Тема. Категория действия и мотива в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Категория действия и мотива в психологии



 

Практическая работа № 1

Тема:

Категория действия и мотива в психологии

Цель практической работы:

Представить альтернативные взгляды на особенности изучения категории действия и мотива в психологии, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам

Ожидаемый результат:

Навык применения различных теоретических взглядов о категории действия и мотива в собственном исследовании.

Решить задачи

Задача 1

В качестве названия концепции П.Я. Гальперина принято имя метода — «планомерно-поэтапное формирование». Назовите еще несколько психологических концепций, также имеющих в своем названии указания на основной метод исследования. Дайте краткую оценку этой группе концепций (в сравнении с концепциями, названными по другим основаниям, например, по интерпретации предмета исследования и т.д.).

 

Задача 2

Как понять цитируемое А.Н. Леонтьевым выражение Гегеля: «Индивид не может определить цель своего действования, пока он не действовал...»? Не противоречит ли оно известному изречению Маркса: «...и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»?

 

Задача 3

«...Из того факта, что человек становится личностью только в деятельности и через деятельность, еще не следует, что понятие деятельности непосредственно объясняет нам все проявления личности, всю систему индивидуальных различий и т.п. Вывод подобного рода напрашивается и из того простого соображения, что личность есть не только продукт, но и условие деятельности, а это значит, что по крайней мере в известном смысле мы должны и саму деятельность объяснить через личность. Если же от этого отказаться, то мы вместо деятельности получаем Деятельность, при которой личность выступает на правах чисто функционального и, следовательно, в каждом конкретном случае необязательного придатка; мы, таким образом, как минимум покидаем почву психологии» [Юдин Э.Г Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978. — С. 299].

Как примерно, с вашей точки зрения, должно выглядеть объяснение деятельности «через личность»? Возможно, вам удастся найти в психологической литературе такого рода примеры, а если нет, то попробуйте их создать сами. Почему автор говорит о «покидании почвы психологии», если не учесть его вывода?

Задача 4

Приведите определение деятельности, используя в качестве родового понятия каждое из приведенных слов: жизнь; взаимодействие; дух; бытие; активность; поведение.

Задача 5

Как вы считаете, чьей позиции (С.Л. Рубинштейна или А.Н. Леонтьева) придерживается автор каждого из приведенных ниже изречений?

1. «Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний и внутренний планы или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности».

2. «В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия»,

как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности».

Задача 6

Один психолог с головой погружен в проблематику своего исследования и готов перейти на новое место работы с худшими материальными условиями, но более широкими возможностями для разработки предмета его научных интересов. Другой же, напротив, ищет в психологии возможность достичь более высокого материального и социального положения. Третий в психологических процедурах (например, в консультировании и тренинговой работе) осуществляет самореализацию и не «живет» вне поля проблем своих подопечных.

Являются ли научные занятия для этих психологов деятельностью в полном смысле этого слова?

Задача 7

С позиций бихевиоризма предметом психологии является поведение. По А.Н. Леонтьеву, ее предметом служит деятельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что Леонтьев — сторонник бихевиоризма?

Задача 8

Правомочно ли называть любой общественно-профессиональный труд человека деятельностью, ведь цели его практически никогда не совпадают с мотивами, а продукты труда не удовлетворяют непосредственно потребностей, его вызвавших?

Задача 9

Философский энциклопедический словарь приводит следующее описание структуры деятельности: «Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности... Вместе с тем история культуры доказывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей» [Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. —С. 151].

Согласны ли вы с тем, что деятельность не является исчерпывающим основанием человеческого существования, и с предложенной ее структурой? Почему, на ваш взгляд, авторы, в отличие от А.Н. Леонтьева, выводят потребности и мотивы за пределы структуры человеческой деятельности?

Задача 10

По определению К. Маркса, труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой при помощи орудий труда он воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Сравните это определение с определением деятельности, даваемым, к примеру, Психологическим словарем [М., 1983. — С. 91]: «Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».

В чем причина явного сходства этих двух определений? Являются ли понятия труда и деятельности синонимами? Какое из этих двух понятий является видовым (подчиненным)?

2. Разработать методологические основания научного исследования на тему:

«Психологическое сопровождение неполной семьи».

«Возрастные и гендерные особенности отношения подростков к спорту».

«Игротерапия в коррекции детско-родительских отношений».

Тема. Системный подход в психологии

 

Практическая работа № 1

Тема:

Системный подход в психологии

Цель практической работы:

Представить альтернативные взгляды на методологические проблемы системности психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам

Ожидаемый результат:

Навык выделения и построения различных психологических систем.

Решить задачи

Задача 1

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа и синтеза широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач… В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания… избегать недостатков локального подхода, усматривать пробелы пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи и повышать эффективность научных исследований. (В.А. Ганзен).

Проанализируйте приведенный текст. В чем особенность системного подхода, делающего его эффективным исследовательским методом? Приведите примеры использования системного метода в психологии.

Задача 2

Для иллюстрации систем понятий, развиваемых в различных областях научного знания, нередко используются некоторые графические изображения. В психологии подобные попытки предпринимались Фрейдом, Левиным, Бернштейном и др.

Попытайтесь и вы построить графические модели соотношения основных понятий концепции планомерно-поэтапного формирования, теории деятельности, теории ведущей деятельности.

Задача 3

«... Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон» [Теплов Б.М. О культуре научного исследования// Вопросы психологии. 1957.-№2.-С. 173].

Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему? А как развиваются другие науки? Что позволяет Б.М. Теплову высказываться именно таким образом?

Задача 4

В науке, да и в повседневном общении, для более ясного, иногда образного, а порой метафорического описания какого-либо явления или точки зрения используют модели. Модель фиксирует в себе наиболее существенные стороны действительности, которую она описывает. Например, глобус является моделью земли, сохраняя шарообразную форму и отвлекаясь от свойственных ей неровностей; самолетик, который испытывают в аэродинамической трубе, является моделью настоящего самолета и т.д.

Постройте модель соотношения психики и мозга.

Задача 5

«Совпадение в составе, строении, последовательности и взаимозависимости функций в процессах развития и распада принадлежит к числу самых удивительных, самых замечательных фактов, устанавливаемых современной психоневрологией на основе сравнительно-генетического исследования нормальной и патологической личности. Как здесь, так и там в центре распада и построения личности стоит функция образования понятий. В этом смысле шизофрения помогает нам понять всю психологию переходного возраста, как переходный возраст дает ключ к пониманию психологии шизофрении, но не в старом смысле сближения процессов построения и распада личности на основании внешнего подобия и сходства в ряде второстепенных симптомов, а в смысле родственности психической природы, связей и взаимозависимостей высших психических функций личности в полярно противоположных процессах развития и расщепления. Распад сложного целого обнажает и раскрывает законы его построения, как история построения этого целого предопределяет законы его распада. В этом величайшее теоретическое значение исследования шизофрении для педологии переходного возраста» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — С. 195 - 196].

Какие еще направления, психические формы, феномены, возрастные периоды и др. находятся в столь глубоком «полярном» единстве и «родственности»?

Задача 6

«Всякая хорошая психология начинается с детской психологии». Так П.Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. И действительно, если мы рассмотрим наиболее зрелые психологические концепции XX века, то увидим в каждой из них не просто значительное по объему место, отводимое проблематике развития детского мышления и др., но центральный узел всех теоретических построений и экспериментальных исследований.

Почему так происходит? Попробуйте доказать или опровергнуть такую точку зрения на примере любой интересующей вас концепции. Что теряет изначально психологическая концепция, игнорирующая глубокий анализ детства?

2. Разработать методологические основания научного исследования на тему:

«Связь родительского отношения с уровнем интеллекта и социальным статусом родителей (отца и матери) дошкольника».

«Формирование психологической компетентности родителей в семье младших школьников».

«Развитие позитивных родительских установок и реакций в семьях подростков с проблемами в развитии».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКУМЫ*

 

 

· Гамезо, М.В. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М., 2004.

 

· Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб., 2003.

 

· Романов, К. М. Практикум по общей психологии: учебное пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002.

 

· Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие: доп. М-вом образования РФ / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001.

 

· Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974.

 

· Сонин, В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения / В.А. Сонин. – М., 2007.

 

· Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии / В.Б. Хозиев. – М., 2003.

 

· Хозиев, В.Б. Сборник задач по психологии / В.Б. Хозиев. – М., 2000.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.029 с.)