Евразийской патентной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евразийской патентной системы



 

Статьей 1 Конвенции предусматривается создание Евразийской патентной системы, которая представляет собой межгосударственную систему охраны изобретений на основе выдачи единого патента, действующего на территории всех государств-участников Конвенции.

Следовательно, Евразийская патентная система носит наднациональный характер. Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В п.(1) Статьи 1 Конвенции предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений.

Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений Конвенции в компетенцию Евразийской патентной организации.

2.1. Евразийская патентная организация - общие положения

Природу, цели и задачи, тенденции развития Евразийской патентной системы невозможно понять без рассмотрения ее организационной структуры.

Декларируя стремление государств-участников Конвенции создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Конвенция представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и договор о региональном патенте в соответствии со статьей 45(1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.

Следовательно, Евразийская патентная организация - региональная международная организация, основной деятельностью которой является выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также п.(5) статьи 2 Конвенции, согласно которой Организация является межправительственной организацией.

Данные обстоятельства означают, что Организация по своей природе является субъектом международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Основное из них - это ее международная правосубъектность, то есть возможность участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного права. При этом Организация, как и другие международные организации, является коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности - это права и обязанности государств-участников, взятых вместе в совокупности.

Как известно, международную организацию как субъекта международного права характеризуют три основных признака: договорная основа организации, то есть наличие международного договора государств о создании организации; наличие постоянных органов; соответствие условий создания и деятельности организации нормам общего международного права. Все вышеуказанные признаки учтены при создании Евразийской патентной организации и подтверждаются ее нормативными актами.

Очевидно, что свое предназначение быть коллективным органом государств-участников Организация может успешно выполнять лишь при условии, что она будет наделена соответствующими правами и обязанностями в сфере международных отношений.

Согласно п.(5) статьи 2 Конвенции Организация имеет статус юридического лица. В каждом Договаривающемся государстве Организация обладает правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде.

При этом следует отметить, что Организация не является юридическим лицом государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного государства-члена. Это особое юридическое лицо, имеющее международно-правовой характер, возникшее в результате согласования волеизъявлений государств-членов Организации.

Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира, и не работает под контролем соответствующих властей государства. Это связано с тем, чтобы международная организация ни в коем случае не попала в зависимость от одного или группы государств-членов.

В этих целях между государством, где располагаются органы международной организации, и международной организацией заключается договор, по которому принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач и целей.

Так, в п.(7) статьи 2 Конвенции указано, что Организация, полномочные представители государств-членов и их заместители и другие лица, привлекаемые для решения задач Организации, обладают на территории каждого из этих государств соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются таким государством любой другой международной организации и ее служащим. Кроме того, на территории Российской Федерации вышеуказанные права, привилегии и иммунитеты регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации, заключаемым Организацией с Правительством Российской Федерации. Сказанное означает, что представляемый для Организации в этом нормативном акте уровень прав, привилегий и иммунитетов должен быть не ниже аналогичного уровня, предоставляемого Российской Федерацией любой другой международной организации, расположенной на ее территории, например, Межгосударственному экономическому комитету Экономического Союза.

Как известно, правосубъектность международных организаций проявляется не только в их привилегиях и иммунитетах, но и в их праве заключать международные договоры (соглашения) как с государствами-членами Организации (например, соглашение о штаб-квартире) или иными государствами, так и с другими международными организациями.

Так, в соответствии с п.(4) статьи 3 Конвенции право на участие Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в заседаниях Административного совета Организации вытекает из соглашения, заключаемого между Организаций и ВОИС.

Согласно статье 21 Конвенции могут заключаться соглашения о проведении патентных поисков по евразийским заявкам с компетентными национальными или региональными ведомствами.

Подобные соглашения могут касаться и иных областей, например, соглашения о публикации евразийских заявок или евразийских патентов. При этом такие соглашения могут носить не только характер международных межведомственных соглашений, но и гражданско-правовых сделок с конкретными юридическими лицами национального права.

Договорная правоспособность Организации проявляется путем ее участия в международном правотворчестве, то есть в создании норм международного права.

Следует особо отметить, что международное правотворчество Организации подразделяется на внешнее (заключение международных договоров и соглашений) и внутреннее (принятие нормативных актов, регулирующих деятельность Организации).

Еще один вопрос общего характера, которой также целесообразно обсудить - это вопрос о возможном и допустимом круге государств-участников Конвенции. Иными словами, носит ли она открытый характер или она ограничена участием государств-участников СНГ.

На это статья 26 Конвенции дает однозначный ответ: членство в настоящей Конвенции открыто для любого государства-члена Организации Объединенных Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации.

Вместе с тем, учитывая запись в преамбуле Конвенции о том, что Организация является региональной международной организацией, следует признать, что членство в Конвенции ограничено государствами, расположенными в Европе и Азии.

Данный вывод подтверждается также материалами второго (первого очередного) заседания Административного совета (30 ноября-1 декабря 1995 г.), где указано, что Евразийская патентная организация является открытой международной (межправительственной) организацией и по своему статусу не входит в систему организаций СНГ.

Особо следует остановиться на положениях, касающихся финансирования расходов Организации. Согласно статье 5 Конвенции Организация является самофинансируемой в том смысле, что ее расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых ею доходов. При этом никакое государство-член не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию.

Единственно возможной помощью в случае недостатка финансовых средств Организации для ее деятельности, являются авансы, предоставляемые в каждом отдельном случае на основе специальных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации.

Расходы Организации покрываются путем поступлений от пошлин и платежей за услуги Евразийского ведомства, а также поступлений от ее издательской деятельности, даров, завещанных средств и субсидий, передаваемых Организации, а также ренты, процентов и различных других ее доходов.

Несмотря на довольно приличный перечень источников доходов Организации, реальными из них являются поступления от пошлин и платежей за услуги, ею предоставляемые.

Важно уяснить вопрос о том, что вся деятельность, связанная с вышеуказанными источниками доходов Организации, не является предпринимательской, поскольку цели и задачи Организации далеки от извлечения прибыли.

Данный вывод подтверждается, кроме того, положением п.(3) статьи 5 Конвенции, согласно которому превышение доходной части бюджета (весьма гипотетическое) над расходной используется для развития Евразийского ведомства.

Более детальные положения о бюджете организации (структура, представление и принятие бюджета, его исполнение) закреплены в Финансовой инструкции к Евразийской патентной конвенции. В этой Инструкции предусмотрены также нормы относительно бухгалтерского учета и отчетности.

Местонахождение Организации определено в городе Москве (Российская Федерация).

Официальным языком Организации является русский язык.

Административный совет

Одним из органов Евразийской патентной организации является Административный совет. Это своего рода представительный орган, в котором участвует каждое государство-член Организации.

Его общая задача - контроль за деятельностью Евразийского патентного ведомства.

В компетенцию Административного совета согласно статьи 3(3) Конвенции входит:

- утверждение своих Правил процедуры;

- избрание своего Председателя на возобновляемый двухлетний срок;

- назначение Президента Евразийского ведомства на возобновляемый шестилетний срок;

- дача рекомендации Президенту Евразийского ведомства в отношении назначения вице-президентов;

- одобрение соглашения о штаб-квартире Организации;

- одобрение соглашений, заключаемых Организацией с государствами и международными организациями;

- утверждение большинством в две трети голосов Патентной, Финансовой и Административной инструкций;

- принятие большинством в две трети голосов годового бюджета, рассмотрение годового отчета и одобрение годовых счетов Организации;

- осуществление иных действий.

Упомянутый выше довольно объемный перечень полномочий Административного совета не является исчерпывающим. Он дополнен правилом 5 Административной инструкции к Евразийской патентной конвенции, согласно которому Административный совет правомочен принимать и изменять Положение о пошлинах Евразийской патентной организации, Правила процедуры Административного совета, а также другие документы.

Государства-участники представлены в Административном совете полномочным представителем и его заместителем, которые могут привлекать к себе в помощь референтов и экспертов.

Каждое государство-участник имеет в Административном совете один голос. При этом кворум составляет две трети от числа этих государств.

Решения в Административном совете принимаются на основе консенсуса, а при отсутствии консенсуса - простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей государств-участников за исключением тех случаев, когда в Конвенции предусматривается единогласие или большинство в две трети голосов.

Не считаются участвующими в голосовании те полномочные представители государств-участников, которые воздерживаются от голосования.

Заседания Административного совета подразделяются на очередные и внеочередные. Очередное заседание созывается в каждом календарном году, а внеочередные - по инициативе не менее трех государств-участников, Председателя Административного совета или Президента Евразийского патентного ведомства. При этом заседания созываются Президентом Евразийского ведомства.

В работе заседаний Административного совета принимают участие с правом совещательного голоса представители ВОИС, а также по приглашению Организации представители других международных организаций или государств (в качестве наблюдателей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.019 с.)