Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ .



 

· ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004);

· ФЗ «О статусе члена СФ и статусе члена ГД ФС РФ» от 08.05.1994 (в редакции ФЗ от 16.12.2004);

· ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от 23.06.2003);

· ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» от 26.11.1996 (в редакции ФЗ от 22.06.1998);

· ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003

Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Статья 81 Конституции РФ). Альтернативность выборов признается обязательной в соответствии с законодательством о выборах. 17.03.1991 – Первый референдум (вопрос «Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием»).

Требования к кандидату в Президенты: жизненный опыт (не моложе 35 лет); нет требований к гражданству по рождению, обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности; нет указаний на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет.

ФЗ «О выборах Президента РФ» – порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, организации работы избирательных комиссий.

Назначение выборов ПрезидентаСовет Федерации (СФ). День выборов – Первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Если СФ не назначил выборы, они проводятся ЦИК РФ.

Досрочные выборы – в случае прекращения полномочий до истечения срока (СФ – через 14 дней).

Выдвижение кандидатовизбирательное объединение, избирательный блок, непосредственно избиратели (инициативная группа – не менее 100 человек – обязаны собрать не менее 1 млн. подписей (в 1 субъекте не более 70 тыс.)) + политическая партия + самовыдвижение (инициативная группа не менее 500 человек, необходимо собрать не менее 2 млн. подписей).

Выборы проводятся при наличии не менее 2-х зарегистрированных кандидатов. Они проводятся по единому федеральному избирательному округу (вся территория РФ). Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Ели ни один не избран – повторное голосование (через 21 день) (избранным считается набравший большее число голосов). Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре, если другие выбыли.

Выборы признаются несостоявшимися: если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки; если есть нарушения; если большинство проголосовало против всех кандидатов. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, СФ назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке.

Срок полномочий Президента РФ – 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

Вступление в должность Президента РФ – через 4 года после предыдущего (сейчас это 7 мая). А если будут досрочные выборы, все сместится, то – на 30-й день со дня официального объявления ЦИК о результатах выборов. Принесение присяги народу в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС РФ.

Местопребывания (резиденция) Президента РФ – Москва, Кремль (над зданием – Государственный флаг).

Символы президентской власти: штандарт Президента РФ, Знак Президента РФ.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности. Вступление в должность нового Президента ведет к сложению полномочий Правительства, освобождению от занимаемых должностей лиц, входящих в Администрацию Президента, полномочных представителей Президента в палатах ФС, КС РФ, федеральных округах.

Полномочия Президента РФ.

Говорится в ст.80К-ции и в гл.4, посвященной Пр-ту. Ст.80 определяет, что П.РФ явл-ся главой гос-ва. Это означает, что П.занимает особое место в системе органов гос.вл-ти, не входит непосредственно ни в одну из её ветвей. Но это не означает, что П-ая вл-ть стоит над др.вл-и, зависящими от неё. В Конс-ции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», кот-я способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия П. Осущ-ет в рамках К-ции, в соответствии с ней и фед.законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Рф.

П.сочетает 2 кач-ва: 1. Орган гос-ва (подписывает или отклоняет з-ны, назначает помилования…); 2. Высшее должност. лицо (1.председательствует на заседаниях в Совете безопасности; 2…засед-ях Прав-ва; 3.явл.верховным главнокомандующим; 4.рук-ва госслужбы).

Осн-е ф-ции П.: 1. Явл.гарантом К-ции, прав и свобод чел-ка и гр-на. 2. В уст-ом К-ей порядке П. Принимает меры по охране суверенитета, независ-ти и гос.целостности России. 3. Обеспеч. согласованное функц-е и взаимод-я орг-в гос.власти. 4. Опред. осн.направления внутр. и внеш. пол-ки гос-ва. 5. П.представляет РФ как внутри страны, так и в междун-х отношениях.

5 ограничений П. 1. П.выполняет свои функции только в устан.К-ей порядке. 2. Деят-ть П.ограничена сроком(4года, не более 2-х сроков). 3. Акты П-та имеют подзаконный хар-р. 4. Акты П.м.б.обжалованы в К-м суде. 5. П-т м.б. отрешен от должности.

Полномочия П.

1 группа-(в сфере правового статуса чел-ка и гр-на)

Обеспечение:

-вводит режим ЧП;

-принимает лиц по личным в-сам;

-дает разрешения на выход из граж-ва;

-предост.полит.убежище;

-осущ.помилование;

-присваивает высшие воинские почетные звания;

-награждает орденами и медалями.

2 группа-(связ-е с федеративным устройством гос-ва):

-согласительные процедуры для разреш.разногласий между фед.орг-ми гос.власти и субъектов;

-передает дело на разрешение соответ.суда(при неразрешении спора между федерацией и субъектом)-выступает как арбитр;

-назнач. и отстраняет полномочных представителей субъектов;

-приостанавливает действия актов орг-в исп.власти субъектов:

1.в случае их противоречия фед.К.;

2.в случае нарушения прав и свобод гр.

-распускает парламент субъекта РФ;

-может отстранить высш.долж.лицо субъекта.

3 группа-(в отношении парламента):

-П.необх. участник законодат.процесса, он подпис. законы;

-Имеет право законодат.инициативы;

-право пописания/отклонения закона;

-назначает референдум;

-назнач.выборы в Госдуму,м.распустить.

4 группа-(в отношении с органами исп.вл.):

-формирование прав-ва;

-выдвигает стр-ру Фед.орг-в исп.власти;

-непосредственно П-ту подчиняется ряд рук-ей орг-в исп.вл.(мин-тр юстиции, мин-р ин.дел, чрезвыч.мин-р);

-П.назначает высш.команд-е ВС;

-П.м.отправить Прав-во в отставку.

5 группа-(в отн.орг-в суд.власти):

-П.представляет кандидатуры судей Высш.судов;

-…фед.судей;

-обладает правом запроса в К.суд.

6 группа-(по урегулированию ситуаций):

-введение воен/чрезвыч.положений на тер-и РФ или субъекта.

7 группа-(в воен.сфере):

-П.утверждает воен.доктрину;

-назнач/освобожд.высшее команд-е ВС;

-формир-ет и возгл-ет Совет Безоп-ти.

8 группа-(в области внешней политики):

-непосредственно П-у подчин-ся МИД;

-П.ведет переговоры и подпис-ет междун-е договоры;

-Подписывает ратификац.грамоты;

-вверительн.грамоты от дип.представителей ин.гос-в;

-П.назн/отзыв.дип.представ-ей РФ.

Досрочное прекращение полномочий:

1способ -добровольная отставка. Подписывается указ о передаче полномочий,назначается И.О.-Председатель Правит-ва.(ИО Пр-та использует все полномочия,кроме: 1.Роспуска ГосДумы. 2.Назначения референдума. 3.Внесения предложений о поправках/пересмотре К РФ.

2способ -при стойкой неспособности по состоянию здор. осущ-ять фун-ции П. Процедуры такой нет.

3способ -отрешение от должности.

1)Инициатива 1/3деп-ов ГД(при совершении гос.измены или тяжк.прест-я); 2)После инициативы-комиссия:проект обвинит.закл-я-она б.поддержана 2/3 ГД; 3)Закл. Верх.суда о наличии в действ-х П.признаков состава прест-я; 4)Закл.Конст.суда о соблюдении устан-го порядка выдвижения обвинения; 5)Окончательное решение-Совет Фед-ции.

В З «О гарантиях П-у прекратившему исполнение своих обяз-ей» (по первым 2-м основ-ям): 1.Пожизн.неприкосновенность; 2.Пожизн.денеж.оклад-75% от прежнего; 3.Гос.охрана; 4.Гос.дача; 5.Бесплат.правит-ая связь; 6.Аппарат помощников; 7.Бесплат.мед.помощь ему и членам семьи.

Акты Президента РФ.

 

Правотворческая дея-ть П.реализуется в изданиях указов и распоряжений.

Нормативные акты – указы;

Ненормат. – распоряжения.

Только норм.акты м.б.оспорены в К-ном суде. (В соответствии с постан-ем К-го суда по делу о толковании ч.2 ст.137 К-ции указами П-та осущ-ся вкл-е в ст.65 К-ции новых наименований субъектов РФ.

Акты, явл. подзаконными(не д.противоречить К-ции и ФЗ - ст.90К-ции):

1. В отношении указов П-та в К-ции не предусмотрена их отмена. Соответствие норм-х указов К-ции м.б. установлено только К-ым судом. Ненормативные акты П-та м.б.оспорены в Верховном суде.

2. Указы П.могут восполнять пробелы в прав. регулировании по вопросам, требующим законод-го решения, при условии, что

а) отсутствует соответ-щий ФЗ;

б) такие указы не противоречат К-ции и ФЗ;

в)их действие во вр.ограничено периодом до принятия соответ-их актов законодателем. Данный вывод вытекает из постановления К-го суда РФ от 30.04.96г.по делу о проверке конституционности п.2 Указа П-та РФ от 03.окт.94г. «О мерах по укреплению единой системы исп.власти в РФ» и подтвержден в одном из последующих постановлений К-го суда.

-Указы и распоряж.не нужд-ся в ратификации, действуют прямо, на всей тер-рии РФ.

-Указы П-та подлежат обяз.опубликованию(если не явл.гос.тайной, и если в самом указе не сказано другое), и вступ.в силу через 7 дней после офиц.опублик-я («Рос.газета», Собрании зак-ва РФ и Собрании актов П-та и Прав-ва РФ). Порядок этого опубликования определяется Указом П-та от 23.05.96г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов П-та РФ, Пра-ва РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исп.власти» с послед.изменениями.

Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ. Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.

Начиная с 1993 года в Российской Федерации, в силу значительного отставания законодательного регулирования в сфере экономики, государственного и общественного устройства, сложилась практика принятия Президентом РФ нормативных указов, выполняющих функции федеральных законов. Однако необходимо отметить, что издаваемые Президентом РФ указы в законодательной сфере носят временный характер и утрачивают юридическую силу по мере принятия законодательным органом федеральных законов. * При этом указы Президента РФ, принятые по конкретным вопросам (сферам), не становятся автоматически предметом рассмотрения парламента с целью их одобрения в дальнейшем в качестве федеральных законов. Влиять на законодательную деятельность Федерального Собрания Президент РФ может лишь путем внесения соответствующего проекта в качестве реализации права законодательной инициативы, предоставленной ему ст. 104 Конституции РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.027 с.)