Воспроизведение иллюстраций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспроизведение иллюстраций.



2)Стереотипирование. Стереотип – металлическая, резиновая или пластмассовая монолитная печатная форма, представляющая копию с типографского набора или клише.

3) Печатание тиража. В рулонной ротационной печатной машине имеется четырехцилиндровый печатный аппарат для переноса краски с формы на бумагу; красочный аппарат, наносящий краску на форму; бумагопроводящая система, подающая бумагу к печатному аппарту и выводящая оттиски из машины; устройства для приемки и обработки отпечатанной продукции (фальцовка, обрезка).Фальцевальный аппарат – это машина, предназначенная для фальцовки (складывания) отпечатанных листов в тетради

5 Вопрос: Современные технологии и выпуск периодического издания. Особенности компьютерной верстки.

Ответ В тех редакциях, которые используют компьютерную верстку, рано или поздно приходят к выводу: системное представление о газете и ее оформлении – не мода, а требование, как бы предъявляемое самой техникой. Оформительский стиль – это не только эстетическое понятие, но и конкретный компьютерный термин. Стиль разрабатывается для газеты в целом, для каждой полосы, тематической страницы или подборки в отдельности.

Первый этап разработки модели – моделирование групп оформительских элементов. Второй этап – систематизация и унификация оформления всех тематических объединений материалов. «Этот уровень представляет собой стандартизацию текстового набора, определенные принципы построения и шрифтографии заголовочных комплексов, применение изобразительного материала, унификацию выделений и т.п.» (13). Третий этап – комплексная разработка модели издания, которая в газете может состоять из следующих частей:

«а) графиков периодичности появления основных рубрик, разделов и тематических полос (структура издания);

б) размерных стереотипов, включающих в себя объем материала, формат колонок, размеры заголовков и количество строк в них, величину межколонных пробелов;

в) стандартных операций набора, предусматривающих выключку, шрифт (кегль, начертание, согласующиеся с размерным стереотипом) заголовков, отбивку заголовков, концовки, набор текста, авторской подписи и других компонентов издания;

г) макетов-стандартов, предусматривающих композицию издания, в частности тип верстки» (14). Почему завершающий этап комплексной разработки модели начинается с системы рубрик? Дело в том, что и рубрика – явление комплексного характера. Кроме ритмичного ведения «определенной тематики она обеспечивает регулярное появление определенных жанров, которые ей присущи, определенных авторов, ведущих рубрику, определенных географических источников и т.д. (выделено мной – В.Т.)» (15).Постоянство рубрик в периодическом издании – залог того, что оно имеет свои темы, своих авторов, индивидуальный облик, то есть продуманные концепции содержания и формы.

Можно проследить взаимодействие оформительской идеи с темой (тематикой) материалов, полос и номеров газеты, которая и находит выражение в тех или иных рубриках. Тема и идея («политическая» и определяемая ею оформительская) неотделимы друг от друга. В принципе можно определить тему и идею не только одного материала, но и каждой полосы, каждого номера газеты. Только специфика этого вида издания состоит в том, что полосы газеты включают в себя сразу несколько тем, главные из которых находят выражение в постоянных рубриках. Диктуемый жизнью процесс рождения идей и тем (а значит, и рубрик) непрерывен – газета стремится отвечать на все актуальные вопросы, которые ставит перед нею читатель.

Не вступает ли в противоречие композиционно-графическое моделирование с теми широкими возможностями, которые открылись перед дизайнерами в компьютерную эпоху? Электронные программы верстки сегодня позволяют выполнить самые сложные творческие задания дизайнеров газеты – от изощренной обработки изображений до получения твердой копии (на пленке) оригинал-макета с помощью лазерного принтера или фотонаборного автомата. Масштабирование графики, редактирование графических образов, создание сложных изображений, ретуширование фотографий – все это становится возможным с применением пакетов интерактивной верстки документов: Xerox: Ventura рublisher (Corel Ventura рublisher), Aldus рage Maker, Letraset Design Studio, QuarkXрress, Frame Maker и т.д. Чем совершеннее программа, тем выше скорость и точность производимых операций. В этом случае верстальщик работает с экраном, на котором графика представлена именно в том виде, в каком будет воспроизведена в печати – сначала на оригинал-макете, затем на пленке и, наконец, на пластине и в газетном номере. Очень важно, вводя команды с клавиатуры, наблюдать и контролировать все изменения в композиции и графике: идентифицировать гарнитуру, кегль, вид линейки, украшения и т.д.

Если программы обработки текстов в целом схожи, то программы верстки значительно отличаются друг от друга, и с каждым годом появляются все новые и новые версии программ верстки. Выбор конкретной программы – дело вкуса, главное, чтобы они способствовали унификации процесса выпуска периодических изданий, ускоряли процесс верстки и позволяли оформителям ставить перед верстальщиками разнообразные задачи по реализации принципов оформительской модели как одного из типоформирующих аспектов издания.

Электронная верстка, и мы это уже отмечали, не может осуществляться иначе, чем на основе КГМ. Разработка стилей и есть реализация принципов и правил конкретной модели. Конечно, в этом случае особенно важно быть в курсе современных тенденций газетного дизайна, поскольку и при помощи современнейшей машины можно создавать убогие образцы. В прежние годы ответственным секретарям также нередко мешал не недостаток текстовых и заголовочных шрифтов, а их... избыток. Стремясь «украсить» газетные полосы, они использовали чуть ли не всю «библиотеку шрифтов» (а сегодня при активной русификации «латинских» шрифтов количество гарнитур превышает сотни). В результате на полосах «спорили» устаревшие и современные, рубленые и литературные, непомерно большие и чрезвычайно мелкие шрифты. Теперь существует еще большая опасность того, что оформительская безвкусица заполонит газеты, ведь их количество растет с каждым днем, а в качестве дизайнеров и верстальщиков выступают самоучки. Надеемся, что разностильность и эклектизм – временная, объяснимая болезнь роста. Но при патологическом нежелании новоявленных «конструкторов газет» учиться у профессионалов сохраняется объяснимая тревога: видимо, еще не скоро пройдет чрезмерное увлечение подложками, интенсивным растровым фоном, пока не видно, чтобы оформители отказывались от перенасыщения полос дополнительным цветом, черными плашками («выворотками»). Иные газетчики пренебрегают удобочитаемостью текста, предпочитают агрессивное оформление – для них становится важным не столько содержание, сколько форма...

В то же время следует отметить, что среди центральных и местных газет немало таких, которые демонстрируют передовые методы дизайна: мы уже отмечали типографизацию оформления, сопровождаемую просветлением полос, контрастность (умеренную и логичную), плакатность, развитие заголовочных комплексов, повышение шрифтовой культуры, активное использование всех визуальных элементов газетного орнамента.

Интересно, что именно лучшие с точки зрения дизайна газеты выпускаются на основе моделей. Естественно, что когда наведен порядок в графическом хозяйстве, когда процесс выпуска унифицирован, остается много времени на творческие поиски оригинального лица издания. Новые приемы рождаются в процессе освоения новой техники.

Что же такое эстетический вкус? Что делает газетные полосы красивыми и одновременно удобными для чтения? Конечно, у каждого оформителя могут быть свои пристрастия, свое понимание прекрасного, как и у читателей, отличающихся друг от друга по социально-демографическим и психологическим характеристикам. Но существуют давно сложившиеся правила верстки, которые вырабатывались годами, которые учитывали традиции и так влияли на дизайн, что он воспринимается как один из существеннейших типоформирующих признаков издания. Принципы и правила газетного оформления сформулированы и проиллюстрированы примерами во множестве статей, книг, учебников российских ученых и практиков: Б. Вяземского, В. Попова, С. Гуревича, А. Киселева, А. Кулакова, О. Цыганова, С. Галкина, Е. Фастовца, И. Табашникова, В. Бакшина и др. В последние годы вновь обнаружился интерес к западным исследованиям дизайна – можно познакомиться с пособиями Вильяма Клика и Рассела Бэрда, Марио Гарсиа. Американская журналистка Мишель Картер даже издала небольшую брошюру на русском языке «Современный газетный дизайн» (М., 1995), в которой также сформулировала требования модной и удобной верстки. Перечислим некоторые из них:

– выберите один шрифт для вашего основного шрифта,

– используйте этот единственный шрифт для всего газетного материала,

– никогда не применяйте этот шрифт в рекламе,

– используйте выбранный шрифт достаточно большого размера, чтобы его легко можно было читать,

– выработав однажды дизайн вашего текста (шрифт, размер, интервал), используйте его последовательно на всех полосах вашей газеты,

– остановите выбор на едином шрифте для заголовков материалов, связанных с новостями,

– если вы хотите, то выберите другой шрифт для заголовков статей других разделов газеты,

– не используйте эти шрифты для рекламы,

– используйте прописные и строчные буквы в заголовках,

– не вставляйте линейки, разделяющие колонки, за исключением тех моментов, когда они точно нужны для разделения материалов на странице,

– строчки текста различных колонок на странице должны быть расположены на одном и том же горизонтальном уровне,

– всякий раз, когда это возможно, размещайте фотографии, содержащие действие,

– используйте инфографику для иллюстрирования статьи (доминирующим элементом должна быть информативность, а не художественность),

– при оформлении публикуемого материала располагайте все белые пятна вокруг текста,

– избегайте применения белого шрифта на черном.

Следуя этим правилам, можно создать изящную графическую концепцию. У оформителей остается масса возможностей для того, чтобы импровизировать, проявлять свою творческую индивидуальность. Важно определить те зоны, в которых модель действует неукоснительно, и те, где она может как бы «взрываться». Повторяемость, симметричность, действительно, – основа композиционно-графического моделирования. Но в то же время асимметрия, неформальное равновесие также должны быть заложены в любую КГМ, ибо форма все-таки зависит от содержания, а содержание газеты, призванной отражать текущую действительность, будет всякий раз новым, неожиданным. Модель не должна сковывать творчество – напротив, ориентируясь на «продуктивные» положительные стереотипы читательского восприятия, она не только не запрещает импровизированные решения, но и помогает дизайнерам совершать творческие открытия. Модель подобна нотной грамоте или алфавиту, зная которые, музыканты и художники слова создают оригинальные неповторимые композиции, произведения.

Обратимся к опыту практического моделирования. Если в секретариате пришли к пониманию, что «лицо» их газеты требует обновления, что компьютерная технология верстки сама по себе не дает преимуществ дизайнерам без объединения различных приемов оформления в систему, значит, настало время заняться практическим моделированием. С чего начинается процесс моделирования?

Как правило, для проведения комплексного анализа внутренней и внешней структуры издания создается творческая группа. Выбираются самые опытные журналисты, умеющие одинаково хорошо работать в различных жанрах, владеющие мастерством редактирования, макетирования, планирования, знающие до тонкостей процесс выпуска газеты. Такие группы, занимающиеся анализом содержания и формы, мнений читательской аудитории, возглавляют ответственные секретари или их заместители. Ведь секретариат – штаб редакции, где сходятся все нити по управлению коллективом, куда идут с идеями, находками, в том числе и резервов повышения эффективности издания, одним из которых и является моделирование.

Особое внимание следует уделить рубрикам, ведь именно они отражают тематику и проблематику; именно система рубрик – постоянных, пульсирующих, рубрик кампаний и др. – выявляет типологию издания, его позицию, его оригинальность. «Модель основывается на графике публикации главных разделов и рубрик, называемом в практике сетевым. В сетевом графике частично фиксируется структура издания, которая представляет собой размещение основных разделов и рубрик по номерам и в отдельном номере. То обстоятельство, что в графике публикации основных разделов и рубрик в самом общем виде воплощается структура издания, и определяет значение этой части модели: именно здесь отражена внутренняя форма, связь с содержанием издания» (16).

Творческая группа проводит анализ жанров материалов, собственных публикаций и тех, что пришли из информационных агентств, фотоиллюстраций (жанры, размеры, количество). Эксперты изучают и язык, стиль заметок, корреспонденций, статей, обращают внимание на то, как корреспонденты работают с фактом.

У каждой конкретной газеты/журнала модель может иметь свои особенности, но чаще всего она состоит из нескольких частей: описания тематической концепции издания, сетевого графика, руководства по дизайну газеты, организационной модели.

Значение тех или иных типологических критериев прессы меняется в зависимости от социально-политической, экономической ситуации в стране. В настоящее время, например, особую роль играют такие критерии, как общественный статус владельца, издателя и учредителя, конъюнктура информационного рынка, читательский запрос, периодичность, объем, тираж. Наблюдается недооценка важного признака – внутренней структуры издания, призванной отражать цели и задачи газеты, журнала, теле- или радиопрограммы, связанной прежде всего с характером аудитории, жанровой палитрой, стилем, языком, географией материалов, специфическим оформлением и даже авторским составом. Тематическая модель периодического издания во многом определяет его эффективность, действенность, наконец – популярность. Научно разработанная модель – залог конкурентоспособности газеты.


Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий — газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, кото­рым умелые дизайнеры стремятся придать качество конкретности.
Компьютерный набор и электронная верстка обеспечивают соблюдение ритма на газетной полосе: равномерные межбуквенные и межколонные про­белы, интерлиньяж и др. Но и здесь важным условием остается мастерство оператора, а также газетного дизайнера. Электроника вовсе не освобождает от знания законов ритма, пропорции, контраста. Роль квалифицированных ответствен­ных секретарей, дизайнеров, обладающих знаниями в области компьютерной техники, оформления, полиграфического исполнения газет, наделенных под­линным эстетическим вкусом постоянно растет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.015 с.)