Русская народная сказка: «двое из сумы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская народная сказка: «двое из сумы».



Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день – то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенеты и поставил их. И поймал он журавля и говорит ему:

- Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей старухе, авось она не будет теперь на меня ворчать.

Журавль ему отвечает:

- Батюшка! Пойдем со мною в дом.

Вот он и пошел к нему в дом. Пришли; журавль взял со стены сумку и говорит: «двое из сумы!» Вот сейчас вылезли из сумы два молодца, стали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать яства и питья разные. Старик видит такую сладость, что сроду никогда не видывал, и обрадовался очень. Журавль и говорит ему:

- Возьми эту суму себе и неси своей старухе.

Вот он взял и пошел; шел путем дальним и зашел к куме ночевать; у кумы было три дочери. Собрали ему поужинать, чем бог послал. Он ест – не ест и говорит куме:

- Плоха твоя еда!

- Какая есть, батюшка! – отвечала кума.

Вот он и говорит:

- Собери свою еду-то; а какая была у него сума, той говорит, как приказывал ему журавль: двое из сумы!

В ту же минуту двое из сумы вылезли, зачали ставить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать яства и питья разные.

Кума с дочерьми своими удивилась, задумала унесть у старика эту суму и говорит дочерям:

- Подите истопите баньку; может, куманек попарится в баньке-то.

Вот только пошел он в баню-то, а кума сейчас приказала своим дочерям сшить точно такую же суму, какая у старика; они сшили и положили свою суму старику, а его суму себе взяли. Старик вышел из бани, взял обмененную суму и весело пошел в дом свой к старухе; приходит ко двору и кричит громким голосом:

- Старуха, старуха! Встречай меня с журавлем сыном.

Старуха глядит на него быстро и ворчит промеж себя: «Поди-ка ты, старый! Я тебя отваляю рогачом». А старик свои слова говорит:

- Старуха! Встречай меня с журавлем-сыном.

Вошел в избу старик, повесил суму на крючок и кричит: «двое из сумы!» Из сумы нет никого. Вот он в другой раз: «двое из сумы!»Из сумы опять никого. Старуха видит, что он говорит бознать (бог знает) что, ухватила помело мокро и ну старика гвоздить.

Старик испугался, заплакал и пошел опять в поле.

Отколь ни взялся прежний журавль, видит его несчастье и говорит:

- Пойдем, батюшка, опять ко мне в дом.

Вот он и пошел. У журавля опять сума висит такая же. Двое из сумы! – сказал журавль. Двое из сумы вылезли и поставили такой же обед, как и прежние.

- Возьми себе эту суму, - говорит журавль старику.

Вот он взял суму и пошел; шел, шел по дороге, и захотелось ему поесть, и говорит он, как приказывал журавль: «двое из сумы!» Двое из сумы вылезли – такие молодцы с большими колдашами – и начали его бить, приговаривая: «Не заходи к куме, не парься в бане!» - и до тех пор били старика, пока он не выговорил кое-как: «двое в суму!» Как только изговорил эти слова, двое в суму и спрятались.

Вот старик взял суму и пошел; пришел к той же куме, повесил суму на крючок и говорит куме:

- Истопи мне баньку.

Она истопила. Старик пошел в баню: парится – не парится, только время проводит. Кума созвала своих дочерей, усадила за стол – захотелось ей поесть – и говорит: «двое из сумы!» Двое из сумы вылезли с большими колдашами и ну куму бить, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Били, били… вот она и говорит большой дочери:

- Поди, кликни кума из бани; скажи, что двое совсем меня прибили.

- Я ща (еще) не испарился, - отвечает старик.

А они все больше ее бьют, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Вот кума послала другую дочь:

- Скорее вели куманьку идти в избу.

Он отвечает:

- Я ща голову не мыл.

Она и третью посылает.

- Я ща не купался, - говорит старик.

Терпенья нет куме! Велела принесть украденную суму. Вот старик вышел из бани, увидал свою прежнюю суму и говорит: «двое в суму!» Двое в суму с колдашами и ушли.

Вот старик взял обе сумы – и сердиту и хорошу – и пошел домой. Подходит ко двору и кричит старухе:

- Встречай меня с журавлем-сыном.

Она на него быстро глядит: «Поди-ка ты домой-то я тебя отваляю!»

Взошел в избу старик, зовет старуху:

- Садись за стол, - и говорит: «двое из сумы!»

Двое из сумы вылезли, настановили пить и есть.

Старуха наелась-напилась и похвалила старика:

- Ну, старик, я теперь бить тебя не стану.

Старик, наевшись, вышел на двор, хорошую суму вынес в клеть, а сердитую повесил на крючок; а сам по двору ходит – не ходит, только время проводит.

Захотелось старухе еще выпить, и говорит она стариковы слова: «двое из сумы!» Вот вылезли двое из сумы с большими колдашами и начали бить старуху; до тех пор били, что у ней мочи не стало! Кличет старика:

- Старик, старик! Поди в избу: меня двое прибили!

А он ходит – не ходит, только посмеивается да поговаривает: «Они тебе зададут!» Двое еще больше бьют старуху и приговаривают:

- Не бей старика! Не бей старика!

Наконец старик сжалился над старухою, вошел в избу и сказал: «двое в суму!» Двое в суму и спрятались. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде ею похваляется, тем и сказка кончается.

Анализ сказки.

Русская народная сказка «Двое из сумы» в первую очередь дает характеристику быта простого народа, показывает проблемные взаимоотношения в семье. Ворчливая старуха, отягощенная отсутствием забот о детях, перекладывает свой гнев на мужа. Тот в свою очередь старается найти компромиссное решение для сглаживания недоброжелательной атмосферы. С помощью сказочного помощника, появляется возможность компенсировать ситуацию материальным достатком. Но старик, решив поделиться своей радостью с кумой, попадает в незавидное положение. Здесь он сталкивается с коварством, предательством, жадностью и другими человеческими пороками, которые еще больше усугубляют его незавидное положение в семье. И опять на помощь приходит сказочный помощник, который теперь уже в несколько жестокой форме помогает старику расправиться со своими обидчиками. Сказка заканчивается на хорошей ноте. Справедливость восторжествовала, отрицательные герои наказаны за свои недоброжелательные поступки, в семье воцарился мир да покой.

Воспитательное значение сказки заключается в том, что весь сюжет показывает отрицательные последствия неправильного взаимодействия героев, недоброжелательного отношения к окружающим. Жадность, коварство, жестокое обращение наказуемы. В сказке дается конкретный вариант расправы с обидчиками – привлечение физически более сильных, непобедимых. Но следует обратить внимание на то, что появляются «двое из сумы» не по велению их хозяина, а в тот момент, когда другой человек расположен, совершить недостойный поступок. И главный герой сказки, старик, всякий раз останавливает несколько жестокое наказание, именно в тот момент, когда человек начинает осознавать неправильность своего поведения. Он представляется нам человеком мягким, доброжелательным, сопереживающим окружающим. Форма наказания, выбранная в сказке, в большей степени не призыв к расправе в такой форме со своими обидчиками, а усиление яркости эффекта при достижении желаемого благополучия.

Упражнение на личностное самоопределение: «Кто Я?»

Внимательно посмотрите на свои предыдущие записи. Прежде чем сделать очередную запись, подумайте и задайте себе вопросы: «Что изменилось во мне за время проведения занятий? От чего пришлось отказаться?»

Упражнение: «Очередь»

Цели заключительного упражнения:

- научение умению находить компромиссное решение, аргументировать и отстаивать свою жизненную позицию;

- уметь правильно реагировать на проблемную ситуацию; изменять свое решение или поведение в случае необходимости;

- формирование правильного построения общения с другими людьми, через понимание их сущности (использование опыта, полученного в ходе обсуждения сказки).

Инструкция.

Из группы выбираются несколько человек, из которых один – водящий. Остальные становятся друг за другом, как бы в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. При этом некоторые участники могут иметь игровые задачи. Например, не пропустить «нахала» к прилавку или взять его к себе в компаньоны для чего – либо.

После проигрывания сценок, ведущий обращает внимание на успешность или не успешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты основного контакта. Вторые участники делятся впечатлениями, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось достичь цели, то отмечается, что было недостаточно, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Ведущий обязательно акцентирует внимание на том, что было удачным. Второй участник обычно не обсуждается. Желательно, чтобы основной участник проиграл сценку несколько раз подряд.

Итог

Завершающей частью занятия является подведение итогов через заполнение заранее подготовленных бланков, отражающих впечатления участников.

 

Занятие 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.3 (0.015 с.)