Если с утра до вечера хранить ум 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если с утра до вечера хранить ум



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящая книга монаха Симеона Афонского «Ум во Христе» состоит из семнадцати глав, в каждой главе - трид­цать три изречения, это число выражает духовную зрелость и указывает на воз­раст Господа Иисуса Христа. Возводя нас от первой до последней главы по ступе­ням совершенства, автор показывает, как душа встречает Христа, отрекается от себя и устремляется к Богу. Наконец, на верхних ступенях душа познает Хри­ста, научается подлинной Любви.

Новая книга подобна свежим сле­дам, которые неожиданно показались на древней, протоптанной Святыми отцами тропе, называемой «узким пу­тем» ко Христу (Мф. 7: 13-14). Еще один человек прошел по этому пути, оставил следы, сделал заломы, поставил заруб­ки и составил краткое описание ори­ентиров. Подобно тому как луч луны, неожиданно упавший в просвет обла­ков, ярко освещает ночную тропу, так и новый взгляд автора открывает новую глубину в том, что казалось понятным, и подчас подобен озарению: «Самый важный момент во внимательной мо­литве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее». Мы доверчиво начинаем идти за автором след в след, и каждый новый шаг убеждает нас в правильности пути и в подлинности его духовного опыта.

Не случайно одно из названий этой книги - «Новый опыт познания старых Истин». Действительно, взгляд авто­ра на святоотеческое Предание можно назвать новым. Мы не можем подра­жать древним отцам, подвизавшимся в египетской пустыни. Современным людям трудно достичь таких высот и в полноте перенять образ мысли авторов «Древнего Патерика», ни у кого не вызывает сомнения, что повторить такое едва ли возможно. Тем не менее, по­чувствовать ревность древних отцов ко Спасению и передать это современным языком вполне под силу и нынешним подвижникам. Поэтому автор указыва­ет: это «новый опыт», не подражание, а именно новый практический опыт постижения святоотеческого Преда­ния. Ведь Живое Предание передается не посредством изучения различных исторических текстов, а через живого носителя, человека, опытно прошед­шего путь очищения. Нашему взору раскрывается некая тайна Церкви, то, каким образом крупицы древнего Пре­дания через духовный опыт передают­ся последующим поколениям.

В этой книге мы встретим множе­ство высказываний, отсылающих нас к известным аскетическим произведе­ниям, перекликающихся с древними текстами в таких темах, как отречение от себя, борьба с помыслами, хране­ние ума, непрестанная молитва, жизнь сердца и, конечно, Любовь. Поэтому так пронзительно звучат слова: «О чем не пишут книги, находится в тебе», с новой силой оживают привычные евангель­ские метафоры: «Когда в тебе откро­ются глаза Любви, только тогда можно сказать, что ты начал видеть». Это и есть пронизанность произведений еди­ным духом благодати.

Автору этой книги удается передать подвижнический опыт, используя ред­кий литературный жанр афористи­ческой и пословичной притчи, более понятной нашему поколению: «Тьма сердечного омрачения - обратная сто­рона книжного обучения». Мысль ав­тора удачно находит верные и глубокие слова, выражающие саму суть опыта святых отцов. Автор в полной мере чувствует, какими словами нужно рас­крыть духовный опыт, в каких выраже­ниях он «оживет» и будет воспринят со­временностью.

Книга открывает новые горизонты в осмыслении святоотеческой Традиции и незаменима для всех, интересующих­ся христианством, религией, культурой.

 

ЕСЛИ ДУША НЕ ПОЗНАЛА ХРИСТА

 

«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»

(Иак. 1: 8).

 

 

1. Если душа не познала Хри­ста, все ее состояния - это посто­янный переход от одного заблуж­дения к другому.

2. Мы рождаемся только для то­го, чтобы познать Бога и это позна­ние освобождает нас от смерти.

3. Когда к Богу люди идут, огля­дываясь на мир, а к миру бегут, не оглядываясь на Бога, им трудно достичь Спасения.

4. Не держись за жизнь, пусть жизнь держится за тебя, ибо она существует ради твоего Спасения.

5. Стоит лишь только отречься от мира, и он утратит над тобой всякую власть.

6. Отречение от мира телом - достойно уважения, а отречение от него умом - достойно удивления.

7. Полностью выйдешь из ми­ра - войдешь в покой Божий, со­вершенно забудешь этот мир - об­ретешь чистоту Любви Божией.

8. Отвержение всего, что пре­пятствует постижению Божествен­ной Любви - это и есть истинное покаяние.

9. Тому, кто убежал от падаю­щей скалы, мелкая пыль порошит глаза; избежав больших грехов, не увязни в мелких прегрешениях.

10. Когда в тебе исчезнут зависть и мирские желания, ты сможешь понять, чего от тебя хочет Бог.

11. Постижение - это глубокое и прямое осознание Божественной воли во Святом Духе: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа на­шего» (2 Пет. 1: 2).

12. Суть Истины - духовна, и по­тому постигается только Духом Святым; слова - материальны, и потому постичь Истину и расска­зать о ее сути не могут.

13. То, что исчезает, никогда не может постичь неисчезающую без­начальную Истину, которая может открыться лишь Сама и непости­жимым образом сделать невечное вечным.

14. Бог дает нам во владение всю землю, чтобы мы, живя на ней, достигли Неба.

15. Лестница, возводящая на Не­бо, это шаг за шагом исправление себя по Евангельским заповедям, чтобы сделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4).

16. Преображение эгоизма в Бо­жественную Любовь - самое вели­кое чудо во Вселенной.

17. Жизнь в Боге возможна лишь при полном отказе от самого себя и во всецелом принятии Божест­венной Любви, открывающей нам свободный вход в вечное Царство Божие.

18. Только Божественная Лю­бовь, вечная и негибнущая, есть «закон духа жизни» (Рим. 8: 2), ко­торый преодолевает все виды при­вязанностей, ведущие к рабству греха и смерти.

19. Привязанность есть грех и смерть; только отречение дарует нам Свободу от греха и смерти и возводит в Сыны Божии.

20. Сын Божий по благодати тот, чей ум постоянно утвержден в Боге.

21. Обойди всю землю и Небеса - лучше ума, утвержденного во Хри­сте, ничего не найдешь: «соединя­ющийся с Господом есть один дух с Господом» (l Кор. 6:17).

22. Когда человек отягощается грехами и дурными помыслами, он начинает замечать самые мелкие прегрешения ближних и высказы­вает им свои претензии, противо­реча Евангелию, которое говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза...» (Мф. 7: 5).

23. Как только человек начинает очищать свой ум от дурных помыс­лов, он начинает постигать, что рассеянный превратный ум - его главный враг для Спасения.

24. Всякая недобрая мысль стре­мится превратиться в отрицание жизни и в смерть - таково свой­ство этого мира.

25. Всякая добрая мысль неиз­менно претворяется в Спасение и Жизнь вечную - таково свойство духовного мира, ибо «помышле­ния плотские суть смерть, а по­мышления духовные - жизнь и мир» (Рим. 8: 6).

26. Духовное восхождение к Спа­сению - это очищение сердца от помыслов, преображение чистого сердца благодатью, вселение в не­го умного света; и окончательное завершение восхождения - дости­жение нетленной и неувядаемой Божественной Любви.

27. Чистое сердце - это путь Правды и безграничная Любовь, поэтому стяжанию чистоты сер­дечной стоит посвятить всю свою жизнь, чтобы избавиться от лжи и ненависти.

28. Христос не отвергает нико­го, но гордые и тщеславные не на­ходят себе места рядом с кротким Христом; а в скромных и унижен­ных обитает Сам Христос.

29. Сделай рассеянный ум про­стым внимательным умом, отверг­шим всякие помыслы.

30. Сделай простой вниматель­ный ум цельным умом, пребыва­ющим в постоянном хранении от рассеяния.

31. Если сможешь это сделать, то этот единый цельный ум соеди­нится с сердцем, в котором восси­яет Христос светом невыразимой Небесной Любви.

32. Как бы ни наступал на сми­ренную Любовь искаженный нена­вистью мир, сокрушить эту Любовь он не может, «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (l Кор. 4: 20).

33. В Любви исчезают все стра­дания и скорби, ибо она есть со­вершенный покой и благодать Свя­таго Духа: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, пол­на милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).

 

ДЛЯ ТОГО, КТО ЖИВЕТ СУЕТОЙ

 

«На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни»

(1 Кор. 14: 20).

 

1. Для того, кто живет суетой, жизнь заканчивается каждый день; для того, кто живет Богом, она каждый день начинается.

2. На все то, что ты приобрета­ешь в этом тленном мире, ты раз­мениваешь свою жизнь; потрать ее на самое ценное - на Спасение сво­ей жизни.

3. Истина - это то, что служит всему живому опорой и Спасени­ем; ложь - это то, на что невозмож­но опереться.

4. То, что передается языком, это человеческое знание; то, что передается сердцем, это духовное постижение.

5. Для передачи человеческого знания необходимы время и место; для передачи духовного постиже­ния нет времени и расстояний.

6. Все, что против нас, можно обратить в духовную пользу все­го лишь одним действием - сми­рением.

7. Непрестанная Иисусова мо­литва, ожившая в сердце по дару Святаго Духа, есть осуществление молитвы Господней. «Да святится имя Твое» (Мф. 6: 9).

8. Слова Христовы «хлеб наш насущный даждь нам днесь», - пусть станут воплем твоего сердца: «научи меня, Господи, жить сегод­няшним днем и сегодня принять Тебя, Хлеб Небесный, в мою жаж­дущую душу!»

9. Читая слова Священного Писания стремись к исполнению слов, а не к их накоплению, чтобы «обновиться духом ума вашего» (Еф. 4: 23).

10. Убегая от мира, беги от похо­ти, а не от добрых дел.

11. Не та простота проста, кото­рая от глупости, а которая от му­дрости.

12. Не ищи совершенства в своих добродетелях, ищи его во Христе.

13. Хорошо помогать ближнему словом и делом, но тот, кто помо­гает молчанием и молитвой, более угоден Богу.

14. Бог дает благодать не за аске­тические подвиги, ибо это дела человеческие, а за терпение скор­бей, ибо это дело выше человече­ской меры.

15. Если тебе стыдно грешить на людях, то еще более стыдись гре­шить умом в помыслах, ибо твой ум полностью открыт Господу, пре­бывающему в сокровенных глу­бинах твоего сердца: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).

16. Не спеши в беседах кивать головой, чтобы за один кивок не предать Христа.

17. Хорошо быть добрым челове­ком, но самый лучший из добрых людей - благодарный, ибо он один угоден Богу.

18. Этот мир суеты держится на эгоизме, а Царство Божие стоит на самоотверженности.

19. Те, кому делают добро, имеют утешение, а те, кто это добро дела­ет, имеют Спасение.

20. Мир держится на неблаго­дарных и лживых, а истинная Жизнь стоит на благодарных и правдивых.

21. Неблагодарность - свойство этого мира, и она разъедает душу, как ржавчина, а благодарности нужно учиться всю жизнь, ибо она спасает и жизнь, и душу.

22. Истинное понимание как правильно жить приходит тог­да, когда неожиданно приходится умирать, но лучше такое понима­ние обрести до того, когда на него не останется времени.

23. Живи не ради ложной цели - учиться познавать жизнь, кото­рую без Бога познать невозможно, а ради истинной цели - научиться жить по Евангелию и «вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17).

24. Душа, испытанная скорбями, вызывает уважение не только лю­дей, но и Ангелов, и уподобляется редчайшему цветку, выращенному Самим Богом.

25. Прощающий ближнему упо­добляется Христу, не прощаю­щий - диаволу.

26. У святых все делание совер­шается в сердце, у всех осталь­ных - в голове.

27. Если хочешь, чтобы Господь услышал твою молитву, оставь же­лания.

28. Смирение не в том, чтобы уничижать и хулить самого себя, а в том, чтобы терпеть уничижения и хулу от ближних без ропота, с радостью.

29. Если хочешь обрести Бога, живя с ближним, сначала приоб­рети ближнего, ибо он может за­крыть тебе путь к Богу.

30. Помыслы - это та основа, из которой бесы плетут сети, уловляющие душу.

31. С людьми мы спасаемся, по­могая друг другу, а в уединении спасаемся одной помощью Божи­ей, но ее обретают не самим уеди­нением, а смирением.

32. Что бы ни случилось с тобою, если сумеешь промолчать со сми­рением, спасешься: «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15).

33. Тот, кто не стремится стать Ангелом, не сможет остаться да­же человеком, ибо становится по­добным безсловесному животно­му, так как «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2: 21).

 

ЕСЛИ ТЫ МОНАХ

 

«Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа»

(Флп. 3: 8).

 

1. Если ты монах и не борешь­ся с помыслами Иисусовой молит­вой, то ты зря носишь духовный меч; если ты мирянин и нерадишь о стоянии в добре, значит ты зря читаешь Священное Писание, ибо для тебя родился Христос.

2. Знание Спасения и стяжание Спасения далеко отстоят друг от друга: первое возможно и в миру, а второе - только при отречении от мира.

3. Если ты понял, что когда на одном конце твоей улицы день рождения, а на другом – день похорон, чего же ты ждешь от это­го мира, подобного бегущей тени?

4. Уйдешь от людей мира сего, поможешь и себе, и им; начнешь помогать мирским людям, разру­шишь и их, и себя.

5. Не творить волю свою - бла­женнее всех постов и поклонов, а исполнить это на деле — лучшее поучение для себя и ближних.

6. Начало, середина и конец мо­нашеского пути - скорби, благода­ря которым душа становится про­стой и цельной, окрыляется Свя­тым Духом и безпрепятственно восходит на Небеса.

7. Монах, переходящий с места на место и надеющийся найти убе­жище, где нет диавола, доброволь­но отдает диаволу свою жизнь.

8. Монах, противостоящий ис­кушениям и соблазнам и утвер­дившийся на одном месте, находит незыблемый камень - Христа - в своем сердце.

9. Для монаха чистое сердце и безпопечение - лучшее учение.

10. Человекоугодие и зависть ра­зоряют монастыри и опустошают кельи; бедность и нищета украша­ют монастыри и освящают уеди­нение.

11. Монах, не научившийся пра­вильно жить с людьми, не научит­ся правильно жить и наедине, ибо второе труднее первого.

12. Если монах совершает только положенные молитвы, можно ска­зать, что он совсем не молится.

13. Каждый раз, когда на тебя нападают помыслы, выбери для себя - или сердце, исполненное чистоты, или лицо, исполненное стыда.

14. Хорошо монаху иметь меру в посте и в трудах и не иметь меры в молитве и созерцании.

15. Безмолвный ум безмолвен и в келье, и в трудах; ум, не стяжав­ший безмолвия, суетен всюду, где бы он ни находился.

16. Монах, помогающий людям деньгами, уничтожает их имуще­ство и разрушает души ближних.

17. Монах, помогающий людям молитвой, укрепляет их души, ис­целяет их тела и приводит сердца людей к Богу.

18. Размышляющее послушание на деле не является послушанием и есть скрытое своеволие.

19. Неразмышляющее послуша­ние - чудесный дар Божий, и оно переходит посуху моря и останав­ливает бури.

20. Неразмышляющее послуша­ние есть безпопечение и чистота сердца и в короткий срок дару­ет послушному непрестанную мо­литву.

21. Ложный «друг» подвижни­ка - превозношение, истинный друг неразмышляющего послуш­ника - смиренномудрие.

22. Для монаха тесный путь и прискорбный - следить за умом своим и отсекать помыслы и жела­ния; другого пути, подобного это­му по тесноте и скорби, нет.

23. Могила мирского - кладби­ще, могила монаха - безстрастие.

24. Как ни велика пустыня, а де­лание монаха в ней одно - хранить ум: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 2).

25. Когда монах идет к монаху, его ждет бес осуждения, а когда монах идет в уединение, его ожи­дает бес превозношения.

26. У мирского человека чем больше общественной деятельно­сти, тем хуже дела дома; так и у мо­наха: чем больше у него внешней суеты, тем меньше хранение ума.

27. Ум, стяжавший непрестан­ную молитву, но не достигший со­зерцания славы Божией, все еще находится в опасности пленения помыслами и страстями.

28. Когда немужественный по­слушник приходит к старцу, то ви­дит его святым; а когда по мало­душию уходит от него, то видит старца последним грешником, а себя несправедливо обиженным и обманутым.

29. Монастырь любит умелых, а уединение - смелых.

30. Малодушный и двоедуш­ный - то же самое, что и бездуш­ный, ибо Бог в нем обитать не может.

31. Если овладеешь безстрастием, не останется ничего, не при­надлежащего тебе.

32. Если овладеешь мудростью поступать по воле Божией, не оста­нется ничего, чего бы ты не смог совершить.

33. Если овладеешь чистотой сердца, не останется ничего, чего бы ты не смог постичь, имея «ум Христов» (1 Кор. 2:16).

 

ИСТИННЫЙ ДУХОВНИК

 

«Обещают им свободу, будучи сами рабы тления»

(2 Пет. 2: 19).

 

1. Истинный духовник приво­дит людей ко Христу; не истинные духовники привязывают людей к самим себе.

2. Истинный духовник учит лю­дей жить со Христом; не истинные духовники учат людей жить с ду­ховниками.

3. Истинный духовник полон Христом; не истинные духовники полны цитат и многознания.

4. Истинный духовник откры­вает людям, как возлюбить Хри­ста «всем сердцем... и всею душею» (Мф. 22: 37); не истинные духовни­ки учат как устроиться в этом мире.

5. Истинный духовник живет по воле Божией и все вокруг следуют его примеру; не истинные ду­ховники доказывают и убеждают, но никто вокруг не понимает как жить во Христе.

6. Истинный духовник всецело утвердил ум во Христе, и всем во­круг ясно, как это делать; не истин­ные духовники учат и наставляют, но сердца ближних остаются пустыми.

7. Истинный духовник незаме­тен и прост, но все вокруг мирны и спокойны; не истинные духовники руководят и приказывают, но ря­дом с ними - разброд и шатание.

8. Истинный духовник своим примером учит ближних стоять в благодати; не истинные духовни­ки учат достижению преходящих земных целей, и после их ухода все разваливается.

9. Истинный духовник учит жить Царством Небесным; не истинные духовники учат жить цар­ством земным.

ю. Истинный духовник смотрит в сердца ближних; не истинные духовники смотрят в их карманы.

11. Как смиренный не может на­чальствовать в миру, так и тще­славный не может быть старцем.

12. Старец, прогоняющий нера­дивых послушников, подобен Мо­исею в Египте. Старец, терпящий их, подобен Христу на кресте.

13. Умение найти достойного старца - это способность самому быть достойным послушником.

14. Духовные преступления, о ко­торых невозможно умолчать: стро­ить мраморные дворцы и застав­лять монахов и монахинь их обслу­живать; приглашать на помощь монахам женщин, а на помощь монахиням - мужчин; использо­вать монахов и монахинь для стя­жания денег в целях обогащения.

15. Старец - не помощник в бра­ках и разводах, а помощник в Спасении.

16. Старец - не политик и не лю­битель знакомств с князьями мира сего, а наперсник Царя Небесного.

17. Старец - не предсказатель и не гадатель, но тот, кто умудрен Свя­тым Духом жить по воле Божией.

18. Старец - не тот, кто во плоти, но тот, кто безплотен.

19. Старец - не тот, кто в стра­стях, но тот, кто безстрастен.

20. Старец - не тот, кто на земле, но тот, чье сердце в Царстве Небесном.

21. Старец - не тот, кто величав и учителен, но тот, кто прост и уничижен.

22. Трудно несведущему опре­делить достоинства драгоценного камня; трудно неведающему опре­делить достоинства духовника.

23. Трудно в горах найти редкий минерал; трудно среди множест­ва духовников найти истинного духовника.

24. Как бы мы ни старались най­ти самого лучшего духовника, на­ши наклонности и страсти выбе­рут его без нас.

25. Как подобное притягивается подобным, так и Бог определяет каждой душе своего духовника.

26. Лучшее к лучшему, худшее к худшему; трудно обойти этот за­кон в духовном мире.

27. Сердце выбирает сердце - та­ковы сокровенные духовные отно­шения на пути Спасения.

28. Истинный старец ценен сво­им постижением, а истинный по­слушник - своим смирением.

29. Истинный старец не стре­мится старчествовать, истинный послушник не стремится своеволь­ничать.

30. Истинный старец не считает себя святым, ибо он отдал серд­це Богу; истинный послушник не считает себя имеющим тело и ду­шу, ибо он отдал их старцу.

31. Хочешь найти истинного стар­ца?.. Смирись, насколько можешь.

32. Кто нашел истинного по­слушника?.. Тот, кто отказался от своей воли.

33. Истинный старец - Христос во плоти, истинный послушник - Лазарь во гробе.

 

ТО, ЧТО ПРЕБЫВАЕТ НЕДВИЖИМО

 

«Рожденное от Духа есть дух»

(Ин. 3: 6).

 

1. To, что пребывает недвижи­мо, - это духовное сердце; то, что приходит и уходит, - это ум.

2. То, что безмолвно и непод­властно ничему, - это духовное сердце; то, что чувствует и пережи­вает, - это ум.

3. То, что свободно от всех стра­даний и скорбей, - это духовное сердце; то, что отнимается или прибавляется, - это ум.

4. То, что едино и цельно, - это духовное сердце; то, что все приво­дит в движение, - это ум.

5. То, что все знает без помыс­лов, - это духовное сердце; то, что не покоится на одном месте и суе­тится, - это ум.

6. То, что пребывает в полноте Святости и Любви, - это духовное сердце; то, что усиливается и осла­бевает, - это ум.

7. То, в чем следует пребывать непрерывно, - это духовное серд­це; то, что должно быть очище­но от рассеяния и блуждания, - это ум.

8. То, в чем исчезают и прекра­щаются все помыслы, - это ду­ховное сердце; то, что становится устойчивым и соединяется с серд­цем, - это ум.

9. То, что являет собой глубину и непостижимость, - это духовное сердце; то, что прекращает свои блуждания и утверждается неис­ходно в сердце, - это ум.

10. То, во что вселяется Святой Дух, преображает и наполняет его ведением и Богопознанием, - это духовное сердце; то, что навсегда соединилось с сердцем и прекра­тило свою суетную деятельность, - это ум.

11. Духовное сердце - это то, что постигается с помощью Святаго Духа; ум - это то, что требует по­стоянных усилий для обуздания.

12. Духовное сердце - это то, что открывается само по благодати и без всяких усилий; ум - это то, что требует постоянного внимания и хранения.

13. Духовное сердце - это то, что постигается в любом месте и в лю­бых обстоятельствах благодаря Божественной благодати; ум – это то, что обуздывается в уединении и в отсутствии попечений.

14. Духовное сердце - это то, в чем созерцание есть его истинное свойство; ум - это то, в чем рассея­ние помыслов прекращается лишь при его соединении с сердцем.

15. Духовное сердце - это то, где отсутствует все вещественное; ум - это то, где воображение является царем.

16. Духовное сердце - это то, где забывается все земное, вплоть до памяти о теле; ум - это то, где зем­ная память только и может суще­ствовать.

17. В духовном сердце исчезают окончательно все привязанности благодаря действию Божествен­ной Любви; ум - это то, где все привязанности укореняются и процветают.

18. В духовном сердце соверша­ется окончательное разрушение эгоизма и преображение его в Бо­жественную Любовь; ум - это то, где произрастают все корни чело­веческого себялюбия.

19. Духовное сердце - это оби­тель Христа и Царство Небесное; ум - это хранитель всех помыслов.

20. Духовное сердце - это то, где нет никакой деятельности, ибо в нем завершение и всяческая пол­нота; ум - это источник безчисленных себялюбивых желаний.

21. Духовное сердце всех любит, всех прощает, ибо оно превосходит все вещи; ум - это то, где постоян­но бурлят помыслы привязанно­сти к вещам и людям.

22. Духовное сердце - это то, в чем Любовь пребывает в состоя­нии Любви и это есть Царство Евангельских блаженств; ум - это то, за чем нужно смотреть непре­рывно, чтобы сохранить его от дурных помыслов.

23. Духовное сердце - это врата Царства Небесного и обитель ду­ховных чудес; ум - это то, что по­стоянно запутывается в вещах и гибнет вместе с ними.

24. Духовное сердце - это совер­шенная чистота Любви; ум - это то, что требует постоянного очи­щения.

25. Духовное сердце - это то, где прекращаются всякие воспоми­нания, вплоть до воспоминания о теле; ум - это то, без чего тело не может существовать.

26. Духовное сердце - это Небес­ная лестница, по которой восходят и нисходят Ангелы; ум - это хра­нилище всякого неверия.

27. Духовное сердце - это то, где в благодати Христовой оконча­тельно исчезают все тревоги и опа­сения; ум - это бурлящий водово­рот эгоистических страхов и недо­верия к Промыслу Божию.

28. Духовное сердце - это то, где живет и проявляет себя неописуе­мое Христово смирение; ум - это то, где гордыня и тщеславие посто­янно обустраивают свои бастионы.

29. Духовное сердце - это то, где отречение от мира достигает сво­его окончательного завершения, ибо только там мир теряет свою власть; ум - это то, где мир постро­ил свои главные твердыни.

30. Духовное сердце - это то, что окончательно побеждает мир суе­ты, и в чем князь мира сего не име­ет ничего; ум - это то, где князь этого мира надеется сохранить свой трон.

31. Духовное сердце - это то, над чем мир не властен, и где он вла­ствовать не может; ум - это гряз­ные истоки властолюбия и среб­ролюбия.

32. Духовное сердце - это то, что ни на что не опирается, ибо его ис­тинная опора - Христос; ум - это опора себялюбия и эгоизма.

33. Духовное сердце само по себе и есть Истина - Христос, Который возвестил (Ин. 16: 33): «Мужай­тесь: Я победил мир»; ум - это то, что только в духовном сердце нахо­дит свое Спасение и совершенную Свободу от власти греха и смерти.

 

ВСЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ

 

«Плод же духа: любовь...»

(Гал. 5: 22).

 

1. Вся твоя жизнь строится в за­висимости оттого, насколько ты можешь отречься от самого себя.

2. Не строй никаких фантазий, обуздай воображение, наведи по­рядок в своем сердце - и мир пере­станет пугать тебя своим безум­ством.

3. Тот, кто постиг великую цен­ность чистого сердца, никогда не покинет его чистоты ради грязной суеты этого мира.

4. Тот, кто постиг великое благо сердечной чистоты, никогда не оста­вит ее даже под угрозой смерти.

5. Никогда не позволяй возник­нуть в себе эгоизму - вот все, что нужно для твоей Свободы.

6. Как только ты постигнешь, что чистое сердце - это и есть со­кровенная Жизнь, ты постигнешь и то, что не может быть никакой иной жизни без чистоты сердца.

7. Отречение от помыслов - са­мое великое отречение.

8. Если сможешь совершенно отречься от лживых помыслов, они исчезнут безследно.

9. Сила дурных привычек будет до тех пор подавлять тебя, пока полностью не отречешься от греха.

10. Когда твое чистое сердце ста­нет подобным безпредельной Все­ленной - это и есть Спасение во Христе.

11. Ни один помысел не име­ет реальной связи с Жизнью, ибо Жизнь не нуждается в помыслах.

12. Чистое сердце Бог наделяет чудесной премудростью и Боже­ственной благодатью, где нет места никаким помыслам.

13. Чистое сердце всю вселенную принимает как единое целое - как дар Божий, и ни с кем не борется, ибо оно победило грех.

14. Стяжи чистое сердце и обре­тешь свободу везде, где бы ты ни находился.

15. Перестань метаться и искать Спасение вне себя; чистое сердце и есть Спасение.

16. Если не жить помыслами, то вся жизнь будет наполнена Бо­гом: «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8).

17. Устремись в Единого Бога всем сердцем и тебе не придется бороться с помыслами.

18. Если обретешь чистое сердце, то более нет нужды ни в чем, ибо чистое сердце - это Лик Самого Христа.

19. Если обретешь чистое сердце где бы ты ни находился, это и бу­дет местом твоего Спасения.

20. Чистое сердце открывает всю непостижимость Бога и все Его не­постижимые блага, как свое досто­яние и наследие.

21. В Божественной непостижи­мости чистому сердцу вверху не за что ухватиться, внизу не на что опереться, ибо для него все и во всем - Христос.

22. Ум жаждет действовать, но действовать - не значит жить; жить - это всецело и безраздельно пребывать во Христе.

23. Мысли - это слуги лжи, по­этому никогда нельзя слушать их ложь и клевету. Истина - это толь­ко чистое сердце.

24. Тот, кто поступает с ближним по помыслам, убивает его; тот, кто служит ближнему по Любви, стя­жает вместе с ним Жизнь вечную.

25. Когда чистое сердце находит­ся в состоянии покоя, это не означа­ет, что оно ничего не делает; все де­лается, но всецело по воле Божией.

26. Чистое сердце не сознает - движется оно, или нет, в теле оно, или вне тела, ибо оно воистину жи­вет в неизреченной и невыразимой Жизни Царства Божия.

27. В чистом сердце прекра­щаются все слова и мысли, ибо оно открыло в себе совершенную Жизнь, сущую превыше слов и мыслей и уразумело «превосходя­щую разумение любовь Христову» (Еф. 3: 19).

28. Чистое сердце не стремится обрести себя в каком-либо месте, ибо оно обрело место совершенной святости и Божественной Любви.

29. Если помнить, что ум не име­ет имени, тело - тленно, а мир по­добен осеннему ветру, тогда чистое сердце становится недвижимым и несокрушимым камнем веры и Спасения во Христе.

30. Когда чистое сердце погло­щает ум, то Божественная Любовь поглощает чистое сердце.

31. В чистом сердце невозможно найти ни частицы вещественного, ибо в нем живет и сияет нетлен­ный свет Духа Святаго.

32. Щит и броня чистого сердца - благодать Святаго Духа и Небес­ный огонь Божественной Любви.

33. Чистое сердце не соверша­ет деяний, так как Божествен­ная Любовь не постигается че­рез деяние, но постигается че­рез созерцание, ибо подобное соединяется с подобным невы­разимым соединением во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

 

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ КНИГИ

 

«Носите бремена друг друга...»

(Гал. 6: 2).

 

l. О чем не пишут книги, нахо­дится в тебе, чтобы ты искал Это не в бумаге, а в своем сердце.

2. О чем не говорят отцы, ближе к тебе, чем твое дыхание, чтобы ты ис­кал Это не в словах, а в своей душе.

3. О чем не говорят монахи - Не­постижимое, Неведомое, Удиви­тельное - ежедневно находится рядом с тобой, и сердце, как ни пытается, не может объять Его до конца, чтобы ты постиг, что место нахождения Непостижимого - в отсутствии помыслов.

4. О чем даже не шепчут на ухо: Почему так мало спасающихся?

Потому что очень немногие реша­ются встать после падения и снова начать борьбу за Спасение своей души.

5. То, в чем не хочется признать­ся самому себе, это горечь наших безплодных попыток удержать ря­дом с собой любимых близких, раз­нообразные излюбленные вещи и предметы мира сего, ибо все это подобно зыбкому воздуху или те­кучему туману, неуклонно усколь­зающему из наших объятий.

6. То, что наводит на глубокие размышления, это безпрестанное изменение нас самих, подобное изменчивому отражению в воде, волнуемой ветром, что рождает один мучительный вопрос: «Где в этом я?»

7. То, что заставляет обратить­ся к поискам Спасения - это неч­то неизменное, молчаливо при­сутствующее в каждом нашем со­бытии, невероятно мудрое и спо­койное, от присутствия которого в сердце рождаются покаянные слезы.

8. То, что неожиданно откры­вается в тайниках нашего сердца, благодаря непрестанной молитве и хранению его от помыслов, же­ланий и страстей, глубоко удив­ляет нас своей непостижимостью, как сокровенная Тайна бытия, и в то же самое время как необыкно­венно родное и близкое нам Суще­ство из Вечности, постигнув Ко­торое, сердце припадает к Нему в молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!»

9. Есть молчание слов и есть молчание Духа: сумей постичь различие между ними и Дух Свя­той наполнит твою душу неизре­ченным звучанием Небес.

10. Летящие птицы на заре, ве­черняя звезда над горами застав­ляют твое сердце биться сильнее; сумей принять в него Христа, Ко­торого оно жаждет еще больше, и безпредельное Царство Божие от­кроется тебе.

11. Чрево и плоть твоя - это зем­ля, не закапывай в нее свою жизнь, сбереги ее для Царства Небесного отречением от чрева и плоти и хра­нением сердца от помыслов, жела­ний и страстей.

12. Если ты поднимешься один на высокую гору и на вершине огля­нешься вокруг, что ты увидишь?

Только одно огромное безпредельное синее Небо над головой. Так и на пути к Богу...

13. Без отца, без матери, без же­ны, без детей, без родных, без себя самого - на Кресте Любви к Богу вопиет твоя душа: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?»

14. Не красота речи, не красота слов, даже не красота дел, лишь красота души - отражение красо­ты Бога.

15. Молитва о родных, молитва о самом себе, молитва о ближних, молитва о мире, даже молитва о врагах - никогда не сравнится с молитвой о даровании молитвы.

16. Слова - в уме, а плач - в серд­це, выбери сам, какая молитва те­бе нужнее.

17. Отчего мы мыслим? Отто­го, что разучились прямо и непо­средственно познавать все чистым сердцем.

18. Самое тяжкое бремя - самооболыценный ум; у того, кто оста­вил ум свой, иго его благо и бремя его легко.

19. Тот, кто отказался от своего ума, стал истинно умным, ибо стя­жал духовный разум, не ведомый умникам мира сего.

20. Мудрость может быть толь­ко одна - во Христе, всякий ум вне Христа - от лукавого, и здравым быть не может до тех пор, пока не придет в покаянии ко Христу.

21. Смелую душу охраняет Хри­стос, чистое сердце обучает Дух Святой, а ум, отрекшийся от по­мыслов, желаний и страстей, про­свещает небесный свет Пресвятой Троицы.

22. Если встретишь разочаро­вавшегося, не верь ему, просто он ничего не сделал для того, чтобы изменить самого себя.

23. Блудник - живой мертвец, ибо разорвал связь с Богом, убил свою душу нечистыми желаниями, умертвил сердце дурными стра­стями и погубил ум непотребными помыслами.

24. Самая большая потеря - блуд, ибо душа, словно Иуда, за тридцать серебреников плоти пре­дает Христа.

25. Самое великое обретение - целомудрие, когда душа, подобно апостолу Иоанну, возлежит на гру­ди у возлюбленного Христа.

26. Когда дела человеческие за­кончатся и язык перестанет гово­рить о суетном, в сердце прихо­дит Небесная тишина свободы от безконечной пустой деятельности ума, от неустанного шума помыс­лов, тогда, в этой сокровенной ти­шине, завершится земное восхож­дение души к совершенному еди­нению ее с Богом.

27. Милость Божия подобна без­граничному океану, но только по­каяние приводит к нему, а молитва дает возможность отправиться в безконечное плавание по благо­датным просторам вечной Жизни.

28. Если ежедневно падаешь, не удивляйся; если долго не встаешь, не отчаивайся; если не отступаешь, не тщеславься; если стоишь муже­ственно, благодари Бога и смиряйся.

29. Свое Спасение ты выбираешь сам, как и свою гибель, и только невидимое веяние благодати неу­станно зовет твой ум оторваться от однообразного кружения в земном прахе и устремить взор в духовные Небеса нашего сердца.

30. За что мы должны непре­станно благодарить Бога? Если бы благость Божия не призывала нас каждую секунду к покаянию, то мысль о нем никогда бы не возни­кала в наших сердцах.

31. Тот, кто говорит даже доброе и полезное, неизбежно оставляет то лучшее и возвышенное, что стя­жал в молчании и безмолвии.

32. Рассуди сам: земля - не твоя, дом - не твой, плоть - не твоя, ум - не твой, даже душа - не твоя, твой только Бог, Им и живи, и жив бу­дешь вовеки.

33. Утверди слух свой в Неслы­шимом, зрение — в Невидимом, сердце - в Неизреченном, и твой ум, отрекшийся от суетного кру­жения и парения помыслов, незы­блемо утвердится в духовной сво­боде Небесной Истины, в Господе нашем Иисусе Христе. Ему слава вовеки. Аминь.

 

КОГДА МЫ НАХОДИМ ИСТИНУ

 

«В Нем и вы, услышав слово истины... запечатлены обетованным Святым Духом»

(Еф. 1: 13).

 

1. Когда мы находим Истину, то постигаем, что ни тело, ни ум, ни этот мир, даже не Вселенная, а именно вечная Истина - насто­ящая наша родина, родина Духа Святаго.

2. Вне себя никогда ничего не­возможно исправить, исправлять что-либо можно лишь внутри себя.

3. Отказ от себя есть решение всех проблем.

4. Если ум говорит с умом, всег­да будет непонимание; если сердце говорит с сердцем, Любовь победит все разногласия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.210 (0.203 с.)