Литературный авангард XXв. Проблемы и имена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературный авангард XXв. Проблемы и имена



Аванга́рд — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIXи XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Разрыв с основной традицией.

Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации.

Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.

К ярким представителям авангардного искусства можно отнести:

§ экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев;

§ футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский.

Свойственен некий общий пафос течения.

Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы вышли на арену литер жизни с эпотажем, с пощечиной общественному вкусу, они отмели всю предшествующую культуру, а также всех предшественников. Для Ф хар-но исключительное внимание к форме, вызывающе эпотажный отказ от содержания, увеличение словаря в его объеме броизводными и произвольными словами (слова, лишенные смысла). Слвлновшество и словотв-во.Эти течения начинают появл в оч большом кол-ве до 28-29гг. Рус футуризм был оч разнороден, много групп: кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

В. Хлебников – поэт, кот пытался сформировать нов язык и показать, что в слове есть особ энергия и что она, высвобождаясь, поражает читателя. Ст-е «Заклятие смехом» (игарет однокоренн словами, находит такие суффиксы, кот вызывают у нас смех. Хл был заинтересован внутренними механизмами рус языка.

Игорь северянин (эгофутуризм) – мыслил себя исключительным, создал особого рода игровую вселенную, которую обозначил как «грезофарс». Создает уникальнейшее пр-во, кот отличается экзотичностью, создает мир полусвета – пародия на подлинную красоту. Свои стихи называет поэзами (он их поет), изысканные названия. Ст-е «Кензели». Он изобретает огромное кол-во неологизмов и окказионализмов, кот не добавляют значимого смысла, но прибавляют манерности и приторности.

Маяковский – поставил авангардную поэзию («Нате», «Вам», «Ничего не понимают»).

Заболоцкий – нарочитое невнимание к форме (Столбцы).

Пригов, Жданов, Парщиков, Е. Шварц и др.

Даниил Хармс – повесть «Старуха» (сюжета нет, одна фабула).

Проблемы авангарда: проблема в соотношении классического и современного; пр-ма автор в произведении (какое ему место занимать); пр-ма разрушение или преобразование известных схем практик.; постоянная игра с текстом, постоянный эксперимент текстов; изучение пределов художественности.

 

47. Жанр рассказа в русской прозе 20 в. В послевоенное время в основн создавались монументальные пр-я. Писали большие романы. Рассказ приходит в 60 г – тенденция внимания к человеку, его жизни. Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Рас — это небольшое по объёму пр-е, содержащее малое кол-во действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее 1 сюжетную линию. Изображено 1 событие, кот связано со всем. В.Шукшин. Называли автор деревенщиком. Казалось, что это так. Ш выходит за пределы социальной проблематики – появляется психологическа я проблематика. Противопоставление города и деревни.

Рассказ «Как помирал старик» - гл герой смертельно занемог, размышлял о смысле жизни. Предчувствуется при этом что-то загадочное.

Многие герои Ш таят в себе загадку. Сами это чувствуют. Пытаются себя проявить, чтобы узнать свой хар-ер. Неясное томление героя => непредсказуемые поступки. Рас «Чудик» - герой, кот неоживанно для себя совершает станные поступки. Например, разукрашивает коляску в гостях у родственника. Жена родственника обижается на него. Экспозиция в финале. «Звали его - Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Рас «Мастер» - гл герой Семка Рысь, обнаруживает заброшенную церковь, исследует ее. Понимает замысел архитектора. Мысль о восстановлении, но в этом нет смысла. Герой разочаровывается и даже обходит церковь стороной. Герой пыт совершить бесполезный поступок.

Рас «Крепкий мужик» - герой разрушает церковь на тракторе. Он думает, что его будут вспоминать за это.

Шукшин: противопоставление деревни (символич заколдованное пр-во, где настороженно относятся к чужому) городу. Гл герой – как правило – парень, кот уходит из деревни. Шукшин – мастер рассказа. Часто его рассказы наз «анекдотами», т.е. история, кот строится на перевертывании ситуации. Счастье – горе. Уверенность – неуверенность. В середине – центральное событие, кот переворачивает ситуацию!!!

Герой Ш – самобыт. человек из народа, кот оч искренне и глубоко чувствует, следует здравому смыслу в поступках. Здрав. смысл ч-ка из народа вступает в конфликт с нормами в общ-ве. Изначально ч-к из народа – чудак → чудик. Автор начин. сомневаться в истинности норм и начин. раздумывать. Текст – процесс раздумий, в кот. втягив-ся читатель. Взросл-е автора и углубл. образа героя. Герой Ш. на точке распутья. Он знает, как не хочет жить, но не знает, как нужно. В чем смысл жизни. У Ш. – повест-е диалог, как проц. размышл-я. Диалог с кем-то, с самим собой. Такова жизнь – это нормально. Атмосфера постоянной думы героя как процесса пост. Поиска. Каждый герой Ш. ищет праздника, но для души. Но как его устроить? Пост. неудовлетвор-ть, герой осознает, что есть душа, кот. подним-ся над обыденным, но ч-к не подн-ся до духовного уровня, не осознавая, что нужно душе. Чудик, кот. ищет веселья для души. Но там – трагедия, разлад с собой и обществом, т.к. оно удовл-но матер-нвм и посведнев-м. Поиск идеальн. мира, но в этих поисках может предлож. суррогаты и иллюзии. Разрыв с общ-вом и с самим собой → диалектика, хар-ер их карнав-го единства (объед-е прекрас. и безобраз., верх и низ) → сама жизнь. У Ш. недостижимым, но идеальн. явл. образ покоя – внутр. лад, душевн. гармония, ясность. Он дается тому, кто разгадал эту жизнь. Но покой оказ-ся непостижим, приблиз. к нему мож. чел-к, трепетно относящ. к жизни и своей душе. Жизнь ч-ка вписана в простор и всеохватность жизни. Беспр-ть и бесконечность упорядоч-ся образами пределов: рождение – смерть; старик – ребенок; бабка – внук. Образ матери – архетип, символ земной божьей матери. В поздних рассказах углублялся конфликт человека с сов. обществом.

ДУРОВ.КОМ (в переработке) Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель. Ш. родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине, Ш. научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творч. пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему соц. положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Колыбелью, с которой началась творч. жизнь Ш., кот. дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начала многих историч. явлений и процессов Ш. видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Ш., заставила взяться за перо. Неизгладимый след на творчестве Ш. оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творч-ве Ш., в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 - 70х годов - послевоенного тридцатилетия.

Герой Ш. оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. В его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”).

Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись...”) и т.д. и т.п. В таких ситуациях герои Ш. могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева (“Обида”), “несгибаемая” тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Ш. не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И... схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин (“Кляуза”). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго... Ш. не идеализирует своих странных, непутевых героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. Шукшинский герой, сталкиваясь с “узколобым гориллой”, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту. И все чаще, столкновения героев Ш. становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, “шутейным”, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения. Сюжетные ситуации рассказов Ш. остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”). Писал ли Ш жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов - реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? В чем суть его бытия на Земле?

Исследование рус. национ. хар-ра, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами 20в., составляет сильную сторону творч-ва Ш. Земля - поэтически многозначительный образ в искусстве Ш.: дом родной, пашня, степь, Родина, мать - сыра земля... Народно - образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли - Родины становятся центром тяготения всего содержания тв-ва Ш: основных коллизий, художеств. концепций, нравственно – эстетич. идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в тв-ве Ш вполне закономерно. Его мировосприятие, жизнен. опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу. В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Ш заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности - в традициях рус. лит-ры. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы сплошное авторское слово. Интервью - обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни. Искусство должно учить добру. Ш в способности чистого человеч. сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, - говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

 

 

48. А.Солженицын: судьба, творчество, идеи. (1918-2008). Родился в Кисловодске в семье русского православного крестьянина и дочери хозяина богатейшей на Кубани экономии. Отец погиб до рождения сына (изображён под именем Сани Лаженицына в эпопее «Красное колесо»). В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал «большой роман о революции» 1917 года. Перед войной с отличием заканчивает физико-математический факультет Ростовского ун-та, в 1941 мобилизован. Боевой путь в действующей армии – от Орла до Восточной Пруссии (от лейтенанта до капитана). На фронте С стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом ругательно высказывался о «Пахане», хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления так называемых «ленинских» норм.

В февраля 1945г. С был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Лубянскую тюрьму. Приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. В 1950 отправлен на общие работы в августе был направлен в Степлаг — особый лагерь в Экибастузе. Почти треть своего тюремно-лагерного срока — с августа 1950 по февраль 1953 года — Александр Исаевич отбыл на севере Казахстана. Позднее лагерная жизнь получит литературное воплощение в расе «Один день Ивана Денисовича».В 1952 узнает о страшном диагнозе, в феврале 1953 г. освобожден и отправлен в ссылку на поселение «навечно» (Джамбульская область, южный Казахстан), где работал учителем математики и физики в школе. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955. Время смерти Сталина совпало с обращением его к Богу и с чудесным исцелением. В 1956 г. Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления». 1962 – «Один день Ивана Денисовича» в №11 «Нового мира», союзная и мировая слава. Солженицын сразу же был принят в Союз писателей СССР. 1963 - «Матрёнин двор» в «Новом мире» (№ 1, 1963).

В рассказе «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича» показаны герой и антигерой. Простой человек – Матрена-праведник, ее характер задан. «Матрёнин двор» - это пострашнее «Ивана Денисовича». Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги» (А. Ахматова).

«Один день Ивана Денисовича». Традиция лагерной лит-ры. Шухов – крестьянин, житель деревни, как Матрена. Рассказ построен на экскурсия на зону. Эпизод постройки кирпичной стены. Ив Ден забывает, что он – зэк. Понимает, что до него эту стену строил человек (не для себя). Он, по сути, строит очередной барак, возводит стены ГУЛАГа. Ив Ден – зэк, его характер неоднозначен. Ключевая проблема – как человеку остаться человеком. И Ден не опустился, но его система ценностей сдвинута. Время у заключенных знает начальство. С 1 стороны – смирение, а с другой стороны – абсурд, выпадение из времени. И.Д. Шухов попал туда зря, но он смиряется. Труд – это очевидная ценность в мире, а в лагере она выглядит как абсурд, антинорма, т.к. И.Д. строит свою собственную тюрьму и испытывает от этого удовлетворение. Энтузиазм оказался трагифарсом, смирение – абсурдом. И.Д. начинает мерить людей лагерными мерками: кто как ест, заправляет постель. Эти детали становятся точкой измерения человечности. Учет абсолютно прекрасных героев. Наивность Алешки – баптиста ущербна, поэтому он гибнет. И.Д. тоже ущербен, он не дорастает до веры, которая представляет ценность, но он наблюдателен, проницателен, смекалист. В конце контраст – он говорит, что день был счастливый и таких три тысячи.

В это же время он создает пьесы «Олень и шалашовка», «Свет, который в тебе», мемуары «Бодался теленок с дубом». В 1965 году собирает материалы о крестьянском восстании в Тамбовской области (определяется название романа-эпопеи о русской революции — «Красное колесо»), начал первую и пятую части «Архипелага». В 1965 г. КГБ провёл обыск на квартире друга Солженицына В. Л. Теуша, у которого Солженицын хранил часть своего архива. Изъяты рукописи стихов, «В круге первом», «Крохоток», пьес «Республика труда» и «Пир победителей». В 1966 году стал распространять в самиздате свои романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В феврале 1967 года тайно закончил художественно-историческое исследование «Архипелаг ГУЛАГ». В 1970 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1973 г было объявлено о выходе в свет 1 тома «Архипелага ГУЛАГа». Энциклопедичность. Мир, чтобы помнили его таким. Как арестовывали, как пытали. Получилось двойственное пр-е: памятник + исследование. В сов СМИ началась массированная кампания очернения С-на как предателя родины. Вопрос был вынесен на ЦК КПСС. 12 февраля 1974г. С был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства, он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте). В 1976 г. с семьёй переехал в США и поселился в штате Вермонт, где вернулся к работе над «Красным Колесом». Узловые события. 1,2,3 дня… исследовал 1 мир войны и 2х революций. Док-ты в большинстве ложны, фиктивны. Важны воспоминания, очевидцы, архивные данные. Энциклопедическая задача. Черта – С дотошен в деталях, укрупнен и сосредоточен.

С оказался одновременно неугоден и советским властям и эмигрантам («любит защищать Николая I», «сублимирует недостаток знаний в пророческое всеведение»).

18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована его статья «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения». В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в этом же году он получает Госпермию за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1994г. по приглашению Бориса Ельцина он возвращается на родину.

Идеи. Ему важно восстановить реальность, о чем бы он не писал.Художник-пророк, мыслитель, идеолог, историософ, подвижник. Проблемы, поднимаемые им: судьба России и судьба европейской цивилизации, предназначение человека в мире, феномен Ленина, трагедия и вина русской интеллигенции, вера и безверие. Два узла размышлений писателя: Россия ГУЛАГа (нация зэков). 1950-1960-е г.г. и Концепция русской национальной судьбы (русская нация). 1970-1990-е г.г. «Мировая разделительная линия добра и зла проходит не между странами, партиями или классами. Она пересекает сердце каждого человека, но и тут не прорублена канавкою навсегда, а со временем и с поступками человека – колеблется». Призыв начать с себя. «Люди забыли Бога». «Красное колесо» - историческая эпопея, осмысление русской революции. «Русский народ изначально силен своей верой, трудолюбием и добротой. Народ обессилел, во многом потерял сопротивление Злу, отсюда и страдальческая судьба России, и страдальческая суть русской нации». Разочаровавшись в марксизме, поверил в Бога и склонился к православно-патриотическим идеям – 1) полное отрицание коммунистической идеологии, роспуск СССР; 2) создание славянского государства на территории России, Белоруссии и части Украины; 3) установление в новом государстве авторитарного строя с постепенным переходом к демократии; 4) направление ресурсов будущей России на духовное, нравственное и религиозное развитие народа. В 1973 г. он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», в котором изложил свои тезисы по этому вопросу.

С больше прозаик и публицист. Создает образ. Важнее событие, а не то, что чел почувствовал! Энциклопедичность!!!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.024 с.)