В какой роли Вы готовы участвовать в проекте? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В какой роли Вы готовы участвовать в проекте?



 

 

«МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

В демократическом обществе большинство решений принимается на собраниях различного уровня и, таким образом, является результатом взаимодействия членов какого-либо коллектива. Собранием вообще можно считать любую ситуацию, когда не менее двух человек встречается, чтобы собрать информацию, обменяться ею и (или) сделать что-либо совме­стными усилиями. Собрание группы людей будет иметь свои особенности в зависимости от характера построения отношений в ней. Так, можно выделить вертикальные иерархические группы, где есть начальник и его подчиненные, и горизонтальные, в которых все участники равны. В любом случае собрания чаще всего призваны выработать какое-либо решение или ряд решений. Конечно, не существует единственно верного способа организации и проведе­ния собрания, но одним из эффективных путей достижения согласия при принятии коллек­тивного решения является «Метод взаимодействия» (далее - «МБ»).

Обязательными составляющими «МБ», с помощью которых достигается цель со­брания, являются:

• настрой на сотрудничество, заинтересованность в вырабатываемом решении всех участников группы;

• знание и соблюдение участниками собрания правил «МБ»;

• навыки ведения собрания;

• заинтересованность всех участников группы в выполнении принятого ею решения и разделенная ответственность за это решение.

 

Элементы и роли собрания

Необходимость проведения любого собрания и его задачи обуславливаются раз­личными внешними и внутренними причинами (обстоятельствами).

Рассмотрим основные элементы процесса организации и проведения собрания и те роли, которые присутствуют в каждом из этих элементов.

Подготовка собрания

Организатор_(организаторы) собрания:

• формулирует задачи собрания;

• находит и готовит помещение и необходимые материалы (плакатная бумага, скотч, маркеры);

• находит ведущего собрания;

• приглашает эксперта.

Примечание: расстановка стульев должна позволять всем участникам видеть друг друга, ведущего и летопись (наилучший вариант — полукругом).

Роль эксперта в «МБ» необязательная. Эксперт приглашается по желанию орга­низатора или участников собрания.

Ведущий собрания:

• самостоятельно или совместно с организатором планирует процесс проведения собрания, исходя из поставленных задач;

• находит летописца.

Примечание: важно, чтобы все участники встречи понимали разницу между содержа­нием собрания (что будет обсуждаться) и его процессом (как пойдет обсуждение). Процесс проведения собрания должен быть заранее определен его организаторами, ведущим и, при необходимости, согласован с участниками. Это нужно для того, чтобы на самом собрании группа не отвлекалась от содержания, сосредоточившись на решении поставленной задачи.

Проведение собрания

Ведущий;

¨ представляется сам, представляет летописца, эксперта;

¨ знакомит участников группы с задачей и процессом (планом) собрания;

¨ находит среди участников человека на роль хронометриста, который будет следить за соблюдением регламента;

¨ в ходе проведения собрания:

• удерживает участников от критики идей друг друга и предупреждает выпады в адрес конкретного человека;

• активизирует работу группы;

• не дает группе уклониться от поставленной задачи;

• дает возможность летописцу успевать записывать все предлагаемые идеи;

• подчеркивает переход от одного этапа работы к другому (см. Этапы «МВ»);

• предлагает свои идеи с разрешения группы.

Летописец:

¨ ведет летопись собрания, записывает все предлагаемые идеи;

¨ нумерует и датирует листы летописи;

¨ при записи использует чередование цветов. Маркерами ярких цветов (красный, оранжевый) записываются задачи и выделяются приоритетные идеи. Сами идеи записываются маркерами синего, зеленого, коричневого цветов;

¨ при записи идей использует точки, вместо номеров;

¨ предлагает свои идеи с разрешения группы.

Участник группы:

¨ предлагает свои идеи по решению поставленной задачи;

¨ следит за правильностью записей летописца;

¨ не уклоняется от поставленной задачи;

¨ берет на себя часть ответственности за принятое группой решение.

Хронометрист:

¨ ведет себя как участник группы;

¨ следит за временем, сигнализирует ведущему о его окончании.

Организатор: ведет себя как участник группы.

Эксперт: ведет себя как участник группы. По просьбе группы дает свою оценку идей и (или) принятого решения.

Летопись:

¨ показывает, что все предложенные идеи услышаны и записаны;

¨ позволяет избежать повторений;

¨ помогает сориентироваться опоздавшим участникам;

¨ является памятью группы.

Завершение собрания

Организатор:

¨ выходит из роли участника группы;

¨ благодарит за работу ведущего, летописца, участников, эксперта;

¨ оценивает работу группы с помощью обратной связи;

¨ организует распределение заданий, определение последующих действий по реализации принятого решения;

¨ делает объявления организационного характера.

ЭТАПЫ «МВ»

«МВ» включает в себя три последовательных стадии, состоящие, в свою очередь, из этапов. Во время стадии «Открытие» группой предлагается максимально возмож­ное количество идей по решению поставленной перед ней задачи. Стадия включает этапы: «Мозговой штурм» и «Прояснение». Вторая стадия «Сужение» позволяет систе­матизировать предложенные идеи и включает этапы «Объединение схожих идей» и «Определение приоритетов». В ходе стадии «Закрытие» группа приходит к согласию и принимает решение.

«Открытие»

«Мозговой штурм»

Ознакомившись с задачей и процессом (планом) собрания, группа определяет вре­мя мозгового штурма (не более 10 минут, затем группа может добавить время для «мозгового штурма» еще).

Цель: собрать и записать максимум идей по решению поставленной задачи.

Правила:

• все предлагаемые идеи записываются (даже если они не совсем реальны);

• идеи не критикуются ине обсуждаются.

«Прояснение»

По окончании мозгового штурма ведущий зачитывает записанные идеи. Участник, которому не ясен смысл какой-либо идеи, сигнализирует об этом ведущему. Ведущий просит автора идеи прояснить ее.

Цель: добиться того, чтобы все участники понимали смысл каждой идеи. При этом важно не допустить активного обсуждения идей, их критики и спора.

«Сужение»

«Объединение схожих идей»

После прояснения можно объединить тождественные или схожие по смыслу идей, но только с согласия их авторов. Объединенные идеи помечаются одинаковыми симво­лами (знаками) и далее рассматриваются как одна идея.

Цель: исключить повторения идей.

«Определение приоритетов»

Цель: определить приоритетные идеи.

Общее количество идей делится на 3. Получившееся число представляет собой количество голосов, имеющихся у каждого участника.

Правила голосования:

• участник может отдать за одну идею только один свой голос;

• участник может использовать не все имеющиеся у него голоса.

Участники в течение 1-2 минут выбирают идеи, после чего происходит голосование. Ведущий зачитывает идею, выбравшие ее участники поднимают руки. Ведущий подсчи­тывает количество поднятых рук, летописец записывает его справа от идеи маркером яркого цвета. Идеи, не набравшие голосов, не вычеркиваются, а отмечаются нулем.

После голосования, по его результатам, группа определяет приоритетные идеи, набравшие наибольшее количество сторонников. Число приоритетных идей в зависимо­сти от задачи может быть различным, но, как правило, это 2-3 идеи, максимум 5.

«Закрытие»

«Принятие решения»

Группа обсуждает приоритетные идеи, при необходимости уточняет детали каждой из них. Для принятия решения группа может использовать один из следующих способов:

¨ работать дальше с несколькими идеями одновременно, попробовав объединить их;

¨ принять несколько идей и, разбившись на микрогруппы, разработать каждую из них;

¨ провести определение приоритетов или простое голосование среди приоритетных идей.

Если согласие не достигнуто, группа с помощью обратной связи анализирует процесс подготовки и проведения собрания и принимает решение по дальнейшей работе.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ

Обязательные составляющие «МВ» — условия, необходимые для успешного прове­дения собрания.

Перед проведением собрания организаторам важно определить степень заинтересованности его участников в решении поставленных задач (проблем). Соответствую­щий настрой создается как при предварительном ознакомлении участников с темой и задачами собрания, так и непосредственно перед, началом работы.

Участники должны быть подготовлены к работе именно «МВ», т.е. заранее знать его этапы, правила, роли участников на каждом этапе.

Наиболее эффективно обучать «МВ» могут люди, изучившие его в качестве непосредственных участников.

Роль ведущего - центральная роль «МВ». В зависимости от важности и сложности поставленной перед группой задачи, на роль ведущего рекомендуется выбирать чело­века, наилучшим образом владеющего навыками ведения собрания и работы «МВ».

Особенности и возможности «МВ» могут быть усвоены и признаны группой не сразу. При первоначальном использовании группой «МВ» рекомендуется выбирать, простые, понятные всем участникам собрания проблемы, которые необходимо решить. После того, как группа в совершенстве освоит «МВ», допустимо использование его отдельных элементов. Такими элементами могут выступать: этапы «Мозговой штурм», «Определение приоритетов», отдельные роли, ведение летописи.

Нельзя злоупотреблять применением «МВ». Важно, что в ситуациях, когда тре­буется быстрое принятие коллективного решения, целесообразнее применять дру­гие способы (например, голосование). Неэффективно использование «МВ» и при ре­шении тривиальных для групп проблем.

Игнорирование данных рекомендаций может способствовать негативному отно­шению группы к «МВ».

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

СОВЕТЫ РУКВОДИТЕЛЮ:

 

· Любовь к детям – основа всех основ.

· Волшебные слова “творчество” и “порядок” удивительно связаны между собой. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное.

· Старайтесь чаще хвалить детей, даже самых трудных, не жалуйтесь родителям.

· Первый день ребята вас испытывают, обратите все в шутку.

· Главный результат работы – настроение каждого ребенка и отряда в целом. Скука в отряде – это ЧП. Создай атмосферу доброжелательности, умения выслушать другого, уважать мнение каждого в отряде.

· Забудь слова “Нельзя; я требую; я за все отвечаю; ты должен делать так; я хочу, чтобы…”, заменяя их словами “У нас так не принято; твой поступок некрасив; я бы посоветовала тебе обратить внимание или поступить таким образом…”.

· НЕ обижайся на ребят, не ставь условия, меньше замечаний.

· НЕ рекомендуется использовать выражения “Я кому сказал? Сколько раз повторять?”. Лучше ясно и четко объяснить один раз как выполнить поручение, а потом выслушать отчет о выполнении.

· НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии ребят.

· НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

· НЕ навязывай ребятам свою волю.

· НЕ держись изолированно от ребят.

· НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчинения.

· НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и коллег.

· НЕ будь безразличным к недисциплинированности детей.

· НЕ слушай только себя.

· НЕ потакай ленивым.

· НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.

· НЕ срывай свое плохое настроение на детях.

· НЕ унижай детей и не смейся над ними.

· НЕ повышай голос, не кричи, не командуй.

· НЕЛЬЗЯ запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.

· НЕЛЬЗЯ скрывать промахи детей своего отряда, думая о собственном авторитете. Комиссар отряда работает на общие цели; пути их достижения, уважения со стороны детей и коллег не в попустительстве и беспринципности, а в выполнении общих требований.

ОТРЯДНЫЙ СБОР (Р азговор У С вечи, ОГОНЕК)

¨ Ребята обсуждают день, подводят итоги. Комиссар учит ребят давать самооценку, говорить и быть искренними;

¨ Комиссары обязательно говорят дежурному командиру, отличившимся ребятам “спасибо”, даже если были негативные моменты, Ваши советы и пожелания должны быть доброжелательными, с подчеркиванием, что Вы уверены в том, что в следующий раз обязательно получится лучше;

¨ На сборе происходит обсуждение того, что полезного сделал отряд для других, организации “Лист”;

¨ Во время сбора говорит один, все слушают, не перебивают.

¨ Вне сбора не должно быть никакого недовольства, все откровения при всех.

СХЕМА АНАЛИЗА ДНЯ

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

- какую задачу решили?

- основные этапы этого дела;

- в направлении ли решения был продуман и осуществлен ход дела?

- как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

- отношение ребят к делу?

- как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, задумывались, смотрели)?

- Приходилось ли Вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации:

- краткое содержание и ее участники;

- в связи, с чем возникла ситуация?

- как проявили себя участники ситуации?

- итог ситуации;

- выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня:

- был ли отряд организован?

- произошли ли изменения в коллективе?

- настроение отряда (индивидуально, группировок);

- кто обратил на себя внимание?

- как изменились ребята, на которых Вы раньше не обращали внимание?

5. Общий вывод:

- удался ли день в целом (дела и мероприятия)?

- что нового этот день дал Вам, как комиссару?

- какие формы воспитательного воздействия проверил (для чего? почему именно эти?)

- задачи на следующий день.

 

 

ПРАВИЛА ОРГРАБОТЫ:

¨ Получив задание, разберись в нем;

¨ Не пренебрегай опытом других, он может пригодиться;

¨ Организатор должен учитывать возможности коллектива;

¨ Реши, что может понадобиться в работе;

¨ Разработай план дела (версии возможных вариантов);

¨ Не строй “воздушных замков”, подходи к работе с трезвой оценкой;

¨ В коллективе работа должна быть понятна каждому;

¨ “Доверяй, но проверяй”, будь внимателен при завершении работы, ошибок быть не должно;

¨ Итоговый анализ завершенной работы.

 

 

ЭТАПЫ ОРГРАБОТЫ:

¨ Получение задания;

¨ Определить цель и усвоить задачи дела;

¨ Определение условий, средств, обеспечения работы;

¨ Распределение обязанностей;

¨ Оперативное руководство, учет и контроль;

¨ Анализ и подведение итогов работы;

¨ Анализ выполненной работы, отчет, корректировка ошибок.

ХОРОШАЯ ОРГРАБОТА ЗАВИСИТ ОТ:

¨ Знания людей, с которыми работаешь;

¨ Особенностей оргработы;

¨ Личности самого организатора;

¨ Умения практически реализовать;

¨ Умения спрогнозировать результат;

¨ Дела, которое организуешь;

¨ Знания законов развития коллектива.

¨

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

(по Лутошкину)

¨ “ПЕСЧАННАЯ РОССЫПЬ”. Этап формирования, когда работают лишь несколько человек, а остальные ждут готового результата.

¨ “МЯГКАЯ ГЛИНА”. Среди членов коллектива появляются ростки дружбы, но установившихся отношений еще нет; из такого коллектива при желании можно сделать все, что угодно, вплоть до фашистской банды.

¨ “МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК”. Коллектив держится на основных лидерах, “костяке”; но не все еще работают на честь и на совесть, отлынивают.

¨ “АЛЫЙ ПАРУС”. “Один за всех и все – за одного”.

¨ “ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ”. Это сверхколлектив, в котором все понимают друг друга с полуслова, полувзгляда; все организуют моментально и проблем внутри коллектива практически не возникает.

 

ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.076 с.)