Методология пенитенциарной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология пенитенциарной педагогики.



Методология- теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных наук. Она включает предмет и объект научного познания, сущность самого изучаемого явления, его закономерности и принципы, а также сами принципы и методы исследования.

Методологию пенитенциарной педагогики питает практически вся совокупность наук о человеке, его становлении и развитии.

Выделяют три уровня методологии научного исследования: общая, частная, методы и методику исследования.

Общая методология способствует разработке общих методологических принципов научно- педагогических исследований. К их числу относятся: принцип диалектического сочетания эмпирического и теоретического уровней педагогических исследований, принцип системно- структурного подхода в педагогических исследованиях, принцип единства и взаимосвязи логического и исторического способов познания педагогических явлений в ИУ, принцип объективности, принцип детерминизма, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип развития, принцип пенитенциарно- педагогической специфики.

Методы исследования в пенитенциарной педагогике- это приемы, процедуры и операции теоретического и эмпирического познания и изучения педагогических явлений действительности.

Методика исследования представляет собой изучение конкретной педагогической проблемы, построение системы оценок, доказательств, обоснований и выводов.

Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлением о сущности и структуре изучаемого явления, общей методологической ориентации, целями и задачами конкретного исследования.

Методы исследования подразделяются на методы организации исследования, методы сбора данных, методы обработки данных, методы интерпретации и оценки данных.

 

Особенности воспитательного процесса в ИУ.

Методы и формы педагогического воздействия на осужденных.

Под методом педагогического воздействия понимают путь, при помощи которого реализуются как общие цели воспитания, которые ставит общество, так и конкретные задачи, решаемые воспитательным процессом.

Методы педагогического воздействия определяют характер деятельности воспитателей и воспитуемых, зависят от целей и содержания воспитательного процесса, правильного понимания противоречивости этого процесса, его сущности и принципов.

В воспитательном процессе в колонии применяются различные методы. Важнейшими из них являются методы убеждения, приучения, принуждения, доверия.

 

Под формой педагогического воздействия понимается разнообразная деятельность воспитателей, коллектива воспитателей, осужденных, а также система их взаимодействия между собой и с окружающими людьми.

Формы педагогического воздействия разнообразны и многочисленны. Их выбор и систематизация определяются прежде всего целями воспитания, традициями, в них преломляются его принципы и методы, они обусловлены особенностями объекта и субъекта воспитания, а также условиями, в которых протекает педагогический процесс.

Лекция 3. Осужденные как объект и субъект процесса исправления.

Понятие и значение самовоспитания в системе

объект-субъектных отношений осужденных.

Пенитенциарная педагогика, подходя к осужденному как объекту и субъекту воспитательного процесса, во всех случаях рассматривает его как личность, на которую оказывается воздействие с целью изучения и формирования ее свойств, качеств, сознания, чувств, воли, разумных потребностей, способностей, знаний, навыков, умений и привычек.

Осужденные являются объектами исправления постольку, поскольку они являются субъектами антиобщественного сознания и поведения, действия которых опасны для государства и общества. Следовательно, пенитенциарная педагогика по отношению к осужденным решает задачу качественного изменения поведения, направленности их личности и формирования их как субъектов общественных отношений. Осужденный, сознательно вступивший на путь исправления, становится субъектом и как отдельная личность, и как член коллектива, самодеятельной организации, которые являются в условиях ИУ не только объектами, но и субъектами воспитательного процесса.

Перевод осужденного из объекта в субъект воспитательного процесса- одна из задач психолого- педагогической коррекции поведения, деятельности, отношений осужденных, их исправления и ресоциализации. Важное значение в этом процессе занимает самовоспитание.

Самовоспитание в ИУ, как правило, представляет процесс работы осужденных над собой по коренной переработке всей психологи, мировоззрения, мотивов поведения, идеалов, привычек, по изменению направленности личности.

Цель самовоспитания - стать в конечном итоге сознательным членом общества, честно относящимся к труду, уважающим законы и нравственные нормы общества, способным выполнять свой гражданский долг.

Под методами самовоспитания понимаются способы и приемы воздействия человека на свою личность с целью формирования необходимых общественно значимых качеств.

Основными методами самовоспитания являются самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самообязательство, самоосуждение, самопроверка, самоотчет.

 

Коллектив осужденных.

Самодеятельные организации осужденных.

Любой коллектив обладает рядом свойств. Одно из важнейших свойств воспитывающего коллектива составляет способность сохранять и реализовывать свои нравственные позиции в различных жизненных ситуациях, преодолевая при этом как внешние, так и внутренние трудности. Коллектив, обладающий таким качеством, приобретает относительную независимость от непосредственных отрицательных воздействий микросреды осужденных, малых групп отрицательной направленности и их лидеров.

Коллектив способен сопротивляться дурному влиянию, находить правильный выход из любых неблагоприятно сложившихся ситуаций. Такой коллектив положительно влияет на личность, способствует развитию у нее общественной направленности, моральных качеств, правовой культуры. Коллектив обладает нравственным иммунитетом по отношению к отрицательным влияниям, способностью бороться с их проявлениями.

Следовательно, одно из направлений воспитательной деятельности в колонии состоит в формировании коллектива, способного независимо от воздействия окружающей микросреды усваивать и воплощать в реальную жизнь те нравственно-правовые нормы, которые обладают наивысшей социально полезной ценностью. Только в этом случае коллектив будет обладать воспитательной результативностью.

Коллектив осужденных — это организованная в воспитательных целях общность людей, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, которая объединена общественно полезной деятельностью и целью исправления, обладает нравственной самоорганизацией и иммунитетом по отношению к негативным влияниям, способна преобразовывать отрицательную микросреду, имеет выборные органы управления (соуправления), позитивно приняла морально-правовые нормы общества и усваивает опыт социально ценных отношений и общения.

Сложная и многогранная проблема исправления осужденных, основывающаяся на всестороннем охвате всех сфер их жизнедеятельности, предполагает использование и развитие у них полезной инициативы и самодеятельности. В целях развития полезной инициативы, самостоятельности и ответственности лиц, лишенных свободы, в ИУ создаются самодеятельные организации.

Самодеятельные организации осужденных в ИК — это добровольные общественные формирования лиц, лишенных по приговорам судов свободы, создаваемые в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе исправления.

Общественные формирования осужденных организуют свою работу под контролем администрации исправительного учреждения.

Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Самодеятельные организации осужденных учреждения состоят из коллективов осужденных отрядов и коллектива осужденных колонии.

При самодеятельной организации осужденных отряда для руководства и проведения повседневной работ создаются:

— совет коллектива отряда;

— секция дисциплины и порядка;

— производственная секция;

--- санитарно-бытовая секция;

— секция досуга.

При самодеятельной организации осужденных колонии с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных учреждения создаются:

— совет коллектива колонии;

— секция дисциплины и порядка;

— производственная секция;

— секция общеобразовательного и профессионального обучения;

— секция досуга, совета клуба и библиотеки;

— секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакция стенгазеты колонии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.013 с.)