I. Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления оао «ржд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления оао «ржд»



Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») является одним из крупнейших субъектов отечественного и мирового транспортного рынка. Рост масштабов и степени взаимодействия ОАО «РЖД» с участниками транспортного и многих других сегментов рынка неизбежно повышают уровень рисков, которые могут создавать угрозу эффективному развитию ОАО «РЖД». Реформирование железнодорожного транспорта, усиление межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, рост спроса на услуги транспорта, ускорение научно-технического прогресса – эти и многие другие факторы создают значительную неопределенность в вопросах долгосрочного развития ОАО «РЖД», что предопределяет необходимость разработки соответствующего комплекса стабилизационных мер для своевременного, адекватного и гибкого реагирования на потенциальные угрозы.

Масштабы и структура деятельности ОАО «РЖД», а также его организационно-правовая форма обусловливают высокую актуальность разработки системы управления рисками ОАО «РЖД». Это связано с тем, что на ОАО «РЖД» акционером-государством возложена ответственность не только за достижение высоких финансовых результатов, но и за обеспечение безопасности перевозок, бесперебойное предоставление качественных транспортных услуг.

С учетом основных положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте разработана Стратегическая программа до 2010 года и основные направления развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период до 2015 года (далее − стратегическая программа развития ОАО «РЖД»), определяющая долгосрочные стратегические цели и приоритеты развития. Достижение поставленных целей возможно лишь при условии создания эффективных инструментов управления. Одним из таких инструментов должна стать корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД», создаваемая в рамках реализации настоящей функциональной стратегии.

Создание корпоративной системы управления рисками ОАО «РЖД» продиктовано практическими целями получения финансово-экономической выгоды, а также объективной потребностью ОАО «РЖД» в использовании проактивных управленческих инструментов. При этом осознание потребности в оценке и управлении рисками уже само по себе свидетельствует о высоком уровне зрелости процессов принятия текущих и стратегически ориентированных решений.

В масштабах деятельности, сопоставимых с деятельностью ОАО «РЖД», применение широко распространенных в практике компаний среднего и малого бизнеса инструментов и способов снижения неопределенности, а также мер реагирования и предупреждения рисков может иметь гораздо меньший эффект и не соответствовать требованиям поддержки принятия решений, устраняющих комплексные проблемы, характерные для работы железнодорожного транспорта. Однако примеров полнофункциональной системы управления рисками сопоставимого уровня сложности, интегрированной в систему принятия решений, нет. Поэтому создание системы управления рисками ОАО «РЖД» будет базироваться на формировании собственной корпоративной системы, которая должна быть открытой и давать ответ на главный вопрос – каковы допущения и вероятность отклонений от стратегического курса развития ОАО «РЖД» при влиянии ряда факторов, часто взаимодополняющих и усиливающих друг друга.

Несмотря на отсутствие в настоящее время единой корпоративной системы управления рисками, говорить о полном отсутствии ее элементов в ОАО «РЖД» нельзя. Более того, обширный массив событийных данных, нормативная база (регламенты проведения плановых ремонтов и различных технических мероприятий, нормативы и инструкции) и, главное, – накопленный опыт традиционно обеспечивают выявление и предупреждение критических ситуаций, в первую очередь в области безопасности перевозок. На базе этого сформирована обширная статистика, которая будет использована для обеспечения аналитической поддержки корпоративной системы управления рисками.

Система управления рисками и сформированная в рамках данной системы аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации ОАО «РЖД» в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в ОАО «РЖД» – с другой. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов по совместным проектам, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить достигнутый высокий кредитный рейтинг ОАО «РЖД».

Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления ОАО «РЖД» определяются ее взаимосвязью с другими функциональными стратегиями.

 

 

Таблица 1

Взаимосвязь функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД»

с другими функциональными стратегиями ОАО «РЖД»

 

Функциональные стратегии ОАО «РЖД» Роль и место функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД» (РИСКИ) в системе стратегического управления ОАО «РЖД»
1. Стратегия повышения эффективности услуг на рынке грузовых перевозок, в том числе, нефти и нефтепродуктов, угля, готовой продукции и транзитных перевозок через территорию России (ГРУЗЫ) обеспечивает выявление и управление рисками, формирующимися на рынке грузовых перевозок
определяет состав, структуру и период воздействия рисков на рынке грузовых перевозок
2. Стратегия повышения эффективности пассажирского комплекса на основе предложения нового качества услуг на рынке пассажирских перевозок (ПАССАЖИРЫ) обеспечивает выявление и управление рисками, формирующимися на рынке пассажирских перевозок
определяет состав, структуру и период воздействия рисков на рынке пассажирских перевозок
3. Стратегия развития рынка ремонта подвижного состава и повышения эффективности ремонтной деятельности Компании (РЕМОНТ) обеспечивает выявление и управление рисками в области ремонта подвижного состава
определяет состав, структуру и период воздействия совокупности рисков на рынке ремонта подвижного состава
4. Стратегия развития пропускных способностей на направлениях, обеспечивающих растущий спрос на грузовые перевозки и увеличение доходов ОАО «РЖД» (ИНФРАСТРУКТУРА) обеспечивает выявление, анализ и управление производственно-технологическими и техническими рисками
определяет состав, структуру и период воздействия производственно-технологических и технических рисков
5. Стратегия управления перевозочным процессом на основе оптимизации издержек и рыночных требований к качеству перевозок (ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС) обеспечивает выявление, анализ и управление производственно-технологическими, техническими и ресурсными рисками
определяет состав, структуру и период воздействия совокупности производственно-технологических, технических и ресурсных рисков
6. Стратегия создания и внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава, обеспечивающего долгосрочный рост эффективности эксплуатационной деятельности (ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ) обеспечивает выявление и управление техническими и ресурсными рисками
определяет состав, структуру и период воздействия совокупности рисков при создании и внедрении в эксплуатацию нового подвижного состава
7. Стратегия эффективного обеспечения потребностей ОАО «РЖД» в материальных ресурсах и технических средствах (СНАБЖЕНИЕ) обеспечивает выявление и управление рисков в области материального и ресурсного обеспечения
определяет риски в области снабжения, взаимодействия с поставщиками и контрагентами ОАО «РЖД»
8. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» (КАДРЫ) обеспечивает выявление, анализ и управление внешними и внутренними кадровыми рисками
определяет состояние рынка трудовых ресурсов и перечень потенциальных рисков
  9. Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса (БЕЗОПАСНОСТЬ) обеспечивает заблаговременное выявление и нейтрализацию угроз в области безопасности перевозочного процесса
определяет требования безопасности по безопасности, обязательные при учете формировании системы управления рисками
10. Стратегия оптимизации структуры активов и повышения эффективности их использования (АКТИВЫ) обеспечивает выявление и управление рисками, связанными со структурой и использованием активов
определяет перспективную структуру активов
11. Стратегия ресурсосбережения и оптимизации производственных издержек ОАО «РЖД» (ИЗДЕРЖКИ) обеспечивает выявление и управление техническими и ресурсными рисками
определяет основные направления оптимизации производственных издержек
12. Стратегия управления качеством (КАЧЕСТВО) обеспечивает выявление и управление рисками с целью повышения качества предоставляемых услуг
определяет перспективные направления совершенствования качества перевозок и предоставления услуг
13. Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» (ИНВЕСТИЦИИ) обеспечивает выявление и управление рисками при реализации инвестиционных проектов
определяет перечень и состав объектов инвестирования
14. Стратегия корпоративного строительства и совершенствования корпоративного управления (КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) обеспечивает выявление и управление рисками структурных преобразований и качество корпоративного управления
определяет перспективные направления корпоративного строительства
  15. Стратегия управления финансами (ФИНАНСЫ) обеспечивает выявление и управление финансовыми рисками
определяет направления финансовой политики компании

II. Основные термины и понятия функциональной стратегии управления рисками в ОАО «РЖД»

В настоящей функциональной стратегии используются следующие термины и понятия:

корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» – комплекс взаимосвязанных утвержденных процедур, методов и соответствующих инструментов управления рисками ОАО «РЖД», реализуемых на основе регламентированного взаимодействия структурных подразделений и подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов;

выявленный риск – известный риск, когда событие уже произошло и имеется информация о данном факте;

чистый риск – вероятность получения отрицательного и нулевого результата;

спекулятивный риск – вероятность получения как положительного, так и отрицательного эффекта;

волатильность − непостоянство, изменчивость финансовых показателей в краткосрочном периоде;

ситуация риска (рисковая ситуация) – совокупность различных обстоятельств и условий, создающих угрозу стабильному функционированию;

внешний риск – риск, возникающий во внешней по отношению к ОАО «РЖД» среде;

внутренний риск – риск, возникающий в рамках ОАО «РЖД» и непосредственно связанный с деятельностью ее сотрудников;

анализ риска – систематическое использование имеющейся в ОАО «РЖД» информации (данных) для определения причин возникновения риска, его идентификации и оценки;

область риска – определенная зона общих потерь, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска;

склонность к риску – уровень риска, приемлемый для ОАО «РЖД», в материальном выражении представляющий собой сумму, которую ОАО «РЖД» может себе позволить потерять без угрозы нарушения стабильности функционирования;

факторы риска – условия, которые сами по себе не являются непосредственными источниками появления нежелательных результатов, но увеличивают вероятность их возникновения;

индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

оценка риска – выявление и определение количественных и временных параметров риска;

риск-менеджмент – процесс выявления и оценки риска, а также выбор методов и инструментов для минимизации риска;

управление риском – элемент риск-менеджмента, представляющий собой процесс принятия решений по управлению выявленным риском и выбор конкретных действий из ряда потенциально возможных;

профилактика риска – превентивное устранение источника возникновения риска;

снижение риска – уменьшение вероятности реализации риска и (или) возможного ущерба;

сохранение риска – сознательное не использование противодействующих управленческих решений в случае, когда затраты на профилактику или снижение риска значительно превосходят ущерб при допущении риска;

антирисковые мероприятия – система мер, направленных на предотвращение возникновения риска или на снижение ущерба от воздействия риска;

ранжирование рисков – упорядочивание рисков в соответствии с возможной величиной ущерба, зависящей от вероятности возникновения рисковых событий и их последствий;

шкала рисков – инструмент отображения влияния различных рисков на ключевые показатели, мероприятия и стратегические цели ОАО «РЖД»;

паспорт риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска;

карта рисков – инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД»;

матрица рисков – производный от карты рисков инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД» с использованием более укрупненных по сравнению с картой рисков характеристик величины ущерба и вероятности возникновения рисков;

уровень зрелости – этап развития системы управления рисками, характеризующийся качественными различиями в обосновании управленческих решений;

хеджирование рисков – формирование проектов управленческих решений и процедур по минимизации убытков от действия рисков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.025 с.)