Понятие «инновация»: экономические и социальные аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «инновация»: экономические и социальные аспекты.



Понятие «инновация»: экономические и социальные аспекты.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Как известно, инновация – это так же первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического или производственного решения. Г лавной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й. Шумпетером в 30-е годы ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Экономическая суть инноваций состоит в: 1. увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты — заработная плата и прибыль, а индикатором роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. 2. высоких рисках коммерческой реализации инновации. 3. Высокой степени наукоемкости инновации.

2)Тем не менее, в 60-80-х гг был выделен ещё и социальный аспект (которому трудно дать точное определение, но можно привести примеры):

1)Социальные процессы внутри компании: условия труда, управление знаниями, совместная разработка и т.п.

2)Социальные процессы внутри индустрий: дистанционное обучение.

3)Предоставление услуг населению: новые способы взаимодействия между жителями и государством — единый идентификационный номер гражданина, «одно окно» подачи документов, ЕГЭ.

Инновационный процесс и его модель - «инновационный цикл».

Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

Ÿ инициация инновации(поиск идеи, задачи, цели)

Ÿ маркетинг инновации;(анализ среды и рынка, и.др.)

Ÿ выпуск (производство) инновации;

Ÿ реализация инновации;

Ÿ продвижение инновации;(реклама)

Ÿ оценка экономической эффективности инновации;

Ÿ диффузия (распространение) инновации.(новые рынки)

Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса: экономические/технологические, политические, культурно-социальные, организационно-управленческие.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

Ÿ разработка нового продукта;

Ÿ выход на рынок;

Ÿ развитие рынка;

Ÿ стабилизация рынка;

Ÿ уменьшение рынка;

Ÿ подъем рынка;

Ÿ падение рынка.

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс - происходит вложение капитала. Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов. Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом. Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет. Стадия уменьшения рынка — это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта. Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п. Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка. Стадия падения рынка — это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Понятие «интеллектуальная собственность» (ИС). Управление ИС как ключевой фактор инновационного менеджмента

Интеллектуальная собственность – результат интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Объектами интеллектуальной собственности являются авторское право и промышленная собственность. Основной характеристикой интеллектуальной собственности является то, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование, а так же то, что никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения.

В зависимости от режима правовой охраны и области применения можно предложить следующую классификацию:

-изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
товарные знаки;

Товарные знаки представляют собой обозначения, способные отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей и являются, таким образом, средством индивидуализации товаров и услуг.

-музыкальные, литературные произведения, произведения живописи, архитектуры, программы ЭВМ и т. п. (объекты авторского права)

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

-коммерческая информация (ноу-хау, торговые секреты).

Коммерческая информация представляет собой техническую, организационную, торговую информацию либо любую другую информацию, имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет доступа.

Правовое регульрование ИС осуществляется как нормами национального законодательства, так и м/н номами.

Основополагающими в области правовой охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной д-ти стали следующие специальные законы:

1) Патентный закон РВ от 23.09.1992

2) Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992

3) Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992

3) Закон РФ «О государственной тайне» от 27.07.1993г.

4) Закон РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004г.

Промышленные образцы

Промышленный образец — это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.

Патент на промышленный образец, изданный от имени государства, гарантирует более весомую правовую защиту, нежели авторское право, охраняющее произведения дизайна без какого-либо государственного удостоверения.

Основные требования к промышленному образцу:

Ÿ мировая новизна

Ÿ оригинальность.

 

Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен еще на срок до пяти лет

 

Защита авторских прав

Понятием “защита авторских” охватывается направленное на восстановление или признание авторских и защиту интересов их обладателей при их нарушении. Защита авторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, причем выделяют две формы защиты:

a) юрисдикционную, т.е. обеспеченную защитой и помощью государственных органов - посредством суда.

b) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным/иным компетентным органам.

Наибольшее практическое значение имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав, реализуемых в рамках юрисдикционной формы. Под способами защиты понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых и производится защита, т.е. восстановление, признание нарушаемых, оспариваемых прав.

Авторское право – это раздел гражданского права, регулирующий отношения связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т.д.) произведений науки, литературы или искусства, т.е. объективных результатов творческой деятельности людей в этих облатях.

Согласно статье 1259 ГК РФ к объектам авторского права относятся:

* литературные произведения;

* драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

* хореографические произведения и пантомимы;

* музыкальные произведения с текстом или без текста;

* аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

* произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

* произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

* произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

* фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

* географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

* программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

* производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

* сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Понятие «инновация»: экономические и социальные аспекты.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Как известно, инновация – это так же первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического или производственного решения. Г лавной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й. Шумпетером в 30-е годы ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Экономическая суть инноваций состоит в: 1. увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты — заработная плата и прибыль, а индикатором роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. 2. высоких рисках коммерческой реализации инновации. 3. Высокой степени наукоемкости инновации.

2)Тем не менее, в 60-80-х гг был выделен ещё и социальный аспект (которому трудно дать точное определение, но можно привести примеры):

1)Социальные процессы внутри компании: условия труда, управление знаниями, совместная разработка и т.п.

2)Социальные процессы внутри индустрий: дистанционное обучение.

3)Предоставление услуг населению: новые способы взаимодействия между жителями и государством — единый идентификационный номер гражданина, «одно окно» подачи документов, ЕГЭ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.022 с.)