Элементы учебных соревнований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы учебных соревнований



 

Соревнования учебного характера на меткость укола по пассив­ному противнику (по мишени) могут проводиться: а) на 5—10 уко­лов без выпада; б) на 5—10 уколов с выпадом по разделениям и без разделений; в) на 5—10 уколов с шагом вперед и выпадом; г) на 3—5 уколов с движением атаки «стрелой» по неподвижному чучелу с мишенью.

Соревнования могут проводиться в индивидуальной и группо­вой форме.

Индивидуальная форма целесообразнее, так как каждый боец, выступая перед занимающимися, имеет коллективного судью — ру­ководителя и всех присутствующих.

Во втором случае занимающиеся наносят укол под общую команду руководителя, а оценку производит рядом стоящий, очередной боец. Для быстроты восприятия оценивается количество попаданий в центр мишени.

Соревнования — на меткость и индивидуальные — проводятся ру­ководителем и помощником. Руководитель ставит всем занимающимся условия, при которых выполняется укол: указывает дистанцию, устанавливает примерную скорость, определяет количество уколов и объявляет, какова оценка и сколько дается попыток.

Оценка: укол в круг радиусом 1 см — 10 очков, укол в круг ради­усом от центра 3 см — 6 очков, укол в круг радиусом от центра 5 см — 4 очка, укол в круг радиусом от центра 7 см — 2 очка. Боец, выбив­ший большую сумму очков из 5 или из 10 уколов, т.е. из 50 или 100 возможных очков, — победитель.

Станок (специальное чучело с мишенью) устанавливается в центре зала, бойцы сидят около станка, вызов по одному. Команда для начала: «закройсь», «проверьте дистанцию». Боец выполняет проб­ный укол и становится в стойку, руководитель спрашивает «готовы?». Получив ответ бойца «да», руководитель подает команду «начи—най». Руководитель, наблюдая, говорит результат каждого укола, опре­деляя его цифрой 5, 6, 10, 10, 4 и т. д. Помощник руководителя фик­сирует в протоколе результат и, когда выполнено пять или десять (как установлено) уколов, подает команду «стой». При неправильном или несвоевременном выполнении укола руководитель подает команду «стой» и, объявляя ошибку, дает оценку: «ноль баллаов – вторая попытка». Всего даются две попытки, учет по лучшему результату.

 

Форма протокола

Соревнование на меткость —10 уколов без выпада из 2 позиций

 

 

 

 

№п/п Фамилия Количество уколов Итого очков Место
                   
  Иванов                     70 1) 84 2) II
  Петров                     92 1) 84 2) I
  Сидоров                          
Судья Секретарь

Примечание: Для проведения учебных соревнований на меткость группы в 20 – 30 чел., при четкой работе руководителя, требуется 30—40 мин.

 

Обучение основным положениям, движения уколом и отбивом тесно между собой связаны и должны решать общую задачу подго­товки бойца к работе с активным противником.

 

III. ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

(Обучение простым боевым действиям)

 

Начальное изучение простых боевых действий производится в парном групповом обучении. Занимающиеся в полном фехтовальном костюме располагаются в двух или четырех шеренгах, лицом друг
к другу. Определяются номера шеренг. Даждая из шеренг попере­менно является то наступающей, то обороняющейся. Руководитель регулярно проверяет правильность выполнения изученных приемов в отдельных парах (рис. 133).

Другой методической формой является выполнение приема одним или несколькими бойцами по указанию и, если нужно, по команде одного из обучающихся по очереди. Такая форма изучения помогает углубленному анализу техники.

Систематически должна проводиться индивидуальная работа по заданию (рис. 134).

 

Соревновательная работа по заданию проводится так же, как и парное обучение. Проверка результатов производится по одной паре на дорожке в центре; при большом количестве занимающихся — на нескольких дорожках.

Бой с преподавателем проводится так же, как индивидуальный урок.

В простых атаках вначале изучаются прямой укол вне соединения с выпадом. В парном обучении вначале дается понятие о соединениях и переменах соединения. Проработка соединения и перемены соеди­нения проводятся на прямых ногах, левая рука свободно опущена. Владеют и меняют соединение первые и вторые номера — попеременно. Одни способствуют выполнению приема другими.

После изучения перемены соединений на месте прорабатываются различного вида перемены соединения в боевой стойке в комбина­ции с движениями (шагами). Пример: первые номера владеют со­единением «шаг — вперед», переменить соединение в 4-е; при этом 2-е номера деляют «шаг назад» и т. д. Данный предварительный раздел перед простыми атаками прорабатывается с целью выработки чувства дистанции и изучения соединений в связи с действиями бойца, работающего в паре. Дальнейшая методика обучения простым действиям представлена в таблицах. Команды и выполнение действий, данные для первых номеров, для вторых номеров в таблице не ука­заны. При обучении прием выполняют попеременно первые и втерые номера. Перед каждым приемом преподаватель демонстрирует и по­ясняет технику и тактику новых движении. Для изучения приема даются краткие распоряжения или команды.

 

Обучение простым атакам

№ п/п Команды и распоряжения руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Средняя дистанция, «в исходное положение становись» Принимают исходное положение То же Учесть равнение
  «Закройсь» Боевая стойка в соединении То же Вторично дать указание об учете дистанции
  Вторые номера принимают укол. Первый номер «показать укол — коли». «Закройсь» Показ укола, укол с выпа- дом, возвращение в стойку Принимают укол в грудь, отведя оружие в 4-ю по- зицию. Берут 6-е соединение Обусловить, что вторые номера не обороняются, отводя оружие в 4-ю позицию. Повторение 3—5 раз
  Уколы с выпадом «Первые номера — коли». «Закройсь, коли» и т. д. Укол, возвращение в стойку, укол и т, д. То же; 2 раза Требовать движения руки вперед и слитного движения при уколе с выпадом.
  То же из 2-й позиции «Вторым — закройсь». «Первые номера — коли», «вторым — закройсь», «коли» и т. д. Берут 2-е соединение. Укол снизу вверх. Возвращение в стойку во 2-е соединение, укол 2-е соединение. Остается во 2-й позиции Обратить внимание на винтообразное движение руки, на укол.
  Прорабатываем перевод. «Закройсь», «первые номера показать перевод», «закройсь», «показать перевод, закройсь» и т. д. Закрываются в стойку, показывают перевод и закрываются. Повторяют показ перевода 5—6 раз Закрываются в стойку. Остаются в 6-й позиции. Нажимают на оружие первых номеров в 6-ю позицию Указать на нажим оружия
  «Первый номер — перевод» Выполняют перевод Нажим на оружие противника Повторяют 2—3 раза
  «Самостоятельно выполнить перевод 5 раз первые номера, затем вторые номера — начинайте" Выполняют перевод, затем принимают укол Нажим на оружие противника, затем выполняют перевод Проверить каждого занимающегося. В процессе выполнения указать главные ошибки
  «Прорабатываем перенос. № 1—показать перенос». «Закройсь» «№ 1 — перенос» и т.д. Действия те же, как и в переводе Действия те же, как и в переводе . Последовательность та же, указать, в каких случаях выполняется перенос

 

При изучении простых атак без защит, уколы даются из различных соединений и из положения вне соединения. Для бльшей динамичнссти между приемами уколов включаются передвижения шеренг. Обязательно выделяется некоторое время на самостоятельное изучение приема занимающимся. При использовании индивидуального обучения следует обратить внимание на точное направление острия оружия, на работу пальцев и кисти, на мягкое, ненапряженное держание всей руки. Амплитуда движения острия по мере совершен­ствования постепенно уменьшается.

В начале обучения уколы производятся из 6-го соединения, постепенно приучая к работе из всех остальных соединений и из положе­ния вне соединения. Следует избегать выработки у занимающихся привычных соединений. При выполнении атак необходимо разно­образить величину выпада, заставляя занимающихся, учитывая рас­стояние, делать малые, средние, большие выпады, тем самым при­учая к владению дистанцией. С этой же целью должно иметь место сочетание движения выпада с передвижениями как бойца; так и руководителя.

В дальнейшем обучении в широком разнообразии применяются сочетания атак с выпадом, с пробежкой и защитами. Чередование наступательных и оборонительных действий в уроке, создающее благо­приятные условия для регулирования плотности нагрузки, должно быть широко использовано.

 

Обучение защитам

 

Вначале изучаются защиты от прямого укола в соединении — отводом. Обращается внимание на небольшой отвод в сторону, осу­ществляемый в последний момент. Вначале прием атаки дается с показом укола, затем без показа, слитно в один темп. В дальнейшем обучении изучаются защиты отбивом, круговые и уступающие защиты.

Пример защиты от простых атак

 

№ п/п Команда и распоряжений руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Изучается защита отводом. «Закройсь» Боевая стойка   6-е соединение   Не закрываться раньше начала атаки. Не нажимать на оружие.
№ 1—показать укол Показ укола Отводят оружие в 6-ю позицию Защита в последний момент
№ 1—укол, № 2— отвод в шестую— «коли» Укол
  Изучается защита отбивом. «Закройсь», Боевая стойка   Владеют 6-м соединением Обратить внимание на тонкость и преимущество перевода, на короткий резкий толчок противника по оружию
1 №—колют переводом в 4-ю, 2 №—берут 4-ю защиту, 1 №—«коли» Выполняется перевод Берут 4-ю защиту
  Изучается круговая защита. «Закройсь». 1 № — показывают укол близко, около оружия, 2 № берут с кругом 6-ю, «начи-най», «коли», «закройсь», «стой» Боевая стойка, на команду «и» показывают перевод в 4-ю, на «два» закрываются Владеют 6-м соединением На команду «раз» берут 4-ю круговую защиту Небольшой круг, незначительно отвести в сторону.
Первые номера выполняют перевод, вторые номера с кругом 6-ю «1 № — перевод» «Закройсь» и т. д. Перевод С кругом 6-я защита То же
  Изучается уступаю- щая защита. 1 №—наносят прямой укол, 2 № — берут 1-ю уступающую защиту Боевая стойка   Промежуточное 6-е соединение     То же, переводят оружие противника на свою сильную часть
«1 №—коли» Выполняют прямой укол Уступая, на давление, теряют соединения и отводят оружие противника в 1-ю защиту

 

После изучения каждой защиты занимающиеся закрепляют тех­нику в процессе самостоятельной работы по заданию попеременно: один атакует — второй обороняется, и наоборот. Постепенно включаются соревновательные элементы.

В дальнейшем обучении: а) включаются оборонительные дей­ствия уходом назад; б) защита сочетается с ответными атаками. В индивидуальном обучении (уроке) сначала должна быть проверена правильность защит отводом; по мере закрепления изучаются защиты отбивом и круговые.

Предварительная команда преподавателя должна быть словом, исполнительная действием: посылом оружия на укол, с активным движением вперед шагом пли полувыпадом. Совершенствование защит проводится сочетанием их между собой и в комбинации с различного рода передвижениями и атаками.

В индивидуальном уроке преподаватель должен выступать в роли бойца. Однако все действия должны оканчиваться нанесением укола преподавателю.

 

Обучение ответным атакам

 

Ответные атаки изучаются в связи с простыми атаками и защи­тами, без выпада, затем с выпадом. В начале обучения наступающий боец должен предоставить возможность выполнить ответную атаку. Затем он обороняется быстрым уходом с выпада, далее — уходом и взятием защиты, а обороняющийся во всех случаях стремится успеть дать ответную атаку без выпада. Последними изучаются ответные атаки с выпадом на уход противника. Изучение ответных атак дается вначале после 4—6—2 защит, далее — 7—8—1—3—5. В заключение осваиваются ответные атаки после круговых и уступающих защит.

 

Пример ответов после защит от простых атак

 

№ п/п Команды и распоряжения руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Изучается ответ после защиты отводом. «Закройсь», 1 № атакуют прямым уколом, 2 № защищаются отводом в 6-ю и ответ без выпада Боевая стойка—промежуточное 6-е соединение  
1 № — «коли», «закройсь» Выполняют прямой укол. Возвращаются в стойку Отводят оружие в 6-ю защиту и дают ответ. Возвращаются в 6-е соединение 1 № остаются на выпаде до команды, «закройсь»
  1 № колют с переводом, вторые номера защищаются 4-й защитой и дают ответ Боевая стойка Владеют 6-м соединени-ем. Берут 4-ю защиту— отбивом и дают ответ прямым уколом. Возвра-щаются в 6-е соединение 2 № взять соединение То же
1 № — «коли», «закройсь» Выполняют перевод
  Ответ после круговой защиты. «Закройсь». 1 № колют—перево-дом, 2 № защищаются с кругом 6-й. 1 №.— «коли», «закройсь». Боевая стойка, 6-е соединение, владеют 2 № 2 № взять соединение
Выполняют перевод Возвращаются в стойку Берут с кругом 6-ю защиту и дают ответ прямым уколом. Возвращаются в 6-е соединение Выполняют медленно, затем быстро  
  Ответ после уступающей защиты. «Закройсь». 1 №. колют прямым уколом, 2 № берут, уступающую защиту и дают ответ «снизу» 1 № — «коли» Выполняют прямой укол Берут уступающую защиту и дают ответ — прямым уколом Обратить внимание на развертывание руки при ответе уколом
„Закройсь" Возвращаются в стойку Возвращаются в 6-е соединение
  Ответ после защиты с выпадом. «Закройсь». 1 № колют—переводом. 2 № защищаются отбивом в 4-ю и дают ответ переводом с выпадом на уход противника Боевая стойка Владеют 6-м соединением  
1 № перевод Выполняют перевод и, уходя с выпада, берут 4-ю защиту. Получают укол Берут 4-ю защиту и дают ответ с переводом и с выпадом После атаки 1 № быстро уходят с выпада
«Закройсь» Бкрут соединение Возвращаются в стойку  

 

При изучении ответных атак необходимо чередовать ответы пря­мым уколом, переводом и переносом в различные части тела против­ника. В дальнейшем обучении сочетание ответных атак проводится с движением назад после защиты.

Соревновательные элементы в данном разделе могут даваться с задачей одним номерам атаковать и довести атаку, другим — отбить атаку и дать ответ уколом. При индивидуальном обучении ответным атакам следует обратить внимание на небольшую амплитуду защит. После защиты по кратчайшему пути острие рапиры направляется на ответ-укол, с тем, чтобы рука при ответах выпрямилась до отказа, смягчаясь в связи с дистанцией. После ответа боец не опускает руку, а немедленно принимает боевую стойку.

 

 

IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

(Обучение сложным действиям)

 

Настоящий раздел в обучении является ведущим. После схематическрго изучения под команду руководителя каждый прием (или группа аналогичных приемов) сложных действий совершенствуется в парном (индивидуальном) обучении. Прием закрепляется в спор­тивно-соревновательной форме – в бою по заданию.

После изучения атак с подготовкой, контратак на подготовку и защит от них изучаются контратаки на атаку, повторные атаки и сложные ответные атаки. Совершенствование сложных действий в индивидуальном обучении проводится в форме индивидуального урока. Здесь чередуются простые и сложные действия в различных сочетаниях и с разными тактическими задачами. Главным должен быть принцип тактической целесообразности действий бойца — под­готовка к сознательному, осмысленному бою.

 

Обучение атакам с подготовкой

 

Изучение атак с подготовкой в групповом обучении начинается атаками с обманом, с места, со сближением шагами, скачками и т. п. Затем применяются атаки с действием на оружие и комбинирован­ные атаки. Одновременно изучаются защиты от них.

 

Изучение атак с обманом

 

№ п/п Команда или распоряже­ния руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Прорабатываем атаки с обманом   Образцовый показ с тактическим обоснованием
  Средняя дистанция: «в исходное становись», «закройсь». Принимают исходное положение — боевую стойку Дать указание, учесть дистанцию.
Владеют соедине­ниями вторые номера.   Владеют 6-м соединением  
  Первые номера с переводом показать укол вниз. «Делай-раз». Вторые номера берут 2-ю защиту — Первые номера — колоть с переводом — «два» «Закройсь» С переводом пока-зывают укол вниз Остаются в 6-й позиции Вторые номера вначале берут защиту медленно, затем быстро
На защиту вторых номеров перевод Берут 2-ю защиту
Возвращаются в стойку Берут 6-е сое- динение Повторение 2-3 раза, затем выполняют 2 №
  Без разделения первые номера вы-полняют двойной перевод, вторые номера берут защиту      
Первые номера «вперед» Выполняют двойной перевод На обман берут, 2-ю защиту Повторение 3—5 раз попеременно
  То же с шагом вперед Первые номера с шагом вперед по­казать укол. «Делай раз» С шагом показыва-ют перевод; на за­щиту 2 № пе­ревод Берут 2-ю защиту Указать, что первые номера после атаки возвращаются в стой­ку и делают шаг на­зад. Выполняют по­переменно
Вторые номера берут 2-ю защиту — Первые номера перевод. «Делай два». «Закройсь» Возвращаются в сторону, делают шаг назад Берут 6-е соединение  
  То же, шаг вперед, двойной перевод Шаг вперед—двойной перевод то же  
  То же без разделений «Первые номера — вперед», «закройсь» «Вторые номера — рперед», «закройсь» и т. п. То же то же Дать указание о точности за-щит и о необходимости обман превращать в про­стую атаку, если про­тивник не реагирует
  То же, первые номера атакуют, вто- рые номера обороняются, и наобо-рот, по 3—5 раз, «Самостоятельно действуйте» То же, попеременно атакуют и обороняются 2 и 4-й защитой То же, что пер-вые номера, то обороняются, то атакуют  
  Остановка по команде «Стой»     В процессе просмотра указать на ошибки и дать оценки «пра­вильно», «хорошо» и т.д.
  Просмотр работы каждой пары    

 

В подобной форме изучаются: атаки с обманом (тройной перевод, удвоенный, перевод и т; д.) и другие приёмы с различным шагами, скачками, приемы защиты на месте, с уходом назад и т. п.

Индивидуальный уроков форме проверки может иметь место в процессе самостоятельной работы и в специальное время

 

Пример атак с захватом

 

№ п/п Команда или распоряжения руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Изучаем атаки с захватом. Дальняя дистанция     Образцовый показ с тактическим обоснованием
«В исходное положение» «Закройсь» Принимают исходное положение и боевую стойку  
  Вторые номера—поставить оружие в боевое положение; первые номера с шагом вперед захватить в шестую. «Делай раз» Захват в шестую Возвращаются в 6-ю позицию  
  Первые номера — захват — прямой укол. Вторые номера не обороняются. «Закройсь!» С шагом вперед захват — прямой укол. Возвращаются в стойку, шаг назад В момент возвращения закрываются 6-й позицией Дать указания, что на предварительную команду вторые номера вытягивают руку самостоятельно.
  Первые номера — захват — перевод. Вторые номера не обороняются «Первые номера — вперед!» «Закройсь» С шагом вперед захват — перевод В момент захвата оказывают сопроти- вление. Остаются в 6-й позиции Указать, что в момент захвата вторые номера делают нажим
  Первые номера захват — перевод. Вторые номера обо- роняются, и, наоборот, по 3—5 раз. «Самостоятельно действуй» То же, попеременно то атакуют, то обороняются. 4-я защита То же, что первые номера, то оборо- няются, то атакуют Дать указания о незначитель-ном сопротивлении и защите в последний момент. Если про-тивник берет защиту прежде-временно, то атаковать следует прямым уколом.

 

В такой же методической форме изучаются атаки с завязыванием, с ударом по оружию и другие комбинированные атаки.

 

Пример комбинированных атак

 

№ п/п Команды или распоряжения руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Изучаем атаки с за­хватом — обманом. Дальняя дистанция «В исходное поло­жение!» Принимают исходное положе­ние и боевую стойку Образцовый показ с тактическим обоснованием
  Вторые номера — поставить оружие в боевое положение, первые номера с шагом вперед за­хват в 6-ю, обман вниз—перевод. Вторые номера защища-ются «Вторые номера вперед» С шагом за­хват, двойной перевод Вытягивают вооруженну руку. На обман защита 2-я и 6-я Указать, что если боец закрылся от атаки, следует давать ответ-ную атаку без выпада, затем с выпадом на уход про­тивника
  Самостоятельно, начинают первые номера, затем вторые номера по 3—5 раз. «Действуйте» То же попеременно, то наступают, то обо-роняются 2—3-й защитой с ответом То же, то обороняют-ся, то наступают  

 

Изучение приемов подготовки производится из различных пози­ций. Совершенствование техники и тактики атак с подготовкой проводится (параллельно с защитами от них в самостоятельной парной работе занимающихся по заданию) на соответствующую тему в инди­видуальном уроке. После отработки определенной темы руководи­тель должен проверить каждую пару, указать ошибки и дать оценку. Проверку лучше проводить на 3 удара, т. е. каждый попеременно вы­полняет прием по 3 раза, а все бойцы наблюдают.

Задания для самостоятельной парной работы на атаки с подго­товкой проводятся так: один боец атакует другой обороняется 3—5 раз.

 

Обучение контратакам

 

Контратаки изучаются после изучения атак с подготовкой.

Одновременно с изучением контратак проходятся вызовы на контр­атаки, и защиты от них.

 

Пример контратак на подготовку

 

№ п/п Команды и распоряжения руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Изучаем контратаки на подготовку. Дальняя дистанция. «В исходное положение становись», «Заройсь»   Принимают исходное положение, боевую стойку. Вытягивают вооруженную руку Образцовый показ с тактическим обоснованием
  Первые номера с шагом вперед, захват в 6-ю, вторые, номера на попытку захвата — перевод «Закройсь!» С шагом захват в 6-ю. Шаг назад Перевод Возвращаются в стойку Указать, что вторые номера не должны дать соединения
  Первые номера с шагом вперед захватывают оружие в 6-ю или 4-ю, вторые номера на попытку захвата стремятся дать перевод, не защи­щаясь. Самостоятельно, начинают первые номера, затем вторые номера. По 3—5 раз С шагом вперед, захватывают ору-жие вторых номе-ров, то в 6-ю, то в 4-ю, стремясь ввести, противни-ка в заблуждение Вытянутая рука, на попытку захвата стремится разгадать захват и заметить в какую сторону делается перевод  
  То же, но захват является вызовом, и первые номера защищаются и дают ответ. Вторые номера стремятся сделать перевод. Самостоятельно, начинают первые номера, по 3—5 раз «Действуйте!» С шагом вызов захватом, защита 2 или 4-я, ответ без выпада Стремятся нанести атаку переводом Указать на выразительность вызова   Указать на учет момента атаки

 

Пример повторных атак

 

№ п/п Команды и распоряжения руководителя Действия нечетных номеров Действия четных номеров Методические указания
  Изучаем повторные атаки на уход противиика. Дальняя дистанция. «Закройсь!» Боевая стойка Образцовый показ с тактическим обоснованием
  Первые номера с шагом вперед, захват в 6-ю — перевод, вторые номера шаг назад, 4-я защита; первые номера закрываясь впе-ред наносят повторный укол переводом С шагом вперед захват — перевод; закрываясь вперед — повторный перевод. Возвращаются в боевую стойку С шагом назад защита Принимают укол Указать на расчет дистанции за счет перестановки левой ноги при закрытии вперед
  Проработать самостоятельно 3—5 раз «Действуйте!» Попеременно выполняют первые номера, затем вторые  

 

Контратаки на атаку, уклонением или встречной атакой проводятся так: вначале бойцы способствуют друг другу в выполнении приема, затем противодействуют.

Повторные атаки на уход противника и на отсутствие ответа в групповом обучении изучаются без соревновательной формы. Ответ­ные атаки с обманом их выдержкой проводятся в индивидуальном уроке или, по заданию, в парной самостоятельной работе.

Преподаватель в индивидуальном уроке чередует простые дей­ствия со сложными по мере прохождения материала, давая простые атаки, защиты, ответы, обманы, захваты, завязывания, уколы в раз­личных соединениях и вне соединения, из различных позиций в соче­тании с различными атаками: прямым уколом, переводом, переносом, двойными, удвоенными переводами, действиями в темп и т. д. Одно­временно преподаватель усложняет действия, увязывая для этой цели наступательные и оборонительные действия: а) допуская закон­чить фразу уколом, б) беря защиту и требуя от бойца быстрого укола, ухода, ответа, в) уходя назад, требуя повторной атаки.

Каждая фраза в своем итоге должна заканчиваться нанесением укола преподавателю. При допущении ошибки фразы повторяются до удовлетворительного их выполнения. В начале обучения новые фразы изучаются по разделениям в замедленном темпе; затем в целом и в бо­лее быстром темпе. Одновременно включаются условные, дополнитель­ные методические приемы, которые усложняют действия занимаю­щихся, вырабатывают личную инициативу и способствуют тактиче­ской насыщенности урока. Например: 1) на мой нажим — шаг, за­хват — перевод; 2) на обман — укол; 3) на атаку переводом близко к оружию — круговая защита; 4) при соединении сильной частью — перевод, слабой — перенос; 5) на уход от прямого укола или какого-либо другого действия — повторная атака; 6) внезапные действия пре­подавателя, например: боец делает шаг вперед — захват — перевод; на его захват преподаватель внезапно дает перевод в темп, боец должен взять защиту и дать ответную атаку. В этих действиях преподаватель вначале предупреждает бойца о возможных внезапностях словом «внимание» или поднятием кисти левой руки. В дальнейшем преподаватель включает их внезапно, в виде различных тактических контрдействий. В конце урока следует сдавать элементы боя на 1—2 удара на основную тему урока. В каждом индивидуальном уроке должна быть основная ведущая тема. В конце урока преподаватель должен подвести итоги, указав гна недостатки и положительные стороны в технике и тактике бойца.

V. ПЯТЫЙ ЭТАП

(Обучение вольному бою)

 

Подготовка бойца к вольному бою проводится в процессе всего курса обучения включением в каждый раздел элементов соревнований на технику, меткость, быстроту, отдельный прием; несколько приемов наступления и обороны. Совершенствование боевых действий имеет широкое место в парной работе по заданию и самостоятельно, а также в индивидуальном уроке. В период специальной подготовки к бою индивидуальный урок проводится в форме урока боя по заданию и форме урока свободного боя. Индивидуальные уроки проводятся полностью по заданию на сочетание простых и. сложных действий наступления и обороны в форме боя с преподавателем. В бою по заданию преподаватель дает определенную тему бойцу, способствует выпол­нению действий отдельных лучших и худших бойцов. Данная форма обучения дает возможность в небольшой промежуток времени провести интенсивный бой.

В дальнейшем проводятся тренировочные бои по олимпийской и круговой системе.

 

Глава восьмая

ФЕХТОВАНИЕ НА ЭСПАДРОНАХ [47]

А. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Эспадрон представляет собой учебное фехтовальное оружие, до­пускающее нанесение как уколов, так и ударов (рис. 135).

 

В этом характерная особенность боя на эспадронах. Существуют два направления, две школы в технике и тактике владения эспадро­ном: итальянская и французская.

Итальянская школа имеет следующие характерные особенности:

1) Эспадрон при держании имеет три точки опоры — большой палец, указательный палец и мякоть ладони в области мизинца (рис. 136). Такое держание создает возможность хорошего управления концом оружия. 2) Движения вооруженной руки основаны на следующих основных положениях: а) перемещение оружия производится по преимуществу За счет движения в локте; б) движения р плечевом суставе дают воз­можность опускать и поднимать локоть и при' одновременном движе­нии с предплечьем обеспечивают правильность направления клинка в оборонительных и наступательных действиях; в) при всех движе­ниях кисть неподвижна и представляет совместно с оружием и пред­плечьем одно целое. Это обеспечивает помимо правильного напра­вления лезвия клинка также точность и силу удара. 3) Широкая бое­вая стойка создает хорошую устойчивость и достаточную подвижность бойца и при условии включения дополнительных движений туло­вища и руки дает возможность бойцу эффективно применять атакую­щие действия наравне с оборонительными.

Французская школа отличается следующими особенностями:

1) При держании эспадрон имеет две главные точки опоры — большой и указательный пальцы. Это не обеспечивает хорошего управления оружием и создает излишне большую амплитуду движений конца оружия. 2) Для движения вооруженной, руки характерны: а) исполь­зование движений в лучезапястном суставе, что значительно снижает точность и силу удара; б) в защитах вооруженная рука вытягивается, оружие и кисть, за счет сгибания в лучезапястном суставе, принимают положение дочти перпендикулярное по отношению к предплечью. 3)Боевая стойка не широкая, общий центр тяжести расположен выше по сравнению со стойкой в итальянской школе, что создает меньшую устойчивость. В передвижениях часто используются двойные шаги.

4) Для тактики вольного боя характерно использование останавли­вающих ударов по руке.

В современной смешанной школе, излагаемой ниже, основой яв­ляется техника итальянской школы с использованием некоторых, технически и биомеханически более обоснованных элементов фран­цузской школы. Прежде чем перейти к ее изложению, необходимо остановиться на некоторых общих понятиях.

 

Б. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

 

Существует 8 направлений лезвия клинка. Знание этих напра­влений необходимо для правильного понимания техники выполнения приемов и для объяснения их при обучении. Направления опреде­ляются положением клинка, кисти и руки в Целом. (Удобнее произ­водить изучение при горизонтально вытянутой руке. Проверка усвое­ния происходит при изучении позиций и защит.)

 

Направление лезвия

 

Основные направления: 1-е направление — лезвие направлено вверх, большой палец внизу; 2-е — лезвие направлено вправо, боль­шой палец слева; 3-е — лезвие направлено вниз, большой палец сверху; 4-е — лезвие направлено влево, большой палец справа (рис. 137).

Промежуточные направления: 5-е направление — лезвие напра­влено вверх — направо (между 1 и 2), 6-е — лезвие направлено вниз — направо (между 2 и 3), 7-е — лезвие направлено вниз — на­лево (между 3 и 4), 8-е — лезвие направлено вверх — налево (между 4 и 1).

 

 

Плоскость удара

 

Плоскость, проходящая через острие клинка в момент нахожде­ния эспадрона на замахе и воображаемую плоскость рассечения тела бойца эспадроном при ударе, называется плоскостью удара.[48]

Это понятие уточняет представление о плоскости, в которой дол­жен быть нанесен удар (рис. 138).

Основные плоскости удара: а) горизонтальные: слева — направо и справа — налево; б) вертикальные: сверху — вниз, в) диагональ­ные: слева — снизу — вправо — вверх; справа — сверху — вниз — влево; справа — снизу—вверх.

 

 

Поражаемое пространство

 

Поражаемыми в бою на эспадронах считаются все части тела (вклю­чая и спину) выше горизонтальной линии, проходящей через вер­хушку бедер (рис. 139).

 

Дистанция

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.122 с.)