Вопрос 6. Миграционные процессы в РФ, их характеристики и тенденции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Миграционные процессы в РФ, их характеристики и тенденции.




Миграция населения (рабочей силы) – это процесс перемещения населения (трудоспособного населения) через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.
В РФ в 90-е годы произошло существенное изменение миграционных процессов, причиной которого стало социально-экономическая трансформация российского общества.
А именно:
- резко увеличилось число людей, выезжающих за рубеж на постоянное место жительство (в основном высококвалифицированные рабочие кадры).
- сократилось перемещение населения из сельских населенных пунктов в города.
- изменились внутренние миграционные потоки, что являлось следствием падения уровня жизни и роста цен на транспортные услуги.
85% миграции происходит внутри страны (из всех миграционных процессов)
Для РФ миграция имеет большое значение, т.к. это вид воспроизводства трудовых ресурсов.
Говоря о типах миграции можно выделить:
• внешнюю:
- эмиграция - означает выезд из страны;
- иммиграция – въезд в страну с целью устройства на работу или учебу, смена места жительства.
• Внутреннюю.

Существуют следующие виды миграции:
• Внутрирайонная и межрайонная, внутриобластная и межобластная и т.п.
• Безвозвратная и возвратная.
Возвратная миграция бывает:
- цикличная - осуществляется на срок несколько месяцев, но не более года с обязательным обратным возвращением на место постоянного жительства;
– маятниковая - регулярные ежедневные, реже — еженедельные передвижения с места постоянного жительства на место работы или учебы в другом населенном пункте или в другом государстве;
- эпизодическая - деловые, туристические и т.д. поездки, осуществляемые не только нерегулярно во времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям.
• Добровольная (осознанное самими мигрантами решение, которое, в свою очередь, сможет быть обусловлено демографическими мотивами) и вынужденная (не зависящими от мигрантов причинами: государственное отселение или переселение (связанное со строительством, организацией заповедника, зоной отчуждения и т.д.); военные действия; экологические катастрофы и другие ЧП; политические конфликты и т.д.).
• Легальная (без нарушения норм законодательства) и нелегальная (незаконная, подпольная, с нарушением норм законодательства).
• Самостоятельная (которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов) и организованная (осуществляемую с помощью и при участии государства или различных общественных структур).
Сущность миграции населения наиболее полно выражается через ее разнообразные функции:
• Социальная функция миграции заключается в обеспечении возможности для мигрантов благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить личные потребности в получении образования, росте профессионального уровня, повышении доходов, улучшении жилищных условий и т.д.
• Экономическая функция миграции связана с обеспечением определенного уровня подвижности трудовых ресурсов, их территориальном перераспределении между отдельными регионами страны, между государствами и обеспечением, таким образом, количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

ОБЩИЕ ИТОГИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ (по потокам передвижения) (человек)
На 2007 год:
Прибывшие - всего: 2 284 936
Выбывшие - всего: 2 044 993
Миграционный прирост - всего: 239 943

На 2008 год:
Прибывшие - всего: 2 215 945
Выбывшие - всего: 1 973 839
Миграционный прирост - всего: 242 106

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ (человек)
Прибыло в Российскую Федерацию - всего
1997 год - 597651
1998 год - 513551
1999 год - 379726
2000 год - 359330
2001 год - 193450
2002 год - 184612
2003 год - 129144
2004 год - 119157
2005 год - 177230
2006 год - 186380
2007 год - 286956
2008 год - 281614

Выбыло из Российской Федерации - всего
1997 год - 232987
1998 год - 213377
1999 год - 214963
2000 год - 145720
2001 год - 121166
2002 год - 106685
2003 год - 94018
2004 год - 79795
2005 год - 69798
2006 год - 54061
2007 год - 47013
2008 год - 39508

Источник данных: Росстат

Вопрос 7. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.


Трудовой потенциал общества — совокупная общественная способность к труду, потенциальная дееспособность общества. Трудовой потенциал общества имеет количественные и качественные характеристики.
Качественные характеристики: состояние здоровья, развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества, образовательный и квалификационный уровень, нравственное состояние трудоспособного населения.
Качественная характеристика трудового потенциала направлена на оценку:
• физического и психологического потенциала работников;
• объёма общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества;
• качество членов коллектива, как субъектов хозяйственной деятельности.
Например,
- для оценки состояния здоровья применяются показатели частоты и тяжести заболеваний в расчёте на 100 работников (т.е. состояние здоровья оценивается косвенно через уровень заболеваемости);
- для оценки уровня квалификации — средний разряд рабочих, уровень образования — среднее количество классов общеобразовательной школы;
- для оценки профессиональной подготовки — доля лиц, окончивших колледж, количество месяцев профессиональной подготовки и т.д.
Образование представляет собой базовую сферу воспроизводства человеческого потенциала, в которой человек формируется как личность. Получаемые знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, т.к. миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества.
Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности.
Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение.

Вопрос 8. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.


Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.
Профессиональная образовательная программ а направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации.
Различают следующие виды профессионального образования:
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена, удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Формы получения образования: в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната — допускается сочетание различных форм получения образования.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
• Бакалавр – не менее 4 лет
• дипломированный специалист – не менее 5 лет,
• магистр – не менее 6 лет.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:
• профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;
• состояние материально-технической базы обучения;
• программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;
• качество преподавательских кадров;
• финансовое обеспечение;
• качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;
• приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;
• конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.007 с.)