с ее потребителем.

В учебнике «Курс экономики» утверждается, что «создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобра­зование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда, представляет собой производство». Из этого можно пред­положить, что обслуживание фактически является производством услуги, совпадающим с ее потреблением.

Там, где люди создают продукт, информацию, преобразуют их своим трудом, существует производство в различных формах. Авиа­компании используют самолеты, топливо, компьютерные систе­мы бронирования билетов и предоставляют своим пассажирам

возможность быстрого перемещения из одного конца страны в другой. Туристские фирмы обеспечивают знакомство с культур­ными ценностями и природными красотами, размещение и пита­ние людей, дают им возможность отдохнуть и восстановить свои силы — все это тоже производство.

В зависимости от вида продукции производство может быть раз­делено на материальное, информационное и предоставление ус­луг. Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедре­ния новых идей, совершенствования процессов производства то­варов и услуг, расширения их ассортимента.

Различают инновацию процессов и самих продуктов. Иннова­ция продуктов, возможно, имеет даже большее значение для по­вышения качества жизни в длительной перспективе.

Сегодня вряд ли правомерно считать труд в сфере материаль­ного производства производительным, а в остальных сферах — непроизводительным. Цель этой книги состоит в том, чтобы по­казать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней отраслях, какие факторы стимулируют иннова­ции и механизм управления ими.

Инновационные процессы в туристском бизнесе могут высту­пать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие.

Рассматривать инновации в туризме невозможно без знаний циклов развития общества, причин появления новшеств и осо­бенностей их внедрения. Поэтому в начале книги даются характе­ристики предпринимательства и бизнеса как более объемного по­нятия. Бизнес — это экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Основное звено бизнеса — организация, которая занимается хозяйственной деятельностью, производством товаров и услуг. Предприниматели вносят новше­ства в систему бизнеса, тем самым способствуя изменениям его форм.

Краткое изложение теоретического наследия Н.Д.Кондратье­ва и Й. Шумпетера, а также этапов цикличного развития эконо­мики, технологических укладов дает возможность увидеть, как эти явления влияют на инновационные процессы. Показана роль государства в определении стратегии инновационного развития и стимулировании его процессов, в том числе через правовое регу­лирование. Рассматриваются функции инновационной деятельно­сти, вопросы управления ею в туристском бизнесе, роль интел­лектуальной собственности как основы инноваций.

Анализ инноваций показывает, что иногда они являются воз­рождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Иннова­ции — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря сво­им сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компа­нии станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выжи­вание туристской компании зависит от введения новых и совер­шенствования традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономичных способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество.. Важным является изучение теоретических положений и прак­тического опыта в области создания и внедрения инноваций.

В учебном пособии использованы публикации отечественных и зарубежных авторов и организаций по опыту работы туристских предприятий, а также по собственному опыту автора.

ГЛАВА 1

Процессов Й.Шумпетера

 

Виды инноваций

 

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятель­ности человека. Исходя из многовариантных возможностей, ин­новации различаются по сфере приложения, масштабам распро­странения и по характеру.

По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-куль­турные и государственно-правовые.

По масштабам распространения различают глобальные, нацио­нальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприя­тии, в компании) инновации.

По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

Эволюционные нововведения происходят непрерывно и в своем большинстве являются следствием идей и предложений, поступа­ющих из сферы производства, сбыта, потребления. Процесс эво­люционных нововведений целиком подчинен общественным по­требностям, формируется платежеспособным спросом и ограни­чивается возможностями технологического потенциала той сис­темы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического опы­та и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению и анализу информации о предпочтениях потребите­лей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позво­ляют совершенствовать продукты и технологии с помощью инно­ваций.

Эволюционные инновации можно классифицировать по пред­мету приложения, воздействию на процесс производства и дея­тельность компаний, а также по характеру удовлетворяемых по­требностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.

Инновация-продукт — новшество в виде принципиально ново­го или усовершенствованного продукта, которое продвигается в форме товара на рынок. Зачастую внедрение нового продукта бы­вает связано с освоением или созданием новых рынков.

Инновация-процесс — это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на про­изводство продукта. Инновация-процесс может превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще

инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов исполь­зования продукта за пределами предприятия (программное обес­печение компьютеров).

К инновациям, влияющим на процесс производства и деятель­ность компаний на рынке, относятся технологические, производ­ственные, экономические, торговые, социальные, правовые, уп­равленческие и информационные.

В сфере услуг инновациями являются принципиально новые или существенно усовершенствованные методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут быть обес­печены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориента­цией на новейшие информационные и коммуникационные тех­нологии.

Достаточно часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осущест­вленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившей­ся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место за­нимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потре­бительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие.

Инновации могут не только сохранять и совершенствовать тех­нологические и рыночные возможности фирм, но и, как ни стран­но, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рын­ке, приводят к появлению иной категории потребителей и разру­шают сложившиеся рыночные связи.

Радикальные нововведения не являются реакцией на потребнос­ти рынка. Они связаны прежде всего с наукой, научными откры­тиями, прорывными изобретениями, которые обладают опреде­ленной независимостью от общественных потребностей. Приме­нение радикальных нововведений означает разрыв с предшеству­ющими тенденциями, открывает новую общую концепцию даль­нейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базис­ные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового техноло­гического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связа­но с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базис­ных инноваций необходима прямая и косвенная государственная

поддержка. Процесс их внедрения является длительным и со­провождается значительным риском. Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений — улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечива­ется распространение принципиально новой техники и техноло­гии в различных сферах производства, что способствует внедре­нию базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важ­ные технические улучшения продуктов, технологических про­цессов.

Инновационные процессы

 

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-техни­ческого потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стра­тегии и качества управления деятельностью, гибкости производ­ственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется через инновационные процессы — целенаправленную деятельность по созданию, осво­ению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, тех­нологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновацион­ные процессы — перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управле­ния — многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональ­ными и структурными факторами, связанными с перераспреде­лением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся струк­туры общественных потребностей и наиболее полного удовлетво­рения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационный процесс включает: нововведения; инновационную деятельность; государст­венную инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инно­вационные программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании матери­альных благ, но производящих особые потребительные стоимос­ти, необходимые для функционирования и развития производ­ства.

Й. Шумпетер следующим образом определил функциональное назначение инновационной сферы:

коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций;

поиск перспективных идей, источников функционирования;

организация создания и внедрения новшества;

тиражирование;

поддержка и утилизация.

В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, под­разделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; венчур­ные и научно-технические организации; система образования.

Условия функционирования инновационной сферы обуславли­ваются интеллектуальной собственностью и собственностью на продукты инновационной деятельности. В ней формируется специ­ализированная материально-техническая база, накапливаются спе­циальные приемы и методы организации и управления инноваци­онной деятельностью, разрозненные процессы создания и внедрения новшеств объединяются в единый инновационный процесс, обеспе­чивающий условия их освоения предприятиями и потребителями.

Инновационный потенциал. Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал опре­деляется долей затрат на финансирование научно-исследователь­ских расходов в валовом национальном продукте.

Инновационная деятельность. Она осуществляется в любой об­щественной сфере — от экономики до образования, искусства и даже политики.

Существуют различные определения инновационной деятель­ности. Ее можно определить как комплекс научных, технологи­ческих, организационных, финансовых, коммерческих меропри­ятий, которые приводят к инновациям. В частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.

Деятельность является инновационной, если в нее привносят­ся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.

Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.

Она представляет собой комплекс мероприятий по разработ­ке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерци­ализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерно­сти развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и тех­нологические разработки, инвестиционные, коммерческие и про­изводственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества.

Инновационная деятельность характеризуется высоким уров­нем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Приоритетными являются экономические условия, а важней­шим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые в инновационный процесс, могут быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой про­дукции на рынок.

Компания McKinsey считает, что задержка выпуска инноваци­онного товара на рынок на шесть месяцев приводит к уменьше­нию прибыли на 30 %, а перерасход бюджета группы разработки на 30 % означает сокращение объема прибыли на 2 %.

Инновационной деятельности присущи стремление к макси­мальной сбалансированности технологических и экономических факторов, оптимизация временных границ, вовлечение макси­мально возможного числа источников инновационных идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла ново­введений.

Инновационная деятельность в отличие от обычной производ­ственной характеризуется:

большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конк­ретных результатов принять решение о прекращении работ;

сложностью установления зависимости результатов от затра­ченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период вне­дрения инновационная продукция может не давать никакой при­были, а затем прибыль резко возрастает).

Инновационная инфраструктура. Производственная, научно-техническая и инновационная деятельность тесно связаны меж­ду собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организа­ционными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструк­тура науки, соответствующая требованиям рыночной экономи­ки: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развива­ется сфера наукоемких услуг — инжиниринг, лизинг, консуль­тирование.

Инновационных процессов

 

Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось уси­лением регулирующих функций государства путем создания ве­домственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосудар­ствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооруже­ний», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначе­ния обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие воз­можности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

В настоящее время индустриально развитые страны направля­ют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого эконо­мического роста путем перехода на инновационный путь разви­тия, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Осо­бое внимание уделяется информационным технологиям, микро­процессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям — всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.

Развитые страны начали использовать науку как средство про­изводства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука — производство»; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведе­ний (включая систему непрерывного образования); организаци­онно-правовые и экономические формы инновационной деятель­ности.

В развитых странах значительную часть национальных расходов на науку составляют средства из государственного бюджета. В 2004 г. участие государств в финансировании общенациональных иссле­дований и разработок, по разным источникам, составляло (%):

США..............................................................31,0

Япония..........................................................17,7

Германия.......................................................30,4

Франция........................................................39,0

Великобритания...........................................31,3

Республика Корея........................................23,9

Канада...........................................................35,4

Россия...........................................................60,6

В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных

сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществле­ния государственной поддержки. Для этого используются три схемы.

1. Прямое участие государства в реализации специальных целе­вых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предо­ставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления кон­кретных проектов в области науки, культуры, образования.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представи­телю государства контролировать и корректировать ход выполне­ния разработок.

Государственные субсидии предоставляются и на других усло­виях. В некоторых странах они выделяются с условием возмеще­ния затрат государства только в случае достижения коммерческо­го успеха или составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание — он регулярно отчитывается о ходе иссле­дований, а все полученные результаты открыто публикуются.

3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизне­су, вкладывающему средства в научные исследования и приобре­тение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и га­рантии, а также финансирование через участие государства в ак­ционерном капитале.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это — форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным сектора­ми. Соглашением четко определяются вклады участников соглаше­ния и права, в том числе и право контроля со стороны государства. Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей нацио­нальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секто­ров экономики. В связи с этим государственная поддержка стала

более избирательной и концентрируется на конкретных направ­лениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития ма­лого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глоба­лизации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулиро­вания новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20 % своих исследова­ний проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привле­кает высокая квалификация иностранных работников в сочета­нии с дешевой рабочей силой.

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инноваци­онную сферу при соблюдении общих условий развития нацио­нального предпринимательства.

Содержание и характеристика различных типов стратегий

 

Планирование инноваций и инновационные

Проекты

4.2.1. Принципы планирования

 

Планирование составляет один из основных элементов систе­мы управления инновационной деятельностью. Планирование за­ключается в разработке основных направлений инновационной деятельности в соответствии с намеченной стратегией развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом на рынке. Это система расчетов, определение размера инвестиций и подготовка решений, необходимых для достижения намеченных целей. Пла­нирование базируется на проведении систематических исследова­ний состояния рынка, сборе и анализе многочисленных данных, охватывающих экономические, политические, демографические и другие аспекты.

Планирование инноваций входит в сложную структуру комп­лексного планирования, состоящую из различных по уровню, целям и содержанию планов. Его осуществляют по целям (страте­гическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, фи­нансы, персонал), уровням (организация, подразделение, про­грамма, отдельный исполнитель), содержанию (технико-эконо­мическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосроч­ное, среднесрочное, долгосрочное).

Планирование инноваций имеет следующие функции:

постановка задач на основе информационного обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения инновации, в том числе каждому участнику;

подготовка рациональных и экономически обоснованных уп­равленческих решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенден­ции и условия;

координация деятельности всех участников процесса различ­ными формами управления и стимулирования;

определение базы и периода времени для предметного контро­ля состояния системы и оценки хода инновационного процесса.

Конкретную постановку задач и внедрение инноваций по от­дельным направлениям, продуктам и услугам содержат иннова­ционные проекты.

Содержание инновационного проекта

 

Инновационный проект — это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного инновационного продукта. Проект включает формы управления инновационной деятельностью, процесс ее осуществления и комплект докумен­тов, который обосновывает и характеризует эти мероприятия.

Управление инновационной деятельностью представляет со­бой систему взаимосвязанных действий, обусловленных сроками, ресурсами, исполнителями и направленных на достижение конк­ретных целей.

Инновационный процесс включает организационные, произ­водственные, технологические, коммерческие и другие меропри­ятия, приводящие к внедрению и распространению инноваций.

Комплект документов содержит различного рода техническую, финансовую и расчетную документацию, необходимую для реа­лизации инноваций.

Таким образом, инновационный проект можно определить как комплекс взаимосвязанных программ, обеспечивающих эффек­тивное достижение конкретной инновационной цели, согласо­ванных по ресурсам, срокам, исполнителям и документально оформленных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.082 с.)