Функции и задачи коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и задачи коммерческой деятельности



 

Коммерческая деятельность заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.

В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности.

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения.

Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Основными требованиями, предъявляемыми к коммерческой деятельности, являются: соблюдение действующего законодательства; высокая культура обслуживания покупателей; оптимальность коммерческих решений; доходность и прибыльность. С учетом этого специалистам-коммерсантам необходимо не только хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, но и уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.

Кроме того, коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант, признавая необходимость конкуренции, должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.

В современных условиях коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий должна строиться на принципах полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

На сегодняшний день коренным образом изменилась правовая база коммерческой деятельности. Этому способствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. Существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.

Все это повлияло на структуру и содержание задач, стоящих перед коммерческими службами. Формируя свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков, коммерческие структуры должны расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей. В работе коммерческих служб акцентировано внимание на изучении и прогнозировании емкости рынков, развитии и совершенствовании рекламно-информационной деятельности.

Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре. Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. И, наконец, коммерческие структуры, работающие на рынке, должны располагать информацией о потенциальных возможностях конкурентов.

Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов, внедряются комплексные программные средства.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности – определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров.

На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оптовым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям – на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях, оптовой торговли в качестве следующих этапов коммерческой деятельности необходимо выделить:

– управление товарными запасами; – управление ассортиментом товаров; – рекламно-информационную работу; – оптовую продажу товаров; – оказание услуг оптовым покупателям.    

Управление товарными запасами в оптовом звене предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в соответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых покупателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерческие решения по их нормализации, избегая при этом замедления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.

Управление ассортиментом товаров также является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей степени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (магазинов, мелкорозничных предприятий).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она должна быть систематической, хорошо спланированной, обеспечивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования целесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров является одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успеха зависит экономическая эффективность работы предприятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой деятельности, успешно провести с ним операции по оформлению продажи товаров, организовать контроль за выполнением условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимающиеся оптовыми операциями, оказывают своим партнерам по хозяйственным связям торговые услуги. Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посреднические услуги по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей. Сюда же следует отнести и организационно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, маркетинга и т. п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество выполнения могут стать определяющими для укрепления позиций на рынке.

На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассортиментов товаров. Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками нахождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет и рекламно-информационное, деятельность предприятий розничной торговли, иной характер имеют и оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров – население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки.

Как показывает практика, коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики базируется на маркетинговых исследованиях, ориентируясь на интересы конечного потребителя. Следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их которых являются:

– уровень квалификации коммерческих работников; – правовая база коммерческой деятельности; – состояние материально-технической базы торговых предприятий; – ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг; – уровень конкуренции на рынке; – финансовое состояние предприятия; – наличие развитых информационных систем и др.    

Учет степени их влияния в коммерческой деятельности торговых предприятий дает возможность обеспечить высокую эффективность их функционирования. Однако, успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. К коммерческой информации относят информацию о:

– покупателях и мотивах покупок;

– требованиях рынка к товару;

– конъюнктуре рынка;

– конкурентной среде;

– потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.

Получить достоверную коммерческую информацию можно из внутренних и внешних источников путем проведения комплексных маркетинговых исследований.

К числу внутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. На основе этих данных можно получить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками.

В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях. Очень важной является также информация о численности и составе населения, составе семей, доходах. На основе этих данных можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары.

Информация о покупателях и мотивах, покупок является основой для принятия коммерческих решений, поскольку ее анализ позволяет принять решения, снижающие риск выпуска или закупки неходовых товаров, а также решения, обеспечивающие увеличение объемов реализации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уровень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей. Используя эту информацию, коммерческие структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения экономических показателей своей деятельности.

Информация о требованиях рынка к товару необходима для того, чтобы торговое предприятие могло осуществить правильный выбор товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупателей.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет непосредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены – низкое качество. Поэтому коммерческие службы торгового предприятия должны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. Следует также учитывать и престижность товара, которая определяется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем.

В связи с этим существует еще и понятие престижных цен, когда определенная категория покупателей не приобретает товары и услуги по ценам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требованиям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей.

Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преимущества товара, способствовать ускорению его реализации. Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны комплексно подходить к ее изучению и анализу. Информация о конъюнктуре рынка дает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уровень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.

Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тенденции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирования и развития. Все это является базой для обоснования потребности в товарах как по общему объему, так и в ассортиментном разрезе. Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производства, о товарных запасах, о товарах-новинках.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммерческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реализации товаров. При превышении спроса над предложением возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются излишние товарные запасы, что приводит к увеличению издержек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди информации о конъюнктуре рынка важное значение имеют данные о географическом положении и месторасположении рынка, его границах и региональных различиях, емкости, степени открытости и насыщенности товарами, уровне цен и др. Информация о конкурентной среде позволяет коммерческим структурам объективно оценить их реальное положение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция создает предпосылки для приведения рыночных цен в соответствие с действительной стоимостью и качеством товаров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров, следует выявить их позицию на рынке, изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и другую информацию. Не менее тщательным должно быть изучение конкурентов-покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и слабые стороны и объективно оценить позицию своего предприятия на рынке.

Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы можно было правильно определить направления развития предприятия, обеспечивающие его устойчивое экономическое положение. С этой целью анализируются показатели, характеризующие экономический потенциал и хозяйственную деятельность предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности предприятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке. На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.

Наряду со сбором и обработкой коммерческой информации возникает также проблема ее конфиденциальности, так называемой коммерческой тайны. Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты, к которым можно отнести сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.

Засекречивая информацию, предприятия или организации должны исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и услуг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли. Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, например, сведения о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки клиентов, организационные схемы, информация о сотрудниках и другая деловая информация.

К коммерческой тайне следует отнести научно-исследовательские проекты, конструкторские и технологические разработки по производству какой-либо продукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию. Также сюда относится информация о рационализаторском предложении или изобретении, находящемся на стадии разработки или оформления. И если изобретение после выдачи на него патента не нуждается в защите при помощи коммерческой тайны, то рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предприятия прогрессивное техническое решение. К разряду коммерческой тайны необходимо относить и информацию типа "ноу-хау", которую рекомендуется охранять и от своего персонала, с тем чтобы при переходе на работу в конкурирующее предприятие сотрудник не мог ее передать.

Носителями коммерческой информации являются руководители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам. Предприятию необходимо позаботиться об охране заключенных им договоров, которые должны храниться в определенном месте у ответственного лица. Выдавать их следует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответствующих положений в случаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.

Для обеспечения защиты коммерческой тайны должны соблюдаться следующие правила:

– необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам; – для контроля за секретным делопроизводством должны быть назначены ответственные лица, которых следует наделить соответствующими полномочиями; – руководителем предприятия или организации должна быть утверждена инструкция по работе с секретными документами, с которой следует ознакомить соответствующих сотрудников; – необходим контроль за соблюдением служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны предприятия.  

Желательно введение системы материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации. Руководитель предприятия должен осуществлять личный контроль за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства. Существует множество способов защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия или организации.

Так, подготовку документов, содержащих важные сведения, следует поручать наиболее проверенным сотрудникам. При этом количество экземпляров документа должно быть строго ограничено. Необходимо позаботиться и о том, чтобы при копировании документов множительная техника была под надежным контролем. Под контролем ответственных лиц должна уничтожаться копировальная бумага и красящая лента. Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или уничтожения можно использовать меры физической защиты. Они, как правило, применяются в сочетании с административными мерами. Кроме того, применяются технические системы охраны, которые представляют собой довольно сложные электромеханические, радиотехнические, акустические и другие устройства.

Неотъемлемым фактором коммерческой деятельности являются риски, к которым можно отнести возможный ущерб или убытки вследствие осуществления коммерческой деятельности. Не существует коммерческой деятельности, гарантированной в получении прибыли при отсутствии рисков. Каждый участник коммерческой деятельности пытается получить прибыль путем решения проблем существующих рисков, предпринимает возможные усилия, чтобы избежать ситуации, непосредственно связанной с рисками. Вместе с тем, наличие фактора риска является серьезным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

Риски могут возникать под воздействием различных внешних факторов. Это могут быть факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия следует отнести:

– законодательство, регулирующее коммерческую деятельность;

– непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

– налоговая система;

– взаимоотношения с партнерами;

– действия конкурентов;

– коррупция.

В качестве факторов косвенного воздействия могут выступать:

– политические условия;

– экономическая обстановка в стране;

– экономическое положение на рынке;

– международные события;

– форс-мажорные обстоятельства.

Можно отметить и внутренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых являются:

– потеря товара из-за небрежности работников торгового предприятия;

– вероятность нечестности служащих, что может нанести материальный ущерб предприятию;

– низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная коммерческая сделка;

– приостановка деловой активности предприятия и др.

Определить степень риска можно с помощью статистического или экспертного методов. Статистический метод основан на приемах математической статистики с использованием показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, инвестиции и др.). При экспертном методе учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различных величин потерь. При этом, в зависимости от степени риска, выделяют допустимый, критический и катастрофический риски.

Допустимый риск предполагает вероятность потери прибыли, критический – потери прибыли и недополучение части дохода, катастрофический – возможность банкротства. Чаще всего используют одновременно статистический и экспертный методы. Снизить степень вероятного риска можно путем изыскания надежных партнеров по коммерческой деятельности, образования специального резервного фонда для самострахования, а также путем страхования торгового бизнеса.

В практике биржевой торговли получило распространение страхование рисков от неблагоприятных изменений цен по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Такое страхование рисков называется хеджированием. Оно совершается путем встречных покупок (продаж) фьючерсных контрактов. Если на рынке предполагается продажа (закупка) реального товара, то хеджирование осуществляется путем приобретения (продажи) соответствующего по количеству и срокам ликвидации контракта, и наоборот. Таким образом, при ликвидации фьючерсного контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в цене, которую он потеряет в случае неблагоприятного изменения цены на рынке реального товара.

 

Вопросы для повторения и самопроверки

 

1. Назовите основные функции и задачи коммерческой деятельности. Какие изменения в этом вопросе произошли с учетом перехода на рыночные механизмы хозяйствования?

2. Дайте характеристику основных операций коммерческой деятельности.

3. Что входит в понятие коммерческой информации? Назовите источники коммерческой информации и способы ее получения.

4. Что такое коммерческая тайна? Какие мероприятия необходимы для ее сохранения?

5. Каковы внешние и внутренние факторы, влияющие на коммерческую деятельность?

6. Раскройте понятие риска в коммерческой деятельности. Какие виды рисков оказывают существенное влияние на коммерческую деятельность, каковы подходы к определению степени риска?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.066 с.)