Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моделирование работы старшего воспитателя
Когда работаешь уже не первый год старшим воспитателем в детском оздоровительном лагере, кажется, что все уже известно, налажено, и ничего непредвиденного случиться не может. Однако опыт практической работы демонстрирует, что создание системы в работе летнего оздоровительного лагеря – веление времени, и допускать огрехи в планировании работы летом недопустимо. Смена и так коротка, процессы, происходящие в лагере, и так сжаты до предела, поэтому ошибаться просто нельзя. Уже привычным стало наличие плана работы лагеря на смену. Однако, есть необходимость говорить и об обязательном наличии у всех работников своих личных планов. Личный план – не копирование дружинного, не простое перечисление общелагерных дел и мероприятий, личный план работы – результат творческого поиска, глубокого анализа поставленных целей и задач, это очень четкая система работы, в которой учтены, по возможности, все мелочи, где рассматриваются все линии взаимосвязей между различными процессами, делами и мероприятиями. Безусловно, план работы старшего воспитателя должен быть составлен в соответствии с логикой развития лагерной смены. Программирование и моделирование – не новинка. Это просто своеобразная форма плана, при рассмотрении которого опытные работники летнего оздоровления сразу же смогут увидеть всю систему, начиная от постановки первичных целей и задач до предполагаемого итога деятельности. С чего же начинать? Необходимо в соответствии с логикой развития лагерной смены определить основные этапы. Их три – организационный, основной, итоговый. Исходя из специфики вашего лагеря, распределите дни смены по вышеназванным периодам. Например, смена в лагере длится 18 дней. Опыт работы показывает, что оргпериод целесообразно закончить в 2-3 дня. Итоговый период займет также 2 дня (с учетом дня разъезда детей). Таким образом, 13 дней смены – основной период. Кульминацией организационного и итогового периодов должны стать очень эмоциональные, яркие страницы, а основной период смены должен пройти ровно и спокойно (что не исключает, однако, эмоциональной насыщенности текущей деятельности основного периода). Начинать программирование и моделирование целесообразно не с постановки целей и задач (определить их сразу достаточно трудно), а с предполагаемых итогов деятельности, которые нам желательно получить по окончании того или иного периода.
В качестве примера рассмотрим ожидаемые итоги работы в организационном периоде лагерной смены: - сформированы группы детей; - изучен прошлый опыт ребят, определены возможности и потребности детей; - все дети знакомы с традициями лагеря; - предъявлены единые педагогические требования; - группы структурно определены, начата работа органов детского самоуправления; - отряды коллективно спланировали свою деятельность в лагере.
Аналогично осуществляется программирование деятельности детского и взрослого коллектива лагеря по остальным периодам смены. С первого взгляда может показаться, что предлагаемая система чересчур громоздка, неудобна в пользовании. Однако, при всех своих недостатках она позволяет соединить различные дела в единую цепочку, при анализе и рассмотрении которой есть удивительная возможность до мельчайших подробностей все рассмотреть, «прощупать», предугадать все возможные трудности и препятствия.
Самоуправление в отряде Как только отрядный воспитатель принял детей в отряд, перед ним нет еще коллектива, перед ним – группа детей, объединенных единой целью – хорошо отдохнуть от городской суеты, от родителей, от школы, от влияния улицы. Задачи перед воспитателем в данный момент поставлены непростые: ему необходимо за короткий срок (18-21 день) сделать из группы детей, объединенной по формальному признаку, коллектив единомышленников, увлеченных не только общей целью, но и общим, конкретным делом, призванным сослужить службу для достижения этой самой цели. Подспорьем и реальными помощниками в решении вышеназванных задач могут стать органы детского самоуправления. Практика работы и опыт прошлых лет показывают неоднозначное отношение педагогов к этому вопросу. Кто-то считает необходимым присутствие органов детского самоуправления, способствует их созданию, принимает активное участие в их работе, использует их потенциал в своей работе с ребятами. Кто-то считает органы детского самоуправления лишней надстройкой в сложной и запутанной системе лагерной жизни, не считает необходимостью их деятельность и предпочитает всю работу по организации детского отдыха вести самостоятельно. В некоторых случаях наблюдается формальное существование органов детского самоуправления на уровне отрядов (по принципу «Надо, так надо!»). Их потенциал, энергия не используются в полном объеме. Все вопросы жизнедеятельности детей в лагере решают взрослые, опираясь на мнение очень ограниченной по количественному составу группу детей. Для всех остальных распорядок дня, общие, совместные дела в лагере как бы навязываются. Ребенок в данной ситуации не получает удовлетворения от жизни в лагере. Ведь здесь используются такие же методы, как и в школе, звучат такие же слова «Ты должен! Ты обязан!» Где же выход? Ответ один – необходимо самим ребятам предоставить право решать, что и когда делать. Роль воспитателя в этом процессе – не дать ребятам заскучать, не позволить им скатиться до уровня отдыха пассивного. Всякая деятельность в лагере воспринимается ребятами на эмоциональном уровне. И максимальное удовлетворение у детей наступит только тогда, когда вся их деятельность в лагере будет строиться по формуле:
Сами придумали -----сами подготовили-----сами провели-----сами подвели итог
Большую часть нагрузки по организации содержательной жизни детей в лагере нужно возложить на самих детей. Как? Через систему органов детского самоуправления. Таким образом, детское самоуправление – такое состояние самодеятельной группы детей, которое позволяет каждому члену этой группы не только принимать активное участие в решении вопросов и проблем коллектива, но и нести ответственность за результаты этой деятельности. Участвовать в решении вопросов совместной деятельности в лагере должны все ребята сообща. Это не исключает, однако, необходимости выявления в детской группе лидеров, способных повести за собой девчонок и мальчишек. Вот поэтому в ходе организационного периода лагерной смены воспитателю важно уже с первых минут общения с ребятами прислушиваться к ним, выявляя таких, к мнению которых прислушаются остальные, которые обладают потенциальными возможностями встать во главе коллектива и повести его за собой. Безусловно, не существует застывшей, законченной системы самоуправления. Воспитатель вместе с ребятами должен ее разрабатывать. Они имеют право придумывать все, что будет для них интересным и полезным для организации совместной творческой деятельности в летнем лагере. Работа с органами детского самоуправления - деятельность творческая, в ходе которой раскрывается потенциал не только воспитателя, но и всего детского коллектива.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.008 с.) |