Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных состояний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных состояний.



Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов. Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные. Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций. Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание». Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии. Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.

эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение. (3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Долгое время в психофизиологии господствовал традиционный подход в интерпретации взаимосвязи физиологических и психологических эмоциональных процессов. Согласно этому, у человека под влиянием какого-либо внешнего воздействия возникает определенная эмоция, которая вызывает те или иные физиологические изменения (Я плачу, потому что мне грустно от одиночества). Однако в конце 19го века американский психолог У.Джемс и независимо от него датский физиолог К.Ланге выдвинули так называемую «периферическую теорию эмоций», получившую название теория Джемса-Ланге, в которой поставлена под сомнение и даже опровергается традиционная точка зрения. Джемс говорил, что телесные изменения следует непосредственно за восприятием волнующего факта и наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией. Ланге попытался обосновать это положение на основе эмпирических исследований. Он показал, что в ответ на воздействия стимулов сначала должны произойти соответствующие изменения в физиологических процессах (прежде всего, изменения в составе крови) и только затем как субъективное отражение этих физиологических изменений возникает эмоция. По теории Джемса-Ланге «Мне грустно потому, что я плачу», физиологический процесс плача, связанный с определенными гуморальными процессами и мимикой, вызывает эмоцию грусти. Это физиологический смысл эмоций. Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений. Возвращаясь к теории Джемса-Ланге следует отметить, что экспериментальной проверке данной теории посвящены опыты многих ученых. Одним из первых подверг сомнению вывода Ланге американский физиолог У.Кеннон. в процессе эмпирических исследований им было установлено, что при эмоциональном возбуждении (имеющим внешние признаки) внутри организма происходят выбросы адреналина. Кеннон называл его гормоном «борьбы и бегства», оказывающем воздействия на процесс мобилизации внутренних органов с целью эффективного воздействия (борьбы или отказа то нее). В условиях, угрожающих существованию, эмоции, по его мнению, сопряжены с вегетативной бурей, компонентами которой являются усиление сердечной деятельности, торможение перестальтики и секреции пищеварительных желез, расширение зрачков, возрастание количества сахара в крови и т.д. на основе своих исследований Кеннон предложил альтернативную теорию взаимосвязи физиологических и психологических фактов в эмоциональном переживании, в которой утверждается, что эмоциональное состояние и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником, эмоциональным центром, по мнению Кеннона, является неспецифическая структура головного мозга – таламус. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга. Выводы Кеннона скорректировал швейцарский физиолог П.Бард. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти в одно и то же время (Я плачу, потому что мне грустно, и мне грустно, потому что я плачу). Однако Бард считал, что с появлением эмоций среди структур головного мозга больше связан не таламус, гипоталамус, а центральная часть лимбической системы. Барду в экспериментальных исследованиях удалось доказать, что электрическим воздействием на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями. Раздражение одних участков вызывает переживание удовлетворения, других – страдания, третьих – страх, четвертых – гнев и т.д. Свой вклад в опровержение теории Джемса-Ланге и раскрытие механизма появление эмоций внес С.Шехтер. теория Шехтера получила название «когнитивно-психологической». Шехтер экспериментально доказал, что эмоциональное переживание обусловлено взаимодействием познавательных и физиологических факторов. Формула Шехтера: «Эмоция – это знание внешних и внутренних процессов, помноженных на возбуждение организма». При этом ведущую роль играет интеллектуальная интерпретация внешней и внутренней (оценка своего физиологического состояния) информации (Я плачу и знаю, что я плачу, потому что мне грустно). Современные исследования показывают, что в формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии, осуществляются психосоматическое единство, взаимное влияние и интеграция, установлены конкретные отделы мозга и нейрохимические процессы, связанные с формированием и характером протекания эмоциональных процессов. Методы изучения эмоций. Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул. Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук. Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги,.повышенного внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности. Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)