Этапы психологического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы психологического эксперимента



Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них являет­ся обязательными, часть – в некоторых случаях может отсутство­вать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предме­та, объекта и метода. Однако первым этапом собственно самого ис­следования является первичная постановка проблемы. Исследова­тель должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие факты и закономерности не поддаются объяснению, какие теории дают про­тиворечащие друг другу объяснения поведения человека и т.д. Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

— проверка гипотезы о существовании явления;

— проверка гипотезы о существовании связи явлений;

— проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от яв­ления В.

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения

причинной связи явлений. Что является основной причиной повы­шенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей 6-7 лет в первые месяцы учебы в школе? Возможные варианты ответов: низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков), недостаточное развитие произвольности, низкий уровень интеллекта, социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и т.д. Каждая из этих гипотез требует проверки, хотя все они кажутся обоснованными и правдоподобными.

2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet или Relcom и др., библиотеки, специализирован­ные журналы.

Первичная работа начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а также в слова­рях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и I ссылки на основные публикации по проблеме. Следующий шаг – составление библиографии по тематике исследования с помощью библи­отечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из рефератив­ных журналов. В нашей стране единственный журнал такого рода, из­даваемый ВИНИТИ, – "0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология". Из зарубежных изданий наиболее авторитетный "Psychological Abstract",; выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем со­держатся краткие аннотации на большинство работ, выходящих в англоязычных психологических журналах. Более подробную информацию об исследованиях, относящихся к выделенной проблеме, следует ис­кать в самих публикациях: статьях научных журналов, сборниках и монографиях. Наиболее авторитетные психологические российские на­учные журналы: "Психологический журнал", издаваемый Российской академией наук; "Вопросы психологии" – орган Российской акаде­мии образования; "Вестник МГУ, серия Психология", выпускаемый издательством МГУ; "Психологическое обозрение" – орган Россий­ского психологического общества; "Школа здоровья", издаваемый Центром "Диагностика, адаптация, развитие" им. Л.С. Выготского; "Иностранная психология", издаваемый Институтом психологии РАН. Результат работы над литературным обзором – это уточнение про­блемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что психолог и откажется от ис­следования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.

3. На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и опре­деление переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере – наследственность или среда – влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоре­тических предположений. Аналогично, если поставить проблему – ка­кой анализатор выполняет функцию интегратора сенсорной инфор­мации на ранних стадиях развития психики ребенка, – ответ будет ограничен списком анализаторных систем и "нулевым" ответом ("никакой").

Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, долж­на быть сформулирована в виде импликативного высказывания: "Если... то...". Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание "если А, то В" переменные А и В должны контролироваться в экс­перименте: А – управляться экспериментатором, а В – регистриро­ваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточ­няется предмет экспериментального исследования: та сторона пси­хики, на которую направлено экспериментальное воздействие и ко­торая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте "перемен­ной-модератором", или "промежуточной переменной".

Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемо­го. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между "переменной-модератором" и параметрами поведения суще­ствует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основная общая гипотеза – предпосылка любого психологического экспери­мента.

Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его "цели", "задачи" и др. к организации и планированию реальной на­учной работы никакого отношения не имеют.

Помимо независимой, зависимой переменных и "переменной-модератора" должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую перемен­ную.

4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инстру­мент, который позволял бы ему: а) управлять независимой перемен­ной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкрет­ной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую ме­тодику выберет или сконструирует экспериментатор. Исследование феномена полезависимости-поленезависимости может проводить­ся с помощью различных конкретных методик: а) теста "Спрятан­ные фигуры"; б) методики "Стержень – рамка" или "Крест – рам­ка"; в) методики "Стержень – наклонная комната" и т.п. В первом случае исследователь использует в работе карандаш, бланк теста Бот­кина – Готшальтда и секундомер. Во втором случае лучше проводить автоматизированный эксперименте помощью компьютера, предъяв­ление стимульного материала реализуя на дисплее, а действия испыту­емого регистрируя посредством джойстика. Наконец, третий вариант требует специального оборудования экспериментальной камеры.

В психологическом эксперименте может применяться самая раз­нообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следу­ет лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для иссле­дования тестами.

К сожалению, в России не налажен выпуск аппаратуры для про­ведения психологических экспериментальных исследований. Нет стандарта оборудования экспериментальных лабораторий. Выпуск тестовых методик также не удовлетворяет потребности исследова­телей и практиков. Поэтому основная аппаратура либо изготавлива­ется самостоятельно, кустарным способом, либо, если это возмож­но (преимущественно в психофизиологических исследованиях), ис­пользуется медицинское оборудование и аппаратура для биофизи­ческих и психофизиологических исследований.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависи­мую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внеш­ней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомен­дуют многочисленные техники контроля внешних переменных.

Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит оттого, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних перемен­ных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможнос­ти предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) вы­бирают максимально простые экспериментальные планы. Для про­верки сложных гипотез, требующих управления несколькими неза­висимыми переменными и\или учета многих дополнительных пере­менных, используют соответствующие планы.

Исследователь может проводить эксперимент при участии одно­го испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуемого (single-subject research). Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простей­шими являются планы для двух групп (основная и контрольная). Если необходим более усложненный контроль, применяются планы для нескольких групп. Другой вариант, часто используемый в пси­хологии, – факторные планы. Они используются, если требуется выявить влияние двух и более независимых переменных на одну за­висимую. При этом независимые переменные могут иметь несколь­ко уровней интенсивности. Простейшие факторные планы типа 2x2 или 2x2x2 предполагают использование двух и соответственно трех независимых переменных с двумя уровнями градации.

Существуют и более сложные экспериментальные планы.

Процессуальная классификация планов для исследования связи двух переменных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: про­стой план для двух групп с предварительным тестированием (тест – воздействие – ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация – воздействие – тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов.

В случае если план истинного эксперимента реализовать невоз­можно или не нужно, исследователь применяет один из квазиэкспе­риментальных планов.

Тема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.009 с.)