Психические качества нордической расы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические качества нордической расы



Если бы человеческие расы были неодинаковы только по своим физи-ческим наследственным признакам, то изучение расовых явлений имело бы гораздо меньшее значение. Психическое наследственное неравенство человеческих рас обуславливает бросающиеся в глаза различия в пове-дении и действиях отдельных людей и народов, а также в реакции раз-ных людей или групп людей на внешние события.

Те, кто возражает на это, что разница в поведении людей и народов обусловлена не только расовыми наследственными задатками, но также традициями и воспитанием, не учитывают, что и традиции, и направ-ленность воспитания в свою очередь обусловлены людьми и их расовы-ми наследственными задатками.

Традиция при расовых изменениях в народе может ещё какое-то время сохранять духовную ориентацию исчезающей в данном народе расы. Кроме того, в народе в разные времена могут с разной силой проявлять-

Отличает восточную расу от других европейских рас (кроме восточ-но-балтийской и судетской) более широкая бороздка между носом и ртом.

Г. Пёх приписывает восточной и восточно-балтийской расам широкие уши с вытянутыми мочками, а также длинную и прямую верхнюю губу.

Лицо

 

Лицо в профиль притупленное, лоб крутой, выпуклый, надбровные ду-ги не выражены. Глазницы плоские, переносица глубокая и плоская, нос выступает мало, обычно слегка вогнутый, иногда прямой, но всегда ту-пой. Восточная и восточно-балтийская расы имеют самую маленькую длину (высоту) носа среди всех европейских рас. Но восточный нос ред-ко столь же широк, как восточно-балтийский, и в отличие от него редко бывает вздернут.

Подбородок невыраженный, круглый. Выражение лица можно назвать нерешительным. Впечатление такое, что черты лица как бы приспосаб-ливались к черепу, тогда как у ранее описанных рас они как бы возника-ли из черепа.

Анфас бросается в глаза ширина лба и своеобразные круглые шишки по бокам лба. Восточную расу называют круглолобой.

Брови с круглым изгибом, глазницы круглые и широкие, расстояние между зрачками больше, изгиб роговицы глаз меньше.

Скуловые кости широкие, скулы немного скошены вниз. Средняя часть лица имеет такую же ширину, как и верхняя.

Зубы расставлены с большими промежутками, поэтому заболевания зу-бов вдвое реже, чем при их плотном расположении. Карта зубных забо-леваний во Франции показывает, что эти заболевания наиболее распро-странены в тех частях страны, где преобладает нордическая раса. Зубы восточной расы раскусывают, зубы других европейских рас надкусы-вают.

Щеки анфас выглядят плоскими. Лица описанных узколицых рас ско-шены со стороны щек относительно вертикали, проведенной через центр лица, – у восточной расы этого не наблюдается, отсюда застывшее выра-жение лица. Часто это лицо имеет форму квадрата.

Полные щеки у людей восточной расы часто свисают. Это делает лицо ещё более широким и придает ему в старости отталкивающее выраже-

 

Рипли определяет общее впечатление от фигуры восточного человека как тяжелую основательность. У женщин восточной расы часто бывает узкий таз, что вызывает затруднения при родах.

Череп

 

У восточной расы короткий череп и широкое лицо. Черепной указате-ль в среднем около 88. Ширина черепа относится к его длине в пропор-ции 9: 10. Форму восточного черепа можно определить как круглую или широкую.

Черепной указатель восточной (и восточно-балтийской) рас велик из-за большой ширины черепа, динарской – из-за очень короткого продоль-ного диаметра.

Восточное лицо широкое. Ширина лица относится к его длине как 10: 7 или 10: 8, т.е. лицевой указатель заходит за 80, голова производит впечатление шарообразной, лицо анфас выглядит «как полная луна».

Голова выглядит круглой и сверху, и сзади. Если голову в профиль разделить на две части, одну перед ушами, другую за ушами, то, в от-личие от длинноголовых рас, большая часть длины придётся на участок перед ушами, а участок за ушами отличается своей высотой. Нордичес-кая и западная головы кажутся сравнительно низкими, восточная (и ди-нарская) – высокими.

Теменные кости у короткоголовых рас Европы короче, чем у длинно-головых.

Затылок не выступает. Затылочный бугор отсутствует.

При взгляде сверху видно, что скуловые кости слева и справа высту-пают. В Европе это особенность восточной и ещё более – восточно-бал-тийской рас.

Теменная кость – с бугром (у всех рас такой бугор наблюдается только у детей).

Женские черепа почти не отличаются от мужских.

Нос

 

Крылья носа расположены над верхней губой более плоско, чем у ра-нее описанных рас, ноздри образуют тупой угол.

 

ся его отдельные расовые составляющие. Историю народа можно трак-товать как конфликт его наследственных задатков с окружающим ми-ром. При таком конфликте отдельные расовые души народа, образую-щие в совокупности «душу народа», не всегда развиваются одинаково интенсивно.

То, что определенные душевные черты обычно связаны с определен-ными физическими признаками, подсознательно знает почти каждый, и почти каждый человек убежден, что эти черты наследуются. Почти каж-дый судит о других людях на основе своего накопленного в подсознании опыта, свидетельствующего о взаимосвязи психических черт и физичес-ких признаков.

«Все молчаливо исходят из принципа, что внешний вид каж - дого человека выражает его суть, и это правильно.

Трудность заключается в том, чтобы определить, в какой степени способности являются врожденными, а в какой благоприобретенными» (Шопенгауэр).

У Шекспира можно встретить фразу: «Я увидел его душу на его лице».

К. Ф. Мюллер пишет в книге «Рабочее движение и демографи - ческая проблема» (1927 г.):

«В одной промышленной области Центральной Германии с сильной текучестью рабочей силы профсоюзные работники рассказали мне, что они могут с большой долей вероят - ности распознать по лицу неизвестного им рабочего его ценность для организации и даже партийную принадлеж - ность».

В каждой рекламе, в каждом предвыборном плакате в изображениях людей проявляется подсознательное знание расовой психологии. Выво-ды физиогномики большей частью совпадают с выводами расологов о разных психических качествах отдельных рас…

Ценные указания на расовое своеобразие дает Беддоу в своей книге «The Races of Britain» (1885 г.). Он описывает жителей областей, где преобладает нордическая, восточная или западная раса. Ярче всего нор-дические качества проявляются у йоркширцев. Это проницательность, правдивость, выдержка, сила воли, прилежание, здравый смысл, чест-ность, любовь к комфорту, порядку и чистоте, а также к обильной еде, недоверие к рыночным зазывалам, эгоистичная суровость, музыкально-сть, склонность к занятиям ремеслами, коммерцией, а также наукой; не-достаточная сила воображения, иногда поспешные выводы, что про-тииворечит «германской склонности все основательно обдумывать».

Мак Лин описывает нордического человека как «рассудительно - го и холодного, недоверчивого и с трудом поддающегося убеждению. На его наблюдательность не влияют волнение или предрассудки. Хорошая ориентация на местности вы - ражается в способностях к геометрии, астрономии и мо - реплаванию.

Справедливость в суждениях определяется не тем, что он справедливей людей других рас, просто он действительно любит истину и не любит поддаваться эмоциям.

Отличается преданностью, но не в такой степени, как ке - льты, и, хотя менее возбудим, не столь склонен к раская - нию или прощению.

Выше всего ставит собственную свободу и ради нее го - тов переносить любые трудности и опасности. Часто дово - льно суров, но почти всегда обходителен.

Твердо придерживаясь своего мнения, уважает мнение других.

Любит высокое и возвышенное, но склонен высмеивать чудесное и таинственное.

Не теряет врожденного чувства юмора даже в опасных ситуациях. Его твердость и уверенность в себе не могут по - колебать ни страдания, ни смерть».

Арбо описывает поведение людей в нордических областях Норве-гии:

«Особенно сильно стремление к чистоте, как в доме, так и к душевной чистоте.

Эти люди очень гостеприимны, они производят впечатле - ние достойных доверия и надёжных. Женщина у них зани - мает более высокое положение.

 

 

Физические признаки восточной (альпийской) расы

Фигура

 

Во всей фигуре, вплоть до деталей строения тела, проявляется абсо-лютное отличие от нордической и западной расы. Средний рост мужчин в среднем 1, 63 м. Рост заканчивается рано, рано начинается и старчес-кий распад. Люди восточной расы часто имеют такой же рост, как и лю-ди западной расы. Но если их поставить рядом, сразу же бросятся в глаза различия.

Люди западной расы – маленького роста, люди восточной расы призе-мистые, коренастые. Их фигура кажется широкой, особенно по сравне-нию с людьми западной расы, и гораздо более тяжеловесной. Если у лю-дей западной расы ноги сравнительно длинные, то у людей восточной расы – сравнительно короткие.

Если человек восточной (или восточно-балтийской расы) встанет на четвереньки, его линия спины будет почти горизонтальной, а у человека нордической, западной или динарской расы она будет понижаться к го-лове.

Слово «коренастость» определяет облик этой расы в целом. Широкая, короткая голова сидит на короткой, мало подвижной шее и часто имеет т.н. «бычий затылок». Особенности женских форм тела у женщин вос-точной расы не подчёркнуты, у обоих полов нечетко выражены линии плеч и бёдер.

Торс выглядит массивным, грудь и живот имеют тенденцию принима-ть форму бочки.

Массивный торс сидит на массивных, коротких ногах с очень широ-кими бёдрами.

Размах рук по сравнению с ростом у восточной расы больше из-за ко-ротких ног. Он равен 101 - 104% роста.

Пальцы короче, на верхней части рук бывают жировые отложения.

Все и везде широкое: пальцы, колени, пятки. Суставы толще.

У женщин восточной расы бывают жировые отложения на шее сзади на седалище.

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Восточная (альпийская) раса

 

Некоторые французские и итальянские исследователи говорят о «кель-то-славянском» типе.

У Лапужа в латинской номенклатуре часто употребляется термин «Homo alpinus».

У Рециуса – ортогнатный брахикефальный тип; также славянско-рет-ский.

У Мыдларского тип «w» имеет общие черты с восточной расой.

У Вирхова выделялся южно-немецкий брахикефальный тип,

У Деникера эта раса называется западной или севеннской,

У Рипли вслед за Лапужем называет ее альпийской.

У Брока употребляется термин «кельтский тип».

У фон Хёльдер называет его туранским,

У Вильзера – просто круглоголовой.

У Серджи – евразийским.

У Беддоу – овернским,

Сегодня эту расу часто называют монголоидной и туранской,

Я выбрал название «восточная», потому что оно указывает на связь с Азией, но не такую связь, пробы причислять эту расу к монголоидам. Название «альпийская», по моему мнению, уводит на ложный путь: лю-дей этой расы ищут только в Альпах, а это, большей частью, область смешения динарского и восточного типов. Предполагают даже, что эта раса возникла под влиянием среды. Но откуда «альпийские» люди в Голландии, Дании, Норвегии?

Восточную расу не надо путать с «восточно-европейской расой» Де-никера или ориентальной расой.

 

Они отличаются аристократичностью внешнего облика и мышления, гордятся своими предками, родовыми предани - ями и знанием своих родословных.

Ведут себя с чувством собственного достоинства, обыч - но сдержанно».

Черты шведского народного духа, не умалчивая о его теневых сторо-нах, описывает в своей изданной в 1911 году книге Сундберг.

Основными психическими качествами нордической расы я считаю спо-собность к оценкам, правдивость и энергичность. С первым из них свя-заны чувство справедливости, тенденция к обособлению, недоверие к красноречию и к духу массы, подозрительность, чувство реальности, не-доверие к чужакам и верность тем, кто сочтен достойным доверия. С этим же связана и непримиримость к злокозненным врагам.

Нордический человек может трезво смотреть на самого себя. Он скло-нен к замкнутости в повседневной жизни, к обособлению племени от го-сударства. Замкнутость делает его немногословным и часто жестким. Часто ему недостает «человеческого тепла».

Его холодная рассудочность может показаться оскорбительной. Нор-дический человек мало заботится о том, чтобы нравиться другим; ему присущи высокая мера ответственности и совесть. Сам будучи деловым, он требует того же и от окружающих. Им движет чувство долга, которое может сделать его безжалостным к другим. Участливая доброта ему не свойственна.

Индивидуализм нордического человека часто ослабляет и семейные узы; он и на своих близких смотрит рассудочно. Семейное чувство у него слабей, чем у людей других европейских стран, зато чувство при-надлежности к общине, племени и т.п. сильней, чем у них, за исклююче-нием, может быть, фальской и динарской рас. Племя нордическому чело-веку ближе, чем государство.

Однако в высшем своем развитии нордическая раса и только она выд-вигает крупных государственных деятелей. Нижнюю Саксонию, землю, где сильней всего преобладает нордическая раса, Трейчке назвал «зем - лей государственных голов». Главной чертой уроженцев Нижней Саксонии Бисмарк считал «стремление к достижимому».

 

 

Эмоциональным нордического человека назвать нельзя. Экзальтация для него неприятна. Сексуальные стремления он проявляет более сдер-жанно и избирательно, чем люди других европейских рас.

«В половой жизни германцы были холодными, как ни один другой народ», – говорит знаток германских древностей Андреас Хейслер. Среди нордических людей больше «бездушных», чем внеш-не проявляющих свои эмоции. Холодный расчёт преобладает у них над беспокойной агрессивностью.

Нордический человек – «matter of fact», как говорит английская пос-ловица. В борьбе за свое дело он может быть, если можно так вырази-ться, деловито страстным. Обладая чувством справедливости, он прояв-ляет рыцарские качества. «Деловитую страстность» мы встречаем и в нордическом искусстве, наиболее яркий пример – музыка Баха.

«Бесстрастность», необходимую для правильной оценки, соблюдаю-щее дистанцию спокойствие, характерное для нордических крестьян, можно приписать вслед за Рипли «недостаточной силе воображения», но я бы говорил в данном случае об ее меньшей возбудимости, а не о «недостаточности» и, прежде всего, о более тесной связи всех пред-ставлений с действительностью.

В представителях нордической расы мне часто бросается в глаза хо-лодная сила воображения: образы сменяются один другим более плавно, но имеют четкие очертания. Этой холодности соответствует и меньшая способность нордической расы к сочувствию и меньшее знание людей. Последнее Сундберг считает главной чертой шведов. Нордическая ра-са лучше понимает животных, чем других людей. Нордический (и ещё чаще фальский) человек менее общителен, чем люди других европейс-ких рас.

Нордический человек стремится скрыть свою оценку за сдержанным поведением и вежливой холодностью и скорее проявит свой ум, чем ду-шу. Душевные порывы он часто скрывает за внешней жесткостью. Но меньшая способность к сочувствию и менее возбудимая сила воображе-ния не означают меньшей художественной одаренности. Наоборот, бо-лее спокойная деятельность нордического духа обуславливает высшие выражения его духовной жизни.

Люди тёмных европейских рас осматриваются вокруг, нордические люди вглядываются.

Согласно исследованиям Ливи, студенты во всей Италии в среднем вы-ше ростом, чем крестьяне, и преобладающая форма носа у них – орли-ный. Это признаки динарской расы.

Психические качества т.н. переднеазиатской (арменоидной) расы, «сёстры» динарской расы, сильно отличаются от ее психических качеств. Психические различия кажутся мне в данном случае большими, чем фи-зические.

«Народы преимущественно арменоидной расы, такие как армяне, греки, евреи отличаются особым талантом к тор - говле, умом и способностью проникать в души других лю - дей» (Ленц).

Переднеазиатская раса имеет также особый музыкальный дар. Она склонна к жестокости, причем к расчётливой жестокости, об этом сви-детельствует история народов Передней Азии. Подробное описание пе-реднеазиатской расовой души см. в книге Клаусса «О душе и обли - ке рас и народов» (Мюнхен, 1928 г.).

Штиль в книге «Наши враги» (Штутгарт, 1916 г.) описывает впечат-ление от армянских военнопленных, преимущественно людей переднее-азиатского типа:

«Они не столько предприимчивы, сколько сдержанно ос - торожны, в них не столько гордой веры в себя, сколько хит - рых расчётов,об этом говорят их внешние черты».

 

 

Динарская раса кажется мне по сравнению с нордической, более про-стой, возможности ее развития ограничены. Прежде всего, она менее предусмотрительна. У нее нет душевной тонкости и смелости мысли нордической расы. Динарская душа довольствуется немногими впечат-лениями. В динарской расе нередко встречаются такие люди, которых называют «людьми настроения».

Динарский тип – способный и жизнерадостный, с чувством юмора и склонностью к дракам. Общительность динарской расы грубая и шум-ная. Основные ее черты – грубая сила и прямота.

Люди динарской расы любят роскошества и высокопарные слова. Многие их действия и слова носят на себе печать экзальтации. Все при-поднятое, избыточное, пленительное в искусстве барокко – выражение динарской души, я писал об этом в книге «Раса и стиль» (1926 г.). Динарские люди – хорошие актеры. Их актерские качества проявляются и в повседневной жизни, они любят изображать «про-стосердечных де-тей природы», за что их любят люди других рас и что помогает им пре-успевать.

Динарская раса имеет особый музыкальный дар, и не случайно ком-позиторы часто имеют динарские черты. Примеры – Паганини, Тар - тини, Керубини, Шопен, Верди, Берлиоз, у немцев – Гайдн, Мо - царт, Вебер, Лист, Вагнер, Корнелиус и Брукнер. И не случай-но народная песня в Германии жива именно в динарских областях. Лю-бимые краски динарской расы – тёмно-зелёная и красно-коричневая.

По духовной одаренности я бы поставил динарскую расу (вместе с фа-льской) на второе место среди европейских рас. Даже когда у великих людей Европы заметна примесь ненордической крови, чаще это примесь динарской (или фальской), чем восточной или западной расы.

Наблюдения за студентами Венского университета заставляет меня предположить, что динарская раса не испытывает такой тяги к научной деятельности как нордическая.

Австрийские студенты кажутся мне более нордическими, чисто ди-нарские черты встречаются среди них редко. Зато нордически-динарс-кая смесь – нередкое явление среди образованных людей Швейцарии, южной Баварии и Австрии. В Италии

 

Эта черта проявляется в искусстве древней Греции, в особой научной одаренности нордической расы, в ее любви к природе, к животным. Нор-дический человек – талантливый рассказчик.

Чувство справедливости нордической расы мощно проявляется в об-разе Михаэля Кольхааса у Клейста. Этот нордический герой после того, как его судьба решена, действует на свой страх и риск, но с неиз-менной деловитостью. Западный человек в том же положении яростно стремился бы отомстить, восточный и восточно-балтийский покорился бы судьбе и ждал бы случая для мести.

Для нордического человека свобода это также освобождение от власти собственных настроений. Его стремление к свободе это не политический лозунг, а воплощение принципа «мой дом моя крепость». Свобо-да для него означает жизнь согласно собственным принципам, но эти принципы возникают не под настроением, а в результате обдуманных ре-шений.

У отдельных нордических людей эти качества своеобразно сочетаются с легкомыслием, с беззаботностью, пример чего – гётевский Эгмонт. Безрассудная смелость приводила к гибели отдельных нордических лю-дей и целые племена. Эта черта не раз проявлялась в истории народов нордической расы. Но все же это черта скорее отдельных людей, чем ра-сы.

«Нордический человек меньше всего живет моментом, он превосходит все расы по твердости воли и предусмотрите - льности, инстинкты он подчиняет дальним целям» (Ленц). Нордический человек это, прежде всего, организатор.

Если исследовать частоту появления творчески одаренных людей в от-дельных расах, то нордическая раса особенно богата ими. Новейшие ис-следования подтверждают то, что французский расолог Лапуж писал о нордической расе ещё в 1888 году:

«Почти все великие люди принадлежали к ней, даже если они частично имели черты народов совершенно иных рас, и я не удивлюсь, если свет, который распространяли некото - рые другие расы, окажется свидетельством наличия при - меси светловолосых долихокефалов в их инертной массе, скрытого во тьме времён.

 

Светлая, длинноголовая расасоставлялагосподствующий класс в Египте, Халдее и Ассирии. С Индией и Персией дело ясное, а возможно и в древнем Китае было то же самое.

Эта раса играла главную роль в греко - римской цивилиза - ции, а в наше время значение народов полностью пропор - ционально количеству длинноголовых блондинов в их гос - подствующих слоях.

К этой расе принадлежали галлы и франки, которые со-здали Францию во всем ее блеске; такие же люди в Гер-мании вдохнули жизнь в массы и увлекли их за собой».

Однако одно лишь исследование достижений не может быть основа-нием для оценки нордической расы в целом. Необходимы исследования таких корреляций в повседневной жизни, как профессия и рост, про-фессия и форма головы и т.д. Такие социально-антропологические ис-следования проведены в Германии, Англии, Швейцарии, Франции и Америке. Установлено, что высшие классы ростом выше низших. Тако-вы данные по Швейцарии. Высокий рост указывает на нордическую, ди-нарскую и фальскую кровь. Проведя измерения на нескольких тысячах трупов, анатом и антрополог Пфицнер из Страсбурга пришел к выво-ду:

«Высокий интеллект преобладает у людей выше среднего роста, с более развитой затылочной частью головы».

Влияние среды здесь не причём.

Антропологам известен тот факт, что в дешевых лавках не продаются шляпы больших размеров. Один этот факт указывает на расовое рас-слоение. Ничефоро обнаружил, что у людей низших сословий более ши-рокие скулы и нижние челюсти, что указывает на примесь восточной и восточно-балтийской крови. Он же сравнил рабочих и студентов од-ного возраста и установил, что у рабочих голова короче. Бертильон во Франции и Гоулд в США установили, что лицевой угол у образован-ных людей больше, чем у людей из низших слоев. Художники, изобра-жая людей из народа, всегда рисуют их с широкими, курносыми носами.

В работе Рёзе «О европейской расологии» описаны результаты исследований одаренности, проводившихся в Дрездене. Согласно этим результатам, унтер-офицеры более нордические, чем солдаты, штабные

особенно отличаются украинцы, и Украина – преимущественно динарс-кая область.

Авантюрист Казанова упоминает о неутешной тоске по родине преи-мущественно динарских словенцев; он и сам был склонен к ностальгии и, судя по его портретам, имел динарскую примесь.

Несомненно, динарская кровь определяет то особое чувство собствен-ного достоинства, которое отличает крестьян альпийских областей Гер-мании и Австрии. Сильная примесь динарской крови отдаляет баварцев от северных немцев. Кровь восточной расы, перемешанная с нордичес-кой, скорее способствовала преодолению различий между северными немцами, с одной стороны, и баварцами и австрийцами, с другой.

Динарские люди гордятся своим своеобразием, блюдут традиционные обычаи. В австрийских Альпах жители каждой долины имеют свой диа-лект, свои особенности строительства домов, свои обычаи. Творческое своеобразие отличает эти местности от тех, где преобладает восточная раса.

Для преимущественно динарского населения Украины характерны кра-сочные костюмы, украшения домов и предметов домашнего обихода, уход за садами, любовь к своим песням – все это черты динарской души.

Динарской расе, как и нордической, свойственны воинственные нак-лонности и способности. О преимущественно динарских чер-ногорцах говорят, что они любят свою родину, что они выносливые, смелые, «при-рожденные солдаты». Прекрасными солдатами были в мировую войну также французские и итальянские горцы.

Наблюдатели отмечают у динарской расы и ее коммерческие способ-ности. Люди этой расы легко возбудимы, быстро впадают в гнев. Это связано с гипертрофированным чувством чести и повышенной чувстви-тельностью, ничтожный повод может быть воспринят как оскорбление.

В преимущественно динарских юго-восточных областях Германии много людей осуждено за нанесение тяжких телесных повреждений. Но, несмотря на вспышки гнева, динарской расе свойственно добродушие. Грубость сочетается у людей этой расы с сентиментальностью. Динар-ский человек обычно хороший знаток людей, он умеет подметить их смешные стороны и метко описать их в словах.

Немецкие диалекты динарских областей особенно богаты шутливыми словами и поговорками. Динарские люди склонны

 

лосы. Борода растет сильно, брови густые. У женщин бывает тёмный пу-шок над верхней губой.

Кожа

 

Коричневатая, «южно-европейская».

Цвет глаз

 

Динарские глаза тёмно-карие, часто настолько, что их можно называть чёрными. Общее впечатление – упрямая, грубая сила и самоуверенно-сть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.088 с.)