Основы статуса Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы статуса Президента Российской Федерации



В теории государства и права глава государства, президент, рассматривается как высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в межгосударственных отношениях. Глава государства как бы символизирует, персонифицирует собой государство. В мировой практике известны два вида глав государства: монарх и президент.

Отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 и глава V Конституции Российской Федерации. Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации являетсяглавой государства.Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция (ст. 80) конкретизирует в обобщенной форме связанные с этим функции:

1 Президент Российской Федерации являетсягарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

2 Президент РФ – гарант суверенитета РФ, для этого он наделен такими полномочиями, как введение чрезвычайного или военного положения. Закон устанавливает (ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ), что осуществление этой функции должно проходить в рамках конституционного порядка.

3 Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4 Президент – гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

5 Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Таким образом, Президент РФ – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны.

Выборы Президента регламентируются ФЗ «О выборах Президента РФ» от 17 мая 1995 (в ред. ФЗ от 10. 01. 2003 г. и 30.12. 2008 г.) года и другими федеральными законами. Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституционные требования к кандидату в президенты: им может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Избрание одного и того же лица на третий срок подряд не допускается законом.

Право избрать Президента предоставляется тем гражданам, которым исполнилось на момент выборов 18 лет. Каждый избиратель голосует добровольно и имеет только один голос. От выборов отстраняются только недееспособные и находящиеся в местах лишения свободы лица.

Выбора Президента Российской Федерации проводятся на альтернативной основе. Выдвигать кандидатуры в кандидаты на пост Президента вправе политические партии и непосредственно избиратели (в порядке самовыдвижения). По Федеральному закону о выборах Президента РФ в случае самовыдвижения полагается собрать (п. 1 ст. 36) не менее 2 млн. подписей в поддержку выдвижения, причем на территории одного субъекта – не более 50 тыс. подписей граждан РФ, проживающих на территории данного субъекта РФ. Если подписи собираются среди живущих за рубежом, общее число таких подписей не может быть более 50 тыс.

Если же кандидат в Президенты выдвигается политической партией, то подписи должны составить не менее 5 тыс. по одному субъекту РФ, причем подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов РФ. Новеллы 2009 г. установили, что регистрация кандидата от партии происходит без сбора подписей в следующих случаях: а) если партия превзошла семипроцентный барьер на выборах в Государственную Думу; б) если партия не превзошла указанный барьер, но набрала более 5% голосов избирателей и получила одно ил два депутатских места; в) если списки кандидатов этой партии допущены к распределению депутатских мандатов в законодательных органах власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации. Выдвижение кандидата от партии происходит на съезде или конференции партии.

Дата выборов Президента РФ назначается Советом Федерации, фактически это первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позднее, чем за 4 месяца до дня выборов. Выборы могут быть и досрочными в случае досрочного прекращения полномочий президента.

Через 10 дней после выборов Центризбирком определяет их результаты. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, то назначается второй тур голосования – через 21 день, и в нем участвуют два кандидата, получившие большее по сравнению с другими количество голосов. При повторных выборах избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем его соперник.

Избранный президент вступает в должность на 30-ый день со дня официального объявления результатов выборов, при вступлении на должность он принимает присягу, текст которой содержится в Конституции, в присутствии депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, судей Конституционного Суда.

 

Полномочия Президента РФ

 

Президент Российской Федерации обладает широким кругом как исключительных полномочий, то есть принадлежащих только ему, так и полномочий, соприкасающихся с полномочиями других органов государственной власти.

1 Полномочия представительского характера, производные от статуса Президента как главы государства: 1) Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (п. 4, ст. 89 Конституции РФ); 2) Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; 3) Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «а» ст.89 Конституции, ст. 28 – 29 Закона «О гражданстве РФ»; 4) Президент РФ осуществляет помилование (пп. «б», «в» ст. 89 Конституции РФ и др.

2 Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка: 1) Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (п. 1 ст. 87); 2) Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; 3) Президент РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (п. 2 ст. 87 Конституции РФ; ФКЗ РФ «О военном положении» от 30 января 2002 г.); 4) Президент РФ вводит чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции и ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.).

3 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти: 1) Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, кандидатуру которого он представляет на согласование Государственной Думе (п. «а» ст. 83, ст. 111 Конституции РФ). 2) Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д», ст. 83 Конституции РФ); 3) Президент РФ имеет монопольное право принимать отставку Правительства независимо от основания, даже если ее инициируют иные компетентные субъекты (п. «в» ст. 83, ст. 117 Конституции РФ); 4)Президент РФ предоставляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка (п. «г» ст. 83 Конституции РФ); 5) Президент РФ располагает полномочиями не только по формированию исполнительной власти, но и по ее функционированию – имеет право председательствовать в заседаниях правительства (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).

4 Полномочия по отношению к законодательной власти:

1) Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, но делает это не произвольно, а в соответствии с Конституцией и ФЗ (п. «а» ст. 84 Конституции РФ);

2) Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренной законом: в случае трехкратного отклонения кандидатур на пост Председателя Правительства (п. 4 ст. 111 Конституции РФ); в случае, если Государственная Дума выражает вотум недоверия Правительству РФ (п. 3 ст. 117 Конституции РФ); в ситуации, когда Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, которое поставило перед Президентом вопрос о доверии (п. 4 ст. 117 Конституции РФ). Полномочия Президента по роспуску Государственной Думы ограничены, они заключаются и в том, что Госдума не может быть распущена в следующих случаях: в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период введения на территории всей страны чрезвычайного или военного положения (пп. 1, 2, 4, 5 ст. 109 Конституции РФ); в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Обратим внимание, что Президент не может распускать Совет Федерации. После роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем условием, чтобы Государственная Дума в новом составе приступила к работе не позднее чем через 4 месяца после роспуска.

3) Президент РФ подписывает и обнародует ФЗ. Он вправе отклонить закон (ст. 107), но 2/3 голосов обеих палат вето Президента преодолевается.

4) Президент назначает референдум (п. «в» ст. 84 Конституции РФ).

5) Президент издает два вида нормативно-правовых актов: указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ), которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ).

6) В каждой их палат парламента есть полномочные представители Президента Российской Федерации.

5 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере формирования судебной власти. Президент имеет право представлять кандидатуры для назначения Советом Федерации на должности судей высших судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ) и назначать судей иных судов. Он предоставляет Совету Федерации кандидатуру Генерального Прокурора (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

6 Полномочия, связанные с организацией и функционированием механизма президентской власти: Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности; формирует Администрацию Президента РФ, утверждает Положение о ней, назначает должностных лиц; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах (п.п. «ж», «и», «к» ст. 83 Конституции РФ).

Президент вправе вмешиваться в споры органов государственной власти федерации и субъектов Федерации, а также в споры между субъектами. Для этого Президент РФ может обратиться к согласительной процедуре (ст. 85 Конституции), или же может передать дело для разрешения в соответствующий суд. Президент может назначать на должность глав администрации субъектов РФ. Еще более сильный инструмент – в соответствии со ст. 78 ч. 4 – Президент вместе с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательного определения «неприкосновенности» пока нет. Неприкосновенность Президента следует понимать как неприкосновенность его личности: его нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску, допросу или личному досмотру ни под каким предлогом. Действующего Президента нельзя привлечь к уголовной, административной и другим видам юридической ответственности. Конституция допускает такую меру ответственности Президента, как отрешение его от должности. Принудительное отрешение от должности возможно только на основании тяжкого преступления или обвинения в государственной измене. Этот институт известен под названием «импичмент» и предполагает очень сложную процедуру.

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации»

1 Федеральное Собрание – парламента РФ.

2 Правительство Российской Федерации.

3 Органы судебной власти в Российской Федерации.

4 Органы местного самоуправления.

Федеральное Собрание – парламента РФ

Федеральное Собрание Российской Федерации – это парламент РФ. Термин «парламент» (легислатура) в переводе с латинского и французского означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура» также латинского происхождения от слова «lecs» – закон.

Общая характеристика парламента РФ содержится в гл. 5 Конституции РФ:

1. Федеральное Собрание – учреждение парламентского типа, что впервые закреплено в Конституции РФ (ст. 94).

2. Федеральное Собрание в системе разделения властей является законодательным органом. Принятие законов – это основная задача парламента.

3. Федеральное Собрание функционирует в системе законодательной власти, в которую входят также органы законодательной власти субъектов РФ. При этом учитывается не только горизонтальное, но и вертикальное разделение государственной власти в федеративном государстве. Федеральное Собрание не руководит парламентами субъектов РФ, а осуществляет полномочия только по тем вопросам, которые перечислены в ст. 71 – 72 Конституции РФ.

4. Парламент имеет представительный характер (ст. 94), то есть выражает интересы и волю народа. В парламенте представлены все граждане РФ и все субъекты Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой. В каждой из палат парламента специфическое представительство.

5. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган государственной власти. По Конституции РФ депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе.

6. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Двухпалатный парламент является фактическим. Государственная Дума (450 депутатов) и Совет Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) заседают раздельно. Каждая из палат имеет своего Председателя, его заместителей, комиссии и комитеты. Палаты не имеют общих руководящих должностных лиц. В своей деятельности палаты руководствуются регламентами – актами внутреннего пользования. Совместно палаты формируют Счетную палату, а также совместно создают согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе. Полномочия палат также различны и излагаются в разных статьях Конституции (ст. 102, ст. 103). Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

7. Классические функции парламентов – законодательная и контрольная. В Конституции РФ не указано, что Федеральное Собрание – контрольный орган, но он выполняет ряд контрольных функций. Так, парламент РФ формирует Счетную палату РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Парламент контролирует Правительство через утверждение бюджета страны и решает вопрос о доверии Правительству РФ (Ст. 103 и ст. 117 Конституции РФ).

8 Федеральное Собрание – это коллегия профессиональных политиков, которые не совмещают свою деятельность с другими производственными функциями, за исключением научной, педагогической, творческой. В Российской Федерации нет процедуры досрочного отзыва депутата. Основные функции органа государственной власти раскрываются через его компетенцию – объем полномочий. Предметной функцией Федерального Собрания является принятие законов. Предметная компетенция определяет как бы общую компетенцию в сфере законодательной деятельности парламента. Но компетенции палат различны. Специальная компетенция – это право одной из палат принимать решение по определенному вопросу.

Специальная компетенция Совета Федерации установлена рядом статей Конституции (в основном ст. 102) и Федеральными законами.

Специальная компетенция Государственной Думы выражается в полномочиях, закрепленных ст. 103 Конституции РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.02 с.)