Дополнительная коррекционно – развивающая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительная коррекционно – развивающая программа



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20»

УТВЕРЖДЕНА

приказом

МДОАУ «Детский сад № 20»

От _____ ________2014 № ___

 

Принята

Педагогическим советом

протокол

от 29. 08. 2014г. № 1

02-03

Дополнительная коррекционно – развивающая программа

«Развивай - ка»

(Подготовка к школе для детей дошкольного возраста 6-7 лет)

Педагог – психолог

Карандашова М.В

Г. Нефтеюганск

2014г

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Целевой

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………...3

1.2 Актуальность ………………………………………………………………………..4

1.3 Концептуальные подходы……………… ………………………………………… 4

1.4 Принципы ……………………………………………………………………………6

1.5 Цели и задачи…………………….…………………………………………………. 7

Раздел 2 Содержательный

 

2.1 Методы и приемы работы с воспитанниками ……………………………………. 11

2.2 Формы обучения ………………………………………………………………… ….12

2.3 Учебный план ………………………………………………………………………...14

2.4 Календарно тематическое планирование…………………………………………..14

 

Раздел 3 Организационный

 

3.1 Материально – техническое обеспечение ………………………………………….22

3.2 Организация предметно – пространственной среды ……………………...……….22

3.3 Программно – методическое обеспечение ………………………………………….23

Литература ……………………………………………………………………………24

Приложение 1…………………………………………………………………………25

Приложение 2…………………………………………………………………………26

 

Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на различных образовательных ступеньках.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.

Актуальность

 

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения.

Одна из наиболее важных проблем в современном образовании - преемственность между дошкольным и начальным образованием (ФГОС ДО). Поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на личностное и эмоциональное развитие, социализацию ребенка.

Сделав выводы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, занимаясь в кружке «Развивай-ка», воспитанник нашего дошкольного учреждения будет ориентирован к успешному обучению в школе, через социально ориентированную деятельность, направленную на другой субъект социальной жизни.

 

Концептуальные подходы

Методологической основой деятельности программы кружка «Развивай – ка» являются идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста.

Эта программа направлена на укрепление психического здоровья, духовного развития личности, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, интеллектуальное развитие личности. А так же на повышение самооценки детей, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактики и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности, развитие психических процессов.

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

На занятиях я создаю условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремлюсь подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогаю ему в приобретении позитивного опыта самопознаний и самовыражения. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций.

 

 

Принципы

В основе деятельности программы кружка «Развивай-ка» лежат следующие принципы:

· Принцип деятельностного подхода – организация активной деятельности воспитанника.

· Принцип гуманизма – опора на положительное в ребенке, вера в его возможности.

· Принцип системности – рассмотрение каждого воспитанника как условной, своеобразной, динамично развивающейся личности.

· Принцип единства психолого – педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы – целостности оказания психологической помощи ребенку.

· Принцип социально-личностного развития - способствует формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.

· Принцип доступности – предъявление стимульного материала.

· Принцип учета возрастно – психологических и индивидуальных особенностей воспитанника - создание условий для индивидуализации пути развития ребенка и утверждение его «самости», а также изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от исходных особенностей ребенка.

Моя деятельность в рамках кружка «Развивай-ка» направлена на обеспечение эмоционального благополучия ребенка, интеллектуальное развитие личности, повышение самооценки детей, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности.

 

 

Цель, задачи

Цель: обеспечение полноценного, гармоничного развития личности ребёнка, социализация, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации.

Задачи:

· расширять и систематизировать знания воспитанников об эмоциональной сфере человека;

· обогащать эмоциональный опыт воспитанников;

· формировать положительную мотивации к обучению;

· формировать адекватную самооценку, объективного отношения к себе и своим качествам;

· формировать умения работать в группе;

· развивать интеллектуальные способности;

· развивать познавательную деятельность;

· обогащать речевой словарь воспитанников.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования:

· понимает эмоциональное состояние других людей, активно выражает готовность помочь;

· откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие;

· отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения;

· сформирована положительная мотивации к школьному обучению;

· адаптирован к школьным условиям;

· развиты познавательные психические процессы;

· положительная динамика в речевом развитии.

К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.

Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• Особенности контакта ребенка;

• Эмоциональная реакция на ситуацию обследования; реакция на одобрение;

• Реакция на неудачи;

• Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• Эмоциональная подвижность;

• Особенности общения;

• Реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• Наличие и стойкость интереса к заданию;

• Понимание инструкции;

• Самостоятельность выполнения заданий;

• Характер деятельности;

• Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

• Работоспособность;

• Организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы ребенка:

• Особенности внимания;

• Особенности восприятия;

• Особенности памяти, мышления;

• Особенности речевого развития;

• Особенности моторных функций.

Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:

· Организованность, аккуратность;

· Волевые качества;

· Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);

· Сообразительность, любознательность;

· Развитая речь и хорошее воображение;

· Хорошая память;

· Моторная ловкость;

· Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

· Начальные навыки счета и чтения.

Содержательный раздел

Формы обучения

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического клима­та и благоприятной предметно-пространственной среды.

В сказкотерапии возможно использование уже гото­вых сказок, после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказ­ки связываются с личным опытом ребенка, с его пробле­мами, а также составление психологом специально-на­правленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по струк­туре и содержанию должен быть связан с жизнью и труд­ностями ребенка.

Сказка удовлетворяет три доминирующие психоло­гические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои соб­ственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается побе­дителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убе­гает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку.

Занятия – сказки позволяет включить ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала педагогом- психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, физическими упражнениями, элементами визуализации.

Сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Воспитанники с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу.

Заканчивается каждое занятие-сказка заканчивается рефлексией, когда воспитанники представляют себе что-то заданное педагогом- психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что воспитанники вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая педагогу- психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.

2.3. Учебно-тематический план

Комплекс занятий направлен на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Коммуникация», «Развитие познавательных процессов», «Эмоционально-эстетический», «Мелкая моторика», «Психомышечная тренировка» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения).

Содержание материала можно использовать в групповых и индивидуальных занятиях с детьми подготовительных групп. Общая продолжительность программы «Развивай - ка» 54 занятия. Эффективный режим проведения занятий 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек.

 

2.4Календарно тематическое планирование психологических занятий

Месяц Познавательные цели Содержание занятия
Октябрь Занятие №1 Сказка для школьной адаптации «Создание лесной школы» Приветствие. Игра «Давайте познакомимся» Игра «ветер дует на...» Сказка «Создание "Лесной школы"» Упражнение «Раскрась ежика» Упражнение «Найди всех зверей» Игра «Доброе животное»
Занятие №2 Сказка для школьной адаптации «Букет для учителя» Приветствие. Игра «Делай, как я» Сказка «Букет для учителя» Упражнение «Букет» Упражнение «Профессии» Игра «Составь картинку» Игра «Подари мне свою улыбку» Упражнение «словарик эмоций»  
Занятие №3 Сказка для школьной адаптации «Смешные страхи» Приветствие. Игра «все, кого зовут...» Сказка «Смешные страхи» Упражнение «помоги зайчикам встретиться» Игра «Составь картинку» Упражнение «Словарик» эмоций» Игра «На что похоже настроение?» Игра «Бывает, не бывает»  
Занятие №4 Сказка для школьной адаптации «Игры в школе» Приветствие. Игра «незнайка» Сказка «Игры в школе» Упражнение «Рассказ о своей группе» Упражнение «Раскрась всех рыб» Упражнение «лабиринт» Упражнение «Времена года»  
Занятие №5 Сказка для школьной адаптации «Школьные правила» Приветствие. Игра «Пропой свое имя» Сказка «школьные правила» Упражнение «Правила на занятиях» Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо»
Занятие №6 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Собирание портфеля» Приветствие. Игра «Ветерок» Сказка «Собирание портфеля» Упражнение «Школьные предметы» Упражнение «Раскрась филина» Игра «Доскажи словечко» Игра «Школьные принадлежности»  
Занятие №7 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Белочки сон» Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!» Сказка «Белочкин сон» Игра «Что спрятано в Белочкином рюкзаке?» Игра «Составь картинку» Упражнение «Лабиринт» Упражнение «Закономерность» Игра «воздушный шар»  
  Занятие №8 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Госпожа Аккуратность»   Приветствие. Упражнение «перышко!» Сказка «Госпожа Аккуратность» Упражнение «Ежик и предметы» Упражнение «Цветочки для зайки» Игра «Кричалки-шепталкм-молчалки»  
Ноябрь Занятие №9 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Жадность» Приветствие. Упражнение «я рад васвидеть!» Сказка«Жадность» Упражнение «Цепочка» Упражнение «Зайцы в лабиринте» Игра «Угадай, кто мой друг»  
Занятие №10 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Волшебное яблоко (воровство)» Приветствие. Игра «Подари мне свою улыбку» Сказка «Волшебное яблоко (воровство)» Игра «Составь картинку» Игра «право-лево» Упражнение «лисенок и фигуры» Игра «Передай мяч»    
Занятие №11 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Подарки в день рождения»   Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Подарки в день рождения» Упражнение «Раскрась всех птиц» Упражнение «Какой игрушки не хватает?» Игра «Запоминайка» Игра «Подарки»  
Занятие №12 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Домашнее задание» Приветствие. Упражнение «Колокольчик» Сказка «Домашнее задание» Игра «Картинки-загадки» Упражнение «Коврики» Упражнение «Лисенок и листочки» Упражнение «Четвертый лишний» Игра «Доброе животное»  
Занятие №13 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Школьные оценки» Приветствие. Игра «Мячик» Сказка «Школьные оценки» Игра «Парные картинки» Упражнение «Продолжи в определенной последовательности» Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»  
Занятие №14 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Ленивец» Приветствие. Игра «ладошки» Сказка «Ленивец» Упражнение «Медвежата» Упражнение «Мишкин квадрат» Упражнение «Прятки с картинками» Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»  
Занятие №15 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Списывание» Приветствие. Игра «Колокольчик» Сказка «Списывание» Игра «Определения» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Найди силуэт бабочки» Упражнение «Еж и фрагменты»
Занятие №16 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Подсказка» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Подсказка» Игра «Противоположность» Упражнение «Белочка и квадрат» Упражнение «Угощенья» Упражнение «Диктант»
Декабрь Занятие №17 Сказки о здоровье в том числе психическом «Обманный отдых» Приветствие. Игра «Поймай взгляд» Сказка «Обманный отдых» Упражнение «Распорядок дня» Упражнение «Диктант» Игра «Найди отличия» Игра «волшебный лес»  
Занятие №18 Сказки о здоровье в том числе психическом «Бабушкин помощник» Приветствие Сказка «Бабушкин помощник» Оформление стенгазеты Игра «Зеваки» Упражнение «Лабиринт»  
Занятие №19 Сказки о здоровье в том числе психическом «Прививка» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Прививка» Игра «Составь картинку» Игра «Замри» Упражнение «Говорящие рисунки»  
Занятие №20 Сказки о здоровье в том числе психическом «Больной друг» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Больной друг» Упражнение «Снеговик» Упражнение «Найди белку» Упражнение «Новогодние подарки» Игра «Подарки»  
Занятие №21 Сказка о школьных конфликтах «Ябеда» Приветствие. Упражнение «Доброе утро» Сказка «Ябеда» Игра «Составь картинку» Упражнение «Что лишнее в ряду?» Упражнение «Сосчитай всех животных» Упражнение «Найди картинки» Упражнение «комплименты»
Занятие №22 Сказка о школьных конфликтах «Шапка невидимка» Приветствие. Игра «ладошки» Сказка «Шапка-невидимка» Игра «Составь картинку» Игра со шляпой Упражнение «ягоды» Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми» Упражнение «цветочные закономерности»  
Занятие №23 Сказка о школьных конфликтах «Задача для лисенка (ложь)» Приветствие. Игра «здравствуйте» Сказка «Задача для Лисенка (ложь)» Упражнение «Лисенок и закономерность» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Выполни по образцу» Игра «запрещенное движение»  
Занятие №24 Сказка о школьных конфликтах «Спорщик» Приветствие. Упражнение «Наши помощники» Сказка «Спорщик» Упражнение «Ежик и закономерность» Упражнение «Парные фигуры» Упражнение «Футбол» Игра «Ton-хлоп»
Январь Занятие №25 Сказка о школьных конфликтах «Обида» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Обида» Упражнение «Настроение» Игра «На что похоже настроение?» Упражнение «Лишнее животное» Упражнение «Дорисуй-ка» Игра «Слушай хлопки»
Занятие №26 Сказка о школьных конфликтах «Хвосты» Приветствие. Упражнение «Наши помощники» Сказка «Хвосты» Упражнение «Что неверно?» Упражнение «Звери в домиках» Игра «Доброе животное»  
Февраль Занятие №27 Сказка о школьных конфликтах «Драки» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Драки» Упражнение «Дотронься до...» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Найди такой же...» Упражнение «Кораблики» Игра «Воздушный шар»  
Занятие №28 Сказка о школьных конфликтах «Грубые слова» Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть.'» Сказка «Грубые слова» Упражнение «Найди все овощи для зайчика» Упражнение «Ругаемся овощами» Упражнение «мимика и жесты» Упражнение «лесная почта» Упражнение «Бабочки» Упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми»  
Занятие №29 Сказка о школьных конфликтах «Дружная страна» Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся» Сказка «Дружная страна» Упражнение «Ковер» Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей» Упражнение «Найди лишнее» Игра «Дружный паровозик»
Занятие №30 Сказка о школьных конфликтах «гордость школы» Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся» Сказка «Гордость школы» Игра «найди отличия» Упражнение «Дорисуй-ка» Упражнение «Фрагменты» Упражнение «Дуэт»
Занятие №31 Диагностическое занятие  
Занятие №32 Диагностическое занятие  
Занятие №33 Сказка "Дружные путешественники" Развитие речи, слухового внимания, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелкой моторики Приветствие «Братья ленивцы» Сказка «Дружные путешественники» Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою. Работа в бланках «Лабиринты» Упражнение «Запомни и покажи»
Занятие №34 Сказка «Жизнь как чудо» Развитие сосредоточенности внимания, мелкой моторики рук. Психомышечная тренировка Приветствие «Гости» Сказка «Жизнь как чудо» Игра-перевоплощение «Представь себя облачком, плывущим по небу» Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений «Обведи рисунок» Психомышечная тренировка «От улыбки станет всем светлей»
Март Занятие №35 Разноцветный город Развитие памяти, развитии мышления, мелкой моторики рук Приветствие «Комплименты» Упражнение «Возьми себя в руки». Игра «Что можно, а что нельзя» Работа в бланках «Обведи Теремки» «Загадки» Упражнение «Круг друзей».
Занятие №36 Развитие мышления, мелкой моторики рук, продолжать знакомить детей со школой, школьной атрибутикой Психомышечная тренировка Приветствие «Комплименты» Психомышечная тренировка Упражнение «Заряд бодрости» Работа в бланках «Запомни и нарисуй» Упражнение «Угадай предмет и дорисуй» Упражнение «Что возьму с собою в школу» Упражнение «Круг друзей»
Занятие №37 Сказка «В гостях у Мальвины» Развитие памяти, мышления, пространственной ориентации, учить бережливо относиться к своим вещам. Упражнение «Комплименты» Сказка «В гостях у Мальвины» Игра-имитация «Починим стульчик» «Распутай бусы» Работа в бланках«Угадай предмет» Упражнение «Улыбка»
Занятие №38 Сказка «В гостях у Мальвины». Развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук. Психомышечная тренировка Приветствие «Дружба начинается с улыбки» «Давай понюхаем цветочек» Работа в бланках «Веселые цифры» Этюд «Глаза в глаза» Упражнение «Солнечные лучики»
Занятие №39 Игралочка Учится осознавать свои тактильные ощущения, мелкая моторика, геометрические фигуры, мелкая моторика «Дружба начинается с улыбки» Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Работа в бланках «Геометрические фигуры» «На что похоже» «Лабиринты» Упражнение «Солнечные лучики»  
Занятие №40 Игралочка Формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание, почувствовать единство с ним, развитие мелкой моторики Психомышечная тренировка «Дружба начинается с улыбки» Сказка «Как можно понять настроение человека?» Игра «На что похоже настроение?» Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое» Психомышечная тренировка Работа в бланках «Обведи по контуру» Упражнение «Солнечные лучики»  
Занятие №41 «Город угадайка». Развитие слухового внимания, памяти и мышления, развитие пространственной ориентации «Дружба начинается с улыбки» Игра-беседа. «Ты — часть природы» Загадки, ребусы Работа в бланках «Найди лишнее» Игра «Мяч в руки». Упражнение «Солнечные лучики».  
Занятие №43 «Город угадайка». Умение детей устанавливать закономерности и систематизации, развитие внимания и зрительной памяти, развитие мелких мышц рук. Психомышечная тренировка «Дружба начинается с улыбки» Игра «Когда это бывает», «Что, зачем» Работа в бланках «Продолжи цепочку» Психомышечная тренировка Загадки, ребусы Упражнение «Солнечные лучики»
Апрель Занятие №44 Волшебный лес "Страны Чудес" Развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук, вспоминаем школьные правила Приветствие «Делай как я..» Сказка «Волшебный лес» Работа в бланке «Узоры» «Графический диктант» Игра-имитация «Деревья» (под музыку) Упражнение «Солнечные лучики»
Занятие №45 Волшебный лес "Страны Чудес" Развитие речи, быстроты мышления, мелкой моторики рук, положительного эмоционального отношения к школе Психомышечная тренировка Приветствие. Игра «Колокольчик» Загадки Работа в бланках «найди закономерность» Логическая игра «Блоки Дъенеша» Игра «запрещенное движение»  
Занятие №46 « У самого синего моря» Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкой моторики рук, развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности Приветствие. Игра «Ветерок» Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги» Работа в бланках Групповая работа «Мы — художники» Игра «Воздушный шар»  
Занятие №47 « У самого синего моря» Развитие слухового сосредоточения, внимания, повышение учебной мотивации у детей. Психомышечная тренировка Упражнение «Наши помощники»   Игра «Зазнайки» Работа в бланке «Обведи контур» Психомышечная тренировка Упражнение «Высокие деревья»
Занятие №48 «Такие разные настроения» Развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Работа в бланках «Веселые цифры» «На что похоже» «Лабиринты» Упражнение «Вместе весело шагать»  
Занятие №49 «Такие разные настроения Сказка «Скажи хорошее о друге». Развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы. Психомышечная тренировка Упражнение «Комплименты» Сказка«Скажи хорошее о друге» Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи Работа в бланке «Цепочка» Психомышечная тренировка Игра «музыкальные ребята»
Занятие №50 «Такие разные настроения» . Развитие классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы. Упражнение «Давайте поздороваемся» Работа в бланках «Клеточки» Этюд «Спаси птенца» «Загадки» «Найди лишнее» Групповая работа «Мы строители»  
Занятие №51 «Такие разные настроения» Закрепление представлений о школе Психомышечная тренировка Упражнение «Я хочу тебе подарить» Работа в бланках «Собери портфель» Настольная игра «школьные правила» Этюд «Мой учитель. Какой он» Психомышечная тренировка
Май Занятие №52 Занятие является заключительным в про­грамме. Детям дается возможность обобщить получен­ные в процессе освоения программы знания и придумать свою сказку Упражнение «Давайте поздороваемся» Совместная сказка Групповой рисунок «Моя школа»
Занятие №53 Диагностическое  
Занятие №54 Диагностическое  
Итого    

Организационный

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агаева Е. Л., Бродфман В. В., Булычева А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.М., 1991.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры. М., 1991.

3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

4. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. М., 1968.

6. Волина В. В. Учимся играя. М., 1994.

7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

9. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Син­тез, 2000.

10. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.

11. Кряжева Н. Л, Развитие эмоционального мира детей. Ярос­лавль: Академия развития, 1996.

12. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологиче­ские занятия с детьми 6- 7 лет. — СПб.: «Цветик-семицветик»Речь, 2007. — 240 с.

13. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. СПб.: Речь, 2001.

14. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьни­ков. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

15. Практикум по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Ев-стигнеевой. СПб.: Речь, 2000.

16. Самоукина Н. В, Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.132 с.

17. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.

18. Шарохина В.Л Психологическая подготовка детей к школе: – М.; 2005.

 


Приложение 1.

ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА

(комплекс упражнений)

1.Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)

2.Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)

3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробо вать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)

Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — под ними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положе нии, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай вы дох. (3—4 раза.)

4.Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек.

Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)

5. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись,задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох.Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох. (3—4 раза.)

6. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

7. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

8. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

9. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)

10. Сгибать и ра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.07 с.)