Закономерности процессов запоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности процессов запоминания



1. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспро­изведения, забывания) зависят от целей и особенностей дея­тельности субъекта.


2. В развитой форме процессы запоминания преобразу­ются в особый род произвольно организуемых человеческих действий — мнемические действия.

• В человеческом обществе мнемические действия переда­
ются как способы организации специальных операций и
действий, направленных на организацию процессов запо­
минания и воспроизведения различного содержания жиз­
ненного опыта.

• Овладение различными способами работы над материа­
лом для достижения познавательных и мнемических це­
лей обеспечивает изменения в отношениях между непро­
извольным и произвольным запоминанием.

3. Непроизвольное запоминание может быть как продук­
том текущей деятельности, так и результатом отвлечения от
нее — случайным запоминанием.

• Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом
текущей деятельности, занимает в жизни животных и че­
ловека основное место.

• С появлением произвольной памяти непроизвольная па­
мять не только не утрачивает своего значения, но и про­
должает совершенствоваться.

4. В человеческих действиях имеются факторы, способст­
вующие непроизвольному запоминанию.

• Лучше запоминается материал, который придумывается
самим испытуемым или служит продуктом его деятельно­
сти, чем материал, который предоставляется в готовом

виде.

• То, что является объектом целенаправленных действий, за­
поминается значительно лучше по сравнению с тем, что
служит объектом уже достаточно автоматизированных

операций.

• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия,
затруднения в деятельности.


• Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная
активность являются важнейшим условием продуктивно­
сти непроизвольного запоминания.

• Высокая активность деятельности обеспечивает продук­
тивное непроизвольное запоминание, превосходящее по
результатам произвольное запоминание в условиях менее
активной деятельности субъекта.

 

5. Эффективность произвольного запоминания зависит:
а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности
мнемических действий: на глубину понимания заучиваемо­
го, точность и полноту воспроизведения, последователь­
ность и т. д.

6. В человеческих действиях существует ряд факторов,
обеспечивающих произвольность запоминания.

 

• Сочетание направленности на запоминание с активной
мыслительной деятельностью над материалом обеспечи­
вает максимально успешное заучивание.

• Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми
производится запоминание.

• Использование специальных мыслительных действий, на­
правленных на смысловую группировку материала, выде­
ление смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесе­
ние; особо важную роль может играть процесс составления
плана.

• Преобразование каждого повторения в решение новой за­
дачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то
новое; б) запоминаемое должно служить средством реше­
ния новых мыслительных задач.

7. В состав мнемического действия входит ряд операций
(В. Я. Ляудис):

• ориентировка в запоминаемом материале, категоризация
и установление его состава и структуры;

• поиск и выделение соответствующих материалу основа­
ний для способа группировки;


 

• группировка и перестройка материала по тем основани­
ям, которые определены предшествующими операция­
ми;

• установление межгрупповых связей и построение мне­
мосхемы материала.

Глава 13

Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека

Теории и модели внимания в когнитивной

Психологии

Д. Бродбент

Модель ранней селекции. Модель ограниченной

Пропускной способности канала передачи информации

1. ЦНС представляет собой канал передачи информации
с ограниченной пропускной способностью от органов чувств
к высшим механизмам обработки.

2. Селекция информации происходит на ранних стадиях
сенсорного анализа стимуляции.

• Информация отбирается на основе определенных сен­
сорных признаков фильтром по принципу «все или ни­
чего».

3. Этапы переработки информации на ранних стадиях:

• воздействие физических стимулов на органы чувств;

• сенсорная регистрация и хранение всей поступившей ин­
формации в иконической памяти;

• фильтр, обеспечивающий отбор значимой информации;

• опознавание и перцептивный анализ отобранной инфор-

мации.


 


 


 


Дональд Норман

Модель поздней селекции

1. Вся поступающая информация параллельно обрабаты­
вается, опознается, репрезентируется в кратковременной
памяти и подвергается предварительному анализу.

2. Наиболее важная в текущий момент информация отби­
рается для последующей переработки из двух потоков: а) ин­
формация, извлекаемая из памяти; б) информация, получае­
мая со стороны восприятия.

• Отбор информации осуществляется на основе ожиданий,
знакомства, правил и т. д.

3. Отобранная наиболее существенная информация со­
храняется и подвергается последующей обработке; неакту­
альная и несущественная информация забывается.

А. М. Трейсман

Модель внимания на основе избирательного ослабления

Сигналов

1. Существует перцептивный фильтр, расположенный
между входными сенсорными сигналами и вербальным (се­
мантическим) анализом сообщения.

Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную ин­
формацию и регулирует «мощность» разных сигналов.

2. После прохождения фильтра информационные потоки
имеют различные пороги активации, обеспечивая преиму­
щество для обработки одного наиболее важного текущего
сообщения.

3. Существуют две основные стадии обработки информа­
ции.

Стадия предвнимания:

• происходит быстрое извлечение и обработка информации,
полученной рецепторами, позволяющие выделить про­
стые и наиболее заметные признаки объектов;


 

• обработка информации производится автоматически, бы­
стро, параллельно;

• обработка информации происходит без сознательных уси­
лий и сосредоточения.

Стадия сфокусированного внимания:

• обработка информации производится последовательно,
требует сосредоточения и сознательных усилий.

Ульрик Найссер

Внимание как процесс предвосхищения

1. Внимание есть активное предвосхищение результатов
восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе
внутренних когнитивных схем.

2. Существуют процессы предвнимательной, грубой, бы­
строй, параллельной обработки информации и процессы
фокального внимания — детальные, медленные, последова­
тельные.

3. При этом познавательная активность носит цикличе­
ский, разворачивающийся во времени характер (познава­
тельный цикл).

 

Познавательные схемы направляют и организуют процессы
исследования, прогноза и планирования поведения.

Процессы исследования и прогноза определяют выбор внеш­
них объектов.

Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­
ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы (далее
цикл может повторяться).

4. Информация, которая не поддается текущему прогно­
зу, воспринимается путем автоматического запуска ориенти­
ровочных реакций, дающих начало новым познавательным
циклам.


 


Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания

Л. С. Выготский

Произвольное внимание человека как высшая

Психическая функция

1. Произвольное внимание формируется у ребенка как
высшая психическая функция на основе естественных пси­
хических функций.

2. Исходно произвольное внимание формируется от
внешних, разделенных с другими людьми действий к дейст­
виям самостоятельным и внутренним — умственным.

 

• Первоначально взрослый направляет внимание ребенка на
предметы и действия с предметами, используя жесты и язык.

• Овладевая способами использования жестов и языка, ре­
бенок учится управлять вниманием других людей.

• Овладев способами использования знаков для организации
внимания других, ребенок начинает использовать их для
произвольной организации своего собственного внимания.

3. Сначала опосредствованные знаками способы органи­
зации внимания носят внешний, развернутый характер, а за­
тем приобретают внутренние формы и сокращаются (инте-
риоризируются).

П. Я. Гальперин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.015 с.)