I. Общая характеристика работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Общая характеристика работы



Актуальность исследования.

Уникальность жизненного пути каждого человека представляет собой сочетание событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера (К.А.Абульханова, 2001). В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы. Безработица остается на сегодня одной из самых сложных проблем в социальной жизни России (А.В.Серый, 2010; Л.А.Китаев-Смык, 2009; Ю.М.Забродин, 2002). Для отдельной личности безработица подобна тупику, когда «выхода нет» и все перспективы на какое-то время перекрывает безысходность (Ю.М.Забродин, 2002; К.Леана, 1995; Д.Пельцман, 1992). Эта проблема остро встает и перед выпускниками вузов, которым необходимо трудоустраиваться. Из-за воздействия неблагоприятных факторов, сказывающихся на их состоянии, зачастую они попадают в «группу риска», повышается вероятность их дезадаптации (Д.Е.Белова, 2004; Ю.М.Забродин, 2002). Стрессогенность переживания события потери работы, актуальная для любой страны, не теряет своей значимости и для России, несмотря на организацию государственной системы Центров Занятости Населения (ЦЗН) и многочисленные психологические исследования, посвященные этой проблеме. Однако анализ литературы по переживанию событий и дифференциально-психологическим особенностям этого феномена свидетельствует о том, что в данной теме остается неясной специфика переживания потери работы как единство рефлексивно-деятельностной структуры, ее изменения в зависимости от возраста, пола, образования, субъективной значимости этого события для личности (М.К.Кабардов, 2007, 2011; Ж.Нюттен, 2004; С.В.Духновский, 2005 и др.).

При столкновении с «кризисными» событиями перед личностью встает проблема переживания, переориентации и постановки новых целей, поскольку прежние попытки достижения целей не привели к успеху. Подобные конфликтные ситуации актуализируют психологические защиты (Л.И.Анцыферова, 2001; Ф.Е.Василюк, 1984; С.В.Духновский, 2005; Л.Ю.Субботина, 2006; М.К.Акимова, 2008; Л.Н.Блохина, 2008; Н.В.Калинина, 2010). Исследования последних лет (Л.Р.Фахрутдинова, 2003, 2008) свидетельствует о том, что существует необходимость изучения психологической защиты как компонента переживания события. Между тем, растет количество исследований, в которых проводится раздельное друг о друга рассмотрение психологической защиты как переживания-деятельности и переживания-созерцания событий. Спорной остается позиция авторов относительно функциональной роли психологической защиты в переживании события.

В работах отечественных психологов достаточно подробно освещены сущность категории переживания, философские предпосылки становления понятия «переживания событий» (Б.М.Теплов, 1961; Ф.Б.Бассин, 1988; Л.С.Выготский, 2004; А.Н.Леонтьев, 2005; С.Л.Рубинштейн, 2000; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984; К.А.Абульханова, 2001; Ф.Е.Василюк, 1984; И.В.Пахно, 2004; С.В.Духновский, 2005 и др.). В области изучения переживания событий сегодня обнаруживаются перевес теоретических исследований, наблюдается неоднородность, размытость понятийного аппарата вокруг феномена «переживание событий». Достаточно часто значение таких жизненных событий, как потеря работы, и их влияние на жизнь человека недооцениваются, опускается из виду индивидуальная специфика переживания. Между тем, одно и то же со­бытие – потеря работы, по-разному преломляется через индивидуальные особенности (половозрастные, типологические) человека, оказывает разное влияние на его переживания (К.А.Абульханова, 1991, 2001; А.А.Бодалев, 2000; Р.А.Ахмеров, Е.И.Головаха и др., 2008; Х.В.Гаспарян, 2004; К.А.Василевская, 2008).

Все это свидетельствует о том, что переживание потери работы для взрослого человека (17-60 лет), безусловно, обладает индивидуально-типическими особенностями и зависит от субъективной значимости этого события для личности, что в свою очередь предполагает индивидуальную (разные формы и типы) преодоления этого стрессового события. Это требует разработки подходов и диагностических методов реабилитации групп безработных. Отсюда, поиск способов измерения форм и глубины переживания события потери работы становится чрезвычайно актуальным.

Объект – индивидуально-типические особенности переживания событий.

Предмет – исследованиеиндивидуально-типических особенностей переживания событий как связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты в ситуации потери и поиска работы у работоспособного населения в возрасте 17-60 лет.

Цель исследования выяснить связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты как созерцательного и деятельностного компонентов в переживании событий, определить индивидуально-типические формы выхода из кризисной ситуации, определив субъективную значимость и специфические формы переживания.

Основная гипотеза исследования: специфичность переживания потери и поиска работы индивидом обусловлена субъективной оценкой значимости этого события и потому может быть скорректирована, используя его индивидуально-типические и половозрастные особенности.

Частные гипотезы:

1. Индивидуально-типические особенности (в том числе: возраст, пол, тип) могут занимать значительное место в переживании события, так же как и семейное положение и образование. Данные характеристики требуют разных форм и методов их преодоления. Наряду с этим, существуют значимые взаимосвязи между механизмами психологических защит и характером переживания событий, обусловленные типом переживания – созерцательным и/или деятельным.

2. Механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация) активирующиеся в условиях потери работы, разделяются на несколько типов по функциям регуляции переживания: оборонительные, экстренные, полифункциональные.

3. Перечисленные типы психологической защиты (оборонительные, экстренные, полифункциональные) при переживании потери работы могут приобретать форму: рационализирующую, отрицающую, регрессивную, позволяющие специалисту понять и предложить конкретные способы преодоления личностью потери работы.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретико-методологических работ отечественной и зарубежной литературы и выполнить операционализацию понятия «переживание события» с позиции субъектно-деятельностного подхода. Выяснить специфику переживания потери работы как события, определить репрезентативные методы его изучения.

2. Определить соотношение ассоциированных (вербализуемых, принимаемых) и диссоциированных (вытесненных, не вполне осознаваемых) показателей значимости потери и поиска работы, выделить существенные признаки этого события. Проанализировать «потерю работы» как кризисное событие в жизни человека, выделить специфику возможных переживаний.

3. Выяснить функции (единые и независимые от ситуации) механизмов психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, замещение, рационализация, реактивные образования, компенсация) в регуляции переживания событий, на этой основе построить их типологию.

4. На основе эмпирического исследования изучить индивидуально-типические особенности события потери работы, определить специфические формы его переживания.

5. Определить связь субъективных оценок и механизмов психологической защиты как созерцательного, так и деятельностного компонентов в переживании события и индивидуально-типических форм выхода из кризисной ситуации.

Методолого-теоретической основой работы послужили: деятельностный подход А.Н. Леонтьева; теория переживания Ф.Е. Василюка; мотивационный подход к анализу временных перспектив Ж. Нюттена; причинно-целевая концепция А.А. Кроника и Е.А. Головахи; концепция структурно-функциональной организации психологической защиты личности Л.Ю. Субботиной; комплексный подход к изучению индивидуальности, предложенный Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным, В.С. Мерлиным, Э.А. Голубевой и разрабатываемый М.К. Кабардовым, субъектный подход к пониманию жизненного пути К.А. Абульханова-Славской, Е.И. Головахи, Е.А. Климова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.007 с.)