Навык 2. «Начать с мыслью о конце» – навык мысленного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навык 2. «Начать с мыслью о конце» – навык мысленного



творчества (навык внутреннего руководства)

 

Суть навыка 2 в том, чтобы, начиная сегодня, брать за точку отсчёта образ, картину или установку на конец жизни. Каждый ее этап: то, что мы делаем сегодня, завтра, на будущей неделе, в будущем месяце – должен рассматриваться в контексте жизни в целом. Начинать с мыслью о конце – значит отправляться в путь с четкими представлениями о месте назначения. Представить, что бы вы хотели услышать о себе в надгробной речи, - значит найти свое определение успеха.

Упражнения: «Похороны», «Юбилей», «Кресло-качалка».

· Проблема сверхзанятости – и неэффективности

Можно быть сверхзанятым – и неэффективным. Людям свойственно одерживать пустые победы, добиваться успеха – и вдруг убеждаться, что при этом они принесли в жертву нечто ценное.

Принцип «начать с мыслью о конце» базируется на допущении о том, что все на свете создается дважды. Существует первое (мысленное) и второе (физическое) творение, т.е. руководство (что нужно сделать?) и менеджмент (как лучше выполнить те или иные задачи). Навык 2 – первое творение, умение ставить цели, т.е. знать, чего мы хотим, что нужно сделать. Независимо от того, осознаём мы это или нет, каждая стадия нашей жизни имеет первое творение. И мы сами становимся вторым воплощением либо своего проактивного плана, либо планов других людей, обстоятельств, устоявшихся привычек.

В частной жизни, не развив в себе способность к самоанализу и не взяв на себя ответственность за первое творение, мы отдаем свою судьбу в чужие руки. Мы ставим её в зависимость от людей и обстоятельств вне нашего «круга влияния», разыгрываем сценарии, навязанные нам членами семьи или сослуживцами в соответствии с их интересами. Эти сценарии держатся на наших недостатках, слабости характера и потребности в любви. Принадлежность к числу «своих» дарит нам иллюзорное чувство собственной значимости: нас ценят, с нами считаются. В частной жизни нам особенно недостает умения осуществлять разумное руководство. Мы склонны ставить цели и добиваться их еще до осознания своих ценностей. Многие родители попадаются в ловушку правил менеджмента: чрезмерно увлекаются контро-лем, отметками, соблюдением всевозможных правил вместо того, чтобы указывать направление, ставить задачи и дарить своим детям чувство семьи.

В бизнесе рынок так быстро меняется, что многие виды продукции и услуг, на которые всего лишь несколько лет назад был огромный спрос, сегодня безнадёжно устарели. Сильное проактивное руководство обязано постоянно учитывать изменившиеся привычки и мотивы потребителей и ресурсы переориентировать в правильном направлении.

Кто-то назвал эффективный менеджмент без эффективного руководства попытками симметрично расставить стулья на палубе тонущего «Титаника». Никакие тактические успехи в организации производства не компенсируют провала в стратегии.

Пример. Решение президента нефтяной компании (с. 124).

· Стать автором своего первого творения

Прибегая к самоанализу и развивая самосознание, люди обнаруживают у себя множество неэффективных установок, чужих сценариев и вредных привычек, дисгармонирующих с настоящими жизненными ценностями. Смысл навыка 2 в том, что нам вовсе не обязательно продолжать жить по этим сценариям. Можно взять на себя ответственность, проявить творческий подход и при помощи воображения создать новую, в большей степени соответствующую нашим ценностям модель жизни.

Пример. Новое содержание роли отца (с. 128).

При помощи воображения мы можем представить себе несуществующий мир наших потенциальных возможностей, а совесть обеспечивает нам внутренний контакт с универсальными законами (принципами), благодаря чему мы оказываемся в состоянии приносить пользу и в полной мере реализовывать наши таланты. В сочетании с самоанализом эти свойства позволяют нам находить собственный сценарий происходящего. Поскольку мы уже живем по готовым, чужим сценариям, этот процесс во многом сводится к переделке. Признав несостоятельность прежних сценариев, мы можем начать проактивно переделывать себя.

Пример. «Фрагмент мемуаров А. Садата» (с. 126).

· Индивидуальная программа

Наиболее эффективный среди известных способов «начать с мыслью о конце» - это ввести в привычку составление индивидуальной программы, или памятки, отражающей жизненное кредо. Можно считать такую памятку своей личной конституцией. Индивидуальная программа помогает жить в мире перемен. У каждого в жизни своё призвание, или миссия. Каждый незаменим, а его жизнь неповторима. Жизненное назначение человека уникально и только ему самому под силу осуществить его. Стоит осознать свою жизненную миссию – и появляется основа для проактивного поведения.

 
Пример. Варианты жизненного кредо (с. 130).

Чтобы составить индивидуальную программу, следует начать с самого центра «круга влияния», которым является центр жизненных интересов - это средоточие базовых установок, призма, через которую мы воспринимаем действительность. Все, что находится в центре жизненных интересов, служит источником нашей безопасности, целеустремленности, мудрости и энергии.

От нас ускользает всеобъемлющий характер влияния этого центра на все стороны нашей жизни. Помещая в центр нашей жизни верные принципы, мы создаём надёжную базу для развития четырёх факторов жизнеобеспечения. Необходимо помнить, что мысли и поступки человека обусловлены его жизненной философией, или установкой. Она, как очки, определяет видение.

Личная ответственность, или проактивность - необходимое условие первого творения. Действие навыка 2 определяют прежде всего воображение и совесть, а это, главным образом, функции правого полушария. Освоить механизм его «включения» – значит существенно увеличить свою способность к первому творению.

· Способы «включения» правого полушария

Если отталкиваться от теории доминирующего полушария головного мозга, становится очевидным, что качество первого творения в значительной мере зависит от способности подключить правое, интуитивно-творческое полушарие. Чем полнее нам удается использовать его мощность, тем выше способность создавать зрительные образы, синтезировать, опережать время и подниматься над обстоятельствами, создавать целостную картину того, что мы хотим сделать с собой и со своей жизнью.

Два способа включения правого полушария:

1. Расширение перспективы.

Иногда какое-нибудь неожиданное событие выбивает нас из зоны действия левого полушария. Смерть близкого человека, тяжёлая болезнь, финансовый крах или иная напасть вынуждают нас «остановиться, оглянуться» на своё прошлое и задать себе прямой вопрос: «Что для меня действительно важно? Зачем я делаю то, что делаю?». Если вы проактивны, вам нет нужды ждать, чтобы чрезвычайное происшествие или кто-то со стороны расширили для вас перспективу. Вы можете сделать это сами. Силой воображения можно представить зримо, в красочных подробностях, переживая это эмоционально, одну из неординарных жизненных ситуаций: «серебряную, а потом золотую свадьбу»; «уход в отставку с настоящего места работы»; «представить, что жить осталось семестр…неделю…один день…Как вы будете жить?». Попробуйте остаться в образе некоторое время и запомните свои впечатления и переживания. На поверхность выходят ценности, о существовании которых в себе вы даже не подозревали.

2. Визуализация (принцип наглядности) и подтверждение.

Внутреннее руководство не одноразовый эксперимент. Оно не начинается и не кончается созданием индивидуальной программы. Скорее это непрекращающийся процесс, призванный постоянно напоминать и удержи-вать в поле зрения целостный образ нашей жизни; приводить повседневную практику в соответствие с этим образом и непреходящими ценностями. Эффективное поведение людей взаимосвязано с ярко выраженной способностью к образному мышлению. Они «видят», «осязают» и «чувствуют» ситуацию до её наступления, т.е. начинают с мыслью о конце.

Использовать визуализацию как способность вызывать зрительные образы можно целенаправленно для повышения эффективности поведения в личностно значимых ситуациях общения и деятельности. Для этого необходимо написать подтверждение, описывающее особенности вашего поведения, позволяющего вам соответствовать системе ваших ценностей. Хорошее (действенное) подтверждение: 1) индивидуально; 2) положительно; 3) относится к настоящему времени; 4) наглядно; 5) эмоционально. Когда подтверждение создано, нужно подкрепить его зрительными образами (было бы идеально ежедневно уделять этому занятию несколько минут), работая с которыми можно задать себе алгоритм, написать сценарий, который бы полностью соответствовал вашим идеалам и желаниям.

Пример. «Искренне любящий отец» (с. 169).

Пример подтверждения: «Мне доставляет глубокое удовлетворение (эмоциональность), когда я (индивидуализация) мудро и твердо, с любовью и самообладанием (положительно) реагирую (настоящее время) на проступки моих детей».

Пример. Компания «Ай-Би-Эм»: программа коллектива (с. 180). Кредо компании включает в себя три понятия: достоинство личности, высочайшее качество, отличительное обслуживание. Важный вывод для совместной работы людей: «Без сопричастности нет ответственности».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.01 с.)