К желающим монашеского жития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К желающим монашеского жития



О, как возмогу я почтить непостижимое богатство девства! Какой бренный язык возможет воспеть его славу лучше, чем Христос!

Девство равноангельно, оно земного человека соделывает подобным Христу и Божией Матери, потому что и Он, и Она были девственниками. Прежде греха прародители были девственниками, после греха они стали семейными[228]. Стало быть, девство было узаконено вначале, а брак — последствие преслушания, и желающие достичь добродетели, которой обладали первозданные, пребывая в раю, должны жить в девстве и чистоте.

Девство и чистота имеют великое дерзновение пред Богом. Посему не пожалейте и самой жизни своей, лишь бы сохранить девство как зеницу ока. И, чтобы блюсти его, вы должны непрестанно творить молитву и со вниманием избегать причин греха. Храните свое зрение.

 

Желаю, чтобы теперь, обручившись Христу, ты больше возлюбила Его. Посмотри, какую любовь Он тебе показал, дочь моя, взяв тебя из мира. Теперь ты живешь в тихом монастыре, со столькими молитвами и псалмопениями! А самое главное в том, что ты живешь с надеждой на вечную жизнь, где будешь петь вместе с Ангелами Божиими! Каждую секунду приноси Богу тысячи благодарений за толикие Его благодеяния, которые даровал Он тебе по Своей любви.

 

Чадо мое, мы должны заботиться о чистоте, потому что от сего душа монашествующего загорается огнем. Чистота — это то, что наилучшим образом характеризует монашескую жизнь как ангельскую. На чистоту призирает и снисходит Святый Дух, и монах чувствует себя словно в раю. Диавол воюет против чистоты, чтобы положить преграду посещению Святаго Духа.

Посему, чадо мое, нам и докучают дурные помыслы, чтобы мы не стали приятными сосудами Духа Святаго, чтобы не почувствовали, что монашеская жизнь — ангельская. Итак, будем подвизаться, дабы с помощью благодати Божией стяжать чистоту души и тела.

 

Благодать во время пострижения в ангельский образ одних посещает в изобилии, других — немного. Однако не это определяет будущую духовную жизнь монаха.

Иные совсем не почувствовали благодати ангельского образа, однако впоследствии преуспели много. А с другими случилось обратное. Поэтому целью монаха является чистота сердца, от которой — совершенная любовь.

Пусть это занимает нас, и будем следить за тем, имеем ли мы терпение, мужество во бранях с диаволом, чистую любовь, язык, не оскверненный осуждением, оговорами и тому подобным.

Две радости у монаха: первая — когда он становится монахом, и вторая — когда приближается к смерти. И чем еще является жизнь монаха, если не одним сплошным мученичеством? Потому и смерть — это радость, ибо он помышляет о том, что избавится от муки и брани искусителя.

Исцели себя сейчас, когда ты молод и молоды страсти, чтобы в старости обрести покой, ибо добрая жизнь принесет и добрую старость, и добрую кончину.

 

Прошу вашу любовь, следите за собой и не забывайте о цели, ради которой вы вышли из мира и ради которой должны сражаться, дабы достичь ее, ибо что пользы, если мы достигнем чего-либо мирского и повредим своей бессмертной душе, равной которой в цене нет ничего?[229]

Поскольку мы монахи, нашей целью является восхождение ввысь и житие на небесах. О горнем да помышляем в равноангельской чистоте, и не подобает нам отступать перед каждым недолжным помыслом, оставляя всесильное оружие молитвы.

Тело монаха — храм Божий. Мы должны этот святой храм украшать всяческой чистотой, чтобы он стал приятен Богу. Человек, оскверняющий сей храм, огорчает Господа. Следите за чистотой.

Девство является общим достоинством как душ, посвятивших себя Господу, так и Ангелов. Диавол люто ненавидит девство, будучи нечистым и врагом Божиим. Посему он и приносит постыдные помыслы, дабы благолепие чистоты было осквернено и лишилось своего ангельского сияния.

 

Святая Гора, октябрь 1957

Возлюбленный о Господе брат, Бог да благословит тебя и да просветит тебя на неложном пути спасения. Ты спрашиваешь меня в письме о том, дано ли тебе призвание и призвал ли тебя Господь, дабы не сотворить тебе что-либо без Его воли и не оставить своих обязанностей и так далее…

Брате мой, кто может вместить, да вместит; не все вмещают слово сие [230]. Характерные признаки призвания к монашеству — это когда человек видит в себе живое желание, ревность, любовь и даже как бы некую страсть к монашеству. Когда человек видит в себе сие, то уверяется, что это от Бога — стать ему монахом. И при этой уверенности он все же совершенно свободен выбрать сам либо одно, либо другое[231]. И если он желает того по собственному произволению, без понуждения, пусть примет монашество, которое именуют девственным житием.

Такое призвание есть дар Божий, который человек должен стараться не утерять и не угасить, ибо если он упустит возможность, на два-три года оставшись в миру, то, без всякого сомнения, это желание угаснет и после уже не воспламенится ради такой высокой цели.

Находящемуся в миру необходимо сообразно с телесными силами с рассуждением поститься, пребывать во бдении, молиться, подавать милостыню, хранить себя от таких вещей, которые оскверняют благоразумный помысл, избегать худых сообществ, женской беседы, пребывать в молчании, чтении и тому подобном. Все это помогает усилить желание монашеской жизни и сохранить его теплым, доколе не придет подходящее время для его исполнения, когда человек наконец решится на это, потому что, как мы сказали, за человеком оставляется совершенная свобода выбора, несмотря на то что есть и особые свидетельства его призвания.

Конечно, когда Богу будет дано обещание, тогда монашество становится обязанностью. Как говорят великие отцы Церкви, давший обет уже непременно должен стать монахом. Прежде чем давать обещание, необходимо хорошо подумать, ибо откладывание исполнения обета не будет иметь хороших последствий, поскольку почитается презрением к Богу, Которому дан этот обет.

Девственное житие высоко, потому что человек оставляет всего себя, чтобы не иметь препятствий в угождении Богу. И так со временем он, принимая образ божественного служения, становится святым душой и телом, возрождается, делается новым человеком, посвятившим себя Христу, имеющим отличительные черты жизни по Христу, наподобие того как дети имеют характерные черты своих родителей, свидетельствующие о их законном рождении.

Ты, брат мой, когда пожелаешь, можешь как паломник приехать на Святую Гору и посмотреть вблизи на то, как здесь обстоят дела. И, если захочешь, можешь пожить с нами или где-либо в другом месте столько времени, сколько пожелаешь. В нашем домике есть две келейки. В одной — я, в другой — ты, и таким образом тебе станет виднее, что делать. Услышишь ты и духовные слова от моего Старца[232], сказанные из опыта,— одним словом, будешь просвещен в достаточной мере для того, чтобы разобраться, как поступить.

Вначале жизнь по Христу исполнена множества трудов и различных искушений. Но со временем они уменьшаются и приходит духовное утешение. И при посещении благодати Божией человек пребывает в духовной радости и сладости.

Господь сказал, что спасемся мы многими скорбями, и душа наша должна утвердиться в терпении, ибо претерпевший до конца обретет спасение[233].

 

Святая Гора, ноябрь 1957

Возлюбленный брат мой о Христе, благодать Святаго Духа да покрывает тебя всегда. Вчера я получил твое письмо и очень возрадовался о том, что ты постиг подлинную суть монашества и что ты здоров. Мое собственное здоровье, по воле Божией, скудно.

Мои слова о бегстве имеют следующий смысл: человек, оставаясь два-три года в миру и медля, остывает и после этого теряет стремление к монашеству. И эта благодать внутреннего горения отступает за нерадение к достижению цели.

Терния и волчцы произрастит тебе земля [234],— говорит Писание. Итак, терния и волчцы, то есть страсти и дурные привычки, будут произрастать на земле сердца. Многим трудом, пОтом и слезами выкорчевываются тернистые корни страстей и дурных навыков, дабы очистилась земля сердца, где будет посеяно семя — слово Божие.

«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Согласно святым отцам, молитва — это семя, засеваемое в сердце новоначального со многим трудом и подвигом, которое должно прорасти и возрасти, дабы его собрали и выпекли из него хлеб, хлеб жизни. Это означает, что новоначальный будет пожинать плоды от посеянного зерна, то есть вкушать сладость молитвы, любовь Христову. Это — вода живая [235], напояющая, орошающая сердце, чтобы произрастило оно цветы, чего я, нерадивый, лишаюсь.

Жена, настанет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине [236]. Как хорошо Господь говорит об умной молитве!

Пребывая в миру, подвизайся, читай, молись, сколько можешь, твори молитву, ибо сила ее величайшая. Заботься о милостыне. Велика сила милостыни. И я, когда жил в миру, несмотря на то что был беден, по возможности творил милостыню, чтобы помог мне Бог достичь моей цели.

Посмотри, как Бог прославляет милостивых: Корнилию сотнику явился Ангел и сказал: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом [237]. Подобным образом говорит Навуходоносору и пророк Даниил: царь, грехи свои милостынями искупи и беззакония своимилосердием к бедным [238].

Брате мой, будем помнить — и первый я, бесчувственный,— ответ пред Страшным Судилищем Божиим, как помнили о нем святые подвижники.

Авва Агафон плакал в час смерти. И монахи спрашивают его:

— И ты плачешь, авва?

— Поверьте мне, чада, я приложил все силы, дабы угодить Богу, но не знаю, угодно ли мое дело пред Богом!

Плакал и авва Антоний Великий:

— И ты плачешь, авва?

— Поверьте мне, чада, с тех пор как стал я монахом, страх смерти не отступал от меня!

Помышляю и я о самом себе: какой ответ дам Богу я, ленивый и нечистый, которого страсти обнажили от одеяния брачного!

Когда святой Михаил Малеин был новоначальным, отец пришел забрать его из монастыря и услышал, как тот поет: «Душа моя, здешнее временно, а тамошнее вечно. Вижу на престоле Судию, и пред Судилищем река огненная течет, и книги разгнулись, и сокровенное человеков стало явным».

Ты встретишь, брат мой, много препятствий на своем пути, но не теряй мужества. Избегай всего, что служит тебе помехой на пути Божием. Пресеки всякую дружбу с мирскими людьми. Не бойся: когда Бог с нами, никто против нас[239].

Келейка моя весьма тихая. Когда приедешь, она тебе очень понравится. Я живу в полной тишине и беспопечительности. Старец дал мне благословение есть что-нибудь по утрам здесь наедине в безмолвии. Редко заходит кто-нибудь. Кушаю в уединении, стараюсь с помощью Божией творить молитву. Встаю сам, бдение совершаю сам. Итак, кто жаждет жить в безмолвии, беспопечительности и молитве, тому здесь очень понравится.

Я жду тебя с великой радостью. И очень прошу писать мне без каких бы то ни было колебаний.

С любовью о Христе, ничтожнейший отец Ефрем,
чадо старца Иосифа

 

Воздержание, пост, бдение, отречение от мирского и тому подобное — это средства, чадо мое, для достижения чистоты сердца. А главным из отличительных признаков ее является любовь.

Цель наша, стало быть, заключается в очищении сердца. Без чистоты Бог не может быть видим, не является. Итак, как мы можем увидеть Его, если не достигли своей цели, даже не приблизились к ней, если не имеем чистого сердца? Апостол Павел говорит: любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает [240]. По этим признакам, которые превозносит и возглашает громогласно апостол Павел, можно определить, насколько человек преуспел в чистоте.

Земледелец начинает с того, что расчищает поле. Он освобождает его от камней и сорняков, вспахивает, засевает, ожидает от Бога дождя, солнца, ветров с единственной целью — пожать хлеб и вкусить плоды своих трудов.

Моряк, купец в дальних странствиях подвергаются всевозможным опасностям ради одной цели — приумножить свое богатство и от этого получают удовольствие.

Монах оставляет родителей, братьев и сестер, сродников, лишается отдыха, совершает бдения, молится, подчиняется братии, сражается с помыслами и делает многое другое — для чего? Чтобы достичь чистоты сердца, чтобы увидеть Бога! Если не очистится, то не узрит Бога[241].

Что есть Бог? Бог есть любовь [242]. Стало быть, тот, в ком недостает подлинной любви, любви неподдельной, духовной, не может познать Божественное.

 

Дочь моя, да подаст тебе тысячи благословений Распятый, любящий сильно девственность — духовную сестру девства ангельского.

Небесный Отец — Девственник; Его Сын, Господь наш Иисус Христос,— Девственник; возлюбленный ученик Христов Иоанн — девственник. Что же сказать мне о Деве Марии, Богородице, Которая Сама является стеной и предстательством подвизающихся девственников!

Эту святейшую добродетель, ангельское украшение — девство — я, чадо мое, желаю, чтобы выбрала ты в своей жизни.

Все потерянное можно приобрести вновь, все, кроме девства, которое есть чистейшая жизнь без постыдных согрешений. Радуются ангельские воинства, когда присоединится к ним еще хотя бы одна сподвижница. Завидно ее место. Разве не пожелала бы ты, дочь моя, удостоиться его? Надеюсь на то, что дело благодати завершится в тебе преславно ради славы Распятого.

Иисуса нашего, о дщерь, возлюби и Тому единому служи в своей жизни. Итак, Иисус да будет духовной усладой твоего сердца, и никогда не променивай эту святую любовь на обманчивые земные услаждения, как бы ни хотел принудить тебя к этому суетный мир.

Стань ученицей Христовой, подобно мироносице, принося, словно драгоценное миро, девственную чистоту своему Учителю.

Все земное преходит как сон, и ничто из вещей сего мира не пребывает постоянным и неизменным. К чему же любить временное и изменчивое более, нежели вечное и непреходящее?

Каждую секунду угрожает нам смерть, готовая отправить нас в мир иной и на Судилище Божие. Что нам остается делать? Только готовиться дать добрый ответ Богу в том, в чем мы погрешили пред Ним!

Любую свою мысль, которая не добра, а грешна, изгоняй, как только она появится. Имя Иисусово поминай непрестанно, потому что это святейшее имя даст тебе победу над многоразличными грехами.

 

О мире и домашних

Ангел Божий, чадо мое, да последует за тобой и да покажет тебе путь Божий для твоего спасения. Аминь, буди. Желаю, чтобы Бог даровал тебе здравие душевное, потому что оно есть дар усыновления, который получают души, всецело предавшие себя на служение Богу и Его любви.

Мир притягивает юность подобно магниту. Мирское имеет большую власть над новопросвещенной душой, которая только-только начала понимать свое предназначение, цель своей жизни и долг, зовущий ее.

Дружба с миром (любовь к нему) есть вражда против Бога; итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу [243]. Наслаждение Бог уготовал в вечности, ибо Он и душа наша вечны. Но никакое наслаждение мира не может сравниться со святым и чистым Божественным наслаждением.

Мирские наслаждения приобретаются трудом и денежными затратами. Но за кратковременной усладой приходят многообразные скорби, а потому называть сие наслаждением было бы неправильно. Наслаждение Божественное не имеет худых последствий, и духовная услада внизу, на земле, является начатком единой вечной череды наслаждений и радости в Царствии Божием. А истлевший в наслаждении мир, напротив, должен подвергнуться вечному осуждению с древним виновником растления — диаволом.

Время нашей жизни, чадо мое, дано нам как золото, чтобы каждый мог «купить» свое спасение, и в результате той «торговли», которую совершим, мы или разбогатеем, или обнищаем. Если золото времени мы используем для покупки и приумножения духовного богатства, то станем действительно хорошими купцами[244] и услышим блаженный глас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего [245].

По окончании нашей жизни от каждого из нас будет потребован точный отчет в том, как мы потратили золото времени, и горе нам, если расточили мы его в кино, в развлечениях, в блудодействе, в суетных мечтаниях и плотских утехах. Тогда какое оправдание сможет принести наш онемевший язык или как сможет человек возвести свои очи и воззреть на Христа, когда Тот изочтет бесчисленные Свои благодеяния, которые расточала нам Его безграничная любовь?

Сейчас, когда у нас есть время, сейчас, когда золото еще не все потрачено и мы еще можем распоряжаться им, поразмыслим мудро и отвергнем разбойный мир, крадущий его у нас, отвергнем, как мертвого смердящего пса, и поспешим купить на золото многоценные дела, которые, будучи испытаны огнем, станут светлейшими, достойными дарами нашему святому Богу и украсят святой и Небесный Иерусалим. Не будем покупать солому, то есть дела, достойные тьмы и мучений, ибо с ними и мы низойдем в вечный огонь геенны, где множество растратчиков Божественных даров будут пожинать то, что посеяли!

Ты же сей дела добрые со слезами и во время посещения[246] пожнешь снопы наслаждения вечной жизнью!

 

По видимости мир привлекателен, но мы, дабы осмеять его, должны сделаться безумными, чтобы стать мудрыми по Богу[247]. Любовь мира есть вражда против Бога [248], и любящий мир обнажен любви Божией [249].

Мы призваны стяжать небо. Речь идет о вечном наследии, всецелом Божественном наследии: вся бо воздал еси нам [250]. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! [251] Ибо что мы дали Богу, чтобы Он даровал нам Свое безграничное Царство? Свое зло, свое нечестие и вообще бесчисленные и безмерные по вине ошибки свои? Исповедуем благодать, не сокрываем милости[252].

Будем подвизаться: награды вечные приготовлены для подвижников. Спеши проводить чистую жизнь, торопись изгнать мир из помышлений своих и приблизить свое сердце к горнему миру, где царят вечная радость, мир и блаженство.

 

Сатана расставит многоразличные сети, чтобы повергнуть вас в расслабление, дабы вы изнемогли и пали духом. Но и вы уразумели лукавые уловки, посему приготовьтесь для противостояния.

Испытываемое вами — от Бога, ибо Он подготавливает вас к сражению, обучает и воспитывает. Так бывает и на воинских учениях. Бойцы сначала изучают сражение в теории, а потом, когда вострубит труба настоящей войны, они, будучи подготовленными, спешат на сражение с уверенностью, что умеют воевать, и жертвуют собой ради своей цели и идеи.

Так и вы теперь: раз вы призваны стать воинами Иисусовыми и сражаться с Его врагом, то Христос упражняет вас для того, чтобы сделалась явной ваша любовь к Нему: кто любит Меня, разве не тот, кто хранит заповеди Мои? [253]

Дерзайте, чада мои, оставайтесь верными, посвятив себя Тому, Кто возлюбил вас совершенной любовью.

Генералы перед началом сражения воодушевляют воинов военными маршами, рассказами о героических подвигах и возжигают в них готовность к самопожертвованию. Это придает большую силу и мужество во время сражения.

Так и мы должны воодушевляться подвигами мучеников и преподобных, тем, как они боролись и подвизались, как оставили мир и всё, что в нем, и как ничто не помешало им идти тем путем, который ведет ко Христу.

Пример святых отцов будет поддерживать ваше благое желание и произволение, ибо многие, не ведая скрытых сетей, преткнулись и души их отпали от надежды вечной жизни.

Размышляйте о любви нашего Иисуса. Любовь Иисуса превыше любой другой земной любви. И чем больше мы оставим, тем большую любовь Божию вкусим[254].

Будем обращать свое внимание горЕ, где Иисус восседает одесную Бога. ГорЕ да зрят наши очи, потому что там находится вечное и нескончаемое.

Помыслите о небесной жизни: там — безграничная премудрость Божия, там — красоты непостижимые, там — ангельское пение, там — богатство Божественной любви, там — безболезненная жизнь, там будут отняты слезы и воздыхания, там только радость, любовь, мир, Пасха вечная, праздник, не имеющий конца. О, бездна богатства и ведения Божия! [255] Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его [256].

Следите за молитвой, терпите в ней, и молитва все приведет в порядок. Не претыкайтесь нисколько, оставайтесь твердыми в достижении святой цели, пребывайте рядом с Иисусом, чтобы вкушать духовное счастье. Кроме него, нет никакого другого счастья. Все, что почитается за счастье, но находится вне Христа, почитается так неверно, ибо приобретается неправедными средствами, заканчивается скоро и приводит человека к вечной печали.

Подвизайтесь, чада мои: Ангелы сплетают венцы из райских цветов, и венцы эти Христос вменяет нам в мученичество. Что может быть лучше мученичества за Христа!

 

Получил я твое письмо, чадо мое, и все мы возрадовались твоему твердому устремлению к прекрасному идеалу монашества. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих [257].

Никакая любовь да не отлучит тебя от любви Христовой. Все почитай за сор, чтобы приобрести Христа [258]. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той будущей славой, которая дана будет подвижникам[259]. Ныне время подвигов, скорбей, трудов по Богу, а будущая жизнь — время венцов вечной славы, наград, похвалы и пребывания со святыми Ангелами у превознесенного престола Божия.

Юность проходит неслышно, годы протекают тихо, незаметно, как речная вода. Часы и минуты подобны дыму, уносимому ветром. Так уходит и исчезает нынешняя жизнь, и подвижники Божии шествуют к вечным наградам славы, а ленивые и миролюбцы — к вечному осуждению с демонами.

Прелести мира и его наслаждения для вкушающих их, если они не покаются, превратятся в вечную скорбь и боль. И наоборот, людям Божиим за малые лишения воздастся вечным счастьем и Божественным блаженством.

Этого блаженства вкусил небошественный Павел и в изумлении воскликнул: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его [260].

Любовь домашних да не будет для тебя препятствием. Подумай, что в час смерти ты будешь один, и тогда необходимо будет тебе иметь помощником Бога. И если теперь ты возлюбишь Его больше них, то Он поможет тебе. Если же отступишь от Него, то сам пожнешь плоды жестокого сожаления.

Итак, ради любви Христовой прими решение и начинай.

 

Духовной дочери

Чадо мое благословенное, сильный во бранях Господь[261] да укрепит твое сердце творить благоугодное пред Ним.

Да не устрашается, да не смущается твое сердце[262], желая исполнять спасительную волю Божию.

Владыка Христос, ободряя верующих в Него и следующих за Ним, говорил: Ибо что пользы человеку, если он станет обладателем всех благ мира и через них повредит своей бессмертной душе? [263] Скоро преходит мир с его прелестями, в то время как духовная сущность человека — душа — бессмертна и предназначена для вечной жизни в Боге.

Проходят наслаждения вместе с теми, кто вкушает их. Все человеческое — тень. Все течет и разрушается. Поистине, все человеческое — это сон и призрачное видение. Люди один за другим ложатся в холодный гроб. Их могилы безмолвно напоминают о том, что все человеческое есть суета и прелесть.

«Всуе мятется всяк земнородный… Егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии»[264].

Об этом помышляй, чадо мое, особенно же о Судилище Божием, которому мы должны будем предстать и где будет явлено все, сотворенное нами делом, словом и помышлением. Страшная минута! Тогда не помогут адвокаты. Только добрые дела, по громкости превосходящие трубы, станут нашими адвокатами.

О, какое счастье, какая радость! Какая слава Христова в нас, что и в восьмом веке[265] не иссякнут Его исповедники и отрицающиеся сатаны и его полчищ, те, кто со всей горячностью соглашаются встать в ряды царской стражи, чтобы защищать святыни Божии!

Время подвигов, чадо мое,— раздаяние венцов. Не упускай возможности, исповедуй причисление себя к подвижникам Божиим: «Не желаю жить мирской жизнью, полной сетей, греха, страстей и распутства. Жажду чистоты, освящения, бесстрастия, надежды вечной жизни через девственную и монашескую жизнь. Желаю слезами, послушанием, покаянием очистить оскверненную страстями душу. Мирским чужды все сии богоугодные дела. Тоскую по пламени любви Христовой, желаю Божественного утешения в своей жизни. Не желаю утешения от радостей земных, ибо конец их — несчастье и боль».

В этом поучайся, в этом пребывай, и Бог да будет с тобой, укрепляя тебя в славном сражении, за которым будут наблюдать Христос, Божия Матерь, святые Ангелы и преподобные, в подвиге просиявшие, подавая тебе просвещение, силу, мужество и смелость. И я уповаю на необоримую силу Бога, что Он даст тебе победу, дабы и в тебе прославилось Его пресвятое имя.

 

Духовной дочери

Всё в твоей воле: моли с большой теплотой Божию Матерь, дабы Она согрела тебя в святом желании — в решимости без саможаления отречься суетного мира, этого сна, который называют жизнью, и последовать за Женихом Христом, Который подарит тебе Самого Себя и Свою сладчайшую любовь и удостоит тебя стать наследницей Своего Царства.

Проси Ее дать тебе святую решимость и, когда даст тебе, перекрестись и последуй спасительному гласу Иисусову, глаголющему: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [266].

В страшный час смерти ничто не поможет нам, кроме добрых дел, совершенных ради Бога и нашей души. И поскольку монашеская жизнь — это в основном дела Божии, полезнейшие для спасения нашей души, то почему бы нам не пожертвовать всем и не проводить такую жизнь, которая соделает нас богатыми в Царствии Божием? Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? [267]

Жизнь человека висит на волоске. В любой момент она может прерваться. Сколько людей пробудилось, но не дожило до ночи? Сколько уснуло и не проснулось? Действительно, жизнь человека похожа на сон. Во сне человек видит фантастические картины — как он, например, венчается на царство,— а когда просыпается, вспоминает, что в действительности он нищий.

В этой жизни, в которой мы живем, человек трудится, чтобы обогатиться, выучиться, хорошо жить, стать великим, но, к сожалению, приходит смерть и все соделывает напрасным. И то, над чем трудился он всю жизнь, забирают другие, а сам человек уходит из жизни с неспокойной совестью и оскверненной душой.

Кто премудр, как не тот, кто поймет это, отречется от сего и последует за Женихом Христом, Который за все благие дела, содеянные человеком, в Своем Царстве воздаст ему в неизмеримо большей степени!

Всегда, дочь моя, помни о смерти, о Суде Божием, на который мы, без всякого сомнения, предстанем. Помни об этом, дабы иметь больше страха Божия и плакать о своих грехах, ибо слезы утешают душу плачущего.

 

Духовная моя дочь, желаю, чтобы тишина и Божественная радость сопутствовали твоей жизни. Аминь.

Получил твое письмо и увидел твою радость. Желаю, чтобы радость эта стала начатком непрестанной духовной жатвы, новой жизни, полностью посвященной единственно любви Божией.

Ты познала плоды Духа. Если малое познала и столь укрепилась, то как окрепнешь, когда будешь находиться в совершенном духовном окружении!

Везде, где бы мы ни были, мы будем подвергаться искушениям — и в монастыре, и в пустыне. Однако в удалении от мира у нас будет возможность вести сражение на открытом пространстве, где мы сможем собрать себе на помощь духовное подкрепление, питая благие надежды на вечную победу и почесть вышнего звания[268].

Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего [269], вечного, прославленного!

Подвизайся, чадо мое, изо всех своих сил. Не доставляй сатане радости оставлением правила, но точным и ревностным его исполнением подавай ему горечь.

Проходит мир и образ его [270], но делающий благо пребывает вовек.

Сатана не прекратит пускать в тебя отравленные стрелы различных помыслов, особенно же помыслов постыдных. Ты же мужественно становись в строй, дабы получить нетленный венец.

Как только появится плохой помысл, тут же уничтожай мечтание и сразу говори молитву, и вот уже приходит избавление!

Не страшись в преддверии сражения, дабы не потерять бодрости духа, но призывай всесильного Бога и смиряй себя до зела. Укоряй себя самыми плохими словами, убеждая свой помысл, что такова ты и есть на самом деле. И тогда в этот момент самоукорения, начинай сражение, не забывая молитвы.

Будь внимательна, ибо немал подвиг, который мы подъемлем. Мы должны сразиться с началами и властями[271], и необходимы мудрость и осторожность, чтобы действительно совершить добрый подвиг, ибо добро не есть добро, если совершается не по-доброму.

Желаю доброго подвига; будь осторожна с теми людьми, с которыми общаешься.

Со множеством пожеланий и благословений,
ничтожный твой старец

 

Глава пятая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.091 с.)