Формы инновационного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы инновационного процесса.



Основные понятия инновационного менеджмента: новация, инновация, инновационная деятельность.

Ø Шумпетер практикует инновацию как новую, научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Ø Английский исследователь Двис определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея принимает экономическое содержание.

Ø Никсон определяет инновацию как совокупность технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и обородувания.

Анализируя различные определения можно констатировать, что специфическим содержанием инновации является изменение, а главной функцией инновационной деятельности так же является изменение.

В 1911 году Шумпетер выделял 5 типичных изменений:

ü Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

ü Внедрение продукции с новыми свойствами

ü Использование нового сырья

ü Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения

ü Появление новых рынков сбыта

В 30-е годы Шумпетер ввел термин «инновация», практикуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В 91г м/у народное сообщество приняло документ, который наз. «Рук-во Осло». В соответствии с ним инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, технологического процесса внедренных на рынок и использованных в практической деятельности.

Непременными свойствами инноваций являются:

ü Научно-техническая новизна;

ü Производственная применимость (возможность использования в производстве и востребованность рынком);

ü Коммерческая реализуемость;

Коммерческий аспект следует рассматривать с двух позиций: с позиции материализации и с позиции коммерциализации.

Материализация предполагает разработку новых технически совершенных видов промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии, организации производства.

Коммерциализация – превращение их в источник дохода.

Формы инновационного процесса.

Распределение нововведений, как и их создание явл. составной частью инновационного процесса. Выделяют 3 логистические формы:

1. Простой внутриорганизационный – создание и использование новшеств происходит внутри одной организации, в этом случае инновация не выступает в качестве товара.

2. Простая межорганизационная форма. Создатель новшества и потребитель новшества – это две разные организации. Новшество выступает как предмет купли-продажи, и при этой форме функции создателя новшества отделены от функции потребителя новшества.

3. Расширенный инновационный процесс. Проявляется в создании новых производителей нововведений. Здесь нарушается монополия производителя.

Распространение инноваций – это информационный процесс, форма, объем этого процесса зависит от мощности инф-ых каналов и способности хозяйствующих субъектов к их использованию.

Диффузия нововведений – процесс, при котором нововведение передается по коммуникационным каналам между производителями и потребителями, во времени. Диффузия – распространение уже однажды основанных и использованных инноваций в новых условиях.

ДИФФУЗИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ – это процесс кумулятивного (накопительного) увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих новшеств вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночной позиции. С учетом этого и строится классификация инноваций.

1) В зависимости от технологических параметров:

1.1. Продуктовые инновации – вкл. применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих и получение принципиально новых продуктов.

1.2. Процессные инновации – новые методы орг. пр-ва, новые технологии. Процессные инновации м.б. связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

2) Классификация инноваций по типу новизны для рынка

1.1 это новые для отрасли в мире

1.2 новые для отрасли в стране

1.3 новые для данного предприятия или группы предприятий.

3) По месту в операционной системе

3.1 Инновации на входе предприятий (новое сырье, новые материалы, машины, оборудование, информация)

3.2 Инновации на выходе предприятия (новые изделия, услуги, технологии и др.)

3.3 Инновации системной структуры предприятия. (в управленческой деятельности, в производственной, в технологической деятельности)

4) В зависимости от глубины вносимых изменений.

1.1. Радикальные инновации (изменения) – принципиальные, базовые, очень глубокие.

1.2. Улучшающие – не столь глубокие в целом.

1.3. Частные изменения (модификационные изменения) – частные, которые касаются опред. аспектов деят-ти.

 

4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности

Сфера инновационной деятельности общества, любой организации состоит из 4 элементов:

1. Новшество и рынок новшеств

2. Нововведение и рынок нововведений

3. Рынок инвестиций

4. Инновационная инфраструктура

1) Новшество – новые обычаи, новый порядок, изобретения, т.е. это предмет интеллектуальной деятельности, выступающий в форме интеллектуальной собственности. Аналогом термина «новшество» является «новация», субъект, осуществляющий это действие – «новатор». Представлено на этом рынке новшеств –научно-технические знания.

2) Нововведение – материализованное новшество, доведенное до этапа коммерциализации (т.е. использование новшества с целью получения прибыли). Синонимом нововведения является инновация. Субъектами этого рынка выступают имитаторы. В качестве товара предлагается (продукт, технология) товар в виде конечного продукта.

3) Создание, распространение, диффузия новшеств требует как минимум два вида ресурса: ресурс времени и ресурс инвестиций. Следовательно, без рынка инвестиций инновационная деятельность не может быть осуществлена. Субъекты – различные финансовые структуры (банки, венчурные фирмы, инновационные структуры, пенсионные или иные фонды).

4) В состав инновационной инфраструктуры входит:

- правовая база в виде законов, подзаконный характер (постановления правительства).

- финансовые институты, инвестиционные, инновационные структуры (технополисты, технопарки, венчурные фирмы, инновационные компании, консалтинговые [консультации по экономике и планированию], инжиниринговые [консультирование инженеров]).

- образовательные учреждения (сквозная система образования).

- организационные структуры инновационного предпринимательства (научные организации, научно-исследовательские академии наук, конструкторские бюро).

 

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Формы государственной поддержки научной деятельности:

1. Прямое бюджетное финансирование

2. Льготное налогообложение прибыли, получаемой орг. от реализации научных разработок. Если нет, то

3. Освобождение от уплаты налогов на собственность и землю относящихся к научным орг..

4. Освобаждение от импортных таможенных пошлин на ввозимое имущество научных орг., необх. для проведения научных разработок.

Формы государственной поддержки инновационная деятельность:

1. Прямое финансирование

2. Предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд.

3. Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами

4. Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей

5. Отсрочка уплаты патентных пошлин для ресурсосберегающих изобретений

6. Право на ускоренную амортизацию оборудования

7. Создание сети наукоградов, технополисов, технопарков.

 

Смешанная.

Смешанная стратегия.

Предполагает использование 1) и 2) стратегии одновременно.

Для гос. сектора экономики используется стратегия активного вмешательства, а для частного сектора – стратегия децентрализованного регулирования. Примером такой стратегии является Швеция.

 

ДИ ДИ

3. Ток (срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования)

Равен такому периоду времени, за который накопленная сумма дисконтирования чистой прибыли и амортизации будет равна величине дисконтированных инвестиций.

Ток

∑ ∙ (ЧПi + Аi) ∙ αi = ДИ, где

i=1

ЧПi, Аi – чистая прибыль и амортизация i – го периода.

Срок окупаемости характеризует:

- период возмещения инвестиций

- период повышенного финансового риска для инвесторов.

4. ВНД (внутренняя норма доходности)

Численно равна норме дисконтирования Ерасч. при которой ЧДД= 0.

ВНД характеризует предельную норму доходности инвестиций.

Экон. условием в осуществимости проекта является след.:

ВНД > Е, если ЧДД > 0, то ВНД > Е

Способы расчета величины ВНД:

- методом подбора величины Е

- с использованием фин. калькуляторов, в которых имеется встроенная функция IRR

- с использованием компьютера, Excel → фин. вычисления → встроенная функция ВНДОХ (ВСД).

Рассчитывается при принятии решений величина запаса фин. устойчивости (ЗФУ)

ЗФУ = ВНД – Е

Для фин. устойчивых проектов находящихся вне зоны фин. риск ЗФУ > Р где

Р – поправки на риск.

При оценке инвестиционных проектов рассматриваются 3 поправки на риск:

Р1 Страновой риск

- политические

- экономические риски.

Т.е. возможность изменения политической системы, курса, налогового законодательства. Это системные риски т.е. неустранимые инвестором. По данным всемирного банка для России величина странового риска установлена 9,5 % в год из 10 возможных.

Р2 Риск невыполнения договорных обязательств участниками проекта, их возможное банкротство.- риск необязательности участников. Рекомендуется устанавливать не более 5 % в год. Этот риск может изменить сам инвестор.

Р3 Риск неполучения доходов предусмотренных проектом.

Министерство экон. РФ рекомендует след. значения Р3:

- низкий риск 3 - 5 % (инвестиции в надежную технику и апробированную технологию)

- средний риск 8 – 10 % (инвестиции в новые для п/п технологии и технику)

- высокий риск 18 – 20 % (инвестиции в инновационные проекты) Может управлять сам инвестор.

Величина Р при оценке коммерч. эффект. Р = Р1 + Р2 + Р3

 

12. Международная инновационная деятельность: цели, задачи, содержание.

Факторы политизации международ. научно – техн. среды:

1. развитие международ. научно технич. и инновац. связей непосредственно затрагивает общенац. интересы как внутри страны так и на международной арене.

2. Многие научно – технич., соц – е, экологич. проблемы человечества носят глобальный характер и их решение требует объединения инновац. усилий различных стран.

3. Мировые инновац. процессы тесно связаны миграцией интеллект. потенциала, т.к. интеллект. ресурсы превращаются в доминирующий элемент национального богатства.

4. Междунород. инновац. механизмы обладают гораздо более сложной структурой по сравнению с внутренней.

5. Включение в международ. научно – технич. сотрудничество во все большей степени обеспечивает нац. безопасность во внешних аспектах, включая военные, укрепление отношений с традиционными и приобретение новых государственных союзников.

Принципы:

· Взаимная выгода

· Недопущение дискриминации (игнорирование интересов какого-либо субъекта международ. гражданского права)

· Эквивалентная технологическая зависимость сторон

· Рациональное сочетание либерализации и протекционизма (все участники имеют одинаковые права на одном и том же рынке – это позиция либерализации; а когда отечеств. имеют одни права, а зарубежн. другие – это позиция протекционизма)

Методы:

1. Прямые методы – это методы прямого воздействия. При этом гос-во может инициировать и непосредственно финансировать из бюджета средств двусторонние и многосторонние международ. инновац. программы и проекты, деятельность международ. исслед. и научных организац. центров, создавать специализированные фонды т т.д..

Эти отношения выстраиваются на юридической базе, законодат. проработке как госуд. учреждения, так и на основе международ. соглашений, договоров.

2. Косвенные методы:

- общеэкономические (налоговые, кредитные льготы участникам сотрудничества)

- специфические (таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международ. кредитно – лицензионные механизмы)

 

 

Основные понятия инновационного менеджмента: новация, инновация, инновационная деятельность.

Ø Шумпетер практикует инновацию как новую, научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Ø Английский исследователь Двис определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея принимает экономическое содержание.

Ø Никсон определяет инновацию как совокупность технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и обородувания.

Анализируя различные определения можно констатировать, что специфическим содержанием инновации является изменение, а главной функцией инновационной деятельности так же является изменение.

В 1911 году Шумпетер выделял 5 типичных изменений:

ü Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

ü Внедрение продукции с новыми свойствами

ü Использование нового сырья

ü Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения

ü Появление новых рынков сбыта

В 30-е годы Шумпетер ввел термин «инновация», практикуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В 91г м/у народное сообщество приняло документ, который наз. «Рук-во Осло». В соответствии с ним инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, технологического процесса внедренных на рынок и использованных в практической деятельности.

Непременными свойствами инноваций являются:

ü Научно-техническая новизна;

ü Производственная применимость (возможность использования в производстве и востребованность рынком);

ü Коммерческая реализуемость;

Коммерческий аспект следует рассматривать с двух позиций: с позиции материализации и с позиции коммерциализации.

Материализация предполагает разработку новых технически совершенных видов промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии, организации производства.

Коммерциализация – превращение их в источник дохода.

Формы инновационного процесса.

Распределение нововведений, как и их создание явл. составной частью инновационного процесса. Выделяют 3 логистические формы:

1. Простой внутриорганизационный – создание и использование новшеств происходит внутри одной организации, в этом случае инновация не выступает в качестве товара.

2. Простая межорганизационная форма. Создатель новшества и потребитель новшества – это две разные организации. Новшество выступает как предмет купли-продажи, и при этой форме функции создателя новшества отделены от функции потребителя новшества.

3. Расширенный инновационный процесс. Проявляется в создании новых производителей нововведений. Здесь нарушается монополия производителя.

Распространение инноваций – это информационный процесс, форма, объем этого процесса зависит от мощности инф-ых каналов и способности хозяйствующих субъектов к их использованию.

Диффузия нововведений – процесс, при котором нововведение передается по коммуникационным каналам между производителями и потребителями, во времени. Диффузия – распространение уже однажды основанных и использованных инноваций в новых условиях.

ДИФФУЗИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ – это процесс кумулятивного (накопительного) увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих новшеств вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночной позиции. С учетом этого и строится классификация инноваций.

1) В зависимости от технологических параметров:

1.1. Продуктовые инновации – вкл. применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих и получение принципиально новых продуктов.

1.2. Процессные инновации – новые методы орг. пр-ва, новые технологии. Процессные инновации м.б. связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

2) Классификация инноваций по типу новизны для рынка

1.1 это новые для отрасли в мире

1.2 новые для отрасли в стране

1.3 новые для данного предприятия или группы предприятий.

3) По месту в операционной системе

3.1 Инновации на входе предприятий (новое сырье, новые материалы, машины, оборудование, информация)

3.2 Инновации на выходе предприятия (новые изделия, услуги, технологии и др.)

3.3 Инновации системной структуры предприятия. (в управленческой деятельности, в производственной, в технологической деятельности)

4) В зависимости от глубины вносимых изменений.

1.1. Радикальные инновации (изменения) – принципиальные, базовые, очень глубокие.

1.2. Улучшающие – не столь глубокие в целом.

1.3. Частные изменения (модификационные изменения) – частные, которые касаются опред. аспектов деят-ти.

 

4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности

Сфера инновационной деятельности общества, любой организации состоит из 4 элементов:

1. Новшество и рынок новшеств

2. Нововведение и рынок нововведений

3. Рынок инвестиций

4. Инновационная инфраструктура

1) Новшество – новые обычаи, новый порядок, изобретения, т.е. это предмет интеллектуальной деятельности, выступающий в форме интеллектуальной собственности. Аналогом термина «новшество» является «новация», субъект, осуществляющий это действие – «новатор». Представлено на этом рынке новшеств –научно-технические знания.

2) Нововведение – материализованное новшество, доведенное до этапа коммерциализации (т.е. использование новшества с целью получения прибыли). Синонимом нововведения является инновация. Субъектами этого рынка выступают имитаторы. В качестве товара предлагается (продукт, технология) товар в виде конечного продукта.

3) Создание, распространение, диффузия новшеств требует как минимум два вида ресурса: ресурс времени и ресурс инвестиций. Следовательно, без рынка инвестиций инновационная деятельность не может быть осуществлена. Субъекты – различные финансовые структуры (банки, венчурные фирмы, инновационные структуры, пенсионные или иные фонды).

4) В состав инновационной инфраструктуры входит:

- правовая база в виде законов, подзаконный характер (постановления правительства).

- финансовые институты, инвестиционные, инновационные структуры (технополисты, технопарки, венчурные фирмы, инновационные компании, консалтинговые [консультации по экономике и планированию], инжиниринговые [консультирование инженеров]).

- образовательные учреждения (сквозная система образования).

- организационные структуры инновационного предпринимательства (научные организации, научно-исследовательские академии наук, конструкторские бюро).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2080; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.099 с.)