Белянин Валерий Александрович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белянин Валерий Александрович



Белянин Валерий Александрович

 

 

Методическая система формирования

исследовательской компетенции будущего учителя

при изучении физики

 

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика)

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

 

Москва – 2012

 

Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения физике

факультета физики и информационных технологий

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

 

 

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

ПУРЫШЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА

 

Официальные оппоненты:
  ОДИНЦОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кафедра физики для естественных факультетов, профессор кафедры
  СТЕПАНОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ, доктор физико-математических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», физико-математический факультет, кафедра общей, теоретической физики и методики преподавания физики, заведующий кафедрой
  МАМАЕВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», кафедра физики, профессор кафедры  
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»  

 

 

Защита диссертации состоится 24 декабря 2012 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.05 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу:

119435, Москва, ул. М. Пироговская, д. 29, ауд. № 49

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу:

119991, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1

 

 

Автореферат разослан «_____»____________2012 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета Прояненкова Лидия Алексеевна

Актуальность проблемы. Система образования как основной социальный институт страны определяет состояние и будущий прогресс общества и государства. Она обеспечивает развитие личности и формирование творческого потенциала членов общества. В этом процессе задача современного учителя школы и преподавателя вуза состоит в использовании передовых инновационных технологий в обучении и самостоятельном определении параметров учебного и воспитательного процессов. Такая тенденция находит отражение в национальной доктрине образования РФ, в которой говорится о необходимости «привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации»[1].

Согласно Федеральному государственному стандарту общего образования школьники при изучении физики должны овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; у них следует развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов и других творческих работ[2].

Следовательно, перед учителем уже сегодня стоит ряд проблем и задач практического характера, связанных с повышением качества обучения, решение которых не представляется возможным без формирования исследовательской компетенции будущего учителя, которая выступает важным показателем его профессионального роста. Однако вопросы формирования исследовательской компетенции будущего учителя до настоящего времени однозначно не решены. И это несмотря на то, что значимость исследовательской компетентности как важного качества личности будущего учителя отражена в требованиях ФГОС ВПО 3-го поколения:

- бакалавр направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» должен быть готов к профессиональной научно-исследовательской деятельности и способен решать в области научных исследований задачи сбора, анализа, систематизации и использования информации по актуальным проблемам науки и образования;

- магистр направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» должен обладать, в частности, способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4), самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7)[3].

Стандарты оставляют формулировку предметных (специальных) компетенций на усмотрение вузов. В стандартах не прописаны структура этих компетенций, методика их формирования и диагностики, отсутствует «знаниевый» компонент подготовки учителя. В связи с этим для каждого вуза встает вопрос определения и формулирования предметных компетенций, в том числе и для профиля «физическое образование».

Современной школе необходим учитель, обладающий готовностью и способностью к выполнению исследований в области конкретных учебных предметов, готовый к формированию исследовательских умений учащихся. Следовательно, возникает проблема определения сущности исследовательской компетенции, ее структуры и места в системе профессиональных компетенций будущего учителя физики.

Актуальность проблемы формирования у студентов – будущих учителей физики исследовательской компетенции и подготовки их, тем самым, к решению задач формирования у учащихся исследовательских умений при обучении физике подтверждает анализ результатов констатирующего исследования, который показал недостаточную готовность учителей и будущих учителей к формированию у учащихся исследовательских умений при изучении школьного курса физики. В частности, выделить и продемонстрировать понимание этапов научного исследования (обследовано около 400 респондентов) смогли не более 47 % учителей физики и 21% студентов – будущих учителей физики.

Отметим, что применению различных аспектов исследовательского подхода к подготовке учителей посвящены докторские диссертации по педагогике Л.А. Казанцевой (1999), Н.В. Сычковой (2003), Г.П. Скамницкой (2000), П.В. Середенко (2008) и др., однако в них не затрагиваются вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в области частных учебных предметов. Обучению учащихся учебной исследовательской деятельности по физике посвящены докторские диссертации М.И. Старовикова (2007), Н.И. Одинцовой (2002), Р.В. Майера (1999). Отдельные вопросы подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности при изучении физики рассматривают в своих работах В.И. Коломин (2010), И.И. Хинич (2010), В.В. Смирнов (2012).

Вопросы формирования некоторых компонентов ключевых компетенций учащихся при изучении физики (проектной, исследовательской, математической, информационной, учебно-познавательной, коммуникационной и т.п.) рассматривались на уровне кандидатских диссертаций (Т.В. Альникова (2007), И.В. Васильева (2008), Т.Г. Ваганова (2007), В.Ю. Грук (2008), А.Л. Наумов (2010), Е.А. Кириченко (2011), Т.В. Осенчугова (2006), О.В. Федина (2011) и др.).

Анализ показывает, что существует значительное число работ, посвященных различным аспектам подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности и к формированию ключевых, в том числе исследовательских, компетенций учащихся. Однако среди них отсутствуют работы, посвященные методике формирования у будущего учителя физики предметной (предметная область физика) исследовательской компетенции, не создана и методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении им физики.

Имеющиеся диссертационные работы по формированию исследовательских умений и исследовательской компетенции будущего учителя физики нацелены только на совершенствование подготовки студентов в области физического эксперимента. Так, И.И. Хинич рассматривает исследовательское обучение физике в подготовке педагогических кадров на основе экспериментов в области физических свойств новых материалов и структур твердотельной электроники. Вопросы формирования исследовательской компетенции автор при этом не затрагивает. В.В. Смирнов решает задачу формирования у студентов физико-математического направления подготовки обобщенных методов проведения физических экспериментальных исследований путем выделения типовых познавательных задач и их решения в лабораторном практикуме, и не соотносит эту деятельность студентов с формированием исследовательской компетенции.

Совершенно отсутствуют исследования по формированию у будущих учителей физики исследовательской компетенции на основе деятельности по выполнению учебных исследований теоретического уровня. Отсутствуют также исследования, в которых учебные исследования теоретического и эмпирического уровней использовались бы в подготовке будущих учителей физики системно и на основе методологии научного исследования.

Обобщение результатов исследований, опубликованных в научной литературе, анализ государственных законодательных актов в области образования, сравнение системы образования России и зарубежных стран, анализ потребностей общества в подготовке высококвалифицированных учителей, а также результаты констатирующего эксперимента позволили обнаружить в системе профессиональной подготовки будущего учителя следующие противоречия между:

- требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, потребностью общества в специалистах, обладающих готовностью и способностью к исследовательской деятельности, и существующим уровнем подготовки основной части выпускников вузов и средних школ к практической реализации данного требования;

- растущей потребностью современной школы в учителе физики, способном выполнять функцию исследователя и организатора исследовательской деятельности обучаемых, и состоянием педагогической теории, характеризующимся отсутствием целостной концепции, отражающей теоретические и методические основы формирования у будущего учителя физики исследовательской компетенции в процессе его подготовки в вузе;

- признаваемой учеными-методистами и учителями-практиками необходимостью знакомить учащихся и студентов с методологией научного познания за счет увеличения доли исследовательских методов обучения в школе и вузе, и отсутствием соответствующих методов и объектов исследования, способных обеспечить максимально полную реализацию исследовательского подхода в существующей лекционно-семинарской системе обучения физике.

Рассмотренные выше противоречия могут быть разрешены за счет специальной профессиональной подготовки учителя физики, однако до настоящего времени научно не обоснована и методически не разработана необходимая для этого система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при обучении его физике, что и определило актуальность данного исследования и позволило сформулировать проблему исследования: каковы научно-теоретические основы, концепция и модель методической системы, реализация которых позволит формировать у будущих учителей исследовательскую компетенцию при изучении ими общей физики в вузе.

Объект исследования: процесс обучения физике будущих учителей в педагогическом вузе.

Предмет исследования: методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении курса общей физики в вузе.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация концепции методической системы формирования у будущих учителей физики исследовательской компетенции при изучении курса общей физики.

Основная идея исследования состоит в том, что эффективность формирования исследовательской компетенции школьников при изучении физики будет зависеть от уровня сформированности исследовательской компетенции учителя, который должен обладать готовностью и способностью к самостоятельному и систематическому выполнению учебных исследований по физике эмпирического и теоретического уровней и, следовательно, к организации исследовательской деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: формирование предметной (предметная область физика) исследовательской компетенции будущего учителя в процессе изучения физики будет возможным, если:

- обеспечить в рамках его профессиональной подготовки формирование фундаментальных знаний в сочетании с реализацией исследовательского подхода при изучении физики;

- организовать исследовательскую деятельность будущего учителя при изучении физики на основе учебных исследований теоретического и эмпирического уровней, выполняемых в соответствии с методологией научного исследования;

- включить учебные исследования теоретического и эмпирического уровней во все формы изучения физики – лекции, практические и лабораторные занятия, факультативные и специальные курсы, самостоятельную работу по предмету, курсовые и выпускные квалификационные работы.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить понятие и структуру предметной исследовательской компетенции будущего учителя, формируемой при изучении физики в вузе.

2. Выявить состояние проблемы формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики и теоретико-методологические основы ее разрешения.

3. Разработать концепцию методической системы формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики.

4. Построить модель методической системы формирования исследовательской компетенции и на ее основе разработать методическую систему формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики.

5. Разработать и апробировать методику формирования предметной исследовательской компетенции на основе учебных исследований теоретического и эмпирического уровней в рамках подготовки будущего учителя физике в вузе.

6. Разработать методы контроля и диагностики сформированности у будущего учителя физики предметной исследовательской компетенции.

7. Провести педагогический эксперимент для проверки гипотезы исследования.

Методологические основы исследования:

- философия и методология науки (Б.М. Кедров, И.В. Кузнецов, В.С. Степин, Л.А. Микешина, Г.И. Рузавин, В.А. Штофф, Э.Г. Юдин и др.);

- методология как учение об организации деятельности (А.М. Новиков);

- основополагающие работы по исследованию деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина и др.);

- концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- содержание компетентностного подхода и условия внедрения его в систему образования (А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, А.В. Баранников, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.В. Сериков, А.К. Маркова, Дж. Равен, R. Sanchez, Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer и др.).

Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные:

- проблеме мышления и его развития в учебной деятельности (Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.М. Зверева, Т.Н. Шамало, И.С. Якиманская и др.);

- формированию ментального образа человека (А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, М.А. Холодная, И.С. Якиманская и др.);

- вопросам отражения методологии научного познания в процессе обучения физике (Г.А. Бордовский, С.В. Бубликов, Е.А. Дъякова, Л.Я. Зорина, В.А. Извозчиков, А.С. Кондратьев, В.Н. Князев, Н.В. Кочергина, В.В. Лаптев, И.А. Мамаева, В.Н. Мощанский, В.В. Мултановский, Н.И. Одинцова, Л.В. Тарасов, Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Б.М. Яворский и др.);

- исследованиям в области проектного, проблемного и исследовательского обучения (Дж. Дьюи, Д. Брунер, Д.П. Аусюбел, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, Р.И. Малафеев, М.В. Кларин, В.В. Майер, А.В. Усова, Е.С. Кодикова, А.В. Усова, В.Г. Разумовский, Г.П. Стефанова и др.);

исследованиям в области теории и методики обучения физике в школе и в вузе и подготовке учителя физики (И.М. Агибова, И.Л. Беленок, Л.А. Бордонская, В.И. Ваганова, Н.Е. Важеевская, В.И. Данильчук, Е.А. Дьякова, Д.А. Исаев, С.Е. Каменецкий, А.С. Кондратьев, А.А. Машиньян, А.В. Перышкин, Л.А. Прояненкова, Н.С. Пурышева, А.В. Смирнов, Г.П. Стефанова, А.В. Усова, А.П. Усольцев, Л.С. Хижнякова, Т.Н. Шамало, А.А. Шаповалов, Н.В. Шаронова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности:

- анализ учебной и научной литературы по физике, психологии и педагогике, философии и методологии науки, теории и методике преподавания физики с целью определения подходов к разработке методической системы формирования исследовательской компетенции, постановке задач исследования и определения путей их решения;

- теоретические методы исследования методических проблем (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, проведение аналогий, моделирование, мысленный эксперимент, воображение, метод анализа систем знаний, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем, построение гипотез;

- экспериментальные методы и формы работы (исследование констатирующего и поискового характера с использованием анкетирования, наблюдения и анализа педагогических ситуаций, экспертные оценки, проведение контрольных мероприятий для обучающихся, методы качественного и количественного анализа полученных ре­зультатов (компьютерная обработка данных), а также опытная проверка и внедрение предлагаемых методических решений).

Экспериментальной базой исследования были физико-математический факультет ГОУ ВПО «Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской» (до 2007 года), физико-математический факультет ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (с 2007 года), ФГБОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая академия», ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», школы и лицеи г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 43 преподавателя, более 1000 студентов, 47 учителей физики и около 2000 учащихся.

Основные этапы и организация исследования. Исследование проводилось в течение 20 лет (1992–2012 гг.) и включало в себя три этапа.

Первый этап (19922000) – выполнялось теоретическое изучение про­блемы профессиональной подготовки учителя физики, анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература, определялись исход­ные позиции исследования, разрабатывались методы учебных исследований теоретического и эмпирического уровней, осуществлялось использование системы задач для подготовки учителей и учащихся к решению и составлению заданий для единого экзамена по физике. На основе констатирующего исследования выявлены причины неудовлетворительного состояния проблемы формирования исследовательской компетенции учителя физики. Осуществлено проектирование исследования: обоснована его актуальность, сформулированы рабочие гипотезы и задачи, выполнялась технологическая подготовка.

Второй этап (20002006)связанс разработкой рабочей концепции методической системы. Была разработана исходная модель, сформулированы основные положения методики формирования исследовательской компетенции студентов, проведен поисковый этап педагогического эксперимента по внедрению в процесс обучения общей физики и соответствующих спецкурсов элементов учебного исследования теоретического и эмпирического уровней.

На третьем этапе (20062012) осуществлялось внедрение в процесс изучения студентами физики основных положений разработанной методической системы. В систему подготовки будущего учителя внедрялись учебные пособия по лабораторному практикуму, решению и составлению физических задач, в которых находят отражение элементы учебных исследований. В ходе обучающего экс­перимента осуществлялась проверка результативности разрабо­танных методик формирования исследовательской компетенции. Выполнено внедрение методических разработок в педагогический процесс других кафедр и вузов. Апробация результатов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научных конференциях, а также в центральной печати.

V. Материалы конференций

36. Белянин В.А. Исследовательские умения будущих учителей физики // Материалы 8-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч. 2. М.: МПГУ, 2009. С. 50–55. (0,3 п.л.).

37. Белянин В.А. Решение тестовых задач по физике методом исследования физической ситуации // Материалы 7-й Международной науч.-метод. конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч.1. М.: МПГУ, 2008. С. 25–29.

38. Белянин В.А. Подготовка будущего учителя физики к постановке натурного и виртуального компьютерного практикума по физике // Материалы Международной научно-методической конференции «Информатизация образования – 2010». Кострома, 2010. С. 388–392. (0,4 п.л.).

39. Белянин В.А., Жарков А.М. Подготовка будущего учителя физики к постановке физического практикума в школе // Материалы 9-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Ч.1. М., Рязань: МПГУ, 2010. С. 192–197. (0,4 п.л., авторских. – 0,2 п.л.).

40. Белянин В.А. Система задач как средство обучения будущего учителя физики методам теоретического исследования // Материалы 10-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч. 2. М.: МПГУ, 2011. С. 203–209. (0,4 п.л.).

41. Белянин В.А. Сравнительное изучение поглощения твердыми телами β -излучения изотопов 19K40 и 38Sr90 // Физика в системе современного образования: материалы 11-й Международной конференции. Т. 1. Волгоград: ВГСПУ, 2011. С. 283–286. (0,25 п.л.).

42. Белянин В.А. Двоеглазов Д.А., Жарков А.М., Сушенцов Н.И., Степанов С.А. Электронно-программный комплекс для регистрации радиоактивного излучения счетчиками Гейгера-Мюллера // Актуальные проблемы преподавания физики в ВУЗах и школах России: материалы Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования России» / под ред. проф. Г.Г. Спирина. М., 2010. С. 28–30. (0,2 п.л., авторство не определено).

43. Белянин В.А. Лабораторный практикум по ядерной физике на основе естественно-радиоактивных изотопов // Современный физический практикум: материалы ХI Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. Н.В. Калачева, М.Б. Шапочкина, А.К. Федорова. Минск: БГУ, 2010. С. 46–47. (0,1 п.л.).

44. Белянин В.А. Лабораторный практикум по исследованию физических задач // Современный физический практикум: материалы Х Международной учебно-методической конференции / под ред. Н.В. Калачева и М.Б. Шапочкина. Астрахань: АГУ, 2008. С. 284–285(0,1 п.л.).

45. Белянин В.А. Новые лабораторные работы по исследованию радиоактивности в лабораторном практикуме общего курса физики // Физика в системе современного образования: материалы 10-й Международной конференции. Т. 1. СПб: РГПУ, 2009. С. 24–25. (0,1 п.л.).

46. Белянин В.А. Учебная лаборатория ядерной физики на основе комплекта приборов «Арион» // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2000, С. 51. (0,1 п.л.).

47. Белянин В.А., Бахтина Е.Ю. Методика организации исследования теоретического материала на лекциях по физике // Актуальные проблемы преподавания физики в вузах и школах стран постсоветского пространства: материалы Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования» / под ред. проф. Г.Г. Спирина. М.: МАИ, 2011. С. 56–59. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л.).

48. Белянин В.А. Концепция лабораторного практикума по ядерной физике педагогического вуза // Сборник трудов Всероссийского Съезда учителей физики в МГУ. М.: МГУ, 2011. С. 281–283. (0,3 п.л.).

49. Белянин В.А. Методика подготовки будущего учителя к экспериментальной учебно-исследовательской деятельности по физике // Физика и ее преподавание в школе и в вузе. IX Емельяновские чтения: материалы Всерос. научн.-практ. конф. / под ред. В.А. Белянина. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 24–30. (0,4 п.л.).

50. Белянин В.А., Горохова А.В., Левашова М.Е., Мутовкина Л.С. Методика постановки лабораторных работ по ядерной физике // Физика и ее преподавание в школе и в вузе. IX Емельяновские чтения: материалы Всерос. научн.-практ. конф. / под ред. В.А. Белянина. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 30–40. (0,7 п.л., авт. 0,4 п.л.).

51. Белянин В.А. Исследовательский подход в изучении теоретического материала как фактор повышения конкурентоспособности будущего учителя физики // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем: материалы ХХ Всерос. науч. конф. / под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. С. 70–77. (0,5 п.л.).

52. Белянин В.А. Особенности использования лабораторного практикума по ядерной физике в подготовке будущего учителя // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Естественно-математи-ческое образование: проблемы и перспективы». Шадринск: ШГПИ, 2010. С. 27–31. (0,3 п.л.).

53. Белянин В.А., Силантьев А.В. Решение прикладных физических задач повышенной сложности с применением новых компьютерных технологий // Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга: ЕГПУ, 2006. С. 74–77. (0,25 п.л., авторских – 0,1 п.л.).

54. Белянин В.А. Методика изучения прохождения электронов через вещество в лабораторном практикуме вуза // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции. Грозный: ГГНТУ, 2011. C. 49–54. (0,4 п.л.).

55. Белянин В.А. Системный подход постановке лабораторного практикума по ядерной физике // Тезисы докладов «Совещания заведующих кафедрами физики вузов России» / под ред. проф. Г.Г. Спирина. М.: МАИ, 2009. С. 69–71. (0,2 п.л.).

56. Белянин В.А., Жарков А.М., Севрюгин В.А. Лабораторный практикум общего курса физики // Образовательная среда сегодня и завтра: матер. Всерос. научно-практ. конференции / под ред. В.И. Солдаткина. М.: Рособразование, 2004. С. 242–243. (0,1 п.л.).

57. Белянин В.А. Развитие исследовательской компетентности будущего учителя физики при изучении теоретического материала // Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей физики: Материалы XXXXI Зональной научно-практической конференции. Омск, 2010. С. 73–77. (0,3 п.л.).


[1] Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11. С. 9–10.

[2] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования //Физика в школе, 2004. № 4.

[3] ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») / Утвержден приказом МО и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35. 12 с.

[4] Новиков А.М., Д.А. Новиков. Методология / М.: ИНЕРГ, 2007. 668 с.

 

Белянин Валерий Александрович

 

 

Методическая система формирования

исследовательской компетенции будущего учителя

при изучении физики

 

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика)

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

 

Москва – 2012

 

Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения физике

факультета физики и информационных технологий

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

 

 

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

ПУРЫШЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА

 

Официальные оппоненты:
  ОДИНЦОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кафедра физики для естественных факультетов, профессор кафедры
  СТЕПАНОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ, доктор физико-математических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», физико-математический факультет, кафедра общей, теоретической физики и методики преподавания физики, заведующий кафедрой
  МАМАЕВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», кафедра физики, профессор кафедры  
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»  

 

 

Защита диссертации состоится 24 декабря 2012 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.05 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу:

119435, Москва, ул. М. Пироговская, д. 29, ауд. № 49

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу:

119991, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1

 

 

Автореферат разослан «_____»____________2012 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета Прояненкова Лидия Алексеевна

Актуальность проблемы. Система образования как основной социальный институт страны определяет состояние и будущий прогресс общества и государства. Она обеспечивает развитие личности и формирование творческого потенциала членов общества. В этом процессе задача современного учителя школы и преподавателя вуза состоит в использовании передовых инновационных технологий в обучении и самостоятельном определении параметров учебного и воспитательного процессов. Такая тенденция находит отражение в национальной доктрине образования РФ, в которой говорится о необходимости «привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации»[1].

Согласно Федеральному государственному стандарту общего образования школьники при изучении физики должны овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; у них следует развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов и других творческих работ[2].

Следовательно, перед учителем уже сегодня стоит ряд проблем и задач практического характера, связанных с повышением качества обучения, решение которых не представляется возможным без формирования исследовательской компетенции будущего учителя, которая выступает важным показателем его профессионального роста. Однако вопросы формирования исследовательской компетенции будущего учителя до настоящего времени однозначно не решены. И это несмотря на то, что значимость исследовательской компетентности как важного качества личности будущего учителя отражена в требованиях ФГОС ВПО 3-го поколения:

- бакалавр направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» должен быть готов к профессиональной научно-исследовательской деятельности и способен решать в области научных исследований задачи сбора, анализа, систематизации и использования информации по актуальным проблемам науки и образования;

- магистр направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» должен обладать, в частности, способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4), самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7)[3].

Стандарты оставляют формулировку предметных (специальных) компетенций на усмотрение вузов. В стандартах не прописаны структура этих компетенций, методика их формирования и диагностики, отсутствует «знаниевый» компонент подготовки учителя. В связи с этим для каждого вуза встает вопрос определения и формулирования предметных компетенций, в том числе и для профиля «физическое образование».

Современной школе необходим учитель, обладающий готовностью и способностью к выполнению исследований в области конкретных учебных предметов, готовый к формированию исследовательских умений учащихся. Следовательно, возникает проблема определения сущности исследовательской компетенции, ее структуры и места в системе профессиональных компетенций будущего учителя физики.

Актуальность проблемы формирования у студентов – будущих учителей физики исследовательской компетенции и подготовки их, тем самым, к решению задач формирования у учащихся исследовательских умений при обучении физике подтверждает анализ результатов констатирующего исследования, который показал недостаточную готовность учителей и будущих учителей к формированию у учащихся исследовательских умений при изучении школьного курса физики. В частности, выделить и продемонстрировать понимание этапов научного исследования (обследовано около 400 респондентов) смогли не более 47 % учителей физики и 21% студентов – будущих учителей физики.

Отметим, что применению различных аспектов исследовательского подхода к подготовке учителей посвящены докторские диссертации по педагогике Л.А. Казанцевой (1999), Н.В. Сычковой (2003), Г.П. Скамницкой (2000), П.В. Середенко (2008) и др., однако в них не затрагиваются вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в области частных учебных предметов. Обучению учащихся учебной исследовательской деятельности по физике посвящены докторские диссертации М.И. Старовикова (2007), Н.И. Одинцовой (2002), Р.В. Майера (1999). Отдельные вопросы подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности при изучении физики рассматривают в своих работах В.И. Коломин (2010), И.И. Хинич (2010), В.В. Смирнов (2012).

Вопросы формирования некоторых компонентов ключевых компетенций учащихся при изучении физики (проектной, исследовательской, математической, информационной, учебно-познавательной, коммуникационной и т.п.) рассматривались на уровне кандидатских диссертаций (Т.В. Альникова (2007), И.В. Васильева (2008), Т.Г. Ваганова (2007), В.Ю. Грук (2008), А.Л. Наумов (2010), Е.А. Кириченко (2011), Т.В. Осенчугова (2006), О.В. Федина (2011) и др.).

Анализ показывает, что существует значительное число работ, посвященных различным аспектам подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности и к формированию ключевых, в том числе исследовательских, компетенций учащихся. Однако среди них отсутствуют работы, посвященные методике формирования у будущего учителя физики предметной (предметная область физика) исследовательской компетенции, не создана и методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении им физики.

Имеющиеся диссертационные работы по формированию исследовательских умений и исследовательской компетенции будущего учителя физики нацелены только на совершенствование подготовки студентов в области физического эксперимента. Так, И.И. Хинич рассматривает исследовательское обучение физике в подг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.139 с.)