Принципы христианской хозяйственной этики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы христианской хозяйственной этики



Какими же критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих.

Общеизвестные критерии по которым оценивается эффективность хозяйствования это получение определенной нормы прибыли и достижение социальной эффективности. Христианская этика говорит о других критериях - нравственном и сотериологическом, отвечая на вопросы, что будет способствовать спасению самого человека и его ближнего, а что нет, что будет являться злом, а что - благом для самого человека, его ближнего, окружающего мира с точки зрения Божественного замысла о мире и о человеке.

Поэтому любая человеческая деятельность, и прежде всего хозяйственная, должна соотноситься с Божественной волей, а потому любому верующему хозяйственнику необходимо постоянно сверять свои действия с теми нравственными установлениями, которые даны в учении Церкви. Назовем это положение принципом нравственного соотнесения, он согласуется с перечисленными выше 1,4,5,8 закономерностями, определяющими хозяйственную жизнь христианина.

Необходимо отметить, что принцип нравственного соотнесения действует и в нехристианских религиях, где критерием является соответствующее вероучение и даже, в какой то мере, в атеистическом обществе, где оценочным критерием является совесть.
Реализация этого принципа в повседневной жизни вызывает порой у многих светских людей, непосвященных в смысл христианского учения и мировоззрения недоумение. Действительно, как определить нравственность целей большинства видов предпринимательской деятельности, ставящей, как известно, выше всего получение максимально возможной прибыли. Такую прибыль в украинском легальном бизнесе до недавнего времени давали торговля спиртным и табаком, а так же различные финансовые операции спекулятивного и игрового характера - т.е. то, что с позиции Церкви является неблаговидным занятием? Как же совместить христианскую нравственность и прибыльность предпринимательского дела?
Отметим вначале, что поскольку бесприбыльное дело обречено на провал, то при выборе цели хозяйственной деятельности и особенно при составлении бизнес-планов вопросу соотнесения затрат и выручки должно быть уделено самое серьезное внимание, собственно здесь проявляется указанная выше закономерность соразмерности. В этом отношении верующий предприниматель ничем не отличается от неверующего человека, он должен иметь соответствующие знания, навыки, профессионализм.
Главное же в православном подходе к делу, как указано выше, является нравственное соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали.
Исходя из этих принципов, возможно, придется поступиться более прибыльным делом для того, чтобы не сделать зла ближнему.
Следует так же иметь в виду, что цели крупномасштабной предпринимательской деятельности и больших хозяйственных проектов должны быть согласованы с общей задачей возрождения национальной экономики и здесь возможно применение не только метода декомпозиции целей, но и выстраивание стратегий на базе интегрирования крупных проектов, т.е. использование методологии стратегического планирования снизу.
Последнее представляется сейчас наиболее перспективным, поскольку передел собственности в Украине завершается и крупным собственникам приходится координировать свои действия. В этом уже никого не нужно убеждать. Сейчас необходимо прикладывать все возможные усилия, для того чтобы ускорить процесс убеждения представителей бизнеса в том, что в Украине скоро станет невыгодным занятием вести нечестный бизнес. Если экономика и дальше будет развиваться по криминальным законам, коллапс неминуем. Поэтому, с одной стороны необходимо ужесточение законодательства в сфере экономических правонарушений, и особенно контроля за его исполнением, а с другой, необходимо всячески поддерживать и рекламировать деятельность представителей честного бизнеса, вообще рекламировать выгодность честного бизнеса.
В то же время, нужно всем понять, что пока в Украине продолжается нравственный "беспредел", все честные люди, особенно христиане должны способствовать его прекращению и участвовать в формировании высоконравственных норм отечественного предпринимательства.
В условиях замещения импортных потребительских товаров и особенно продуктов питания весьма перспективным выглядит возрождение лучших национальных традиций в этой области. Например сеть пунктов общественного питания, в том числе пунктов быстрого питания, построенная на традициях украинской кухни может и должна составить значительную конкуренцию сети ресторанов Мак –Дональдс, засилью "хот-догов", гамбургеров и "спрайтов". Но здесь нужна кроме инициативы предпринимателей высокая культура, как обслуживания, так и потребления.
Возрождение национальной экономики отнюдь не означает самоизоляцию наших производителей, не отрицает участия украинских предпринимателей в международных операциях в том числе коммерческого характера. Однако и тут личные интересы должны соотноситься не только с национальными, но и с христианской нравственностью.
Понятно, например, что в торговле не следует принимать на реализацию те товары, которые наносят или могут нанести вред человеку: консервы с просроченным сроком годности, продукты, не соответствующие международным стандартам качества, различные подделки "под фирму".
Особую тревогу вызывают различные эмульгаторы и стабилизаторы, содержащие канцерогенные вещества и наносящие прямой ущерб здоровью человека. Ведь, не напрасно многие эмульгаторы и стабилизаторы не допускаются к применению в пищевых продуктах, продаваемых в промышленно развитых странах, и те, кто завозят и продают у нас такие продукты, знают об этом, но искушение ничем не сдерживаемой наживы часто берет верх.


По каким принципам необходимо выстраивать свои отношения с окружающим миром (подчиненные, другие субъекты хозяйствования, потребители, окружающая природа) в процессе хозяйствования.

Отвечая на этот вопрос, можно применить как универсальный принцип нравственного соотнесения, так и следующий принцип - принцип сопричастности и ответственности человека за весь сотворенный мир.

Каждый человек является творением Божьим и поэтому он ответственен не только за свою жизнь, но и за жизнь своих близких. Более того, замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Поэтому человек ответственен так же за все, что создано Творцом на земле.
Рассмотрим лишь важнейшие аспекты применения этого принципа.
Во- первых, в соответствии с христианским учением, ко всем людям следует относиться так же как к самому себе. Причем Христианство совершенно не признает лукавства двойных стандартов. Известно, что двойная мораль появилась еще в допотопные времена, когда возникли первые сообщества людей, с их противоречивыми интересами, скрытыми и явными конфликтами, междоусобицами войнами. Известно также, что Ветхий Завет узаконил существование двойственного отношения к единоверцам и другим людям, когда лишь "своим" выдавались беспроцентные ссуды, прощались долги и обиды, к чужим же и пришельцам нужно было относиться гуманно, справедливо, но...не так как к своим.
И только с пришествием в наш мир Богочеловека Иисуса Христа мы получили нужную для вразумления и спасения человечества заповедь, в соответствии с которой мы должны поступать с другими так, как хотели бы, чтобы другие поступали с нами.
Вспомним, что на вопрос законника о наибольшей заповеди Спаситель называет вначале любовь к Богу, и говорит, что это "первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мф. 22,38-39).
В современном мире эта важнейшая заповедь игнорируется или трансформируется так, что под ближними понимаются единоверцы, или же люди, связанные родственными узами и материальными интересами. По учению же Церкви, ближним считается тот, кто в данный момент находится рядом и прежде всего те люди, которые нуждаются в нашей помощи.
Отсюда вытекает необходимость внимательного отношения не только к своим родственникам, но и к своим деловым партнерам, подчиненным работникам, поставщикам и покупателям, клиентам и контрагентам.
На этом принципе зиждется выручка и взаимопомощь верующих людей, их сострадание к больным и немощным.
Этот же принцип лежит в основе христианской благотворительности. Особенно важно помнить о ней тем предпринимателям, которые успешно ведут свое дело, имеют постоянно растущие объемы реализации товаров и услуг.

Исходя из того, что человек ответственен за весь сотворенный мир, должна разрешаться и проблема сохранения окружающей среды. Известно, что активная хозяйственная деятельность людей привела к серьезным ухудшениям экологической обстановки. В огромных масштабах загрязняются воздух и вода, исчезает флора и фауна, земля истощается в части плодородного слоя и покрывается неутилизируемыми отходами. Отчеты и стати экологов напоминают книги о конце света. Называются даже сроки самоуничтожения человечества, которое может погибнуть в собственных отходах уже через два поколения.

Сейчас практически нет направлений хозяйствования человека. не наносящих ущерба природе. Известно, что современный человек не может существовать без того, чтобы совсем не использовать энергии, запасенной землей в своих недрах. Мы не можем обойтись без отопления, освещения, горячей пищи, без крова. Энергия, запасенная ранее землей, используется человеком не полностью и значительная часть ее расточается безвозвратно.

Как же относится Христианство к этой проблеме? В соответствии с христианским учением конец этого мира должен наступить, однако людям не дано знать «времена и сроки», Творец может продлить существование земной жизни, что во многом зависит от поведения самого человека. Это значит, что недопустимы фаталистические настроения ожидания конца света. Надеясь на милосердие Бога, человек (человечество) должен делать все от него зависящее для избегания экологической катастрофы. В этом главное отличие христиан от эсхатологических пессимистов и оголтелых гедонистов, живущих по принципу «после нас хоть потоп».

Любой человек еще со времен своего грехопадения несет ответственность за свое отношение к живой и неживой природе. Но почему особенно важно понимать это сейчас? Потому, что если мы и дальше будем так относиться к окружающему миру, нам просто не выжить. Достаточно взглянуть на изуродованные отходами розничной торговли улицы и площади наших городов, на колоссальные завалы неутилилизируемых отбросов, на загрязнение водных бассейнов, на следы отдыха туристов на природе, и даже на следы пребывания студентов на переменах или в учебных аудиториях. Церковь призывает людей одуматься и сделать все возможное для исправления ситуации и прежде всего для сохранения жизни на Земле.

Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам, в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно опираться на уже описанные закономерности христианского отношения к хозяйствованию (1,2,3,7,8 пункты). Исходя из них принцип христианского отношения к делу можно назвать принципом молитвенной благодарной подчиненности Промыслу.
И за удачу, успех в делах и за неудачу необходимо благодарить Бога. Успех не должен вызывать гордыни, нельзя считать себя выше других людей, если Бог поспешествует в делах.
Неудачи не должны вызывать ропота и уныния. Подчиненность отнюдь не означает пассивности в делах.
Напротив, предполагается самая высокая активность, что явствует из русской поговорки - "На Бога надейся, а сам не плошай". Нужно уметь анализировать и признавать свои ошибки, активно исправлять ситуацию по мере своих возможностей и за все благодарить Бога.

При этом следует понимать, что Бог в нашей хвале не нуждается, а вот смирение человека перед невзгодами, посланными свыше, заставляет его задуматься о нравственности своих поступков, образе жизни, мобилизовать всю свою волю и, с Божией помощью, исправить положение дел, или же полностью отказаться от задуманного. Смириться будет означать принять ситуацию положительно, как полезную и необходимую для спасения.
Пути Господни неисповедимы и возможно крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, коренным образом изменит направление деятельности человека, заставит его пересмотреть свою жизнь, оградит от нищеты или тюремных нар, болезни и смерти.

Заметим, однако, что не все христианские конфессии одинаково относятся к успеху в делах. В протестантских конфессиях успех в делах предпринимателя, богатство и прибыльность бизнеса свидетельствуют о богоизбранности данного человека, (принцип предопределения), а потому другие люди должны служить ему, т.к. они не избраны Богом.
Однако, в любой христианской конфессии нет фатального отношения к человеческой судьбе. Христианство основано на свободной человеческой воле: судьба человека во многом зависит от него самого. Но если протестанты руководствуются принципом предопределения и считают, что человек должен доказать свою богоизбранность упорным трудом, то православные люди считают и неуспех в предпринимательских делах промыслительным и как это ни трудно, нужно и при этом воздавать хвалу Спасителю.

Рассмотренные выше христианские принципы хозяйственной этики являются достаточно универсальными и они дополняют те специфические черты национальных традиций хозяйствования, на которые уже обращалось внимание православными экономистами. Одна из них, связана с использованием в деловой практике принципа нестрого-эквивалентного обмена, что непонятно не только многим бизнесменам, но и христианам других конфессий, живущим на Западе.
В большинстве европейских стран даже в частной жизни, человек старается дать другому ровно столько, сколько он от него получил. При этом учитывается все вплоть до мелочей, причем счет идет на центы, пфенинги, пенсы.
Людей, которые не обращают на мелочи внимания, или относят к благотворителям или же считают психически нездоровыми, что однако не мешает многим пользоваться их услугами.
В то же время считается, что собственную благотворительность нужно как можно больше афишировать (в рекламных целях), или же извлечь иную выгоду.
Однако, не нужно считать, что Православие способствует расточительности или же оправдывает ее, призывает отказаться от учета в процессе хозяйственной деятельности.
Рачительных хозяев, ведущих счет каждой копейке, было достаточно много в России и всем ясно, что без налаженного учета невозможно быть хорошим предпринимателем и в наше время, но требовать для себя преимущественной выгоды по мелочам в Росссии не принято. Поэтому о многих "нормальных " по западным меркам людях у нас говорят: " Да он за копейку задушится".
Есть и еще ряд традиций отечественного предпринимательства, непонятных западным бизнесменам. Например, соборность - добровольное, безвозмездное и неафишируемое объединение людей для совместных действий.

 

 

Возможно ли воплощение идеи христианской экономики.

Возможно ли воплощение идеи христианской экономики. Не только возможно, но необходимо. Это единственный путь, который примирит отношения труда и капитала, работодателя и рабочего. Это - единственная альтернатива "дикому капитализму". Речь идет не о какой-то особенной "православной экономике" - экономические законы объективны, и альтернативы рыночной экономике нет. Весь вопрос, какая модель рыночной экономики- промышленно-технологическая или компрадорски-сырьевая, модель государственного регулирования или модель «беспредела», свободного рынка, будет реализована в Украине. Православие может и должно принести свою этику в рыночную экономику. Именно религиозная мотивация будет стимулом к социальной справедливости, к бережному отношению к природным ресурсам, да и друг к другу и к стране.

Многовековой опыт хозяйствования Православной Руси дал нам поразительные примеры такой экономики. Прежде всего это опыт монастырского хозяйствования. В качестве примера можно привести Соловецкий монастырь. Расцвет монастыря, в том числе хозяйственной деятельности, связан с именем святителя Филиппа митрополита Московского. Он родился в 1507 году в боярской семье Колычевых, приближенной ко двору Иоанна Грозного. С юного возраста почувствовав тягу к монастырской жизни он тайно покидает родительский дом, а в 1537 году принимает монашеский постриг в Соловецком монастыре с именем Филипп. В 1548 году он становится игуменом монастыря и кроме духовной жизни и наставничества активно занимается хозяйственным благоустройством. Климат на Соловецком острове был достаточно суровым и хозяйственная жизнь была сопряжена со многими трудностями, часто речь шла не об эффективности, а об обеспечении выживания. Тем не менее, по инициативе нового игумена при монастыре создается скотный двор, в леса острова запускают лапландских оленей, деревянные здания монастырских построек заменяются на каменные для чего выстраивается кирпичный завод, для обеспечения передвижения по острову проводятся дороги в разных направлениях. Кроме того, монастырская братия осушает болото, устрояет водяную мельницу, соединяет каналами 52 малых соловецких острова, благодаря чему улучшается климат на острове. Особое попечение имел игумен о соляных варницах - главном источнике монастырского дохода. Устраивается при монастыре и больница.

Другой пример, архиепископ Антоний (Храповицкий) - великий русский богослов, будучи волынским архиепископом, учредил при Почаевской Лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты, и вывел миллионы малороссийских крестьян из-под экономической зависимости от финансово сильных диаспор, и сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности. Без благословения почаевских духовников ни один кандидат в крае не мог попасть в Государственную Думу России, никаких правых и левых экстремистов в области не было, ибо из под их ног была выбита почва, а просветительская работа была огромной -тираж "Почаевских листков" превышал 2 миллиона!

Другой пример - наш великий православный святой Серафим (Муравьев) Вырицкий (), до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, он достойнейшим образом оплачивал и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга.

Национальная православная экономическая мысль нашла свое отражение и в интеллектуальной жизни русской эмиграции - так, в 1922 году под руководством того же Митрополита Антония (Храповицкого) в немецком городе Баден-Рейхенгалль состоялся "Съезд хозяйственного возрождения России", затем, в программах эмигрантских организаций - НТС, Русского Общевоинского Союза появляется термин "народный капитализм. В этих документах, так или иначе, нашли свое воплощение идеи митр. Антония о православной этике рыночной экономике, о религиозной ответственности предпринимателя, о примирении между трудом и капиталом.

Очевидно, что все это должно быть востребовано сейчас. Востребовано той частью экономической и политической элиты, которая понимает, что отсутствие православной этики в экономике, "волчьи законы" уничтожат и эту элиту. Если эти здоровые силы не только осознают это, но и начнут создавать кусты такой здоровой экономики, как это делал преп. Серафим Вырицкий, помогут в просвещении общества идеями и опытом тех православных святителей, которые думали и реализовывали идеи воцерковления экономической жизни, тогда будет шанс создать в России сильную процветающую экономическую систему, которая немыслима без религиозных основ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.02 с.)