Тема 9. Технические средства в процессе журналистского творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Технические средства в процессе журналистского творчества



Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса.

Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п.

Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективацией информации.

Перспективы, открывающиеся перед журналистикой с использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи.

Тема 10. Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста

Представления профессионального сознания, направляющие творческое поведение журналиста: методологические постулаты; технологические правила; законы и нормы права; профессионально-этические категории, принципы и нормы. Основные различия между ними.

Закон РФ «О средствах массовой информации» как концентрация правовых основ журналистской деятельности.

«Декларация принципов поведения журналистов», принятая Международной Федерацией журналистов, и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» как концентрация профессионально-этических основ журналистской деятельности.

Освоение правовых основ журналистской деятельности и профессионально-этических представлений журналистского содружества – важнейшие моменты профессионального становления.

 

Раздел 4. Жанровые разновидности журналистского творчества

Тема 11. Традиции употребления в культуре понятия «жанр»

Краткий экскурс в историю понятия «жанр». Области использования понятия «жанр». Особенности употребления понятия «жанр» в изобразительном искусстве, художественной литературе, искусстве театра и кино, научном и публицистическом творчестве.

Жанр как понятие теории и практики журналистики: исторический аспект и некоторые новые тенденции. Содержание понятия «жанр» в контексте представлений о внутрипрофессиональной дифференциации творческой деятельности журналиста.

Тема 12. Причины, вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества

Многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой. Основные типы объектов. Многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности. Основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики. Многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности как фактор дифференциации творческой деятельности журналиста.

Многоцелевая ориентация журналистского творчества, обусловленная полифункциональностью журналистики. Основные виды целей обращения к аудитории, существующие в настоящее время.

Жанровые модели журналистских текстов. Технологии, необходимые для осуществления определенных жанровых моделей, как модификации способа творческой деятельности журналиста.

Два уровня дифференциации творческой деятельности журналиста, определяемые наличием двух факторов дифференциации:

– группы жанров, объединенные предметно-объектными характеристиками отражаемой действительности;

– конкретные жанры внутри этих групп, ориентированные на определенные цели обращения к аудитории.

Основные жанровые группы в рамках творческой деятельности журналиста.

Тема 13. Новостная журналистика

Понятие новости: онтологический и гносеологический смысл. Основные виды новостей: событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, решение (о планах и намерениях). Общее и особенное в перечисленных видах новостей.

Новость как предмет отражения журналистики. Принципы отбора новостей для сообщений.

Цели обращения к аудитории с новостными материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции.

Основные жанровые модели новостной журналистики: хроникальная заметка, расширенная заметка, репортаж, острый сигнал. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении.

Технология работы в новостных жанрах.

Специфика новостных материалов и подготовки их на радио и телевидении.

 

Тема 14. Проблемно-аналитическая журналистика

Понятие проблемной ситуации действительности. Природа проблемных ситуаций, механизм их возникновения и развития. Типы проблемных ситуаций. Очевидное и неочевидное в проблемных ситуациях, пути их исследования. Значение своевременного анализа и разрешения проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация как предмет отражения журналистики. Принципы отбора проблемных ситуаций действительности для рассмотрения в СМИ. Цели обращения к аудитории с проблемно-аналитическими материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности.

Основные жанровые модели проблемно-аналитической журналистики: реплика, комментарий, персонифицированная корреспонденция, деловая корреспонденция, статья. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении. Технология работы в жанрах проблемно-аналитической журналистики.

Особенности проблемно-аналитических материалов и подготовки их для радио и телевидения.

 

Тема 15. Интерактивная журналистика

Общение как способ существования общества в качестве субъекта социальной деятельности. Ситуации общения как предмет отражения журналистики. Ситуации общения журналиста с представителями аудитории как совместная творческая деятельность, основанная на интеракционизме. Понятия интеракционизма, интерактивности, интерактивной журналистики. Социальный смысл интерактивной журналистики.

Тексты интерактивной журналистики как продукт совместной творческой деятельности журналистов и представителей аудитории, являющий собой отражение актов прямой и обратной связи по поводу интересных для общественного внимания фактов, событий, проблем, идей.

Цели обращения к аудитории с текстами интерактивной журналистики: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы.

Основные жанровые модели интерактивной журналистики: отчет, опрос, обзор писем, интервью, диалог (беседа), полилог («круглый стол»), ток-шоу, реалити-шоу. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении.

Технология работы в жанрах интерактивной журналистики.

Особенности интерактивных текстов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

 

Тема 16. Очерковая журналистика

Ситуации действительности как поле реализации человеческой индивидуальности. Формы проявления человеческой индивидуальности. Значение расцвета человеческой индивидуальности для гуманистического развития человечества.

Человеческая индивидуальность как предмет отражения журналистики. Принципы отбора персонажей для публикаций о человеке. Цели обращения к аудитории с материалами, раскрывающими человеческую индивидуальность в ее разных проявлениях: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение («подзарядка»).

Основные жанровые модели очерковой журналистики: фотопортрет с текстовкой (фотопрезентация), зарисовка, фотоочерк, житейская история, путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк, эссе. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении.

Технология работы в очерковых жанрах.

Особенности очерковых материалов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.009 с.)