Админ.управление регионами в послепетров. России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Админ.управление регионами в послепетров. России



Уже в первый год жизни России без Петра I со всей очевид­ностью обнаружились недостатки созданной им системы. Так, предложения сената, направленные на решение финансовой проблемы путем сокращения расходов на армию, натолкнулись на яростное сопротивление Военной коллегии и вылились в почти открытый конфликт генерал-прокурора сената и прези­дента коллегии. Екатерина I, вступившая на престол в 1725 году, ни такой во­лей ни таким видением не обладала. Сенат по своей структу­ре, широчайшей сфере компетенции и принятым в нем проце­дурам также оказался неспособным к принятию оперативных решений, и, таким образом, в созданной Петром I государ­ственной машине явственно обнаружилась лакуна, вследствие которой она оказывалась не в состоянии эффективно управлять страной.

В феврале 1726 года эта лакуна была восполнена созданием Верховного тайного совета в составе 6 человек. Большинство историков отме­чают, что совет оставался подконтрольной государю высшей правительственной инстанцией, совмещавшей высшую законо­совещательную, судебную и распорядительную власть. главной заботой членов Верховного тайного совета стало решение финансовой проблемы. учет прихода и расхода государственных средств был сосредоточен в одном учреждении. было решено не платить денеж­ное жалованье мелким чиновникам местных учреждений.. Было сокра­щено и число самих центральных ведомств. Так, была ликви­дирована Мануфактур-коллегия. Значительной реорганизации, по решению Верховного тайного совета, под­верглись также судебная система и местное управление. Уже в 1726 году, ссылаясь на убытки, которые терпит население, вы­нужденное ездить в центры провинций для обращения в над­ворный суд, в уездные города были назначены воеводы для исправления судных и розыскных дел. Ликвидирован был Главный магистрат. Идёт увелич.доходов с внешн.торговли. При Анне Иоанновне был ликвидирован Тайный совет и создан Кабинет министров. Сенат был разделён на 5 экспедиций, м/у которыми были распределены обязан-ти. Подчиняет себе Кабинет мин-в. Возрождены приказы: ссудный и розыскной,сибирский в масштабах губернии.Разокрупление ф-й губера. Изменен был и порядок принятия решений. Если прежде сенаторы коллектив­но обсуждали документы, докладываемые им сенатскими чи­новниками, то теперь сами сенаторы, заседая в отдельных де­партаментах, готовили документы, а затем решения по ним принимались в общем собрании сената и еженедельно докла­дывались императрице. распространение власти Кабинета на разные области управления, вмешательство во все вопро­сы, непосредственное подчинение ему различных учреждений и посылку указов на места, минуя сенат. Именным указом было установлено, что воеводы на места должны назна­чаться сроком на два года, после чего обязаны являться в сенат с полным комплектом документов, отражающих их деятельность. Если затем в течение года на воеводу не поступало никаких жа­лоб, он получал новое назначение в другое место.

 

Реставрация админ.системы при Ел.Петровне

С ноября 1741 года, после воцарения императрицы Елизаве­ты Петровны, началась новая страница русской истории. было объявлено о ликвидации Кабинета министров и восстановлении в прежней силе Правительствую­щего сената и ликвидированных ранее петровских коллегий. Одновременно был восстановлен и Кабинет ее императорского величества в качестве личной канцелярии императрицы. Подоб­ная канцелярия существовала и во времена Петра I, однако не имела институционального статуса. Теперь же, в условиях отсут­ствия у императрицы достаточной политической воли и желания непосредственно заниматься государственными делами, Кабинет постепенно превратился в реальный орган государственного управления. Именно в Кабинете или через него решались дела, связанные с высшими органами государственной власти, подчи­ненными непосредственно государыне, в частности Военной и Адмиралтейской коллегиями, Тайной канцелярией (орган поли­тического сыска) и Генерал-полицмейстерской канцелярией. Через главу Кабинета передавались устные повеления императ­рицы, которые, будучи записаны, превращались в законодатель­ные акты. Наряду с коллегиями в 1743 году был восстановлен и Глав­ный магистрат, однако, когда на следующий год сенат предста­вил императрице доклад с предложением полностью реставри­ровать петровскую систему местного управления, оно было от­вергнуто.Задачи Елизаветы: укрепление госуд-ти,централизация финансов,необходимость упорядочить отношения с народом. Попытка унифиации принципов,подходов управления. Вводится понятие «аренды» для мануфактур,добычи пол.ископ-х.

 

Реформы Шувалова

Финансовое положение страны оставалось чрезвычайно сложным, в то время как арсенал мер, возможных в рамках петровской системы, оказался исчерпанным. Необхо­димы были принципиально новые подходы, с инициативой ко­торых в конце 1740-х годов выступил П. И. Шувалов. Реализа­ция предложенных им реформ означала завершение периода русской истории, который условно можно назвать послепетров­ским. Одной из важнейших реформ Шувалова стала ликвидация в 1753—1754 годах внутренних таможен, что объективно способ­ствовало созданию единого экономического пространства. Эта реформа сказалась и на взаимоотношениях центра и регионов. Так, если еще в 1750 году произош­ло восстановление на Украине гетманского правления, то в 1754 году гетман попросил правительство распространить на Ма­лороссию положения реформы, отменив таможни не только внутри самой России (Великороссии), но и на границе с Укра­иной, что было обусловлено желанием украинцев, продававших в Россию хлеб, избавиться от уплаты излишних пошлин. Просьба была исполнена, и косвенно это способствовало боль­шей степени интеграции Украины в общеимперское простран­ство. Также после восстановления гетманства ведение малорос­сийских дел было поручено Коллегии иностранных дел, чем подчеркивался статус Украины как территории, вассальной рос­сийской короне. Однако в 1755 году эти дела были переданы в сенат, в котором была создана специальная экспедиция. Тогда генерал-рекетмейстеру было разрешено принимать челобитные с жалобами на неправильные действия украинских властей, вклю­чая и самого гетмана.Другие преобразования П. И. Шувалова связаны преимуще­ственно с попыткой решения финансовой проблемы. Так, были повышены цены на соль и вино, продажа которых яв­лялась государственной монополией, с тем чтобы гарантиро­ванно получаемую в результате прибыль вычесть затем из сум­мы, подлежащей сбору в виде подушной подати. Полученная разница делилась на число налогоплательщиков, и результат составлял размер подушной подати на ближайший год — как правило, на 5—10 процентов ниже суммы, установленной из­начально. Также по инициативе Шувалова были основаны первые банки, единственной функцией которых, впрочем, было кредитование населения (дворянства и купечества) под залог имущества.С началом в 1756 году Семилетней войны отсутствие органа, способного оперативно принимать необходимые решения, ста­ло ощущаться особенно остро, и была создана Конференция при высочайшем дворе. Конференция оставалась прежде всего совещательным органом на время войны, хотя и пыталась присвоить себе законодательные функции, постоянно расширяя сферу своей компетенции. К 1761 году был составлен проект, по которому статус Конференции должен был быть узаконен. Про­ект предусматривал следующую схему принятия решений по вопросам общегосударственного значения: в коллегии составля­ется «мнение к решению», которое затем рассматривается в се­нате и с соответствующим заключением передается в Конферен­цию для вынесения окончательного решения. Однако утвержден проект не был.

 

Екатерина 2

Кабинет состоял из нескольких кабинет-сек­ретарей, четко распределявших между собой свои обязанности. Вместе с тем, по сравнению с елизаветинским временем, Каби­нет уже не был органом власти. Екатерина строго соблю­дала установленную процедуру издания законов, согласно кото­рой она знакомилась с текстом повеления, составленным по ее приказанию кабинет-секретарем, в него вносились исправления, документ снова переписывался и лишь после этого подписывал­ся государыней и подлежал опубликованию. для государственных чиновников, прослуживших 35 лет, была установлена государственная пенсия, равная поло­вине оклада. Все эти установления закрепляли бюрократиче­ские принципы. Екатерина составляет и общее «Наставление» губернаторам, определяющее их статус и круг должностных обязанностей. Этим документом были одновременно повышены как политическое значение гу­бернаторской должности, так и их ответственность. В целом уже в первых преобразованиях Екатерины в адми­нистративной сфере историки усматривают тенденцию к пере­носу центра тяжести во всей системе управления с центра на периферии. За этой тенденцией стояло стремление разгрузить центр от решения местных проблем за счет придания местным органам власти большей самостоятельности.. В сенате, со­гласно проекту, должно было остаться четыре департамента, а сам он превращался в высшую апелляционную инстанцию по судебным делам.Уничтожает фед.автономию,ввела админ.Ею чётко была определена цель,к-ю она добивалась разл. Средствами,проводя национ.политику в отнош. Кавказа и Крыма.добивалась увелич.тер-рий под собств.контр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.005 с.)