Курс лекций по инновационному менеджменту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс лекций по инновационному менеджменту



Курс лекций по инновационному менеджменту

Разработал: доцент В.В. Абакумов

Санкт-Петербург

Г.

Содержание разделов дисциплины

Методологические основы инновационного менеджмента

Тема 1.1 Сущность и категории инновационного менеджмента…………...3

Тема 1.2. Продукт интеллектуальной деятельности - как товар…………...9

Организационные структуры в инновационных процессах

Тема 2.1. Организационные структуры инновационного менеджмента….15

Тема 2.2. Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая …………..21

организационная структура

Управление инновационными проектами

Тема 3.1. Инновационный проект……………..............................................31

Тема 3.2. Эффективность инновационных проектов……………………….38

Тема 3.3.Моделирование инновационных процессов……………………...47

Экспертиза инновационных проектов

Тема 4.1. Задачи и основные приемы экспертизы………………………….51

Тема 4.2. Методы отбора инновационных проектов………………………55

Тема 4.3. Оценка уровня инновационного проекта

Основы финансового менеджмента в сфере инновационной

Деятельности

Тема 5.1. Методы государственного и частного финансирования……….63

Тема 5.2. Механизм государственного регулирования

инновационной деятельности………………………………………………...68

Приложение………………………………………………….……………….75


1. Сущность и категории инновационного менеджмента

1.1. Сущность и категории инновационного менеджмента

Понятие «инновация» ввел в практику австро-американский экономист Йозеф Шумпетер (1883 -1950). Одна из его главных работ «Теория экономического развития». Методология Шумпетера выдвигает на первый план: инновации, нововведения, предпринимательство. Экономическая динамика, по Шумпетеру, основывается на распространении новшеств, нововведений в различных формах. Это производство новых товаров, применение новой технологии и новой техники, более эффективное использование уже известных материалов, освоение новых рынков сбыта, переход к более рациональным формам организации и методам управления. Кроме И. Щумпетера трактовали понятие «инновация» и другие ученые: В.Д. Хартман, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Перлаки, каждый в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Инновация - это новшество в области технологии или организации управления. Инновация - не просто «открытие» или «изобретение», она направлена на повышение производительности и, как правило, на получение добавочного дохода в результате внедрения новинок и создания «лучших по своим свойствам идей, технологий».

Следует определить разницу между понятиями: «новшество», «новация» и «нововведение», которые на практике не редко отождествляются. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Но новый порядок, новые методы управления, изобретения только тогда получают признания, когда будут приняты к распространению и уже в новом качестве они выступают как нововведения.

Инновация становится новшеством, если она продукт пяти типичных изменений:

1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);

2. внедрение продукции с новыми свойствами;

3. использование нового сырья;

4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5. появление новых рынков сбыта.

Этиположения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г, понятие инновации он ввел позднее в 30-е годы. Можно сделать вывод о том, что научно-технические инновации должны:

• обладать новизной,

• удовлетворять рыночному спросу,

• приносить прибыль производителю.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Иногда инновация рассматривается как процесс (Б.Санто). В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. По мнению Шумпетера "нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают." По определению, данному в "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Такое определение находиться в полном соответствии с международными стандартами. В условиях рыночной экономики методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах.

Из сказанного следует, что инновацию - результат - нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновационный менеджмент - это управление комплексным многоуровневым процессом включающим не только оригинальные изобретения, разработку новых технологий и получение нового продукта, но и распространение нововведений в другие отрасли, управление подготовкой кадров для адаптации новых методов.

Объектом ИМ является нововведение - новые виды услуг, методы управления, любые изобретения, принятые к распространению. Форма и скорость распространения информации зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами.

Процесс, по средствам которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени, называется диффузией инновации. Иными словами уже однажды освоенная и использованная инновация получает свое распространение вновых условиях или местах применения. Согласно теории нововведении "И. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс кумулятивного увеличения числа последователей, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Именно ожидание сверх прибылей, он считал главной движущей силой принятия НВ.

Скорость диффузии НВ зависит от различных факторов: формы принятия решения; способа передачи информации; свойств социальной системы и самого НВ.

Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения.

Внедрение НВ - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации. Сравнение альтернативных технологий и принятие решений требует максимум информации о поведении других фирм нарынке и их решений принятых ранее, но получить эту информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. И хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка. Риск и неопределенность снижаются по мере накопления опыта внедрения НВ, но вместе с тем по мере приближения предела его распространения снижается его прибыльность.

Таким образом, именно выбор последователя и степень распространенности НВ на рынке (число пионерских организаций) определяют доминирование той или иной технологии на рынке. Каждый выбор того или иного субъекта позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс того, что выбор следующего субъекта будет в ее пользу.

 

 

Структура

Финансово-промышленная группа: понятие, способы ее учреждения, регулирование создания.

Получивший широкое распространение в сегодняшней России термин "финансово-промышленная группа" (ФПГ) может употребляться в двух взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. В широком смысле им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах, и сопровождается официальным признанием и включением в Реестр ФПГ Российской Федерации. Допускается участие только в одной официально зарегистрированной в Государственном реестре ФПГ.

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест" (Закон Российской Федерации "О финансово-промышленных группах", ст.2).

Дочерние общества вправе входить в ФПГ только с основными обществами. Ключевым понятием закона является центральная компания ФПГ, которая может быть инвестиционным институтом (как правило), хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом. Согласно закону "О финансово-промышленных группах" они образуются в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности производства, расширение рынков сбыта и создание рабочих мест. Характерная особенность ФПГ состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.

 

 

Способы учреждения ФГП.

Два способа ее учреждения участниками ФПГ обусловливают и две возможных модели ФПГ:

1) холдинговая модель (центральная компания - дочерние общества), которая наиболее типична для схем, создаваемых коммерческими банками (их дочерними инвестиционными компаниями);

2) учреждение центральной компании всеми участниками ФПГ, подписавшими соответствующий договор (система участий).

Отнюдь не каждое объединение предприятий стремится получить официальный статус ФПГ. Во многих случаях это объясняется тем, что сам по себе юридический статус ФПГ не гарантирует получения государственной поддержки и льгот. Получение последних зависит не столько от статуса ФПГ, сколько от собственной мощи объединения предприятий (его ядра или инициатора) вне зависимости от статуса объединения.

В ФПГ могут входить государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества; дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем); инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

В группе обязательно должны быть организации, производящие товары или услуги, а также банки или иные кредитные организации. А вот участие общественных и религиозных организаций недопустимо.

 

Регулирование создания ФГП.

Пытаясь не допустить стихийного, бесконтрольного образования финансово-промышленных групп силами промышленников и отраслевых министерств, правительство решило регулировать этот процесс. Правовой механизм создания и регистрации ФПГ был оформлен президентским указом № 2096 от 5 декабря 1993 г. "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" и соответствующим Положением о финансово-промышленных группах и процедуре их создания. Документы включали ряд положений, которые должны были способствовать оформлению официального статуса финансово-промышленных групп, но в то же время налагали жесткие ограничения на их структуру и состав.

Указом предусматривались три возможных варианта создания финансово-промышленных групп:

• компании имели право по собственной инициативе принять решение о передаче пакетов своих акций головной компании;

• решение о создании ФПГ могло быть принято правительством (эта очевидная уступка сторонникам создания ФПГ под контролем государства привела к тому, что чиновники на более низких уровнях управления не решались создавать ФПГ без одобрения правительства);

• на основании межгосударственных соглашений могли создаваться транснациональные ФПГ.

 

КПП 6

                       
           


ТПП

ОО

Претенденты с максимальной эффективностью (в нашем примере они обозначены цифрами) соединяются в технологическую цепочку. После этого постоянно проводится контроль взаимодействия предприятий в ТЦ, выясняется насколько эффективно действуют отдельные участники ФПГ, а также вся группа в целом.

Во время функционирования ТЦ возможно снижение ее эффективности. Это снижение может быть результатом деятельности всей цепочки или каких-то предприятий участников цепочки. Под «узким местом» понимается предприятие или несколько предприятий, деятельность которых понижает эффективность деятельности всей ТЦ.

 

Сформированная ТЦ выглядит:

 

1 2 3 4 5 6

                       
           

 


После выявления «узкого места» выяснилось, что предприятия 4 и 6 понижают эффективность работы всей ТЦ. В таких случаях головная компания ФПГ принимает меры по повышению эффективности их деятельности (например, за счет дополнительного финансирования).

Создание технологической цепочки включает этапы:

определение цели (стратегии);

изучение технологии;

подбор предприятий-исполнителей (контрагентов): данные о руководстве контрагентов, номенклатура выпускаемой продукции, финансовая отчетность за предшествующие кварталы, структура активов, пассивов;

проектирование: проектирование производственной схемы, составление календарного плана проекта, проектирование схемы финансовых потоков, составление организационного плана, проектирование эффективности ТЦ;

выбор источника финансирования;

подбор руководителя проекта;

контроль результатов.

Под организацией технологической цепочки понимают комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов, связанных с функционированием этой ТЦ. Вопросы могут быть любые, позволяющие предотвратить как можно больше недоразумений в дальнейшем.

Процесс организации технологической цепочки составляет неотъемлемую часть цикла управления.

ФПГ может быть разделена на комплексы, в каждом из которых есть собственный маркетинг, производство, снабжение. Из всех крупных отделов туда выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи. В каждом из комплексов создаются собственные финансово-промышленные службы.

Каждый из участников ТЦ должен четко представлять цель функционирования ТЦ, а также знать, что он получит при выполнении своих задач внутри ТЦ.

Мотивация участников технологической цепочки - это процесс побуждения их к деятельности для достижения целей ТЦ. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Необходимо создавать конструктивную атмосферу внутри коллектива, располагающую к делам. Менеджер ТЦ использует внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство удовлетворенности при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Для стимулирования предприятий, действующих в рамках ТЦ, необходимо на организационном этапе так распределить совокупную прибыль между предприятиями, чтобы каждое предприятие, каждый руководитель и все рабочие были заинтересованы в конечном результате деятельности всей ТЦ. Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается невысоко. Чтобы создать коллектив с высоким потенциалом развития, способный решать все более сложные задачи, необходимо соответствующим образом выстроить систему работы с людьми.

 

Задачи ФПГ.

По мнению ряда специалистов ФПГ обеспечивает решение следующих задач: концентрация банковского капитала и расширение инвестиционной базы на рыночных приоритетных направлениях развития промышленности; структурную перестройку всей системы банков с ориентацией на реальную экономику; выживание в конкурентной борьбе и создание условий для устойчивого развития банков и предприятий; возможность реализации интеграционных задач в рамках СНГ на рыночных условиях; повышение управляемости экономики, создание новых рабочих мест; усиление позиций национального капитала на внешнем и на внутреннем рынках; ускорение модернизации промышленности. Можно отметить следующее - мировое экономическое развитие свидетельствует о переходе к олигополистической конкуренции. Во всех мировых экономических центрах развитие диктуется ограниченным количеством ФПГ и ТНК. Так в США на их долю приходится до 60 % ТНП, в Японии до 45%. Крупные корпорации обеспечивают технический прогресс, экономический рост, социальную защищённость граждан. Именно транснациональные ФПГ в кратчайшие сроки построили Евросоюз, дали мощный толчок развитию новых индустриальных стран. Их значение в развитии глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении 50 лет.

Экономика России будучи включённой в мировую находится в прямой зависимости от её системного устройства и поэтому путь к повышению устойчивости экономики в целом и усилению ее безопасности лежит через стимулирование и создание локомотивов роста, интегрированных во внутреннюю экономическую систему и адекватных мировой. ФПГ, основанные на критериях технологической и финансовой целесообразности, составляют каркас эффективных экономик индустриальных стран.

 

Слабости ФПГ.

Оценки потенциальных возможностей ФПГ при их создании оказались явно завышенными. Воплотиться в жизнь им мешают как неблагоприятные внешние условия для развития групп, так и многочисленные внутренние трудности. На практике отечественные ФПГ демонстрируют разную эффективность. Одни успешно приспособились к новым экономическим условиям (скажем, "ЛУКОЙЛ") и завоевали позиции на внешних рынках ("Газпром"), а другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства. Причины значительных расхождений в результатах деятельности ФПГ аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них и проходящих через их родственные структуры денежных потоках. И все же можно выделить "болевые точки", от умения справиться с которыми зависят успехи или неудачи группы.

1. «Хлипкость» банка. Крепость всей групповой конструкции во многом зависит от силы банка, который зачастую является системообразующим. Характерно, что в ФПГ участвуют очень большие или очень маленькие банки.

2. «Замусоренный» состав ФПГ. Российские ФПГ создавались во многом случайным образом: скупалось то, что было доступно. В хаосе приватизации лидерам предпринимательства некогда было задумываться о том, для чего они приобретают тот или иной промышленный актив. Не было времени и на создание серьезных управленческих технологий. Сегодня, когда активы уже собраны, встали вопросы: что надо сделать, чтобы они приносили прибыль - каждый в отдельности и все вместе как Составляющие одной корпорации; стоит ли иметь внутри группы слишком разные направления? Ведь смысл холдинговой компании, т.е. соединения различных бизнесов, заключается в том, чтобы между ними возникла синергия (усиление взаимного действия).

3. Чрезмерная ориентация на государственную поддержку, обещанную законом. В законе перечислены такие меры государственной поддержки ФПГ: зачет задолженности участника, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями этих конкурсов инвестиций для покупателя - центральной компании этой ФПГ; предоставление участникам права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений, которые должны направляться на деятельность ФПГ; передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ и государственные гарантии для привлечения инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ.

Однако наряду с этими преимуществами официальная регистрация налагала ряд серьезных ограничений в отношении типов компаний, которые могли вступать в финансово-промышленные группы. В частности, не имели права вступать в ФПГ компании, в которых доля государства, благотворительных или социальных фондов составляла более 25% капитала. Это же требование действовало и в отношении холдинговых компаний и объединений, у которых материальные фонды составляли менее 50% капитала, что было направлено против образования чисто торговых ФПГ. Кроме того, предприятиям — участникам ФПГ было запрещено владеть акциями друг друга; доля финансовых и инвестиционных учреждений в составе ФПГ в акционерном капитале других предприятий-участников не могла превышать 10% их капитала, и доля любого предприятия — участника ФПГ не могла превышать 10% активов финансового учреждения в составе той же группы.

В целом все эти ограничения были направлены против вступления в финансово-промышленные группы крупных государственных предприятий, против усложнения отношений собственности путем приобретения предприятиями акций друг друга; они также должны были препятствовать превращению ФПГ в мощные монополии местного или общенационального масштаба.

Несмотря на введенные ограничения, сразу после издания президентского указа в 1993 г. группы компаний начали регистрироваться в качестве ФПГ. Первая финансово-промышленная группа была зарегистрирована в декабре 1993 г., и с тех пор количество официально зарегистрированных ФПГ неуклонно растет.

Но на все заявленные меры господдержки в казне денег нет. В качестве "спасательного круга" предлагается тщательно отбирать ФПГ, которым следует помогать. Кто и как это станет делать? Если чиновники - по своему усмотрению, без четких критериев, это будет питать коррупцию. Чтобы не допустить этого, необходимо поднять уровень экспертизы организационных проектов групп, анализировать реальную интеграцию в рамках ФПГ банковского и промышленного капиталов (в виде банковских вложений в соответствующие проекты развития производства) и взаимное участие в капитале, обращать внимание на то, чтобы центральная компания играла весомую, не "бумажную" роль, а деятельность ФПГ отвечала бы приоритетам промышленной политики.

Выделены две приоритетные сферы - авиационный и автомобильный комплексы, которые, судя по принятым документам, правительство решило поддержать.

 

Перспективы ФПГ.

По какому пути пойдут российские ФПГ в ближайшие годы? Аналитики называют два возможных варианта, считая наиболее вероятным промежуточный из них:

• либо это будут действительно эффективные объединения различных типов хозяйственных единиц, которые, во-первых, созданы добровольно или на основе слияний и поглощений; во-вторых, основаны на действительно эффективном управлении своей собственностью (пакетами акций); в-третьих, ориентированы на сокращение издержек и увеличение дохода на основе собственной деятельности в условиях цивилизованного рынка;

• либо будут сформированы несколько десятков гигантских конгломератов и отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и функционирующих за счет этого, что будет означать реанимацию в новых условиях централизованного управления экономикой. Отраслевая интеграция уже демонстрирует монопольное поведение или устремление ее участников. Несмотря на попытки правительства учесть антимонопольное законодательство, многие финансово-промышленные группы усиливают монопольный характер экономики.

В качестве возможных позитивных последствий становления российских ФПГ обычно фигурируют: увеличение притока финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции, углубление кооперации между предприятиями группы, улучшение взаиморасчетов между ними и т.д.

 

Антимонопольная политика.

Одна из опасностей, связанных с ростом финансово-промышленных групп, состоит в том, что в них могут объединиться потенциальные конкуренты, которые попытаются создать монополии местного или общенационального масштаба. Поэтому все основные законы, регулирующие формирование ФПГ, содержат однозначный запрет на монополизацию экономической деятельности со стороны участников финансово-промышленных групп; заявки на создание ФПГ подлежат утверждению Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). Очевидно, в ответ на озабоченность но поводу возможности возникновения монополий. Программа содействия формированию финансово-промышленных групп предусматривает создание не менее трех конкурирующих ФПГ на рынке каждого вида продукции.

Однако, по имеющимся данным, на федеральном уровне деятельность ГКАП по искоренению монополизма отличается крайне низкой эффективностью, хотя региональные антимонопольные комитеты проявляют большую активность в борьбе против недобросовестного использования компаниями своего доминирующего положения на рынке.

Статистика отрасли

В мае 1999 года в России официальный статус ФПГ имели 84 группы, объединяющие на добровольной основе более 1500 промышленных предприятий, коммерческих банков и других организаций. Финансово-промышленные группы, организованны чаще всего крупнейшими московскими банками, среди них есть и около десятка структур, не зарегистрированных официально, но строящих свою работу по тем же принципам что и ФПГ.

 

НЕКОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Финансово-промышленная группа Числен­ность работаю­щих Крупнейший банк Отрасль промышленности
"Морские технологии"   Инкомбанк Оборонная
"Приморье"   Промстройбанк, Агропромбанк Гидротехника
"Эксохим"   "Менатеп" Химическая
"Газопровод-Носта"   "Инкомбанк Газопроводы для Газпрома
"Российские авиалинии"   Промстройбанк Авиация
Консорциум "Русхим"   "Российский кредит" Химическая, нефтехимическая
Объединенная угольно-металлургическая компания   Банк кооперации и приватизации Черная металлургия
"Магнитогорская сталь"   Промстройбанк, Агропромбанк Металлургия
"Интеррос"   Международная финансовая компания, Онексимбанк Химическая, металлургия

 

 

Совершенно очевидно при этом, что, несмотря на попытки учета антимонопольного законодательства, многие создаваемые ФПГ усиливают монопольный характер российской экономики, прежде всего монопольное поведение предприятий на формирующихся рынках.

 

 

Общие выводы.

• образование ФПГ носило спонтанный характер, они создавались снизу, а не навязывались сверху, по решению центральных или региональных органов власти;

• создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут способствовать экономическому росту;

• виды действующих ФПГ многообразны. Однако все они имеют одинаковую «мягкую» организационную форму - предприятия-учредители плюс учреждаемая ими центральная компания, полномочия которой определяются в договорном порядке. При этом почти все центральные компании созданы в виде открытых акционерных обществ. Такая организационная форма практически не ущемляет самостоятельности вошедших в ФПГ предприятий и полномочий их руководителей. (Вто же время действующий Закон "О финансово-промышленных группах", наряду с ныне используемой допускает и другие жесткие формы.);

• кратковременные интересы в деятельности ФПГ пока доминируют над долгосрочными, стратегическими установками;--

• объем государственной поддержки, оказываемой ФПГ, можно оценить как минимальный. Льготы для них, предусмотренные Законом "О финансово-промышленных группах", носят пока во многом декларативный характер.

 

 


 

3. Управление инновационными процессами

3.1. Инновационный проект

Понятие инновационного проекта и его содержание.

Под инновационным проектом понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В инновационных проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Различают: инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и другие.

Рассмотрим некоторые типы инновационных проектов подробнее.

1. Исследовательские проекты могут выполняться различным числом участников. Они являются одной из форм инновационного проекта. Такие проекты имеют заранее сформулированную цель, определенное начало и конец во времени, обычно ограничен во времени и средствах, требует привлечения специалистов различных специальностей, повторно не разрабатывается.

Исследовательский проект нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации, т.е. требует создания проектной группы или образования творческого коллектива и обеспечения управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержками и сроками).

2. Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года. Для такого вида проекта характерно следующее: сформированная фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект; разработанный общий план работ на весь срок выполнения проекта; ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности). Для реализации инициативного проекта у коллектива должен иметься научный задел по предлагаемому проекту и разработанные методы, при этом оценивается степень новизны и оригинальности.

3. Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

• фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;

• сферу применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);

• общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;

• имеющийся задел по предлагаемому проекту;

• перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

• наличие контракта на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).

 

 

Оформление инновационных проектов.

Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем получения фантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская программа экономических исследований и др.). В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).

Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год.

Большое значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа. В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указывается полностью Ф.И.О., дата рождения, ученая степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год присуждения ученого звания; полное и сокращенное название организации; должность; область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); общее число публикаций; адресные данные и др.

Далее следует содержание проекта в соответствии с пунктами, изложенными выше. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта. Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

■ заработная плата (не более 50% общего объема);

■ начисления на заработную плату;

■ приобретение оборудования и материалов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.099 с.)