Формирование элементарных математических представлений 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование элементарных математических представлений



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На первом году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о ко­личественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период пе­ред воспитателем стоит задача - учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), пере­двигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда-сюда), нанизы­вать, накладывать один предмет на другой и т. п.

В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию мате­матических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприят­ные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как «много - один», «один - много», «много - мало», «мало - много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомле­нию с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математиче­ским содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6-8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.

Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступ­ность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:

• приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;

• привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по состав­лению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, по­ощрять их речевую активность;

• побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем
(о количестве, величине, форме, цвете предметов).

Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно соз­дать условия для развития восприятия и речи.

В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предме­тов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много -один», «один - много», «много - мало», «мало - много».

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Впервые в программу включен образовательный материал по развитию элементарных мате­матических представлений у детей третьего года жизни (первая младшая группа). Для детей этого возраста программа (соответственно и методические рекомендации) включает только че­тыре раздела: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве».

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

Количество

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количе­ство предметов: много - один (один - много), много - мало (мало - много).


Величина

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначении большой (дом) - маленький (домик), большая (матрешка) - маленькая (матрешечка), i (мяч) - маленький (мяч) и т. д.

Форма

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего npoci (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальню, игровую, туг и другие комнаты.

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

К концу года ребенок первой младшей группы может:

• активно участвовать в образовании групп из однородных предметов;

• различать много предметов и один предмет;

• различать большие и маленькие предметы, называть их размер;

• узнавать шар и куб;

• знать расположение и назначение основных помещений группы, «где мы играем,; емся, спим, раздеваемся и одеваемся на прогулку»;

• показывать на себе, где находится голова (и то, что находится на голове), ноги, лицо, руки


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Время проведения Тема и цель занятия 1-й недели Тема и цель занятия 2-й недели Тема и цель занятия 3-й недели Тема и цель занятия 4-й недели
         
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Октябрь Тема Ориентировка в здании детского сада
Цель Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений; групповой комнатой; размещением иг­рушек и предметов обихода. Учить указывать и называть места их расположения, места хранения личных вещей; употреблять речевые конструкции «Мы играем здесь - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек»
Ноябрь Тема Ориентировка на групповом участке
Игровая деятельность: «Догони мяч», «Добежим до флажка», «Достанем игрушку», «Поезд», «Прятки», «Птички летают»
Цель Учить узнавать свой групповой участок, знакомить с расположением игрового оборудования. Знакомить с речевыми конструкциями: «Это наш участок, здесь мы гуляем, играем», «Здесь песочница, где можно поиграть с песком», «Тут качели, на которых мы качаемся», «Вот беседка: в ней можно посидеть на скамейке, отдохнуть, спрятаться от дождя, а вот там - клумба с цветами. Цветы красивые. Мы любуемся ими, бережем их. Там мы не бегаем, цветы не топчем». Побуждать к тому, чтобы дети повторяли за воспитателем и использовали в речи некоторые слова
Декабрь Тема Развитие ориентировки в частях собственного тела
Игровая деятельность: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем...», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и т. д.
Цель Развивать дифференцированное восприятие отдельных частей тела; их пространственное расположение. Учить: - показывать на себе, где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице - глаза, уши, рот, губы, нос. - объяснять, что мы делаем глазами, ушами и т. д. («Мы умываемся, моем лицо и руки, причесываемся здесь - в умывальной комнате; здесь - в спальне - спим; здесь - в раздевальной комнате - раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку»)
  Цель Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Закреплять знанияиуме-ния, полученные при знаком­стве с темой «Ориентировка в пространстве» Закреплять знания и уме­ния полученные при знаком­стве с темой «Ориентировка в пространстве» 1 Учить: - рассматривать однородную группу игрушек; - называть их; -отвечать на вопрос: «Как много мишек, зайчиков?» и т. д. Учить: - создавать однородную груп­ пу предметов, путем добавле­ ния предметов к предмету; - называть количество (много); - акцентировать внимание на количестве; - отвечать на вопрос: «Сколько у нас кубиков?»

Продолжение табл.

 

 

 

 

         
Февраль Цель Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Закреплять понятие «много». Учить совершать игровые действия с группой из одно­родных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала) Закреплять умение отве­чать на вопрос сколько?, со­вершая игровые действия с группой из однородных пред­метов Учить: - создавать группы предме­ тов, объединенных характер­ ным признаком (по цвету); - отвечать на вопросы. Сколько у нас флажков? (Много.) - Какие они? (Красные.) Знакомить с красным и си­ ним цветами. Различать флажки красно­го и синего цветов Познакомить с желтым и зеленым цветом; учить срав­нивать количество зеленых и желтых флажков. Учить строить речевые кон­струкции типа: «В вазе много желтых флажков, а в коробке -много зеленых флажков»; «Желтых флажков много и зе­леных тоже много»
  Цель Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

 

Упражнять в умении отве­чать на вопрос сколько?, рас­сматривая группы того или иного вида, отличающиеся по цвету Познакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить строить конструкции: «На пальто много больших пу­говиц», «На платье много ма­леньких пуговиц» Развивать умение отвечать на вопросы: - Сколько кукол пьет чай? - Сколько зайцев пляшет? - Сколько матрешек гуляет? (Много.) Знакомить с понятиями «много», «один». Учить сравнивать группы предметов с одним предметом Апрель Цель Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4

 

 

Закреплять понятия «мно­го - один», «один - много» в игровой деятельности {игра «Один и много»). Учить: - отвечать на вопросы: - Сколько у тебя цветов? (Один.) - Сколько их осталось в вазе? (Много.); - понимать речевую конст­ рукцию: «У каждого из вас - один цветок, а в вазе — много Учить: - различать понятия «один» и «много»; - создавать группу одних предметов из множества раз­ личных. Упражнять в умении выде­лять один предмет из группы и объединять отдельные пред­меты в группу Ввести понятия «много-мало», «мало - много». Учить создавать большие и меньшие группы предметов и обозначать их количество словами Закреплять умения: -сравнивать неравные группы предметов; - строить речевую конструк­ цию типа: «На столе много зайчиков, а в коробке - мало». Учить: - различать группы предметов и называть их; - создавать неравные группы предметов: «много кубиков - мало кубиков»

—л

Окончание табл.

 

 

 

 

 

 

         
    Игровая деятельность: «Расскажи про наши игрушки», «Сколько спряталось игрушек?», «Сколько мы нашли игрушек?», «Что в мешочке?», «Кому сколько нужно?», «Спрячем шарики в ладошки»
Май Величина и форма
Цель Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Игровая деятельность: «Шароброс», «Кто найдет такое же?», «Что ты достал?», «Что в мешочке?»
Упражнять в умениях: - отвечать на вопрос сколько?; - определять количество предметов (один - много - мало); - называть предметы (много уточек (рыбок, собак) - одна уточка (рыбка, собака) - мно­ го кукол (машин, зайчиков) - мало кукол (машин, зайчиков) Знакомить с понятиями «большой», «маленький». Учить создавать речевые конструкции: «большой боти­нок взрослого», «маленький ботинок ребенка», «большая кукла», «маленькая кукла» Учить различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждать различать их и правильно называть Учить: - отвечать на вопросы: «Что создано из наших деталей?», «Какого они цвета?», «Какого они размера?»; - создавать речевые конструк­ ции: «Большой стол построим для большого Мишки из боль­ ших кирпичиков», «Маленький стул построим маленькому Мишутке из маленьких кирпи­ чиков»

* *


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительная деятельность, включающая рисование и лепку, имеет большое значена для всестороннего развития дошкольников.

Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста я ляются рисование и лепка.

В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно по лепка

К концу года дети первой младшей группы могут:

• знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;

• различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;

• радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено;

• знать, что из глины можно лепить, что она мягкая;

• работать с глиной: раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кисто рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соедини концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предмет аккуратно пользоваться глиной.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию тем ческого мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится польз) ваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, стрм схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, mi тематического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных матери лов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр. \

Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развита у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивой умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, труд любие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радой окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенга

Основными задачами программы по данному разделу являются: формирование у дошкш ников познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятели! сти; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Ожидаемые результаты к концу года:

• У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, эксперимент рования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материм (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные), конструктивна свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый); дли! ная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).

• Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называй некоторые из них.

• Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморастш жение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их щ мещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).

• Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).

• Дети начинают проявлять интерес к плоскостному конструированию (накладывают вырк занные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу восга тателя, по словесной конструкции).

 

• Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления дета об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприя i ию

• Дети пытаются конструировать самостоятельно.

• Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышл ни конструктивные умения детей.

• В процессе конструирования и по окончании формируется сюжетно-отобразительная тл

• Развивается речевое и игровое общение детей. I

• Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают ^ рушки).


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Предмет Тема и цель занятия 1-й недели Тема и цель занятия 2-й недели Тема и цель занятия 3-й недели Тема и цель занятий 4-й недели
         
СЕНТЯБРЬ
Рисование Тема Наши помощники - карандаш и кисточка По ровненькой дорожке
Цель Познакомить с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом; со свойствами краски Учить: - рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге; - выполнять движения в соответствии с ритмом музыки
Лепка Тема Что такое пластилин? Заборчик для петушка
Цель Познакомить с пластилином, его свойствами и правилами работы с материалом Учить: - складывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства мате­ риала; - выполнять подражательные движения в соответствии с музы­ кальным ритмом
Конструиро­вание Тема Башня Башня
Цель Закреплять умения накладывать детали, наращивая построй­ку в высоту (4-5 деталей); подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Развивать речевую активность Учить строить две башенки разного цвета и высоты, укра­шать их призмами такого же цвета, как и башенки
ОКТЯБРЬ
Рисование Тема «Дождик, дождик, пуще...» «Листья желтые...»
Цель Учить наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопро­вождение. Познакомить с синим цветом Учить: - рисовать листья, примакивая кисточку к листку; - правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть
Лепка Тема «Дождик, дождик, кап-кап-кап...», «Вышла курочка гулять...»
Цель Учить: - отщипывать кусочки пластилина от целого; - располагать их на листе бумаги. Знакомить с синим цветом Учить отщипывать кусочки пластилина от целого. Закреплять умение реагировать на сигнал в подвижной игре. Знакомить с синим цветом
           

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

 

  2 3 4 5
Конструирова­ние Тема Башенка Дорожка
Цель Закреплять умение строить башню. Учить строить из кубиков различной величины (большой, ма­ленький) Учить правильно пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику, кладя их на широкую по­верхность
НОЯБРЬ
Рисование Тема Снег идет «Сшили Тане сарафан»
Цель Познакомить с материалом - ватой. Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Формировать умение ритмично выполнять движения под музыку Учить располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета
Лепка Тема «Сорока-сорока» Бусы
Цель Закреплять умения отщипывать кусочки от целого куска пластилина. Формировать умение выполнять смену действий по музы­кальному сигналу Обучать умению формировать из отщипываемых кусочков пластилина комочки, скатывая пластилин в шарик. Закреплять знание основных цветов, выкладывания
Конструиро­вание Тема Дорожки Ворота для гаража
Цель Закреплять понятия «широкие», «узкие», «длинные», «ко­роткие». Побуждать создавать разнообразные дорожки Обучать: - умению строить по образцу; - оценивать свою работу и товарища; - играть с постройками
ДЕКАБРЬ
Рисование Тема «В лесу родилась елочка» «Маленькая елочка в гости к нам пришла»
Цель Обучать умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета Обучать умению располагать фонарики определенного цве­та, используя дидактическую игру «Укрась елочку». Закреплять умение рисовать пальцами, используя разные цвета

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

         
Лепка Тема «Сидит белка на тележке...» Чудесные карандашики
Цель Закреплять умение формировать из пластилина округлые комочки. Формировать умение выполнять ритмические движения Продолжить знакомить с материалом. Упражнять в лепке приемом раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить
Конструиро­вание Тема Горка Детский городок
Цель Учить: - последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия; - ровно прикладывать детали; - находить сходство с предметами Учить: - последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия; - ровно прикладывать детали; - находить сходство с предметами
ЯНВАРЬ
Рисование Тема Идет снег Разноцветные колеса Снежные комочки
Цель Продолжать: - учить правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; - изображать снежинки, прикладывая всем ворсом к бумаге; - учить узнавать и правильно называть белый цвет Продолжать учить рисо­вать кистью предметы круглой формы. Упражнять в умении про­мывать кисть. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов Закреплять умение рисовать предмет круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выхо­дя за контур. Повторять изображение, заполняя свободное пространство листа
Лепка Тема Орешки Лепка по замыслу «В гости к нам пришли разноцветные карандаши» Колечки
Цель Закреплять знание о фор­ме разных предметов. Упражнять в лепке пред­метов круглой формы прие­мом раскатывания глины кру­гообразными движениями Учить самостоятельно на­мечать тему лепки, доводить задуманное до конца. Воспитывать умение ра­доваться своим работам. Учить правильно пользо­ваться глиной, лепить на дос­ке, не разбрасывать материал Продолжать знакомить с материалом, упражнять в приеме раскатывания глины прямыми движениями. Развивать желание лепить Учить: - лепить из пластилина свер­ тывая полоску в кольцо; - соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Развивать образное вос­ приятие

 

 

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

 

  2 | 3 4 I 5
Конструи­рование Тема Заборчик Заборчик с воротами
Цель Учить: - ставить кирпичик вертикально на узкую поверхность плотно друг к другу; - строить по готовому образцу Закреплять умение строить заборчик. Учить строить по своему замыслу. Закреплять понятие «высокий- низкий»
ФЕВРАЛЬ
Рисование Тема Цветные мячики Идет дождь Огоньки в окнах дома
Цель Учить рисовать предмет круглой формы; называть то, что нарисовали Учить: - рисовать короткие штрихи и линии; - правильно держать карандаш; - видеть образ явления. Развивать желание рисовать Учить: - наносить яркие мазки, пятнышки в окошки домов; - аккуратно пользоваться красками. Закреплять умение пользоваться красками, кистью
Лепка Тема Палочки Шарики Колобок Лепка по замыслу
Цель Учить отщипывать неболь­шие комочки глины, раскаты­вать их между ладонями пря­мыми движениями Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движе­ниями Закреплять: - умение раскатывать глину между ладонями круговыми движениями; - отщипывать небольшие ко­ мочки; - аккуратно класть готовые изделия на дощечку Учить самостоятельно рабо­тать с пластилином, доводить начатое до конца. Воспитывать умение ра­доваться готовому изделию
Конструи­рование Тема Постройка дома Постройка домика с окошками
Цель Упражнять в умении делать перекрытие с использованием нового элемента - треугольной призмы; Научить строить домик и играть с ним, используя сюжетные фигурки Закреплять умение строить по образцу. Учить строить по своему замыслу. Обогащать словарный запас. Учить разбирать постройки и убирать детали на место
МАРТ
Рисование Тема Разноцветные колечки Разноцветные ворота Салют Колечки
Цель Продолжать учить: - рисовать слитные линии кру­ говыми движениями; - правильно держать карандаш; - рассматривать работу Учить проводить Дугообраз­ные линии, узнавать очертания, называть их. Закреплять умение пра­вильно держать карандаш Продолжать учить: - правильно держать кисточку; - обмакивать всем ворсом в краску; Продолжать учить: - правильно держать карандаш; - передавать в рисунке опреде­ ленную форму;

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

         
        - снимать лишнюю каплю о край баночки; - учить узнавать и правильно называть желтый и красный цвета - отрабатывать кругообразные движения руки. Учить использовать каранда­ши разных цветов. Закреплять знания о цвете
Лепка Тема Картофель Палочки Разные цветные мячи Колечки для пирамидки
Цель Закреплять умения раска­тывать глину между ладонями круговыми движениями; класть глину и изделия на дощечку Упражнять в лепке пало­чек приемом раскатывания. Вызывать желание лепить Закреплять: - прием раскатывания глины между ладонями; - работать аккуратно; - класть готовые изделия на доску Продолжать: - учить лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы, образуя кольцо; - вызывать желание лепить
Конструи­рование Тема Скамеечка для куколки Скамеечка
Цель Закреплять понятия «высокие» и «низкие». Учить рассматривать работы и оценивать их Закреплять умение строить скамеечку из кубиков. Учить: - строить, ставя кубики на узкую поверхность; - играть с постройками
АПРЕЛЬ
Рисование Тема Светит солнышко Идет дождь Украсим узором платье для куклы Кати Колобок катится по дорожке
Цель Учить: - передавать в рисунке образ солнышка; - сочетать округлую форму с прямыми линиями. Развивать интерес к рисо­ ванию Учить изображать дождь, прикладывая кисть всем вор­сом к бумаге. Закреплять умение пра­вильно держать кисть Учить правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цвета Упражнять в рисовании круглых форм. Воспитывать желание рисовать
Лепка Тема Бублик для куклы Наташи (пластилин) Горох для петушка (глина) Колобок катится по дорожке (пластилин) Лесенка (глина)
Цель Продолжать учить: - лепить палочки; - считать палочки и соединять их концы Продолжать отрабатывать навык лепки из глины. Учить играть с изделиями Учить играть с готовыми изделиями Учить: - работать аккуратно; - класть готовые изделия из глины на доску. Вызывать желание лепить

 

Окончание табл.

 

 

 

 

 

         
Конструиро­вание Тема Мебель для куклы (стол, стулья) Лесенка
Цель Развивать умение анализировать, из каких деталей состоит предмет Упражнять в конструировании лесенок, состоящих из шес­ти кубиков. Учить выделять детали постройки; обыгрывать постройку. Усложнять постройку за счет большого количества деталей
МАЙ
Рисование Тема Стебелечки к цветам Травка зеленая (карандаш) Стебелечки к цветам Рисование но замыслу
Цель Продолжать учить: - правильно держать кисть; - рисовать прямые линии Учить: - передавать в рисунке образ травки; - продолжать учить рисовать короткие прямые отрывистые линии. Закрепить знание зеленого цвета Закреплять ранее приоб­ретенные навыки. Развивать эстетическое восприятие Учить: - самостоятельно выбирать инструмент для рисования: краски, карандаши; - выбирать тему для рисования; - радоваться готовому изделию
се С Тема Мисочка для зайчика Самолет Мандарины Лепка по замыслу
Цель Закреплять умения: - раскатывать пластилин меж­ ду ладонями круговыми дви­ жениями; - сплющивать в ладонях комок; - пальцами делать углубления Продолжать учить: - раскатывать комочки глины прямыми движениями; - соединять части, перекре­ щивая их между собою Продолжать учить: - лепить предметы круглой формы; - радоваться готовому изделию Учить: - самостоятельно выбирать материал (глину, пластилин); - выбирать тему для лепки. Развивать эстетическое восприятие
Конст­руирова­ние Тема Горка с лесенкой Самостоятельное конструирование
  Закреплять умение последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Учить усложнять постройку, ровно прикладывать детали Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования детали. Закреплять умение играть с постройками

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональ­ном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, свя­зывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Музыкальные занятия состоят из трех частей:

Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движе­ний, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

Основная часть.

Слушание музыки

Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, му­зыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть.

Игра или пляска

Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совер­шаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.

На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллектив­ные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференциро­ванный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

К концу года дети первой младшей группы могут:

• узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);

• вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;

• двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;

• выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;

• различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

 

Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар
     
СЕНТЯБРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, ко­ лыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низ­ кие звуки «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осен­няя песенка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель)
Пение • Усвоение песенных навыков Способствовать приобщению к пению, подпева-нию повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содер­жание «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Ве­селая песенка» (муз. А. Филиппенко)
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного ха­ рактера; - выполнять движения танца по показу взрослых, на­ чинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружин­ка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Френ­кель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвер­гера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто)
Праздники и развлечения Побуждать к активному участию в развлечениях «Курочка Ряба» (музыкальная сказка)
ОКТЯБРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Учить:, - слушать и различать разные мелодии (колыбельную, марш, плясовую); - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Пар­ной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раух­вергера), «Веселая песенка» (муз. А. Фи­липпенко)

Продолжение табл.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.083 с.)