Особенности аффективных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности аффективных процессов



Отношение к особенностям аффективной сферы при аутизме очень различно. Если одни авторы считают их малосущественными (I.Lovaas, T.Peeters и мн. др.), то другие (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, М.К.Бардышевская, R.P.Hobson и мн. др.) рассматривают аффективные нарушения как наиболее значимые в клинико-психологической структуре аутизма.

В отечественной литературе нередко пишут о сниженном пороге аффективного дискомфорта при аутизме, и это действительно может иметь место, однако так бывает далеко не всегда: иногда можно столкнуться с совершенно противоположными явлениями вплоть до эмоциональной тупости (особенно если аутизм сочетается с выраженными формами органически обусловленной умственной отсталости). Представляется, что и в аффективной сфере пороги чувствительности, дискомфорта и состояние реактивности в целом во многом определяется фазовыми состояниями и низким уровнем психического тонуса, что само по себе предрасполагает к астеническим формам реагирования.

По мнению Hobson, при аутизме отмечается врожденная неспособность адекватно воспринимать эмоции других людей и соответствующим образом на них реагировать. Именно эта особенность исключает реципрокность в эмоциональных контактах с другими людьми и становится предпосылкой для нарушения коммуникации и социального взаимодействия. Остается, однако, неясным, состоит ли трудность в восприятии чужих эмоций или в незрелости, неразвитости собственных.

Наиболее цельный подход к особенностям аффективной сферы при аутистических расстройствах представлен в работах В.В.Лебединского и его учеников. В основе концепции лежат представления об уровневой организации базальной системы аффективной регуляции поведения. Таких уровней выделено пять, каждый предполагает направленность на решение определенного класса задач аффективной адаптации, обладает собственными регуляторными механизмами и признаками нарушений[15].

Уровень оценки интенсивности средовых воздействий

Уровень аффективных стереотипов;

Уровень аффективной экспансии;

Уровень базальной аффективной коммуникации;

Уровень символических регуляций.

Уровень оценки интенсивности средовых воздействий сориентирован на оценку количественных характеристик среды, которые принципиально могут оказывать на организм наиболее разрушительное действие. Выход за допустимые границы параметров вызывает реакции в форме тревоги, беспокойства, страхов, агрессии. Главным механизмом, ограничивающим на этом уровне взаимодействие с окружающим, является аффективное пресыщение. В наиболее тяжелых случаях пресыщение развивается тотчас после начала действия, которое остается незавершенным (в наиболее тяжелых случаях оно прекращается, фактически не начавшись). Внешняя картина поведения напоминает бессмысленное перемещение от одного объекта к другому, манипулирование предметами кратковременно, бесцельно и непродуктивно. Такое поведение принято называть «полевым»: по представлениям К.Левина, все окружающие предметы и явления несут некоторый эмоциональный заряд и распространяют вокруг себя эмоциональное поле, которое при серьезных нарушениях аффективной сферы и будет, прежде всего, определять поведение ребенка.

При наиболее глубоких тонических нарушениях отмечается пассивность, безразличие к окружающему, подчиняемость, нарушение чувствительности к боли и интероцептивным сигналам, что в терминах фазовых состояний, по-видимому, соответствует ультрапарадоксальной фазе.

На уровне аффективных стереотипов к оценке интенсивности воздействия добавляется его оценка по качеству, аффективная система берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений, индивидуализирует их, вырабатывая аффективные предпочтения. Собственное тело и связанные с ним циклические процессы (в том числе двигательные) находятся под постоянным аффективным контролем. С одной стороны, ребенок старается повторять, раз за разом воспроизводить приносящие удовольствие движения и действия; с другой стороны, сама регулярность, цикличность вызывает положительные эмоции. Связь с соматикой делает этот уровень особенно чувствительным к ритмическим процессам, находящимся на стыке физиологического и психического. Не вызывает сомнений связь уровня аффективных стереотипов с нарушением ориентировочного рефлекса, однако ее тонкий механизм в настоящее время не изучен.

Уровень аффективной экспансии направлен на расширение аффективного поля, освоение новых объектов, обеспечивает активную динамику развития, аффективную экспансию. В условиях типичного развития возникает целостная трехчленная структура действия (операнд – операция – опернад*), что позволяет сформировать основу игровой деятельности, отвоевать у пресыщения негативные стенические переживания. Вместе с тем, сам переход представляет собой препятствие, барьер и может обладать тонизирующим действием. В некоторых случаях сам момент преодоления приобретает привлекательность, и стремление к неустойчивости, неопределенности, риску, азарт могут стать самостоятельной целью поведения. У детей с расстройствами аутистического спектра при усилении аффективной экспансии в клинической картине ярко проявляются сверхценные интересы, сверхпристрастия, иногда выходящие на уровень влечений, нередко српровождающихся агрессивными фантазиями и действиями, аутоагрессией.

На уровне базальной аффективной коммуникации происходит изменение свойств аффективной среды. Другой человек с его целями, поступками и переживаниями становится наиболее значимым фактором в эмоциональной жизни индивида, поэтому конкретный приспособительный смысл этого уровня заключается в налаживании аффективного взаимодействия, одобрение или порицание, оценка другого человека становятся аффективно значимыми событиями. Важнейшее средство, с помощью которого это достигается - способность к «чтению» эмоциональных состояний. С помощью речи и паралингвистических средств – интонации, мимики, выражения глаз, определённых поз и жестов – осуществляется обмен эмоциями - от элементарного заражения своим аффективным состоянием до передачи самых сложных переживаний.

Основная функция уровня символических регуляций – овладение собственными переживаниями, что становится возможным благодаря включению в аффективный процесс интеллектуальных операций: эмоциональные переживания осмысливаются, дифференцируются, обобщаются, анализируются и в итоге могут даже трансформироваться. Возможность продумать, мысленно проиграть различные ситуации позволяет регулировать эмоциональные проявления, создавать различные психотехнические средства, позволяющие оптимизировать поведение в эмоционально острых ситуациях. При расстройствах аутистического спектра формирование уровня символических регуляций возможно только при относительно неглубокой выраженности расстройств и(или) благоприятном течении.

Одним из частых (но не обязательных – см. МКБ-10) симптомов при аутизме являются страхи, которые могут быть как диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений. Перечислить конкретные объекты страха поистине невозможно, их перечень можно продолжать бесконечно: зонт, шум электроприборов, мягкие игрушки, водопроводный кран, собаки, все белое, машины, подземные переходы, все влажное и мн.др.

Страхи различны по своей природе. К.С.Лебединская предлагает при аутизме выделять страхи гиперсензитивные, сверхценные и неадекватные.

Гиперсензитивные страхи – следствие повышенной чувствительности к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. То же относится к слишком яркому свету, кричащему сочетанию цветов, резким запахам, прикосновению и др. Помимо низкого порога дискомфорта значительную роль играют и более сложные, качественные характеристики: ребенок спокойно переносит звук работающего отбойного молотка, но не выносит звука кофемолки, которую включили за стеной в соседней комнате.

В других случаях пугающий объект действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, его опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но усиливают страх, фиксируют его, делают стойким.

И, наконец, страх тоже может быть связан с реальными пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры - “обидчицы”), который и становится предметом страха (все белое – и стакан с молоком, и белая блузка матери, и белый лист бумаги…) – это неадекватные страхи..

Общей особенностью страхов при РАС - вне зависимости от их содержания и происхождения - является стойкость, труднопреодолимость, сила и яркость связанных с ними негативных переживаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)