Выполнение лабораторной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение лабораторной работы



Выслушав пояснения преподавателя и посмотрев методические указания, сформулируйте еще раз цель работы. Подберите нужные посуду и реактивы. Рационально расположите все предметы, необходимые для работы, на рабочем столе. Получаемые данные сразу заносите в рабочий журнал, в журнале допускаются аккуратные исправления или дополнения с указанием «измерено второй раз». Напоминаем, что в качестве рабочего журнала надо использовать отдельную тетрадку.

Рекомендуем следующую форму записи:

1. Дата.

2. Наименование темы.

3. Результаты работы (уравнения реакций, таблицы, графики), их анализ, вычисление ошибок.

4. Выводы.

По окончании всей работы вымойте посуду, расставьте ее по местам.

Каждая работа после выполнения обсуждается с преподавателем, который выясняет, насколько успешно вы разобрались с поставленными задачами, как вы поняли то, что вы делали, каков химизм ваших деяний, как получен тот или иной результат и число и пр. Преподаватель оценивает результаты беседы по пятибалльной системе и делает соответствующую отметку в своем журнале. Эту оценку студент проставляет в листке индивидуального рейтинга (как уже указывалось, этот листок выдается на первом занятии)

Требования преподавателя при беседе по лабораторной работе приблизительно соответствуют изложенным в начале каждой темы целям практической работы, учитывают вопросы для самопроверки и обсуждения лабораторной работы.

ВНИМАНИЕ! При выполнении эксперимента возможны неудачи, получение ошибочных результатов – в этом случае, разобравшись в причинах ошибки, следует работу или часть работы переделать.

 

Меры предосторожности при работе в лаборатории и первая помощь при несчастных случаях

Выполнение лабораторных заданий требует предварительного ознакомления с мерами предосторожности и правилами работ.

1. Все опыты с ядовитыми или пахучими веществами следует проводить в вытяжном шкафу («под тягой»).

2. Особую осторожность надо соблюдать при работе с концентрированными кислотами и щелочами, производящими при попадании на лицо или на руки сильные ожоги.

Концентрированные кислоты и щелочи, а также растворы легколетучих веществ, хранятся под тягой.

3. Не следует нюхать выделяющиеся при реакции газы. Выделяющиеся газы необходимо распознавать издали, слегка направляя ток воздуха к себе.

4. Следует нагревать пробирку, держа ее отверстием от себя и от находящихся рядом людей.

5. Для реакции в пробирку надо брать небольшое количество реактивов (не более 1/3 от объема пробирки).

6. Избыток реактивов выливать из пробирок, колб, стаканов и т. п. обратно в «большую» склянку с реактивами не следует во избежание загрязнения основной массы реактива. Никакой экономии в этом случае не получается. С этой же целью нельзя пипетку, которой набирают реактив, погружать в пробирку с исследуемым раствором или использовать пипетку для перемешивания.

7. При ожогах кислотой нужно немедленно обмыть обожженное место большим количеством воды, затем промыть 3-процентным раствором гидрокарбоната натрия (питьевой соды) и смазать мазью от ожогов.

8. При попадании щелочи на кожу нужно немедленно промыть пораженное место большим количеством воды, затем однопроцентным раствором уксусной кислоты и смазать мазью от ожогов.

9. При попадании щелочи или кислоты в глаз нужно его немедленно промыть большим количеством воды, затем насыщенным раствором борной кислоты (при попадании щелочи) или слабым раствором гидрокарбоната натрия - питьевой соды (при попадании кислоты).

10. При порезах стеклом нужно удалить осколки из ранки, после чего пораненное место смазать йодом и перевязать.

11. Основные «Правила выживания» в химической лаборатории вывешены в коридоре кафедры на стене. Они заимствованы советским стажером из индийского университета в Дели и были впервые опубликованы в СССР в журнале «Химия и жизнь». Предлагаем их вашему вниманию и надеемся, что они вам понравятся.

 

Правила выживания в химической лаборатории.

 

Если вы откупорили что-либо – закупорьте.

Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное не выпустите наружу.

Если включили – выключите.

Если открыли – закройте.

Если разбили – соберите.

Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.

Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.

Если вы одолжили что-либо – верните на место.

Если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.

Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-кво.

Если вы сдвинули что-либо – верните на место.

Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.

Если вы не знаете, как это действует – ради бога не трогайте.

Если не знаете, как это делается – сразу спросите.

Если вас это не касается – не вмешивайтесь

Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.

Если вы все же не поймете, то и не пытайтесь.

Если у вас что-то взорвалось – проверьте, остались ли вы живы.

Если вы горите на работе – постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось.

Если вы не усвоили этих правил – не входите в лабораторию!

Библиографический список

Основной

1. Хомченко Г.П., Цитович И.К.. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1987 г. (допускается 1978 г).

2. Цитович И.К. Курс аналитической химии. М.: Высшая школа, 2004 г (или др. издания).

3. Князев Д.А., Старыгин С.Н. Неорганическая химия М.: Высшая школа, 1990 г.

 

Дополнительный

4. Глинка Н.Л.. Общая химия. М.: Химия, 1973-2000г.г.

5. Ахметов Н.С. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1981 г

6. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая химия. М.: Изд-во МГУ, 1999 г.

7. Коровин Н.В. Общая химия. Высшая школа, 2002 г

8. Химия. Пособие для поступающих в вузы. (Любое издание)

 

Коммент арий

Поскольку изучаемый курс химии является общеобразовательным, то вы можете использовать практически любой учебник по общей или неорганической химии, любое пособие для абитуриентов, справочные материалы, восстановительные курсы, распространяемые сейчас обучающие программы типа «Репетитор» и т.д. Важно, чтобы изложение в учебнике было вам понятно. Наверно, целесообразно полистать учебники разных авторов в читальном зале, а затем выбрать наиболее вам понравившийся.

Раздел 2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ

Т е м а 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ.

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ИХ ОБНАРУЖЕНИЯ

1.1. Цели изучения темы:

теоретические – восстановить в памяти материал по основным классам неорганических соединений и электролитической диссоциации.

практические - освоить приемы работы с лабораторной посудой, технохимическими весами и реактивами.

 

Консультационная часть. Основные классы неорганических соединений

(Восстановительная часть курса - о составлении формул и свойствах соединений дана в приложении 1.)

Литература: 1, гл. I, § 1, гл. V, § 4, C. 141 – 146, 149 – 151; 2, введение, гл. II, § 1 – 3, 5 – 7, гл. VI, § 1 4,гл. VII, § 1 – 5, гл. XIII, § 1 – 4, гл. XV, § 1 – 5.

Основы классификации

Ниже кратко резюмируем ваши подзабытые знания о составлении формул химических соединений. Если это у вас очень крепко забыто или вы никогда толком с химическими формулами не разбирались, а просто отмахивались, то проштудируйте хотя бы начало восстановительного курса (приложение 1). Там представлены самые примитивные инструкции по составлению химических формул, определению соответствующих индексов и пр. Усвоение этих правил позволит вам самостоятельно составлять формулы и избавит от необходимости использовать зубрежку.

Итак. Все вещества делят на простые и сложные.

Простые вещества состоят из атомов одного элемента, причём этих атомов может быть разное количество: Cu, O2, О3, S8. Подстрочный индекс указывает количество атомов в молекуле.

Сложные состоят из атомов двух элементов: CuO, HCl, трёх и более: NaOH, HClO, Na2SO4, (NH4)2SO4.

Принятый способ классификации – выделение веществ с одинаковыми свойствами реакционноспособных атомов или групп атомов (функциональных групп). Это похоже на классификацию рабочих по их профессии – плотники, кузнецы, слесари и др.

Пример. Для всех кислот общей функциональной группой является водород:

H Cl, H NO3, H2 SO4, Н3 РО4.

В водных растворах связь кислотного остатка с водородом разрывается легче других и обуславливает диссоциацию с образованием иона водорода

HNO3 = H+ + NO3.

Наличие ионов водорода в растворах всех кислот обуславливает характерный для кислот кислый вкус, способность изменять окраску индикаторов, способность обменивать атом водорода на атом металла.

Напомним, что ионы это заряженные частицы, которые могут состоять из одногоили нескольких атомов. Положительно заряженные ионы называют катионами, отрицательно – анионами. Их заряд обычно проставляется справа вверху.

Упражнение: выделите общие функциональные группы двух оснований NaOH и Ba(OH)2; двух солей NaNO3, Cu(NO3)2.

Сравните свои результаты с правильными ответами: OH-; NO3-.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.018 с.)