Галайдо С. ,заведующая библиотекой новоаганской монш 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Галайдо С. ,заведующая библиотекой новоаганской монш



 

Цель: Дать первоначальное понятие о библиотечном каталоге.

Задачи: Развитие самостоятельности в поиске информации, ориентация в фонде библиотеки, поиск нужной книги, выработать первичные навыки работы с каталогом.

 

Младшие школьники, как правило, предпочитают выбирать книги на полках открытого доступа, или обращаются за помощью к библиотекарю, не обращаясь к справочно-библиографическому аппарату. Детей можно понять: очень скучно и неинтересно рыться в карточках библиотечного каталога, тем более что в каталоге, как правило, собраны сведения о крупных изданиях, а что делать если в вашей библиотеке достаточно большой фонд так называемой «лапши» - брошюр, детских книг?

Вот здесь-то и приходит на помощь детский иллюстрированный каталог. Задача библиотекаря – пробудить у детей интерес к поиску книги с его помощью и научить самым элементарным приемам работы с первым в их читательской жизни каталогам.

Библиотекарь.

Ребята, сегодня мы продолжим работать над темой выбора книги в библиотеке, но с очень интересным помощником – детский иллюстрированным каталогам. Обратите внимание на карточки в моих руках. Что в них необычного? Что вас удивило, заинтересовало?

Дети. Карточки размером с книгу, крупный текст, яркий рисунок.

Дети должны самостоятельно или с подсказкой библиотекаря сделать вывод: карточки напоминают обложку книги, но с аннотацией.

Вопрос.

Какие элементы титульного листа повторяются на карточке детского каталога? Какую информацию дети получили из текста?

В ходе урока дети должны для себя уяснить:

1) карточка детского каталога доносит информацию об авторе, издании книги.

2) краткая аннотация помогает определить тематику книги.

3) карточка детского каталога помогает в поиске литературы, раскрывает фонд детской литературы.

Как правило, детям интересно работать с яркими красочными карточками детского каталога. Они быстро уясняют, что в каталоге карточки расположены по темам: «Сказки», «Стихи», «Научно-популярная литература» и т.д. Дети с большой охотой приступают к практическим занятиям.

 

Практическое занятие.

Задание.

Внимательно рассмотреть рисунок на карточке, прочитать аннотацию на книгу, сравнить записи на карточке с титульным листом и обложкой. Через 3-5 минут задать детям вопрос: «Что вы узнали о книге? В чем сходство карточки и титульного листа?

 

Задание.

Работа только с карточками. Библиотекарь обобщает высказывания ребят о том, что можно узнать по карточке, не видя самой книги.

 

Дополнительная информация для детей.

Карточки в детском иллюстрированном каталоге сгруппированы по темам, а внутри каждого тематического раздела – по алфавиту фамилий автора, назвать темы, показать разделители и рисунки на них, продемонстрировать связь каталога с расстановкой книг на полках открытого доступа и объяснить, как в каких случаях им пользуются.

Задание: подобрать книги к очередному уроку внеклассного чтения, например «Рассказы о юных героях». Обращение детей к разделу «Рассказы о подвигах» поможет им найти нужную книгу, или получить дополнительную информацию.

Цель: В игровой, занимательной форме познакомить учащихся с понятием «библиотечный каталог». Дать навыки пользования каталогом.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня нам предстоит большая и интересная работа, и мне очень понадобится ваша помощь. Ребята, скажите, пожалуйста, что, прежде всего, привлекает вас в книге, когда вы видите ее впервые? (Яркая, красочная обложка, иллюстрации). А как вы считаете, для чего так старался художник? (чтобы заинтересовать будущего читателя) Правильно! Помните русскую народную поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму». Так и мы встречаемся первый раз с книжкой и оцениваем ее «одежку». Если обложка и иллюстрации яркие, красивые, красочные, то нам поскорее хочется ее прочесть, ведь каждая книга – это загадка. Что она прячет на своих страницах? (Библиотекарь раздает несколько вариантов карточек-иллюстраций – часть иллюстрированного каталога).

Посмотрите на эти карточки. Они отражают книги, имеющиеся в нашей библиотеке. Посмотрите внимательно на карточку. Внизу вы видите библиографическое описание книги. Что это такое? Вы наверняка знаете, что у каждого человека есть документ, в котором написана дата его рождения, имя, фамилия и отчество, его адрес и т.д. как называется такой документ? (паспорт). А для чего он нужен? (Чтобы человека можно было легко найти) Действительно, очень удобно. Точно также и каждая книжка в библиотеке имеет свой «паспорт». На карточке мы с вами как раз и видим самые необходимые данные о книге. Прочтем их вслух (читают, библиотекарь комментирует).

А теперь я хочу пригласить к доске Петю. Петя, покажи классу свою карточку. (Библиотекарь выносит настоящую книгу, идентичную карточке) Теперь в одной руке у Пети настоящая книга, а в другой – карточка, на которой написаны основные данные об этой книге. Петя, посмотри внимательно на книгу, открой ее титульный лист и скажи, что общего ты заметил? (Идентичность библиографической записи на титульном листе и на карточке). (Библиотекарь раздает настоящие книги, идентичные карточкам, классу). Посмотрите внимательно, ребята, что написано на карточке и что на титульном листе вашей книги. Замечательно. Скажите, что еще вы видите на карточке? (Аннотация, краткое содержание книги). Как вы считаете, для чего на карточке написано краткое содержание книги? (Чтобы знать о чем книга, интересна ли она тебе).

А теперь я попрошу вас решить одну очень не простую задачку. (Библиотекарь собирает все карточки и составляет их в определенном порядке). Посмотрите внимательно на то, как я разложила карточки? (Карточки разложены по темам: «Ребятам о зверятах»; «Сказки»; «Что, Где, когда?»), А теперь посмотрите на это замечательное приспособление. Это разделитель. Он разделяет карточки, составленные по определенным темам. Прочтем вместе, что написано на разделителях. (Читают). Кто из вас сможет расставить правильно карточки по темам и найти место для разделителя? (Расставляют по очереди несколько человек). Замечательно! Знаете ли вы, что только что, вы составили самый настоящий библиотечный иллюстрированный каталог. Что это такое?

Петя

-Это что за слово – «каталог»?!

Я его значение сам понять не смог!

Библиотекарь

-Очень просто, Петя, так о чем здесь речь?

Очень нужно дети, книжки нам беречь!

Пусть на полках книжки рядышком стоят, (подходит к полке, показывает на книги)

Этому читатель будет очень рад.

А о чем написано в книжке, ребятня,

Прочитать на карточке сможем ты и я! (берет карточку, показывает на аннотацию)

Карточки как книжки рядышком стоят (демонстрирует каталог)

Это все, ребята, каталожный ряд!

Подойди, сначала к каталогу ты (демонстрирует каталог)

Карточки-помощницы ты перебери, (перебирает)

И уж если точно захотел прочесть (выбирает карточку)

Эту чудо- книгу, ей хвала и честь!

Только лишь тогда ты к полке подойдешь, (возвращается к полке)

Только эту книжку нужную возьмешь (находит книжку).

 

Откройте свой библиографический словарик. Давайте, запишем новое определение.

Каталог, это перечень книг, имеющихся в библиотеке. Иллюстрированный каталог – это перечень книг с аннотациями, украшенный иллюстрациями (демонстрирует).

Для чего нужен каталог? Если сначала вы просмотрите каталог, и в нем выберете понравившуюся книгу, то подойдя к полке с книгами вы быстро ее найдете и не будете перебирать остальные книги. Карточки в каталоге стоят точно также как и книги на полках, поэтому нужную книгу легко найти по ее «соседям». Еще каталог необходим в библиотеке для того, чтобы знать какие книжки есть в наличии. Ведь может случится так, что книжку с полки кто-то уже взял на дом, а благодаря иллюстрированному каталогу вы не только узнаете, что эта книга есть в библиотеке, но и сможете прочесть к ней аннотацию, увидеть иллюстрации.

Библиографическая игра

Вызываю самых смелых, внимательных и умелых! (Выходят три человека) Сегодня, ребята, мы с вами говорили о книгах, составленных по определенным темам. А кто из вас придумает свою тему? (варианты) Очень хорошо. Получается, что у нас с вами есть несколько тем, которые могут быть объединены вместе, в одном разделе каталога. Задание: посмотрите на тематические разделители и подберите темы в общий раздел

1. «Литература для отдыха» («Сказки»; «Приключения, фантастика»; «Детские детективы»

2. «Природа» ( «Кошкин дом»; «О растениях»; «По лесным тропинкам».)

3. «Что, где, когда?» («Справочная литература», «Я познаю мир»)

Теперь каждый из вас расскажет, почему он выбрал в общий раздел именно эту тему? (Обсуждение) Молодцы, ребята! Каждый из вас получает Библиорден!

А теперь, обратите внимание на этот плакат. (Объяснение). Спасибо за внимание.

Урок № 2 «Выбор книг в библиотеке» &



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.021 с.)