Международно–правовая защита прав человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно–правовая защита прав человека



Понятие «международной защита прав человека».

Структура и функции

 

Как было показано выше, процесс формирования института международной защиты прав человека начался с принятия Устава ООН, закрепившего в общей форме цели и направления стратегии ООН в этой области и определившего органы, ответственные за ее реализацию.

Целью ООН провозглашалось «осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека для всех, без различия расы, пола, языка, религии» (ст. 1 п. 3) путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека» (ст. 55) и «совместных и самостоятельных действий государств–членов в сотрудничестве с ООН» (ст. 56). Устав определял органы, уполномоченные содействовать международному сотрудничеству, а именно: Генеральную Ассамблею (ст. 13); Экономический и Социальный Совет (ст. 68); Совет по опеке (ст. 87–88).

Однако уставные положения давали узкую трактовку международной защите прав человека, ограничив ее функцию координацией международного сотрудничества государств. Это объяснялось тем, что большинство стран, особенно социалистических и развивающихся, относило права человека к исключительно внутренней компетенции государства.

Вместе с тем нельзя отрицать важнейшую роль Устава в создании правовой основы для формирования механизма международной защиты прав человека, особенно в области разработки международных стандартов и деятельности международных контрольных органов.

Активная нормотворческая работа Комиссии по правам человека привела к принятию в 1948 г. ГА ООН Всеобщей декларации прав человека и в 1966 г. – Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, получивших название Билль о правах человека. Дальнейшая разработка международных стандартов шла в направлении детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге к концу 1980–х гг. XX в. было разработано свыше 70 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека.

Параллельно с кодификационным процессом шло создание международных контрольных органов как в рамках универсальных международных организаций (в ООН – Комиссия по правам человека, в МОТ – Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций), так и на базе международных соглашений универсального характера (Комитет против расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток) или регионального характера (Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека).

Процедуры контроля, используемые международными органами, были самыми разнообразными: от анализа докладов государств, ратифицировавших международные соглашения, на предмет наличия национального законодательства по реализации международных обязательств, до рассмотрения жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов. Однако в последнем случае требовалось явно выраженное признание государством юрисдикции международных контрольных органов.

Введение в международную практику указанных органов и наделение их юрисдикционными полномочиями говорит о существенных изменениях позиции государств, относивших права человека к их внутренней компетенции. Следует отметить, что хотя Советский Союз, Украина и Белоруссия в 1973 г. в числе первых государств ратифицировали Пакт о гражданских и политических правах человека, юрисдикцию Комитета по правам человека по рассмотрению жалоб они признали лишь в 1990–е гг. XX в.

Эволюция в распределении функций международного и внутреннего права в области прав человека явственно прослеживается в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В первом документе СБСЕ – Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., придавшем принципу уважения прав и основных свобод человека статус принципа международного права, устанавливается баланс равноправного взаимодействия международной и внутригосударственной защиты прав человека. Государства должны «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод», постоянно уважать их в своих взаимоотношениях, «прилагать усилия, совместно и самостоятельно», действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека.1

Венский итоговый документ СБСЕ 1989 г., закрепивший обязанность государств «гарантировать эффективное осуществление прав и основных свобод человека», положил начало процессу утверждения главенствующей роли международных стандартов по правам человека.2 Наиболее полную регламентацию приоритет международных стандартов перед национально–правовым регулированием прав человека получил в документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Согласно этому документу, любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы». Исходя из этого права, обязанность государств «обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву».3

Завершающим этапом в утверждении приоритетности международной защиты прав человека явился документ Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г., который подчеркнул, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона, носят международный характер», представляют «непосредственный и законный интерес для всех государств и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».4

Итак, в документах СБСЕ дается более широкая трактовка международной защиты прав человека в плане приоритетности международного правового регулирования перед национальным.

Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Такое распределение функций международного и национального права в области регулирования прав человека получило универсальное признание. Так, в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., принятой главами государств и правительств, провозглашается: «Мы не пожалеем усилий… для обеспечения уважения всех общепризнанных прав человека и основных свобод… и преисполнены решимости… добиваться полной защиты и поощрения во всех наших странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав для всех».5

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение институту международной защиты прав человека: это система международных органов и процедур универсального и регионального характера, функционирующих в направлении разработки международных стандартов в области прав и свобод человека и осуществления контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав человека состоит из международных органов, созданных в рамках международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ и ЛАГ), и конвенционных органов, созданных на базе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

К функциям международной защиты прав человека относятся:

· разработка деклараций–рекомендаций;

· кодификационная деятельность (разработка международных соглашений (конвенций) по правам человека);

· контроль за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.005 с.)